Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CREATION DIGITAL RESOURCE ON NEW HISTORY KAZAKHSTAN АND METHODS OF THEIR USE

Zhanysbekova G.A. 1 Narymbet G.B. 1
1 M. Auezov South Kazakhstan State University
The Organized analysis of the introduction information-communication technology (IСT) in scholastic process. Subsequent to scientist and teacher worldwide pedagogical community author of the article will acknowledge need and timeliness of the transition to qualitative other paradigm of the education in teaching the histories Kazakhstan. In Republic Kazakhstan as premiseses of the introduction ICT is accepted state program to informatizations of the system of the secondary education, concept to informatizations of the system of the formation, strategy to informatizations of the system of the formation before 2020, on achievement which is planned full transition to digital method of the education. Except this exists else especially specific, history premises to informatizations of the education, which is the consciousness dictated by need of the enabling students in "alive history". For the reason making the information ambience of the education to republic functions "National centre to informatizations". Teaching to new history Kazakhstan in secondary schools particularly needs for digital educational resource, since on the one hand course is thumb in history development of the kazakhs, but with other – on the strength of mentalities of the particularities no that amount representation clarities, which teem the similar courses to worldwide history. For optimum informatization occupation on histories Kazakhstan are created several modules on each class.
information-communication technology
digital technologies
education
history Kazakhstan
Мировое общество переходит к новому цивилизационному периоду, которое характеризуется глобальными социально-экономическими переменами, связанными с комплексным внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни. Стремительно проникающие цифровые технологии предоставления информации и коммуникации формируют определенные требования к системе школьного образования. В последнее десятилетие личностные качества школьников изменились очень заметно. Всевозможные гаджеты являются сегодня важной частью жизни детей, в которой они ориентируются очень хорошо. Поэтому приходя в школу, дети «...бывают разочарованы, не видя ничего перед собой, кроме доски и мела. А от учителя сегодня требуется значительно больше усилий, чем раньше, чтобы увлечь ребенка, зажечь его «факел знаний», открыть для него радость познания»  [7].

Исследователи во всем мире отмечают неадекватность уровня развития образовательных систем постиндустриальному вектору цивилизационного развития [2]. Ученые повсеместно признают, что национальные системы образования устарели на десятки лет, в их основе лежит доядерное и доглобальное мышление, устаревшие ортодоксальные взгляды и  ориентации, и они не в состоянии выдвинуть новые парадигмы, которые сейчас нужны для благосостояния и выживания человечества [8].

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО в конце прошлого века, отмечалось, что система образования и прежде всего школьная система «застыла и целиком погружена в прошлое; использует устаревшие методы для передачи устаревших же знаний, вызывая тем самым скуку у школьников и студентов, а то и отвращение к учебе» [3, с. 111].

Поэтому современные ученые находятся в поиске новой парадигмы образования. И в Республике Казахстан вслед за ЮНЕСКО, который выдвинул принцип «Образование в течение всей жизни» -  «LifeLongLearning (LLL)»,  и «Образование для всех», разработана новая образовательная парадигма, в основе которой лежит принцип ЮНЕСКО «Четыре столпа», а именно: учиться жить; учиться познавать; учиться делать; учиться сосуществовать, так как основной целью казахстанского образования является интеграция в мировое образовательное пространство. Кроме всех глобальных предпосылок, в республике в свою очередь в силу местных географических особенностей назрела необходимость уменьшения дефицита доступа к знаниям, который был порожден проживанием части населения в дальних сельских местностях. Поэтому  в качестве приоритетного направления решения данной задачи государством рассматривается информатизация образования. Для внедрения электронного обучения на основе прикладных программных продуктов, которое дает возможность учащимся получать качественное образование, разработан ряд концептуальных и нормативных документов: Государственная программа информатизации системы среднего образования Республики Казахстан [1], Концепция информатизации системы образования Республики Казахстан [3], Стратегия информатизации системы образования Республики Казахстан до 2020 года и др. Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы определяла приоритеты по созданию единой информационной образовательной среды, в том числе:  совершенствование нормативной правовой базы по внедрению ИКТ в учебный процесс; разработка и внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования; создание образовательных информационных ресурсных центров в регионах и образовательного портала Министерства; обеспечение организаций среднего образования электронными учебными изданиями в соответствии с образовательными программами; развитие корпоративной сети на базе существующих каналов связи для объединения портала и ресурсных центров регионов на основе интеграции с единой транспортной средой электронного Правительства РК и т.д. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, учрежденном 1 февраля 2010 г. Указом Президента РК Н.А. Назарбаевым, экономические выгоды в будущем прочно связываются с инвестициями в образование, значительно повышающем качество и производительность рабочей силы. В числе приоритетных задач сферы образования по расширению предоставления качественных услуг поставлены задачи создания эффективной инфраструктуры образования. Стратегический план определяет ориентацию на дальнейшую информатизацию системы образования и массового внедрения  электронного обучения [11].

