Многие полагают, что критическое мышление заложено у нас природой. Но если оно не будет управляться, то зачастую становится односторонним, искаженным, фрагментарным.
По поводу понятия критического мышления существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликты; с другой - оно объединяет понятия «аналитическое мышление», «логическое мышление» и т.д. Хотя термин «критическое мышление» известен давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и иные, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.
Профессор Р. Х. Джонсон из Канады определяет критическое мышление как особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или моделях поведения. Немецкие ученые Р. Пауль и Л. Эльдер определяют критическое мышление как вид мышления (это касается всех предметов, содержания или проблем), при котором человек повышает качество своего мышления, делая его неотъемлемой частью своей жизни. Оно предполагает овладение определенными качествами мышления и ведет к развитию креативных способностей к коммуникации и решению проблем. И если кратко, по их мнению, то критическое мышление - это самоуправляемое, самодисциплинируемое, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление, которое развивает способности решать проблемы.
Д. Халперн, раскрывая суть критического мышления, пишет: «Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов, насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения».
Д. Клустер выделяет следующие параметры критического мышления:
1) критическое мышление есть мышление самостоятельное;
2) информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления;
3) критическое мышление есть мышление социальное;
4) критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
5) критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Д. Халперн, размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них:
- анализ / выводы;
- выдвижение, формулировка, разработка гипотез;
- активизация ранее приобретенных знаний;
- активизация причинно-следственных отношений;
- анализ значимости;
- сравнение - сопоставление - противопоставление;
- применений в реальных условиях;
- контраргументация;
- оценка и ее достоверность / валидность;
- обобщение идей;
- изучение других точек зрения;
- нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы;
- определение проблемы в тексте информации.
Это означает, что студенты должны самостоятельно определить проблему и применить уже имеющиеся у них знания для ее решения. Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.
1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщении информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации.
2. Что известно? Это отправной пункт направленного (или критического) мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.
3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленную цель? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, - движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение?
Человек с хорошим развитым критическим мышлением отличается тем, что:
1) задает важные вопросы в дискуссии и формулирует их ясно и точно;
2) собирает и просеивает существенную информацию и эффективно интерпретирует ее с помощью абстрактных идей;
3) приходит к продуманным заключениям и решениям и соизмеряет их с объективными критериями и нормами;
4) противоречит принятым нормам мышления и рассматривает / оценивает гипотезы, следствия и выводы целесообразно;
5) поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
6) собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
7) приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
8) думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
9) общается эффективно с другими при выработке решения.
Необходимо подчеркнуть, что формирование умений критического мышления неразрывно связано с формированием речевых умений в процессе обучения всем видам речевой деятельности, поскольку предметом речевой деятельности является мысль. Исследователи различают «критическое чтение», «критическое письмо», «критическое аудирование» и « критическое говорение».
Следует обратить внимание на различие между продуктивными и рецептивными видами речевой деятельности и, соответственно, на развитие разных интеллектуальных умений при обучении тому или иному виду речевой деятельности. При чтении и аудировании мы должны воспринять и оценить мысли и позицию автора, сравнить со своими и выбрать то, что считаем важным и нужным для нас. Это потребует от нас анализа и оценки чужой аргументации и по структуре будет отличаться от того, как мы в процессе говорения или письма будем аргументировать свою точку зрения или позицию. Это важно учитывать при организации учебного процесса.
При обучении иностранному языку развитие критического мышления можно рассматривать как один из факторов формирования коммуникативной компетенции. Формирование критического мышления лежит в основе работы с иноязычной информацией в самом широком понимании, т.е. при овладении и практическом пользовании различных видов речевой деятельности.
Полное осмысление иноязычной информации, т.е. извлечение глубинной информации, предполагает наличие не только фактических знаний. Чтобы видеть отношения и зависимости между описываемыми явлениями или событиями и выразить их вербально, необходим хороший уровень сформированности лингвистической компетентности: владение лексикой, понятиями, реалиями, идиоматическими выражениями, профессиональными терминами. Умение оценить языковые средства, использованные автором для достижения поставленной им цели, и умение использовать эти средства для формулирования своих мыслей также относится к умениям критического мышления.
