Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT RESOURCE CENTER AS ONE OF DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION

Akhmetov Sh.R. 1 Khisameeva L.R. 1 Nizamova A.Kh. 1
1 Kazan State University of Architecture and Engineering
Resource Center of vocational education is a property complex, including equipment, software and hardware, information, personnel, training resources, provide training in demand market economy. Resource centers of vocational education perform the following functions: educational, methodical, service. Identified three models of organizational and legal form of vocational education resource center: a structural unit of an institution of vocational education; non-profit organization; non-profit partnership without appropriate organizational and legal registration. Highlighted main categories of consumers resource center of professional education. Resource centers of vocational education play an important role in the networking of educational institutions of different kinds and types. The purpose of organizing the process of networking is to provide community access to existing high-value resources. The activities of resource centers of vocational education as part of educational clusters, not only provides publicly available, high-quality, efficient production of educational services and vocational training institutions relationship with enterprises and business structures.
activity and resource centers
a resource center
educational resources
the relationship of vocational education institutions with businesses
educational clusters
networking
service users of the resource center
organizational and legal form of the resource center
Resource Center vocational education resource center model

В статье 2 действующего закона РФ «Об образовании» образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Коренные изменения в России затрагивают различные социальные институты, в том числе и профессиональное образование, позитивно воздействующего на социальную мобильность, механизмы воспроизводства социальной структуры, формирующего социально и экономически активную личность, создающего конкурентную ситуацию на рынке образовательных услуг. Необходимость модернизации профессионального образования обусловила развитие ресурсных центров [8]. К настоящему времени в образовательной практике сложились следующие типы ресурсных центров: региональные ресурсные центры развития единой образовательной информационной среды; ресурсные центры интернет-образования; региональные ресурсные центры в области открытого и дистанционного обучения; ресурсные центры муниципальных образований, обеспечивающие равный доступ подведомственным образовательным учреждениям к информационным, научно- методическим, материально-техническим ресурсам в целях эффективного достижения образовательных результатов; ресурсные центры некоммерческого сектора, оказывающие поддержку в проведении научно-методических мероприятий (конференций, семинаров, тренингов); ресурсные центры профессионального образования, в которых концентрируются ресурсы, необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, востребованных региональным рынком труда [2].

Цель статьи - охарактеризовать ресурсные центры профессионального образования. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: выявить функции ресурсных центров профессионального образования; выявить модели организационно-правовой формы ресурсного центра профессионального образования; выделить главные категории потребителей услуг ресурсного центра профессионального образования; раскрыть роль ресурсных центров профессионального образования в сетевом взаимодействии образовательных учреждений разных видов и типов; выяснить основные приоритетные направления деятельности ресурсных центров профессионального образования. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия.

Результаты исследования. Сегодня в основу процесса профессионального образования могут быть положены следующие принципы:

1. Принцип интеграции, обеспечивающего взаимосвязь форм и методов профессионального образования, теории и практики, дисциплин профессионального, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов.

2. Принцип креативности, направленного на развитие интегративных качеств субъектов процесса профессионального образования и обуславливающего их самоопределение, творческий характер деятельности.

3. Принцип акмеологичности, состоящего в определении траектории образовательного роста каждого студента, интегрированном и целенаправленном воздействии на развитие свойств субъектности.

4. Принцип событийности, обуславливающего организацию в процессе профессионального образования динамической сети взаимосвязанных событий, влияющих на актуализацию социально-значимых ценностей, личностное развитие его субъектов.

5. Принцип фасилитации (vasi - лат. - направляться, двигаться, устремляться), обеспечивающего фасилитационную направленность личности субъектов процесса профессионального образования: готовность к безоценочному позитивному принятию и постоянной поддержке друг друга, активному эмпатийному слушанию, конгруэнтному (адекватному, подлинному и искреннему) самовыражению в общении [3].