Кроме вышеприведенных препосылок информатизации обучения, существует еще и причина сугубо специфичная, свойственная только истории, как школьному предмету. По сравнению с другими предметами, объект познания истории не является событием, происходящим «здесь и сейчас». Для изучения истории школьникам необходимо создать в своем представлении образ объекта изучения, т.е. прошедших событий. Преимущества использования цифровых образовательных ресурсов по новой истории Казахстана по сравнению с традиционным учебником проявляется в расширении рамок изучаемого материала, интерактивности обучения, моделировании процесса обучения с последующим отслеживанием и направлением траектории изучения материала, что обеспечивает оперативную обратную связь, а также может сыграть основную роль в процессе включения учащихся в «живую историю». Акционерным обществом «Национальный центр информатизации» министерства образования и науки в рамках пилотного проекта для системы e-learning были разработаны и размещены в Интернете начиная с 2011 года 468 цифровых образовательных ресурсов по истории Казахстана для 5-11 классов на русском языке, в том числе для  5 класса - 49, для 6 класса - 20, для 7 класса - 20, для 8 класса - 30, для 9 класса - 30, для 10 класса - 29, для 11 класса - 56 ЦОР. Каждый ЦОР состоит из 4 компонентов: 1) мультимедийная озвученная презентация; 2) текст; 3) задания; 4) тесты. Компоненты цифровых образовательных ресурсов как самостоятельные единицы могут использоваться на разных этапах урока в соответствии с дидактическими целями: при объяснении нового материала, при закреплении и самостоятельной работе, при итоговом повторении и т.п. При помощи мультимедийных презентаций осуществляется образное изложение фактов, событий, взаимосвязей, взаимозависимостей, явлений и т.д. Мультимедийная презентация раскрывает тему с помощью анимированных сюжетов, красочных иллюстраций, анимированных исторических карт, архивных документов, что позволяет учащимся погрузиться в виртуальный исторический мир, воссоздать особенности конкретной исторической эпохи и т.д.  Текстовой компонент обеспечивает содержательную часть обучения, он может быть представлен как текстовым изложением учебного материала, так и выдержками из архивных документов, фрагментами первоисточников, логико-структурных схемами и т.д. Каждый ЦОР по истории Казахстана содержит 4 задания. Это разнообразные обучающие и проверочные задания, предполагающие работу с картой, восстановление хронологических событий в соответствии с датами, установление соответствия между именами исторических деятелей и датами/фактами жизни, закрепление исторических терминов, разгадывание кроссвордов, выполнение творческих задач и т.д. Значимость интерактивных заданий заключается в моментальной обратной связи, когда ученик может сразу же проверить правильность своего ответа. Также есть задания, которые подразумевают письменный ответ учащегося, который можно распечатать (предусмотрена ссылка на принтер) - в этом случае автоматическая проверка ответов не осуществляется. Тестирующие программы ЦОР для 5-9 класса содержат 10 вопросов, для 10-11 - 15 вопросов. В совокупности ЦОР обеспечивают создание инфокоммуникационной образовательной среды электронного обучения как интерактивного дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса [4].

Они прошли апробацию в 44 организациях образования школ городов Алматы, Астаны, Караганды и Карагандинской области [6].

По результатам проекта среди учителей данных школ организаторами было проведено анкетирование и подавляющее большинство учителей, участвовавших в нем (93,3 %), приветствовали необходимость введения специальной подготовки по использованию ЦОРов, считая это важным для своей профессиональной деятельности. Для этого выпущено специальное руководство [10], которое дает подробное методическое указание ко входу в информационную систему электронного обучения, в электронную библиотеку и авторизации и пользователя, к работе на главной странице Е-Библиотеки, к поиску цифровых образовательных ресурсов, работе с карточкой цифрового образовательного ресурса, с интерактивным объяснением цифрового образовательного ресурса, с интерактивными заданиями цифрового образовательного ресурса, с тестами цифрового образовательного ресурса, к использованию цифровых образовательных ресурсов по истории для соответствующих классов на казахском и русском языках.

Кроме этого, образовательные прикладные программные продукты на инициативной основе разрабатываются различными компаниями, фирмами и организациями образования. Например, информатизацией образовательного процесса занимается также и товарищество с ограниченной ответственностью «Электронные учебники» (г. Алматы), которые разрабатывают совместно с авторами электронные учебники по школьным курсам и занимаются их реализацией. Из 238 лицензированных наименований электронных учебников данное товарищество выпускает 12 электронных учебников по истории Казахстана с 5 по 10 классы на казахском и русском языках, которые разработаны по педагогической технологии  модульного обучения. При этом разработчики определяют модуль как  логико-структурную схему, полностью отражающую  учебную программу по истории Казахстана за  весь учебный год. Модуль объединяет гипертекст, интерактивные задания и тесты. Гипертексты сопровождают анимированные и звуковые объяснения, озвученные профессиональными дикторами, что дает возможность школьникам прослушать объяснение темы дома с учетом своих индивидуальных особенностей [10].

Таким образом, информатизация обучения обусловлено сложившейся ситуацией в процессе образования в целом, а также исторического образования в частности, в силу придания ей особого приоритета, и в этом ряде цифровой образовательный контент является одним из ключевых компонентов, поскольку без содержания нет и обучения. Материал, представленный в ЦОР-ах, разработных для пилотных проектов министерства образования, направлен на развитие научного мировоззрения и исторического мышления учащихся. В содержании ЦОР-ов заложены методологические подходы, способствующие воспитанию у старшеклассников историзма в подходе к явлениям общественной жизни и формировании научных методов работы с историческим материалом. Авторы-составители придерживались педагогических позиций о том, что глубина и научность познания истории, уровень самостоятельности школьников в учебной и практической деятельности зависят от степени осознанного овладения ими методологией истории, исходя из позиции требующего сформирования оценочных суждений учащихся, их объективных отношений к историческим деятелям и событиям, воспитания чувство патриотизма и гордости за прошлое своей родины. Использование ЦОР-ов в образовательном процессе при изучении истории Казахстана приводит к повышению качества знаний учащихся и обеспечивает для этого соответствующие условия. Наряду с контентами других курсов, цифровые образовательные ресурсы по дисциплине «Новая история Казахстана» являются дидактическими материалами, представленные к конкретной учебной теме, в соответствии с типовой учебной программой. Необходимость создания цифровых ресурсов по новой истории  является актуальной проблематикой преподавания истории Казахстана. В этом периоде социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во многом было обусловлено процессом окончательного превращения края в колонию Российской империи. Для создания иллюстративной части ЦОР-ов по новой истории Казахстана предполагает привлечение  свидетельств рисунков современников или фотоматериалов. Но, в силу ментальной особенности казахов, проповедовавших ислам, художественная культура издревле складывалась в форме орнаментально-прикладного народного творчества, которые априори не могут описать те драматические и противоречивые события, которые происходили в изучаемом периоде. «Въ такихъ домахъ обыкновенно стены выштукатурены алебастромъ съ лепными украшеніями; въ стенахъ делается множество большихъ и малыхъ нишей, украшешіыхъ арабесками, живописью, изображающею цветы, безъ всякой перспективы. Изображать животных и людей строго воспрещено кораномъ», - написал об этом явлении полковник русской армии Л.Ф. Костенко в 1880 году [5]. Кроме того, трудности межсезонных передвижений заставляли минимизировать количество вещей, берущихся с собой в путь. Оставлялось только самое необходимое. Орнаментальные изображения наносились на малочисленные предметы быта, одежды, элементы убранства жилища - юрты, конское снаряжение и несли в себе космогоническое, социальные и иерархические знаки и были глубоко интегрированы в повседневную жизнь, расшифровывать иносказание которых на каждом уроке новой истории Казахстана не представляется возможным в силу возрастных психологических особенностей школьников. Для восполнения указанного пробела современные художники-создатели ЦОР-ов выполнили иллюстративные материалы - учебные эпизодические картины, основываясь на материалы учебников истории и на свое собственное мировоззрение и мироощущение. В итоге учащиеся школ получили вполне приемлемо нарисованные иллюстрации различных ключевых или поворотных моментов, явлений, закономерностей исторического процесса казахов, что ясно видно на примере мультимедийного материала по теме «Борьба казахского народа против джунгарских завоевателей» [12].

Проработав хорошую компановку ЦОР-ов и использовав анимационные возможности IT программ, разработчики стали пионерами в таком востребованном временем необходимом деле. Далее необходим качественный подбор исторического материала для заполнения контента. Здесь проблема кроется в сознательном восприятии учащихся, которые уже знают мультфильмы, примерно представляют процесс их создания, но, напротив, никогда не видели давно исчезнувшие объекты истории или их руины и не представляют истинное их величие, не осознали их значение. Для этого необходима дополнительная подборка фотодокументов и картин русских художников к разработанным ЦОР-ам, чтобы убедить детей в истинности происходившего, выветрить из их сознания условность, искусственность, всамделишность и виртуальность, помочь проникнуться историей, выработать историческое сознание и «зажечь факел знаний». 

Рецензенты:

Алибек С.Н., д.и.н., профессор кафедры «История Казахстана», декан факультета по работе с иностранными студентами Южно-Казахстанского государствнного университета им. М. Ауэзова, г. Шымкент;

Ажибеков К.Ж., д.п.н., доцент, декан факультета «Педагогика и культура» Южно-Казахстанского государствнного университета им. М. Ауэзова, г. Шымкент.