Учитывая положения современного ФГОС, урок как основная форма организации обучения не может оставаться «вчерашним» и должен соответствовать новым требованиям [7].
- Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой.
- Урок должен носить гуманистический характер.
- Реализация на уроке системно-деятельностный подхода.
- Нацеленность на формирование универсальных учебных действий.
- Урок должен быть проблемным и развивающим, направленным на организацию проблемных и поисковых ситуаций, активизацию учебной деятельности учащихся.
- Стиль общения учителя с учениками - сотрудничество.
- Ориентация на творчество и сотворчество учащихся.
- Создание условий для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
- Использование современных педагогических технологий.
- Организация рефлексивно-оценочной деятельности учащихся.
Согласно системно-деятельностному подходу обучение эффективно только при такой организации процесса, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только при таких условиях происходит осознанное прочное усвоение содержания предмета, овладение учащимися универсальными учебными действиями, интеллектуальное развитие. Главная идея этого подхода состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а роль учителя заключается в управлении его учением, т. е. в мотивации, организации, координации, консультировании и контроле его деятельности. Сyбъект-субъективный характер обучения требует применения таких педагогических технологий, которые обеспечивают учащимся развитие мотивационной сферы, самостоятельности, интеллекта, склонностей, коммуникативности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обyчение позволяет практически решить эту задачу.
С позиции функций учащихся категория «деятельности» занимает ведущее место в модульном обучении. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Модульное построение образовательного процесса позволяет сделать обучение детей более интересным, мотивированным, продуктивным.
Модуль (по П.А. Юцявичене) - целевой многофункциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Составными компонентами модуля являются план действий, целевая программа действий учащегося, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения [9]. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Модульная структура процесса обучения предполагает наличие законченных самостоятельных информационных блоков, усвоение которых должно происходить с большей долей самостоятельности учащихся в соответствии с целью обучения. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указанные не только на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Для оптимизации самостоятельной деятельности учащихся информационные блоки сопровождаются инструкциями учителя о наиболее рациональных способах действия, источниках информации и т. д. Каждый учащийся самостоятельно учится целеполаганию, планированию, контролю, организации и оценке своей деятельности, определению уровня своих достижений. Изменение форм общения учителя с учащимися при модульном построении обучения обеспечивается посредством самих модулей, что позволяет перевести обучение на более паритетные субъект-субъективные отношения.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля, а цель модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала» [7, c. 312].
Реализацию модульного обучения географии необходимо начать с разработки модульной программы, представляющей собой многоступенчатую структуру, состоящую из модулей разного порядка: учебный предмет, курс, тема, урок, учебный элемент. Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (КДЦ) и системы модулей.
Следующий шаг в реализации технологии модульного обучения - разработка технологической карты модуля, т.е. планирование системы модульных уроков географии. Для реализации модульного урока географии учитель проделывает трудоемкую работу по разработке дидактических материалов для учащихся по каждому уроку. Наличие модулей на печатной основе позволяет учителю индивидуализировать работу, с отдельными учениками путём консультирования каждого из них, дозированной персональной помощью.
Модульный урок по своей структуре и методике организации соответствует требованиям современного урока, а основные этапы соответствуют учебным элементам разного типа. Под учебным элементом понимаются последовательные шаги, алгоритм деятельности, с которым школьник работает непосредственно. В модулях используются разнообразные носители учебной информации. Так как учебные элементы непосредственно связаны со средствами обучения, то в зависимости от носителя выделяются разные типы УЭ. География как учебная дисциплина имеет специфические средства обучения и источники информации, такие как различные виды карт, планы местности, географические приборы, натуральные природные объекты. Типизация учебных элементов позволяет выделять виды самостоятельной деятельности учащихся с разнообразными источниками учебной информации. Текстовый, картографический, табличный, иллюстративный, компьютерный, натурный и другие учебные элементы расширяют информационное поле для учащихся, организуют их поисковую, конструктивную и творческую деятельность.
Разнообразие учебных элементов также обусловлено их дидактическими целями. Дидактические материалы к уроку - инструкции включают в себя учебные элементы с порядковой нумерацией начинаются с целеполагающего учебного элемента. Этап целеполагания (УЭ-о) ориентирует учащихся на дальнейшую деятельность. Формулировка интегрирующей цели урока должна быть понятной для учащихся и принята ими как мотив к учебно-практической деятельности. Например, интегрирующая цель к уроку «Минеральные ресурсы России» может быть сформулирована следующим образом: «в процессе работы над учебными элементами вы узнаете (изучите) классификацию полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; выявите (или научитесь объяснять) связи между размещением полезных ископаемых, рельефа и тектонических структур; познакомитесь с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых».
На этапе актуализации знаний (УЭ-1) осуществляется проверка уровня усвоения имеющихся знаний и умений учащихся по предыдущей теме, необходимых для решения задач данного урока. Особенностью этого этапа является возможность создания различных ситуаций - знакомых и новых, творческих, при которых учащиеся могли бы применить имеющиеся знания, умения, опыт, известные способы деятельности с разными источниками информации. Разноуровневость и вариативность проверочных заданий и вопросов позволяет учитывать некоторые индивидуальные особенности учащихся, что обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.
Следующий этап современного урока - исполнительный, направлен на решение учебных задач и организацию усвоения нового содержания географии в процессе самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Этот этап урока может включать несколько учебных элементов (УЭ-2-n) в зависимости от целей, сложности и объема содержания учебного материала, от видов учебно-практической деятельности учащихся.
Каждый учебный элемент этого этапа содержит частную дидактическую цель, задания для учащихся, указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить географическую задачу и т.д.), контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся и т.д.). Для организации самостоятельной деятельности учащихся могут быть использованы задания разного уровня сложности - репродуктивные, поисковые и творческие. Репродуктивные задания предполагают составление словаря терминов, определение географических понятий своими словами, составление схем и заполнение таблиц по образцу, решение географических задач по алгоритму, типовому плану. Поисковые задания направлены на выявление и применение причинно-следственных связей, составление сравнительных характеристик географических объектов, процессов, явлений, самостоятельный поиск, отбор и анализ информации и др. Задания творческого уровня требуют от учащихся применение нового знания в незнакомой ситуации, выполнение мини-исследования, проекта. Включение учебных элементов проблемного характера способствует развитию нестандартного мышления учащихся, развитию их творческого потенциала и являются мотивацией к изучению вопроса. Например, «используя полученные знания о закономерностях размещения полезных ископаемых, сделайте предположение о том, какие полезные ископаемые могут содержаться в недрах вашего региона. Приведите несколько аргументов, доказывающих вашу гипотезу». Работая с учебными элементами этого этапа, учащиеся используют различные источники географической информации: текст и внетекстовые компоненты учебника, карты атласа и контурные карты, статистический и графический материал, коллекцию минералов, географические приборы и др., в результате чего овладевают как универсальными учебными действиями, так и специфическими географическими умениями.
Заключительный рефлексивно-оценочный этап (УЭ-n) направлен на соотнесение полученного результата с поставленной целью и организацию самоанализа и самооценки своей деятельности и собственных достижений каждым учащимся на уроке. В соответствии с этими результатами и разным уровнем усвоения материала, учитель дает дифференцированное домашнее задание, привлекая учащихся к определению его объема и характера выполнения. Результатом этого этапа являются УУД регулятивного типа - умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности, планировать.
Таким образом, модульное обучение рассматривается как современная перспективная технология, которая обеспечивает развитие навыков самостоятельной учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Рецензенты:
Винокурова Н.Ф., д.п.н., профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород;
Демидова Н.Н., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород.