Для оценки эффективности функционирования тягово-приводного МТА на основе энергонасыщенного трактора при выполнении технологических операций применена вероятностная математическая модель типа «вход-выход», основанная на методе функций случайных аргументов. При установлении оптимальных нагрузочных режимов МТА в качестве критериев оптимальности применены экстремумы математических ожиданий: удельного расхода топлива; прямых эксплуатационных затрат на 1 га и обобщенный коэффициент для комплексной оценки реализации потенциальных возможностей агрегата.
В настоящее время формирование тягово-приводных машинно-тракторных агрегатов (МТА) осуществляется на базе энергонасыщенных тракторов [1]. Для оценки эффективности функционирования тягово-приводного МТА при выполнении технологических операций воспользуемся вероятностной математической моделью типа «вход-выход» (рис.1), основанной на методе функций случайных аргументов [2, 3].
Рис. 1 Модель функционирования
«Входом» модели является вероятностная нагрузка на коленчатом валу двигателя , создаваемая за счет моментов сопротивления на ведущих полуосях и на привод активных рабочих органов сельскохозяйственной машины через ВОМ трактора. Моменты , , рассматриваются как случайные величины. Плотность распределения вероятностей случайных величин и (рис. 2) описывается выражением:
(1)
где ,
– соответственно
средние значения моментов сопротивления и ; и
– стандарты моментов
и ;
– коэффициент корреляции.
Рис. 2. Закон распределения нагрузки тягово-приводного агрегата
При анализе и оценке эксплуатационных свойств машинно-тракторных агрегатов в процессе выполнения технологических операций и процессов в модели (рис. 1) используются фактические и базовые (или номинальные) значения энергетических (частота вращения, часовой расход топлива, эффективная мощность, удельный расход топлива) и технико-экономических (производительность, удельный расход рабочего времени, расход топлива на 1 га, прямые эксплуатационные затраты на единицу выработки) показателей, которые являются «выходом» модели.
Выходные показатели связаны с входными воздействиями и функциями связи , устанавливаемыми в процессе аппроксимации регуляторной характеристики двигателя [4].
Выразим зависимости основных технико-экономических показателей тягово-приводного агрегата от нагрузки на валу двигателя:
часовая производительность (по площади)
(2)
удельные затраты рабочего времени на единицу выработки (на 1 га)
(3)
удельный расход топлива на рабочем режиме
(4)
прямые эксплуатационные затраты на единицу выработки (на 1 га)
(5)
где – коэффициенты пропорциональности;
– КПД трактора на рабочем режиме;
– коэффициент использования времени смены;
– удельное сопротивление агрегата, кН/м;
– удельные затраты денежных средств, руб./га;
– затраты соответственно на реновацию, на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, на оплату труда обслуживающего персонала, руб./ч;
– комплексная цена 1 кг топлива, руб./кг;
– количество обслуживающего персонала, чел.,
– постоянные величины и угловые коэффициенты, определяемые при аппроксимации стендовой характеристики двигателя; – номинальный крутящий момент на валу двигателя, Н×м.
Аппроксимирующие коэффициенты, используемые в формуле (5), получаются при подстановке в формулу для вычисления удельных затрат денежных средств расчетных выражений для вычисления часового расхода топлива
(6)
по формуле
(7)
Функции , плотности выходных показателей на различных нагрузочных режимах машинно-тракторного агрегата определяются по вероятностным вычислительным моделям c непрерывным случайным аргументом; математические ожидания , дисперсии , стандарты и коэффициенты вариации определяются по модели c дискретным аргументом. По модели c дискретным аргументом определяются также математические ожидания выходных показателей.
Эффективность функционирования МТА на различных режимах работы оценивается частными и обобщенными вероятностными коэффициентами.
Частный коэффициент определяется как отношение математического ожидания показателя к его номинальному значению :
. (8)
Обобщенные коэффициенты используются для комплексной оценки реализации потенциальных возможностей агрегатов по нескольким показателям и определяются через частные коэффициенты по формуле:
(9)
где – число частных коэффициентов.
С целью упрощения расчетов вычисления проводились при фиксированных значениях величин .
При установлении оптимальных нагрузочных режимов МТА в качестве критериев оптимальности можно принять экстремумы математических ожиданий: удельного расхода топлива ; прямых эксплуатационных затрат на 1 га и обобщенных коэффициентов .
Рецензенты:Булычёв В.В., д.т.н., доцент, декан конструкторско-механического факультета, профессор кафедры «Технология сварки» Калужского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана», г. Калуга;
Корнюшин Ю.П., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Системы автоматического управления» Калужского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана», г. Калуга.