Современные тенденции в развитии российского образования - глобализации и регионализации - имеют объективное основание в виде сложившихся различий становления и развития систем образования в российских регионах. Задачи исследования регионализации систем образования требуют анализа сложившихся тенденций. Говоря о тенденциях регионализации в развитии современного российского образования, исходят из утвердившегося в социологии представления о нем как о системе, обладающей социально-пространственной общностью организации населения [8, 10]. Отличаясь своеобразием определенных условий, регион характеризуется спецификой социальной структуры и образовательной инфраструктуры.
В своих исследованиях А.О. Гейн выявил основные проблемы российской системы образования, препятствующие повышению эффективности экспорта российских образовательных услуг в европейские страны, обосновав тезис о несовершенстве механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.
Как показал проведенный авторский анализ, неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе российского образования. Анализ нормативно-правовой базы показал, что далеко не все положения законодательства в области образования реализованы в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования. Другой проблемой обеспечения деятельности высших учебных заведений является усиление на федеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования в масштабе, как Российской федерации, так и ее субъектов [3].
И.Л. Кирина С.Г. Симонов рассмотрели вопросы трансформирования российской высшей школы начала ХХI века. По их мнению, те преимущества, которые учебные заведения получают от консолидации, реализуются лучше всего в университетских комплексах. Цели, которые преследуются объединением (оптимальное использование финансовых средств, материально-технической базы, обучение по единым программам и повышение качества образования, совместная работа по привлечению внебюджетных средств), полностью реализуются в университетском комплексе, являющимся единым юридическим лицом. Положительное влияние университетского комплекса на качество образования заключается, с одной стороны, в наличии мощной информационной базы, современной библиотеки, компьютерных и мультимедийных технологий, Интернета, высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, с другой стороны, в подключении к учебному процессу ученных научно-исследовательских и проектных институтов, что обеспечит приток преподавателей-практиков. Интеграция должна дать многоплановый эффект: в учебный процесс внедряется система непрерывного образования (школа - НПО - СПО - ВПО - послевузовское образование); координируются учебные планы; старшеклассники смогут получать специальность еще в школе, учащиеся техникумов и колледжей смогут поступать сразу на второй, третий курсы профильных специальностей и направлений университетов [6].
В.Г. Карпов, Н.Ю. Фаткуллин предлагают нейросетевой вариант реализации ассоциативного подхода в построении индивидуальных прогнозов успешности обучения в высшем учебном заведении. На основании результатов проведенных исследований они формулируют вывод о том, что запрограммированная НС является эффективным средством анализа процесса обучения и инструментом педагогического прогнозирования индивидуальных результатов учебного процесса, что позволит при соответствующей коррекции методики преподавания и учебных планов повысить качество подготовки специалистов и бакалавров [5].
Между тем С.М. Моор, П.Ю. Головин рассмотрели предпосылки формирования карьеры и профессиональной идентичности, проанализировав взаимосвязи базовых детерминант. Полученные результаты свидетельствуют о том, что становление профессиональной идентичности студентов проходит в соответствии с ожиданиями и прогнозами экспертов. Подтвердилась гипотеза, что большинство студентов находятся на ступени формирующейся профессиональной идентичности, когда наступает «кризис профессии» то есть молодые люди начинают осознавать, в какой сфере им предстоит работать после окончания обучения [7].
О.Н. Скрауч исследовала проблемы мотивации научно-исследовательской и познавательной деятельности молодых ученых вузов УрФО; выявила субъективные и объективные факторы, предложила практические рекомендации и механизмы повышения научно-творческой мотивации. Для формирования у молодых преподавателей и ученых вузов устойчивой мотивации к научно-исследовательской деятельности необходимо создание определенных условий, включающих: повышение престижа вузовской науки; стимулирование участие молодежи в научно-исследовательской деятельности; привлечение молодых представителей вузовской науки к постоянному процессу научно-инновационной деятельности и изобретательному творчеству; вовлечение молодежи в научные проекты и разработки, нацеленные на решение актуальных вопросов по различным направлениям науки, приоритетных как для вуза и / или региона, так и для государства [11].
М.Р. Хуснутдинова исследует влияние образовательных компетенций на успешность профессиональной деятельности. Таким образом, по мнению руководителей, вскрытые зависимости и выявленные особенности позволяют утверждать, что предложенное основание для формирования типологии руководителей действительно представляет характеристику, существенно влияющую на отличия и сходства руководителей разных типов [16].
В.А. Гарабажий на основе результатов опроса студентов тюменских вузов, определил набор качеств, которыми должны обладать современные преподаватели вуза. На первое место студенты поставили качества педагогов, связанные непосредственно с владением предметом. Существенную роль они отводят таким качествам и личностным установкам преподавателя, как доступность, проявляющаяся в демократизме и простоте общения со студентами, разностороннее общее развитие личности педагогов, а также справедливая оценка студенческого труда. Примерно половина респондентов указали на значимую роль чувства юмора педагога как необходимый элемент творческого общения педагога и студентов. Вместе с тем, менее чем одна треть указали на умение создать в аудитории творческую, раскрепощенную атмосферу, располагающую к сотрудничеству и доверию. По мнению автора, заявленные студентами требования к способностям и качествам преподавателя должны лечь в основу при разработке мероприятий по совершенствованию организационной культуры современных образовательных учреждений [2].
