Анализ стандартов CDIO показал сущностные особенности модели, реализуемой на их основе и определяющие переход от знаниево-ориентированной модели образования к деятельностной на основе приоритетного использования активных методов обучения, в том числе вовлечения в проектно-внедренческую деятельность. Реализация деятельностного характера образования обеспечит формирование у студента проектировочно-внедренческой компетентности (ПВК) как интегративной динамической личностной характеристики, представляющей собой способность и готовность к продуктивной профессиональной деятельности, поэтапно реализующей процесс созданного некого продукта, с последующим управлением, его использованием [8]. Ориентация образовательного процесса на формирование ПВК предъявляет особые требования к его компонентам. В частности, приоритетное использование активных методов обучения, вовлечение студентов в проектно-внедренческую деятельность формирует и развивает ПВК, способствует установлению взаимосвязи между изучаемым ими техническим содержанием и своими профессиональными и карьерными интересами, в процессе работы студентов над созданием продуктов и реализации процессов в реальных условиях [9].
Институт цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета в настоящее время реализует инновационную основную образовательную программу по направлению 22.03.02 - Металлургия. Как и всякая инновация, процесс реализации ООП имеет риски, устранению которых будет способствовать мониторинг, позволяющий отслеживать ход образовательного процесса. Мониторинг хотя и может осуществляться «вручную», но современный уровень развития информационных технологий позволяет создать информационный ресурс, обеспечивающий мониторинг инновации и выступающий информационной базой для принятия управленческих решений.
Для обсуждения проблемы информационного ресурса уточним базовое для нашего исследования понятие мониторинга, которое пришло в педагогику из социологии.
- В социологии мониторинг определяется как система регулярного измерения изменений, происходящих в обществе или каких-то его подгруппах, при условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и одного и того же инструментария для сбора данных [3].
- В категории педагогической и управленческой Боровкова Т.И. и Морев И.А. определяют социальную сущность образовательного мониторинга тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям [1].
Образовательный мониторинг - это:
- совокупность приемов по отслеживанию, анализу, оценке и прогнозированию социально-экономических процессов, связанных с реформами, а также сбор и обработка информации и подготовка рекомендаций по развитию реформы и внесению необходимых корректив и др. [7];
- система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации [5];
- непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса [2];
- процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей [6]. Принимая к сведению приведенные выше суждения ученых относительно сущности мониторинга, в данной работе под мониторингом будем понимать получение полной и объективной информации о состоянии образовательного процесса, его соответствии стандартам CDIO, сформированности результатов обучения (личностных и профессиональных компетенций студентов), через непрерывное диагностическое отслеживание процесса формирования результатов обучения, для информационного обеспечения управленческих решений по корректировке актуального состояния в соответствии с требованиями стандартов CDIO и определенных результатов обучения.
В соответствии с пониманием сущности мониторинга выделим его объекты, сбор информации о состоянии которых входит в задачи мониторинга:
1. Образовательная среда (как комплекс условий, с которыми взаимодействует студент), характеризующая регламент жизнедеятельности и включающая ООП, учебный план, расписание занятий.
2. Контингент студентов:
- стартовые характеристики (мотивация, самооценка, способность к самостоятельной работе, к работе в команде, сформированность проектных умений, адаптация к образовательному процессу вуза);
- учебные и внеучебные достижения студентов: портфолио, коммуникативные умения, динамика успешности в проектной деятельности.
3. Кадровое обеспечение образовательного процесса: остепененность ППС, возраст, опыт педагогической и исследовательской деятельности, профессиональный рост.
4. Абитуриенты (учебные достижения в ЕГЭ, портфолио, личностные качества, профессиональное самоопределение).
5. Работодатели (формирование заказа посредством участия в определении совместно с вузом результатов обучения, участие в образовательном процессе и внеучебной деятельности студентов, предоставление стажировок преподавателям и др.).
Для реализации мониторинга инженерного образования в институте цветных металлов и материаловедения СФУ разработан сайт http://www.monitoring-cdio.ru/. Опираясь на выделенные объекты мониторинга, его задачи, определена структура информационно-аналитической системы управления качеством инновационной ООП, включающей следующие подсистемы:
- информационно-справочная подсистема;
- подсистема контроля;
- подсистема управления;
- информационно-аналитическая подсистема.
В таблице 1 отражено соответствие подсистемы мониторинга стандартам CDIO.
Таблица 1
№ |
Подсистема |
Стандарты |
1 |
Информационно - справочная подсистема |
Стандарт 1, 2, 5 |
2 |
Подсистема управления |
Стандарт 1, 2, 3, 12 |
3 |
Подсистема контроля |
Стандарт 1, 5, 9, 10, 11, 12 |
4 |
Информационно - аналитическая подсистема |
Стандарт 1, 2, 10, 12 |
Охарактеризуем назначение каждой подсистемы, ее роль в общей структуре информационно-аналитической системы управления.