Несмотря на имеющиеся исследования по этому вопросу, опыт преподавания иностранного языка показывает, что зачастую студенты не умеют последовательно и убедительно аргументировать свою точку зрения, подменяют логику рассуждения бездоказательными утверждениями, эмоциональностью высказывания. Данный факт приводит к выводу о том, что навыки аргументирования отражают степень развития логического мышления и нуждаются в кропотливой тренировке.
Аргументирование является, безусловно, умением высокого порядка, своего рода искусством, в котором важны как манера поведения, умение общаться с аудиторией, дикция, так и правильная оформленность речи. В то же самое время основой аргументирования является логика, и, как бы правильно ни была оформлена наша речь, как бы ни была она эмоциональна и выразительна, форма не может заменить содержание, а именно грамотно построенного доказательства. Таким образом, перед преподавателем иностранного языка встает двойная задача: с одной стороны, обучать студентов навыками правильного оформления своих мыслей на иностранном языке, а с другой - развивать у них логическое мышление, умение последовательно и убедительно доказывать свою точку зрения.
Использование упражнений и заданий для обучения аргументированному высказыванию повышает эффективность занятий, их воспитывающую роль. На старших курсах материалом для обучения аргументированию можно рекомендовать статьи зарубежных критиков. Прежде чем приступить к изучению статьи, следует ответить на вопросы:
1) какую цель преследует автор;
2) правильно ли сформулирована проблема/тема, однозначно или нет;
3) приводит ли автор существенные факты, опыты и информацию? Можно ли проверить высказывание и насколько оно точно? Охватывает ли автор комплексные аспекты постановки вопроса;
4) прослеживает ли автор достаточно полно линию аргументации, которую можно легко распознать? Как или каким путем он приходит к важным заключительным выводам?
5) поясняет ли и освещает автор подробно концепции, ключевые термины и главную идею?
Введение элементов соревнования, вынесение на обсуждение наиболее близких для данной аудитории проблем усиливает интерес к занятиям.
Однако гораздо полезнее предоставить студентам возможность самостоятельно определить спорную проблему, предложив им выдержки из текстов, статей дискуссионного характера, в результате анализа которых делается некоторый вывод.
Четко сформулированная позиция по спорной проблеме и представляет собой тезис, который в дальнейшем предстоит доказывать.
На начальном этапе работы аргументы (так называемые for and against) предлагаются студентам в готовом виде для того, чтобы заставить их размышлять их о поставленной проблеме. Для того чтобы аргументы звучали более убедительно, их необходимо снабдить иллюстрациями. Разумеется, обширный материал для иллюстрации может быть представлен студентами на основании их собственного жизненного опыта, повседневных наблюдений. В то же время обучаемым можно предложить заранее подготовиться к обсуждениям проблемы: поговорить со своими однокурсниками и/или родителями с целью выяснения их точки зрения, подобрать статистические данные из статей, книг и т.д.
Анализ и иллюстрации предложенных в готовом виде аргументов на последующем этапе работы уступают место самостоятельному поиску студентами аргументов для доказательств своей точки зрения. При этом основой аргументации являются рассуждения по методам индукции, дедукции и аналогии.
Обучение аргументированному высказыванию студентов на занятиях по иностранному языку имеет особое значение: оно помогает формированию навыков общения с аудиторией, а также развитию тех основных умений, которые нужны для ведения диспутов и дискуссий не только на иностранном, но и на родном языке.
Формированию критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку способствует увеличение удельного веса применения активных, творческих форм и методов обучения, таких как дискуссия, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», написание эссе, составление таблицы (знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее), «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.
