Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF SOCIAL CREATIVITY OF THE STUDENT IN THE CULTURAL ENVIRONMENT OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Myagkova N.A. 1
1 Orenburg state pedagogical University, Orenburg
Optimal formation of social creativity of the student, reflecting the expansion of the range of knowledge about creativity, the development of motivation to social creativity, enriching practical experience of creative activity, can be achieved by modeling the process of formation of social creativity of the student in the cultural environment of the pedagogical University. Development of a model of the formation of social creativity of the student proceeded on the basis of a set of interrelated methodological approaches (cultural, activity and environmental) and principles (social activity, creative collaboration, ecology, creativity, social self-realization, reflexivity). The study proved the promising use of sound scientific principles in the formation of social creativity of the student, the complexity of which specifies the objectives of social activities of the student on the basis of scientific approaches that deepen the theory of socio-pedagogical modeling the creative process of education. The study describes the methodological approaches and principles as determinants of the formation of social creativity of the student in the cultural environment of the pedagogical University. Using the determinants of the formation of social creativity can reveal diverse characteristics of the studied phenomena and to design effective strategies to improve the social phenomenon of creativity.
modeling of the process of formation of social creativity
determinants of the formation of social creativity
student
pedagogical University
social creativity
В глобальном обществе XXI века узкопрофессиональная подготовка студента уже не отвечает требованиям времени, поэтому важной составляющей высшего профессионального образования является социальная креативность выпускника, выражающаяся в создании личностью новых и нестандартных способов решения социономических задач, новых относительно личности и общества продуктов социальной реальности: социальных структур и ситуаций, форм и способов социального поведения, динамики переживаний и отношений между явлениями социального мира, что обеспечивает возможность творческого преобразования социального пространства [9].

Современное социальное пространство акцентирует внимание на проблемах «креативного» антропоцентризма, способствует самоактуализации личности, когда основной жизненной стратегией является полная реализация, постоянный процесс становления неповторимого и целостного человека. Информационная цивилизация, идущая на смену индустриальному обществу, определяется не только новым технологическим базисом воспроизводства всех общественных отношений, но и триумфом человека, его совершенствованием, развитием интеллектуальных и социально-креативных способностей. Суммируя всю совокупность представлений о современном человеке, а также учитывая влияние социальных и культурных изменений, Д.Н. Боровинской введен акроним CIAM («creative, informing, actingman», т.е. обладающий движущей силой креативности, способностью генерировать и усваивать информацию, активно действующий человек), являющийся основой для развития человека в современном обществе с характерными качествами креативности, информативности и активности, способного создавать новые или улучшенные комбинации и обладающего умением четко формулировать проблемы и эффективно их решать, способного генерировать и усваивать информацию, а также активно действовать не только в собственных целях, но и в интересах общества. В свою очередь, это служит толчком к самосовершенствованию человека, поскольку само общество существует и изменяется в результате самосовершенствования массового творчества людей, творящих новые отношения, новые производства, новые смыслы, новые решения [1].

Развертывание сущностных человеческих потенций в современном мире не может не вызывать изменений в образовании, которое должно формировать у студента способность к социальному творчеству, способствовать превращению творчества в норму и форму его существования, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности - в труде, в науке, в технике, в культуре, в искусстве, в управлении, в политике. Главным становится конструирование и освоение системы социальных и межличностных взаимодействий и общения между участниками совместного решения задач, соответствующих уровню становления социально-креативных способов решения. Практическое и рефлексивное освоение ими способов совместной креативной деятельности (интеллектуальных, креативных и коммуникативных) становится основным содержанием и важнейшим результатом обучения творчеству. Таким образом, обучение творчеству осуществляется посредством участия и освоения средств реальной творческой деятельности [4].

В соответствии с этим на первый план в образовании выступает формирование самоактуализирующейся, самоорганизующейся, самореализующейся, безопасной, толерантной личности, стремящейся к творческой саморегуляции и неадаптивной преобразующей активности, социальной креативности и социальной компетентности, то есть конкурентоспособности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях неопределенности [3].

Для достижения указанной выше цели актуальность приобретает моделирование процесса формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде педагогического университета, позволяющее конструировать и систематизировать обширную информацию об исследуемом явлении, определять возможные и перспективные пути решения основных педагогических задач в целях успешности личностного, социального и профессионального становления студентов для оптимальной жизнедеятельности и продуктивного решения задач в условиях изменяющейся социальной практики и социального взаимодействия.

Разработанная модель формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде педагогического университета отображает характеристику исследуемого феномена в совокупности структурных компонентов, включает описание методологических подходов и принципов как детерминант формирования социальной креативности студента.