Организация процесса профессионального образования на основе вышеизложенных принципов определяет его стратегии, одна из которых - создание и развитие ресурсных центров. Создание ресурсных центров профессионального образования в России началось на рубеже ХХ - ХХI вв., в связи с дефицитом бюджетных средств и формированием отрицательных тенденций в развитии профессионального образования: износ материально-технической базы; недостаток бюджетного финансирования для переоснащения; усиление конкурентной борьбы между учреждениями профессионального образования за абитуриентов и т.д. Выходом из создавшейся ситуации стала концентрация образовательных ресурсов с одновременным обеспечением их коллективного использования. При этом под образовательными ресурсами, отмечает Т.Ю. Ломакина, понимаются не только учебно-лабораторное оборудование, но и учебно-методические, информационные, кадровые и другие виды ресурсов, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих кадров [2]. Таким образом, создание ресурсных центров происходит, как правило, в рамках региональных образовательных программ, регламентирующих и контролирующих процесс организации ресурсной сети и опирающихся в своей деятельности на соответствующие программы федерального уровня.

Ресурсный центр профессионального образования представляет собой имущественный комплекс, включающий оборудование, программно-аппаратные средства, информационные, кадровые, учебно-методические ресурсы, обеспечивающий подготовку кадров востребованных рыночной экономикой. В коллективном издании «Организация работы ресурсного центра профессионального образования» миссия ресурсного центра представлена как совокупность целей и связанных с ними направлений деятельности, характерных для конкретной организации [6]. Для определения миссии, считают авторы упомянутой публикации, необходимо изучить федеральные и региональные нормативные документы, касающиеся развития системы профессионального образования, а также экономические планы развития региона. В противном случае миссия ресурсного центра может оказаться нереальной, «висящей в воздухе» и не соответствующей потребностям общества [6].

Ресурсные центры профессионального образования выполняют следующие функции: 1) образовательную, которая заключается в реализации части программ профессионального образования; 2) методическую, заключающуюся в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса; 3) сервисную, состоящую в информационной, информационно-аналитической, маркетинговой, организационной поддержке, обеспечении внешних связей и в сети в целом [6].

Г.А. Фирсовым и Т.И. Платоновой выявлено три модели организационно-правовой формы ресурсного центра профессионального образования: структурное подразделение учреждения профессионального образования; некоммерческая организация; некоммерческое партнерство без соответствующего организационно-правового оформления [10]. Первая модель ресурсного центра профессионального образования, в связи с опорой на одно учебное заведение обладает серьезным недостатком, который затрудняет реализацию главной функции - обеспечение интеграции и согласованного развития существующих структур научно-методического, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения профобразования. Вторая модель ресурсного центра профессионального образования позволяет реализовать задачу интеграции ресурсов, согласованного развития профессиональных образовательных услуг. Главным недостатком модели считается отсутствие бюджетной истории у вновь созданного партнерства, что не позволяет ему выступать в качестве аккумулятора бюджетных средств, участвовать в конкурсах на получение бюджетного финансирования. Однако включение в учредительские документы пункта о консолидированной ответственности членов партнерства (образовательных учреждений, научных организаций, администрации региона) за конкурсное бюджетное финансирование даст возможность снять это ограничение. Очень важным во второй модели является введение понятия «учебное заведение - организатор» регионального ресурсного центра. Это в принципе меняет его целевую функцию и структуру финансирования организационного этапа. Учебное заведение - организатор обязуется решить организационные, правовые и технические вопросы создания ресурсного центра как некоммерческой организации с четким определением задач и способов их решения. В третьей модели ресурсного центра профессионального образования присутствуют недостатки первой модели, когда используемые ресурсы ограничены возможностями организации - исполнителя. В то же время, поддержка региональных администраций (использование «административного ресурса») позволяет стимулировать к исполнению функций другие организации в качестве соисполнителей. Однако, отсутствие организационного оформления (правового статуса) не дает возможность привлечь целевые финансовые средства для работы этой модели ресурсного центра [10].

