Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FAMILY IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF TEENAGE DISADAPTATION

Povshednaya F.V. 1 Lebedeva I.V. 1
1 The Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a K.Minin
In the article are examined the problems of teenage desadaptation, its reflection in the theoretical sources of key personnel; is analyzed concept “difficult adolescent” from the positions of psychological and pedagogical sciences; the forms of teenage deviations are represented; the role of family as the leading factor of the socialization of contemporary children and adolescents is examined; the reasons for social orphanhood are revealed; is represented the practical experience of the solution of the problems of the socially unprotected children (children of the risk group, orphans, children remained without the care.) based on the example to Nizhny Novgorod region. The authors prove the significance of the sanitation of family relations, in spite of crisis phenomena in the Russian family, for the purpose of finding by the children of samoidentichnosti, habits of positive contact, development of intellectual and emotional service lives. In the article consecutively are revealed the diverse forms of work with the families of nizhegorodtsev at different levels of social-pedagogical and educational activity. In the context of the problems of child- orphans the possibilities of development and functioning of the institute of the fosters families as the alternative promising form of family training are considered.
the teenage period
desadaptation
kriminogennost
teenage deviation
neglect
the institute of family
social-pedagogical support
deprivation
Решение воспитательных задач общества напрямую связано с тем, насколько социально здоровой является детско-юношеская среда. Сегодня под давлением драматических событий международного характера видоизменяется российское общественное сознание, усложняется воспитательная практика т.к. в социуме появляются новые проблемы и обостряются старые. К таким проблемам в первую очередь относится подростковая дезадаптация, которая является почвой для развития многих социальных пороков (беспризорность, безнадзорность, криминализация, бродяжничество, разрушительное отношение к себе и другим, агрессия, нравственное растление и т.д.). Решение данной проблемы на теоретическом и практическом уровне требует междисциплинарного подхода, поэтому привлекает внимание педагогов, социологов, юристов, психологов, представителей медицинских и религиозных наук. В данном направлении исследований психологическая наука достигла значительных успехов в изучении личности детей подросткового возраста, особенностях их развития, формирования и поведения. Так, психолого-педагогические особенности развития личности и, в частности, детей и подростков, раскрыты в трудах ведущих ученых России (К.А. Абульхановой - Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.В. Байбородовой, Е.Н. Волковой, М.И.Рожковой и др.). Социальные аспекты проблем детей, воспитывающихся вне системы детско-родительских связей, особенности развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отражены в работах М.А. Алемаскина, М.П. Араловой, О.М. Овчинникова, Л.В. Кузнецова, А.А. Лиханова, Н.В. Репиной; проблемы детской и подростковой дезаптации - в работах Б.Н. Алмазова, А.Я. Журкиной, Р.В. Овчаровой, Л.К. Фортовой и др. Интеграция трудных подростков в социальную среду исследована Ю.С. Мануйловым, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Д. И. Фельдштейном и др.). Представители различных направлений научного знания единодушны в том, что подростковый возраст является трудным как для самого подростка, так и для тех, кто пытается ему помочь в социализации и организует работу с ним. Сопротивление воспитательным воздействиям взрослых, родителей, учителей приводит к появлению большого количества детей и подростков «группы риска». Понятие трудный подросток, как правило, связывают с девиациями в поведении (образе жизни, привычках, способах общения, позиционировании себя в социуме, межличностных отношениях и т.д.). При этом характер девиаций подростков может быть самым разнообразным; чаще всего они проявляются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве и алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, употреблении наркотических и токсических веществ, суицидальных тенденциях. Исследователи отмечают, что при решении проблемы детско-подростковой дезадаптированности необходимо помнить, что «детство - это сложный процесс развития ребенка, имеющий свои внутренние рубежи, возрастные периоды» [9,с.55].

По данным современной статистики, более 700 тысяч детей являются сиротами, из них 95 % - социальные сироты; 40 % - выпускников детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений становятся алкоголиками и наркоманами; 40 % - пополняют преступный мир, 10 % - кончают жизнь самоубийством, и только 10 % адаптируются к нормальной жизни [8]. Причины данных негативных социальных явлений связаны с изменениями социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в стране, среди которых стоит отметить следующие факторы:

- падение жизненного уровня определенной части населения, в том числе многодетных семей;

- снижение психологического и физического здоровья молодежи;

- насилие и жестокое обращение с детьми в семье;

- отсутствие в ряде образовательных организаций эффективной работы с детьми-сиротами и детьми с трудной судьбой;

- психолого-педагогическая несостоятельность родителей;

- деформация ценностных ориентаций детей и молодежи;

- криминализация общества, рост преступности, особенно среди несовершеннолетних;

- негативное влияние СМИ на семейные ценности;

-недостаточное использование механизмов социального и психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-сирот в разных социальных институтах;

- недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров для работы с детьми-подростками;

- психологическая и материальная неготовность молодых родителей к исполнению родительских обязанностей.

Традиционно причины асоциального поведения детей и подростков принято искать в семье. Исследования показывают, что социально-экономические и политические особенности современного российского общества отрицательно сказались на российской семье, которая переживает определенный кризис. Для многих современных детей родительский дом, как подчеркивает Е.Н. Волкова [1], никогда не был спасительной гаванью, поскольку жестокое обращение с детьми нередко является основной причиной, заставляющей их бежать и искать спасение на улице. Кризис современной семьи, разрыв семейных отношений, нежелание понять друг друга, отторжение «Мира Взрослых от Мира Детства» (по Д.И. Фельдштейну) - всё это усугубляет проблемы подростков, наносит непоправимый вред их здоровью, психическому, социальному и эмоциональному развитию, превращает их в «трудных». Ситуация «отторжения», которая начинается в семье и продолжается в школе и социуме, порой остается на всю жизнь: тормозит интеллектуальное и психическое развитие, ведет к дезинтеграции личности. В мировом профессиональном сообществе в контексте проблемы насилия и жестокого обращения с детьми рассматривается понятие социального сиротства как серьезного порока современного социума. Сущность социального сиротства констатирует неисполнение родителем (или лицом, его замещающим) обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, именно: пренебрежение физическими потребностями, медицинскими нуждами, потребностями в образовании и социализации. Не менее болезненным для ребенка является психологическое пренебрежение - это постоянное невыполнение родителем или лицом, его заменяющим, минимальной потребности ребенка в поддержке, заботе, внимании и любви. Таким образом, негативный опыт общения с взрослыми оставляет у подростков чувство социальной незащищенности, осложняет формирование позитивного смысла жизни и развитие эмоциональных и интеллектуальных ресурсов [5, с.5-6].

Современная наука по-разному относится к тем изменениям, которые сегодня претерпевает семья как социальный институт. Несмотря на трансформацию семьи и обострившиеся противоречия между семейными и внесемейными ценностями, общечеловеческая значимость семьи сохраняется. Ученые и практики доказывают, что многие проблемы неблагополучного подростка можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные условия семейной жизни и семейного воспитания. Известно, что подготовка родителей к воспитанию детей является сложной педагогической проблемой, т.к. ни один родитель не считает себя неспособным к созданию правильных и позитивных детско-родительских отношений. Это заблуждение порождает серьезные и порой уродливые формы проявления извечного конфликта «отцов и детей». В силу этих причин социально-педагогическая практика ориентирована сегодня на социальную помощь и поддержку не только отдельного проблемного ребенка, но и всей семьи [6,с.41]. Специалисты отмечают, что в дополнение к традиционным формам семейного воспитания (помощь школьного психолога, социального педагога, классного руководителя, специальные курсы для родителей, школы для приемных и замещающих родителей, лаборатории по семейному воспитанию) добавляются новые: организация методических семинаров (лекториев, тренингов, консультаций); усиление полномочий родительских комитетов; создание попечительских родительских организаций, развитие школьной службы медиации, приобщение родителей к активному участию в жизни школы и т.д. [3;4]. Результаты исследования, проведенного А.В. Повшедным, показали, что в Нижнем Новгороде и Нижегородской области накоплен интересный опыт взаимодействия школы и семьи, разработаны и внедрены в практику инновационные проекты и целевые программы социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы разнообразные воспитательные системы классов и школ [7].

Рассмотрим опыт работы по развитию семейных форм воспитания в городе Нижнем Новгороде. При поддержке Администрации города и Департамента образования на базе МБОУ ДОД Дворец детского творчества им. В.П. Чкалова созданы организации: научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи, Городской союз отцов, Городской родительский совет, Семейный центр «Лада», Центр родительской культуры «Исток», Клуб им. В.Терешковой, Центр внешкольной работы с молодой семьей «Золотой ключик», Ресурсный центр «Растим семьянина» и др. Данные структуры находятся в социальном партнерстве с Департаментами культуры, спорта и молодежной политики, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. В общеобразовательных организациях создаются клубы и объединения по воспитанию у школьников ответственного отношения к будущему родительству. В рамках проекта «Нижегородская семья» проводятся различные мероприятия, направленные на сплочение семьи, гармонизацию детско-родительских взаимоотношений, а именно: городской фестиваль «Семья года», городская акция «Матери-хранительницы нравственного очага», конкурсы семейного творчества, городские конференции отцов, смотры, педагогические чтения для родителей и т.д. [5, с.174-175]. В данном контексте целесообразно рассмотреть развитие института замещающей семьи, на который государство возлагает серьезные надежды по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. В настоящее время в г.Нижнем Новгороде и Нижегородской области ведется работа, направленная на минимизацию количества семей и детей «группы риска», детей-сирот, неблагополучных подростков. По данным статистики ежегодно в Нижегородской области через комиссии по делам несовершеннолетних проходит более 12 тысяч детей и подростков. В 2012 году на 325 заседаниях комиссии было рассмотрено 6631 дело об административных правонарушениях подростков, что на 18% больше, чем в 2011 году. На учет в комиссии г. Нижнего Новгорода было поставлено 1225 подростков и 383 родителя. В настоящее время на учете в районных КДН числится 1676 подростков и 876 родителей. В подобных условиях социального неблагополучия растет количество детей и подростков, оставшихся без попечения взрослых в силу разных обстоятельств. Известно, что в соответствии с планом первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы предполагается модернизировать систему государственного банка данных о детях и подростках, оставшихся без попечения родителей; реформировать детские дома и интернаты, переориентировав их на содействие семейному устройству, и постинтернатное сопровождение детей-сирот. По данным Департамента образования города Нижнего Новгорода общее количество детей-сирот и детей, лишенных попечительства взрослых, в 2014 году составило 4225 человек (таблица 1).