Разработка моделирования процесса формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде педагогического университета осуществлялась на основе совокупности взаимосвязанных методологических подходов (культурологического, деятельностного и средового), позволивших раскрыть разноплановые характеристики исследуемого явления, наметить эффективную стратегию совершенствования данного феномена.

Деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) детерминирует успешность формирования социальной креативности студента как результата социальных отношений и взаимодействий субъектов образования и социума в рамках организованной многообразной социально ориентированной, профессиональной деятельности, обеспечивающей раскрытие творческих задатков, способностей и возможностей студента, поддержание и формирование уникальной системы его ценностных отношений с субъектами социума, становление самопознания, развитие неповторимой индивидуальности.

Основным положением деятельностного подхода является идея о ведущей роли деятельности в процессе формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета. Актуальность деятельностного подхода определяется следующими факторами. Во-первых, деятельность выражает уровень активности личности студента, определяет ее способность реализовать отношения с окружающим миром. Во-вторых, эффективное развитие личности (в нашем случае ее личностного свойства - социальной креативности) возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В-третьих, любая деятельность может быть реализована на репродуктивном (низком), эвристическом (среднем), креативном (высоком) уровнях (Д.Б. Богоявленская). В-четвертых, полноценное развитие личности и ее свойств (социальной креативности) обеспечивается только активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая гарантирует удовлетворение потребностей студента, поэтому должна включать разнообразные значимые для студента занятия. В-пятых, формирование социальной креативности осуществляется путем поэтапного овладения деятельностью на любом уровне путем перехода из внешнего (предметного) плана во внутренний (теоретический) план (интериоризация), и наоборот (экстериоризация). В-шестых, одной из важнейших характеристик деятельности является «социальность, т.е. деятельность студента всегда носит общественный характер, побуждающий субъектов деятельности к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию» [8].

Средовой подход (Ю.С. Мануйлов, И.Г. Шендрик, Г.П. Щедровицкий, В.А. Ясвини др.) определяет использование многообразных культуросообразных сред жизнедеятельности субъектов образования, посредством которых осуществляется усвоение социальных знаний и способов познания, образцов социоориентированного мышления, социально-креативное построение вариативных моделей поведения в контексте решения новых, нестандартных задач, стоящих перед личностью, самореализация в разнообразных социальных, профессиональных и личностных ситуациях.

Средовой подход акцентирует идеи: В.А. Ясвина о качестве пространственно-предметного содержания среды, социальных отношений в ней, связей между пространственно-предметным и социальным компонентами среды, определяющих способности среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему реализации социально-креативных возможностей, комплементарных потребностям студента, для эффективного личностного саморазвития; Ю.С. Мануйлова о среде как совокупности ниш (природной, социальной, культурной), как определенного пространства возможностей, позволяющего обучающимся удовлетворять свои потребности, и стихий (неорганизованной силы - информационного потока, волны интереса к чему-либо, колебаний настроений и т.п.), детерминирующих выбор возможностей креативного саморазвития; И.Г. Шендрика о том, что при проектировании среды значимый для студента путь самореализации заключается во все более расширяющемся и обогащающемся взаимодействии с окружающим миром, базирующемся на потребностях и возможностях самой личности, ее собственных инициативах, обеспечивая обучающемуся максимальную свободу и наибольшую отдачу, успешное формирование социальной креативности; С.Ф. Сергеева о том, что все социальные среды обладают некоторым обучающим эффектом, интегральными эффектами, возникающими в системе «среда - субъект», которые выражаются в появлении новых адаптивных качеств в психофизиологической системе студента, позволяющих ему ориентироваться в новых задачах и результативнее решать старые; Е.И. Головаха, Д.В. Григорьева, Н.М. Борытко о создании пространственно-предметной среды в контексте «со-бытия» субъектов образования и социума, основанного на совместной деятельности, зависящей от числа и интенсивности происходящих в жизни событий-изменений во внешней среде (природной и социальной), во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), в его действиях и поступках.

Культурологический подход (Е.В. Бондаревская, А.С. Запесоцкий, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков и др.) определяет особенности формирования социальной креативности студента в гармонии с общечеловеческой культурой, высшими нравственными ценностями человеческой цивилизации в сочетании с открытостью к непрерывному саморазвитию, самореализации в мире культурных ценностей, норм и правил, определяющих вектор усилий студента как творца и творения культуры.