Выделены главные категории потребителей услуг ресурсного центра профессионального образования. Это молодежь старшего школьного возраста, которая заинтересована в получении допрофессионального образования, репетиторских услуг для подготовки к ГИА и ЕГЭ, изучении иностранного языка, компьютера и т.д. [9]. Родители подростков, заинтересованные в получении своими детьми развивающих, оздоровительных, информационных, репетиторских услуг, профессиональной ориентации [1]. Молодежь старше 20 лет и люди среднего возраста, вплоть до пенсионного, которые заинтересованы в получении дополнительного профессионального образования, в том числе - профессиональной переподготовки и повышении квалификации, а также в различных оздоровительных, информационных, развивающих услугах. Работодатели, которые заинтересованы в повышении квалификации и профессиональной переподготовке своих работников, а также в консалтинговых услугах. Другие учебные заведения, заинтересованные в получении методических и консалтинговых услуг, повышении квалификации своих сотрудников [8]. Региональные органы управления образованием, заинтересованные в повышении квалификации работников учебных заведений, предприятий, организаций на базе ресурсных центров. Муниципальные органы, в ведении которых находится общее среднее образование, видят в ресурсных центрах партнеров в организации профильного обучения старшеклассников. Службы занятости, которые отдают предпочтение организации переобучения безработных ресурсным центрам ввиду лучшей оснащенности их материальной базы [6].

Ресурсные центры профессионального образования выполняют важную роль в сетевом взаимодействии образовательных учреждений разных видов и типов. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую учащимся возможность освоить образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие - необходимое условие выстраивания отношений между учреждениями профессионального образования, наделёнными функциями ресурсных центров, другими учебными заведениями. Оно необходимо для обеспечения более качественной подготовки рабочих кадров для отраслей экономики региона [5]. Целью организации процесса сетевого взаимодействия является обеспечение коллективного доступа к имеющимся высокостоимостным ресурсам. Достижение указанной цели предполагает создание равных условий всем категориям обучающихся, педагогам, взрослому населению для получения профессиональных квалификаций, удовлетворяющих требованиям рынка труда. При этом важно обратить внимание на то, что ресурсные центры рассматриваются не как конкуренты среди других образовательных учреждений профессионального образования, а в качестве лидеров, «центров роста качества», помогающими повысить качество обучения в регионе в целом [4].

Основными приоритетными направлениями деятельности ресурсных центров профессионального образования могут быть:

  • прикладной маркетинг территориального рынка трудовых ресурсов; организация и проведение прогнозно-аналитической деятельности по изучению конъюнктуры труда;
  • стандартизация и введение новых профессий по приоритетным отраслям экономики региона; учебно-методическое и программное обеспечение новых профессий и технологий;
  • реализация государственных стандартов профессионального образования; введение в образовательный процесс новых производственных технологий; достижение соответствия подготовки современному уровню производства; организация и проведение отдельных циклов производственной практики учащихся однопрофильных учебных заведений; организация производственного обучения учащихся однопрофильных образовательных учреждений на выпуске продукции; взаимодействие с предприятием (организациями), реализующими новые производственные технологии в регионе;
  • подготовка специалистов по особо сложным профессиям, требующим специальных программ профессионального образования; подготовка кадров с опережением современного уровня производства;
  • кадровое сопровождение новых инвестиционных проектов;
  • организация повышения квалификации и стажировки педагогов и мастеров профильных учреждений профессионального образования региона;
  • проведение профориентационной работы среди школьников и молодежи; удовлетворение образовательных запросов населения через систему дополнительных услуг, предоставляемых ресурсным центром [6].

Вывод. Эффективность системы профессионального образования как ресурса социально-экономического развития региона напрямую связана с ее позиционированием на рынке труда. Это значит, что она должна иметь инфраструктуру рыночного типа, механизмы результативного взаимодействия с субъектами внешней среды. Деятельность ресурсных центров профессионального образования, как составляющей образовательных кластеров, обеспечивает не только общедоступное, качественное, эффективное производство образовательных услуг, но и взаимосвязь учреждений профобразования с предприятиями и бизнес-структурами [7]. Организационные структуры ресурсных центров профессионального образования варьируются в зависимости от направлений деятельности и имеющихся ресурсов. Но во всех случаях предполагается осуществление ими образовательной, научно- методической, информационной, консалтинговой и маркетинговой деятельности, что влечет за собой создание соответствующих отделов или служб, повышение квалификации преподавателей учреждений профобразования и мастеров производственного обучения.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. Директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.