Одним из творческих заданий для студентов-архитекторов младших курсов является составление своего собственного электронного архитектурного терминологического англо-русского словаря с авторскими иллюстрациями по теме «Архитектурные стили». В конце семестра предполагаются раскрытие содержания словаря и его сдача студентами в форме презентации, где студенты аргументированно доказывают, какая терминология и почему характеризует тот или иной стиль архитектуры. А в конце семестра объявляется конкурс на лучший архитектурный студенческий словарь.
В связи с этим представляют особый интерес методические разработки, включающие специальные упражнения, задания, направленные на отработку мыслительных умений и критичности ума, организация дебатов и круглых столов по специальным проектам.
Одним из эффективных приемов развития критического мышления студентов является работа с аутентичным тестом. Этот прием можно использовать при работе со студентами-архитекторами при изучении темы «Архитектурные стили». Текст «Пизанская башня» содержит интересную информацию.
Однако данная информация не выдается студентам целиком и сразу. Урок проходит в компьютерном классе. Полная презентация подается на головной компьютер. На рабочих местах студенты могут видеть только один слайд, они не могут самостоятельно переключать слайды. Это делает преподаватель с головного компьютера. Текст разбит на отдельные незаконченные смысловые отрывки, в конце каждого отрывка имеются вопрос и три варианта ответа. Студенты читают про себя данный отрывок и устно высказывают свои версии правильного ответа: почему падает Пизанская башня? Ответ должен быть обоснованным. Аргументируя свое предположение, учащимся необходимо привлечь свои знания и суметь сформулировать свои ответы на английском языке. Таким способом повторяется и актуализируется изученный фактический материал, идет интеграция знаний по другим предметам и развиваются речевые умения монологической и диалогической речи, поскольку можно не согласиться с точкой зрения оппонента и выдвинуть свою теорию. Важно не то, насколько правильный был дан ответ, большое значение имеют ход мыслей и уровень аргументированности. Когда все высказали свое мнение по первому слайду, они с нетерпением ждут, чья же версия оказалась правильной. Преподаватель включает следующий слайд, в котором они могут узнать правильный ответ и перейти к обсуждению следующего слайда.
В последних слайдах студентам предлагается сделать вывод на основании прочитанного и завершить заключительную часть текста, после чего они могут ознакомиться с выводами автора. И только в самом последнем слайде после предварительного обсуждения о возможных вариантах заголовка текста учащиеся видят его название.
На завершающем этапе организуется дискуссия на тему: «Почему падает Пизанская башня?» Студенты приводят свои доводы и аргументы. К следующему занятию они готовят презентацию по теме: «Башня Сююмбике в Казани», сравнивая ее с Пизанской башней, и аргументированно отвечают на вопросы: в чем причина падения Пизанской башни и башни Сююмбике? Можно ли остановить падение этих башен? Сколько лет просуществуют эти башни? Сделайте свой прогноз, аргументируйте его.
Критерии и показатели сформированности критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку:
1) способность выделять существенные связи, умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения, классифицировать информацию;
2) нестандартность мышления, способность развивать собственные нестандартные схемы при работе с новой информацией и проблемами, умение рассматривать проблему с новых, нетрадиционных сторон;
3) умение самостоятельно принимать решения исходя из реальных условий, брать на себя право формулировать цели в сложных ситуациях;
4) способность к анализу собственной деятельности, умение выявлять проблему, формулировать противоречия.
Критическое мышление помогает студенту оценивать, анализировать информацию, что повышает эффективность ее восприятия; повышает интерес к изучаемому материалу и к предмету: умение мыслить, размышлять; работать в сотрудничестве (в группах, парах); повышает качество образования; развивает способность к индивидуальной самостоятельной деятельности, а в иностранном языке помогает формировать коммуникативные навыки. Преподавателю эта технология дает возможность создать комфортную психологическую атмосферу открытости и сотрудничества; активизировать участников; стать практиком, который умеет анализировать свою деятельность.
Рецензенты:
Сафин Р.С., д.п.н., профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Туктамышов Н.К., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой высшей математики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.