Культурологический подход к исследованию формирования социальной креативности студента предполагает: понимание образования и воспитания как важнейших социальных институтов культурной преемственности; расширение гуманитарного ядра образования путем органичного включения в образовательный процесс духовно-нравственного потенциала российской культуры; возвышение роли воспитания как механизма формирования «культуры жизнеспособности» - психологической и нравственной готовности жить и работать в быстро меняющемся мире, как способа выращивания творческой личности, сознательного субъекта социально-культурных преобразований; утверждение в качестве мировоззренческих приоритетов воспитания стратегической задачи и идеала формирования разносторонне развитой личности; оптимальное сочетание профессионализма и универсализма; ориентацию на принципы партнерства и социальной ответственности, на приоритет гуманистически и демократически ориентированных социальных технологий; построение образовательного и воспитательного процессов на принципе диалогичности информационно-ценностного поля обучения, взаимосопрягающем цивилизационно-культурное единство мира и многообразие существующих идеологий, теорий и взглядов и определяющем роль преподавателя как посредника между мировым духовным опытом и личностью студента [6].

Согласно Е.В. Бондаревской, содержание культурологического подхода в вузе предписывает создание в образовательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-образовательное пространство вуза, где осуществляется развитие студента, приобретение им опыта культуросообразного поведения и оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков, способностей, то есть прямо указывает на особенности окружающей студента среды. Таким образом, культуросообразной будет являться среда, в которой: утверждается приоритет личности, то есть ценностное отношение к каждой личности; эпицентром является человек как суверенный, свободный субъект, способный к свободному выбору образцов культурной жизни и жизнетворчества; действуют законы нравственной жизни людей - добра, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения, диалога между людьми и культурами, ненасилия, приоритета духовных смыслов человеческой жизни над утилитарными ее целями; возможна культурная идентификация личности, которая сама по себе является культуросозидающей.

Подход предполагает воспитание у студентов культурных смыслов жизни, создание культурной среды их жизнедеятельности, приобщение к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, включение в диалог и культурное творчество, а также не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу студента над своими действиями и поступками.

Культурологический подход позволяет рассматривать студента в учебной деятельности как свободную, активную индивидуальность, способную к самодетерминации в общении с другими личностями, другими культурами, эпохами как в пределах сегодняшнего жизненного мира (Малое время культуры), так и в общении с произведениями прошлых эпох (Большое время культуры) [2].

По справедливому утверждению Н.Б. Крыловой, культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы содержания обучения.

Моделирование процесса формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде педагогического университета опирается на следующие принципы:

- социальной активности, обусловливающий деятельное отношение студента к окружающей действительности, в которой он выступает как инициативный, ответственный носитель обновленных смыслов преобразования различных областей познания, социальной практики и социально-профессионального общения, обеспечивающих результативность действий и накопление социального опыта реализации индивидуальных, общественных и профессиональных интересов [7];

- творческого сотрудничества, ориентированный на вовлечение субъектов образования в совместную социально-креативную и личностно значимую деятельность на основе равноправного духовного взаимодействия (диалога и взаимопонимания), принятия и поддержки, со-дружества и со-ответственности, со-участия и со-творчества, со-управления и со-устремленности);

- экологии творчества, определяющий «сопряжение рассмотрения динамики личности и развития культуры как «экологической ниши» социально-креативной личности; развитие человеческой индивидуальности в социально-креативной деятельности, активное, творческое созидание студентом гармонической целостности с самим собой, своим делом, другими людьми, природой, культурой представляют основные ценностные ориентиры данного принципа» [5];

- социальной самореализации, позволяющий обучающемуся в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами социального преобразования существующей практики в разнообразных сферах жизнедеятельности и строить совершенно новые совместнодеятельностные и взаимосозидательные контакты с социальным миром; определять ценностно-нормативные координаты системы социальных связей и отношений, обуславливающие многомерный комплекс возможностей самореализации личности;

- рефлексивности, предполагающий осмысление студентом социальной креативности как профессионально значимого качества личности, а также соотнесение себя с различными конкретными социально-креативными ситуациями с целью более эффективного и оптимального достижения эффективных вариантов выбора новых форм социального взаимодействия, сфер жизнедеятельности и решения затруднений в процессе освоения нового социального опыта.

Таким образом, моделирование процесса формирования социальной креативности студента задается содержанием методологических подходов (культурологического, деятельностного, средового) и принципов (социальной активности, творческого сотрудничества, экологии творчества, социальной самореализации, рефлексивности). Данный базис позволяет проектировать эффективную стратегию совершенствования феномена социальной креативности в культуросообразной среде педагогического университета.

Рецензенты:

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Пак Л.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики и социологии, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.