Информационно-справочная подсистема включает в себя:
- основную образовательную программу (ООП) направления «Металлургия», набор 2014 г.;
- учебный план;
- расписание занятий;
- визитная карточка студенческой группы;
- ППС (анкетные данные, награды, публикации);
- информацию для абитуриентов;
- информацию о взаимодействии с работодателями, предложенные научно-исследовательские темы;
- методики диагностики развития профессиональных и личностных компетенций, такие как:
- диагностика профессиональной готовности,
- анкета для выявления проектных умений,
- опросник «Учебная мотивация»,
- методика оценки тревожности,
- экспресс-диагностика уровня самооценки личности,
- анкета «Направленность на вид инженерной деятельности»,
- анкета «Образовательный процесс глазами студента».
В подсистему контроля включен мониторинг хода образовательного процесса вуза, в котором присутствуют:
- сценарии активных форм занятий, соответствующие требованиям стандартов CDIO в обеспечении формирования компетентностей студентов как результатов обучения посредством использования активных методов, интегрированных занятий, проектно-исследовательской командной деятельности и др.;
- контроль своевременности выполнения планов и программ;
- документальное, методическое, организационное обеспечение проектной деятельности и возможности выбора студентом темы проекта, индивидуальной или командной формы его разработки;
- оперативная информация.
Подсистема управления делится на:
- планирование образовательного процесса в виде разработки ООП и соответствующего учебного плана и его организацию;
- выработку и принятие управленческих решений.
Планирование и организация включают:
- разработку учебных планов в соответствии с идеологией CDIO, индивидуальных учебных программ; нагрузку.
Выработка и принятие управленческих решений реализуется на основе:
- аналитических справок, отчетных документов;
- прогнозов развития, представляемых информационно-аналитической подсистемой.
Информационно-аналитическая подсистема - это формирование аналитических справок на основе данных мониторинга о:
- формировании личностных, межличностных и профессиональных компетентностей студентов;
- об их удовлетворенности содержанием, организацией; обеспечением образовательного процесса, освоением ими ООП.
В рамках мониторинга реального хода образовательного процесса были проведены соответствующие мероприятия.
Директором Института цветных металлов и материаловедения было выпущено распоряжение для осуществления мониторинга образовательного процесса по инновационной ООП первого года обучения на определение его соответствия требованиям CDIO.
1. Была создана экспертная группа из 6 человек, которая проводила анализ по следующим направлениям:
- соответствие рабочих программ идеологии CDIO;
- наличие полнокомплектного УМКД по дисциплинам первого курса;
- частота и целесообразность использования активных методов обучения по рабочей программе и в реальной образовательной практике;
- использование интерактивных и междисциплинарных связей;
- организация, обеспечение и реализация проектной деятельности в дисциплине «Введение в инженерное дело».
Целью посещения занятий было определить соответствие форм проведения занятий заявляемым в рабочих программах дисциплинам. В ходе проведения данного мероприятия были отмечены положительные результаты. Выявлены проблемы в организации и содержании некоторых занятий. Результаты были обсуждены на семинаре, а также даны предложения по совершенствованию процесса.
Обоснованы сроки проведения мониторинга на первый семестр:
- для предметных компетентностей - ноябрь (с прогнозом на сессию) и по результатам сессии;
- для развития личностных компетентностей - первая неделя второго семестра;
- для развития проектной деятельности - 15-22 декабря (по результатам проектной недели).
2. Для исследования уровня готовности к реализации идей CDIO для ППС проводился экспресс-опрос, в котором каждый преподаватель дал ответ на вопросы:
1) Какая методологическая основа определяет идеологию CDIO?
2) За счет чего (содержания, технологий, целей, участников и др.) предполагается повысить качество инженерного образования?
3) Нужны ли какие-нибудь особые условия для реализации идей CDIO? Какие?
По результатам этого опроса было выявлено, что в целом преподаватели теоретически осознают идеологию CDIO, однако не достаточно четко ее реализуют в образовательной практике. После обсуждения на семинаре проведена индивидуальная работа с преподавателями.
Построенный таким образом информационный ресурс мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO позволит управлять инновационной ООП, ориентированной на повышение качества инженерного образования.
Рецензенты:
Гафурова Н.В., д.п.н., проф., профессор кафедры «Педагогика профессионального обучения», ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск;
Кольга В.В., д.п.н., проф., профессор кафедры «Менеджмент организации», ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.