Таблица 1

Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г. Нижнего Новгорода [5,с.137]

Категории детей

количество

% от общего числа детей

В организациях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

532

12,5

Обучающихся в ПУ

52

1,2

Воспитывающихся в семьях

3558

84

Временно находящихся в СРЦН и ЛПУ

12

0,3

Находящихся в бегах, в организациях, не относящихся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

71

2

Как следует из таблицы, в Нижегородском регионе приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства является устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан (в соответствии с проектом «Дадим дом детям»). Динамика развития института приемного родительства убедительна: в 2007 году в Нижегородском регионе было создано 306 приемных семей, на воспитании в которых находилось 448 детей; на 1 января 2015 года количество приемных семей увеличилось до 3,5 тыс. (в них воспитывается 5.071 ребенок). Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 года «О патронатном воспитании» введена данная форма устройства детей-сирот в профессионально замещающей семье (используется в 11 муниципальных образованиях области). Значимым показателем развития системы семейного воспитания является деятельность школ замещающих родителей. Так, динамика численности граждан, получивших свидетельства о прохождении обучения в данных школах, доказывает стабильный рост желающих оказать помощь детям и подросткам, оказавшимся в социально негативной жизненной ситуации: с 32 (в 2010 году) до 536 (в 2014 году.). Не менее важным показателем работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными попечения взрослых, является количество возвращений детей родителям, с которых снято ограничение в родительских правах (таблица 2).

Таблица 2

Динамика численности родителей, лишенных, ограниченных и восстановленных в родительских правах [5,с.138]

год

родители

2010

2011

2012

2013

Кол-во родителей, лишенных родительских прав

561

466

459

452

Кол-во родителей, ограниченных в родительских правах

26

18

25

21

Численность родителей, восстановленных в родительских правах

10

13

17

21

Исследование данных о развитии и совершенствовании различных форм семейного воспитания для детей и подростков по Нижегородской области позволяет сделать выводы о том, что дети, лишенные дома и нормальных условий жизни, имеют реальные возможности обрести условия успешной социализации и развития. Естественно предполагать, что за каждой цифрой стоят судьбы взрослых и детей с их трагедиями, ошибками и проблемами. Изучение жизни и взаимоотношений детей и подростков в условиях приемной (опекунской) семьи показало, что в моделях семейного типа большинство подростков трудно включаются в новую систему семейных отношений, которая наряду с положительным влиянием содержит серьезные трудности, как для взрослых, так и для детей. Причинами этих трудностей является разрыв поколений на семейном уровне, который проявляется в форме отчуждения, неприятия мнения взрослого, частых ссор между родителями и детьми. Анализ более 230 социальных ситуаций развития социальных сирот в возрасте от 3 до 14 лет позволил выявить следующие тенденции: заниженную самооценку, неоднозначное принятие новых родителей; 63 % подростков высказали желание вернуться в детский дом или убежать на улицу. Учитывая трудности воспитания таких детей, специалисты разрабатывают новые, комплексные способы взаимодействия семьи и школы с правоохранительнми органами, органами опеки и попечительства, медицинскими учреждениями, с привлечением психологов, юристов, наркологов и т.д.). С целью профилактики асоциального поведения подростков, безнадзорности и беспризорности в городе и области созданы такие общественные и негосударственные организации, как «Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями», Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», развита сеть психолого-педагогической службы «Телефон доверия», которая действует в 12 городах Нижегородской области. Большую профилактическую работу с «трудными» подростками осуществляет отряд волонтеров «Живая нить» совместно с центром социальной защиты населения и Нижегородским государственным педагогическим университетом. Эффективность и результативность профилактической работы с трудными, беспризорными и безнадзорными подростками во многом зависит от подготовки квалифицированных учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов. Выполняя социальный заказ Департамента образования Нижегородской области, в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина открыты 28 педагогических специальностей. Студенты - будущие специалисты, учатся оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку детям с трудной судьбой.

Рецензенты:

Быстрицкая Е.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Сорокина Т.М., д.псх.н., профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.