Н.Г. Хайруллина, И.В. Дружинина, А.М. Клепикова на основе трех анкетных опросов и опроса 42 экспертов определили наиболее конкурентоспособные в тюменском регионе вузы. Среди них - Тюменский государственный нефтегазовый университет (90,9%) и Тюменский государственный университет (81,8 %). Уровень конкурентоспособности вуза в глазах студентов-первокурсников и родителей старшеклассников оценивался по частоте отметок респондентами различных критериев.
Исходя из мнений родителей старшеклассников, 52,3 % из них предпочли для своего ребенка Тюменский государственный нефтегазовый университет, 26,1 % - Тюменский государственный университет, 13,6 % - Тюменский государственный архитектурно-строительный университет.
При этом главными мотивами выбора того или иного послужили уровень качества образования (это отметили 50,0 % опрошенных), возможности трудоустройства по окончании вуза (22,7 %), престижность обучения в данном вузе (21,6 %), возможность поступления на бюджетное место (17 %) [12, 13, 14, 15].
О.Л. Бакиева, С.А. Попова выявили, что в связи с неудовлетворительным уровнем подготовки старшеклассников, стала востребованной система довузовской подготовки, к основным задачам которой относятся: удовлетворение потребностей молодежи в получении дополнительных знаний, необходимых для поступления в вуз и дальнейшего обучения в нем; повышение образовательного уровня старшеклассников; расширение их кругозора; устранение разрыва между уровнями требований средней и высшей школы; развитие системы профильного образования.
По их мнению, на качество обучения слушателей подготовительных курсов и учащихся профильных классов влияет ряд факторов:
- профессионализм преподавателей (глубокое знание своего предмета и умение донести свои знания до учащихся);
- хорошее техническое оснащение кабинетов, в которых проводятся занятия;
- обеспеченность учебно-методической литературой;
Но самый главный фактор, влияющий на качество довузовской подготовки, то стремление самого ребенка систематизировать знания, полученные в школе, получить новую полезную информацию, достойно подготовится к поступлению и поступить в вуз. Высокое качество довузовской подготовки гарантируется трудолюбием и целеустремленностью старшеклассника [1].
В.Г. Новиков считает, что страны мира изыскивают новые формы экономического и политического сотрудничества. При этом особое значение придается совершенствованию национальных систем образования. Многие страны провозгласили построение новых систем образования «Образование без границ». Они опираются на принципы отхода от сугубо национальных стандартов образования, возможность индивидуального формирования обучения, опирающегося на несколько вузов, развитие дистанционного, в том числе зарубежного обучения.
Федеральная программа развития образования выделила в качестве основных субъектов деятельности в образовании следующие группы:
- родителей и детей - главных участников образовательного процесса и реальных носителей целей и ценностей образования;
- работников системы образования (учителей, методистов, управленческого персонала), берущих на себя профессиональную и гражданскую ответственность за уровень и качество российского образования;
- представителей других сфер общественной практики, заинтересованных в превращении образования в средство развития этих практик;
- представителей бизнес и финансовых кругов, готовых осуществлять прямые инвестиции в образование, строить на его основе долгосрочную финансовую политику;
- ученых, интеллигенции, стремящихся вложить свой интеллект и талант в развитие образования;
- политиков, интегрирующих образование в другие сферы общественной жизни, представителей религиозной власти и общественности, заинтересованных в возрождении России через образование.
Такой подход к классификации субъектов образования позволяет выделить в качестве объекта личностно и социально ориентированного образования четвертый уровень управления - управленческие структуры учебных заведений. Именно на этом уровне происходит переход субъектно-объектных в субъектно-субъективные отношения, определяющий специфику данной образовательной структуры как самоорганизующейся неравновесной системы, развивающейся на основе сочетания закономерных и случайных факторов, управление которой требует нового парадигмального подхода [9].
При этом В.П. Засыпкин обратил внимание, что исследователи в области мировой экономики и мировых политических процессов центральным ресурсом текущего столетия называют знания человека, его умения пользоваться этими знаниями, а также порождать новые знания. Подобное смещение акцентов с материального производства на интеллект, технологии и технологические инновации становятся все проникающими и требуют повышения образовательного уровня людей. В этой ситуации объективные условия социокультурной действительности, складывающие в жизни нашего общества, требуют с одной стороны кардинальных изменений в образовательной системе, с другой стороны - социологического осмысления роли педагогического образования.
Приведенные здесь факты говорят только об одном - высшее образование в обществе стало самоцелью, то есть принцип таков: не важно, где учиться, главное поступить, а лучше поступить туда, где учиться легче. Конечно, говорить о подготовке полноценного учителя в таких условиях не представляется возможным [4].
В заключение отметим, что регионализация образования в последние десятилетия заметно ослабевает. При перераспределении полномочий между центром и регионами последние берут на себя функции прогнозирования и управления развитием высшего и среднего профессионального образования в связи с потребностями региональных рынков труда. Эти новые тенденции требуют разработки научно обоснованной региональной политики в сфере профессионального образования. Такая политика призвана сохранять единство российского образовательного пространства.
Рецензенты:
Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;
Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.