Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTEGRATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF STRENGTHENING THE PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Galimullina E.Z. 1 Kraynova A.I. 1
1 Yelabuga institute of the Kazan federal university
In the article the role of integration of interactive technologies comes into question in the process of educating of bachelors of pedagogical education, sent to strengthening of their practical preparation. Supposition is pulled out that integration of interactive technologies in the process of preparation of bachelors of pedagogical education will assist strengthening of practical orientation of process of educating. As a result of research the elements of integration of interactive technologies of the controlled from distance departmental of Moodle teaching were considered in an educational process and examples of their application are made in the different types of educational activity of student.
interactive technologies
controlled from distance educating
integration of interactive technologies
controlled from distance departmental of Moodle teaching
interactive elements
controlled from distance course
Разработка и утверждение нового Профессионального стандарта педагога (ПСП) неизбежно влечет за собой пересмотр существующих стандартов содержания педагогического образования [7]. В настоящее время осуществляется модернизация основных образовательных программ (ОПОП), целью которой является привидение программ подготовки педагогических кадров в соответствие с ПСП [6]. Отметим, что  реализация нового профессионального стандарта направлена на подготовку современного учителя, знающего не только свой предмет, но и владеющего категорией общих знаний по другим дисциплинам, творчески относящегося к своему делу и готового реагировать на изменения требований, применять современные информационные и коммуникационные технологии, свободно взаимодействовать с участниками информационно-образовательной среды, в том числе сети Интернет [8].

Модернизация ОПОП предполагает профессионализацию подготовки педагога, т.е. такую модель его практико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность [6]. Это подразумевает увеличение практической занятости студентов при изменении формы подачи теоретического материала, что позволит усилить  практическую направленность процесса обучения. Такая модель позволит бакалавру педагогического образования осуществлять свое профессиональное развитие и активно использовать интерактивность во всех ее формах. На сегодняшний день внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном учебном заведении. Основные методические инновации связаны непосредственно с применением интерактивных технологий и методов обучения [2]. Следовательно, возникает необходимость внедрения новых форм и методов организации учебного процесса, в том числе и интеграции интерактивности в дистанционные курсы [3].

Мы предполагаем, что интеграция интерактивных технологий и методов обучения в процесс подготовки бакалавров педагогического образования с применением дистанционных курсов будет способствовать усилению практической направленности образовательного процесса.

Цель исследования - выявить педагогические условия интеграции интерактивных форм и методов в процесс подготовки бакалавров педагогического образования в условиях усиления практической направленности их подготовки на платформе дистанционного обучения.

Нами было выдвинуто предположение о том, что интеграция интерактивных технологий в процесс подготовки бакалавров педагогического образования с применением дистанционных курсов будет эффективна, если:

  1. определить теоретические основы интеграции интерактивности в учебный процесс на базе дистанционного обучения;
  2. проанализировать возможности системы дистанционного обучения (например, Moodle) для интеграции интерактивных технологий в процесс обучения;
  3. выявить механизмы платформы системы дистанционного обучения (СДО) Moodle для интеграции интерактивных технологий в процесс подготовки бакалавров педагогического образования;
  4. определить элементы и ресурсы Moodle, необходимые для реализации механизмов интерактивного обучения на платформе систем дистанционного обучения;
  5. разработать методическое пособие в виде брошюры по интеграции интерактивных технологий в образовательный процесс с использованием возможностей СДО Moodle.

Материал и методы исследования

В настоящее время быстро совершенствующиеся средства информатизации и телекоммуникаций получают мировое признание и все более широкое распространение. Интерес к внедрению технологий дистанционного обучения в учебный процесс существует уже давно. Эта форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению, как новой форме обучения на расстоянии, уделяется особое внимание. Следует заметить, что многие дистанционные курсы не учитывают интерактивный элемент обучения и фактически являются курсами для самообразования. Следовательно, необходимо акцентировать внимание на активном использовании интерактивности во всех ее формах [5].

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивность - это способ взаимодействия в режиме диалога в реальном или виртуальном (при использовании компьютера) пространстве на основе субъектной позиции участников взаимодействия [4].

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля [2]. Следовательно, можно интегрировать интерактивные технологии в учебный процесс на базе дистанционного обучения.

Выделяют следующие цели интеграции интерактивных технологий в дистанционном обучении [5]:

  • улучшение мотивации познавательной деятельности;
  • присвоение способов деятельности, принятых в группе;
  • развитие критического мышления и инициативности;
  • улучшение саморегуляции деятельности за счет регулярного применения самоконтроля и взаимоконтроля;
  • повышение эффективности обучения.

Министерство образования и науки Российской Федерации реализует проект по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры с усилением практической и исследовательской направленности подготовки, в рамках проекта модернизации педагогического образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2915 гг. Одним из участников проекта является Казанский федеральный университет (КФУ). Преподавателями Елабужского института КФУ разработаны модули основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогических кадров, одним из которых является модуль «Дисциплины математического и естественно-научного цикла: Естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике». Программа модуля предназначена для бакалавров, преступающих к получению педагогического образования, которая позволит им осуществлять свое профессиональное развитие и активно использовать интерактивность во всех ее формах.

Знания, полученные в процессе обучения с применением интерактивных методов, приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире, особенностью которой является то, что студент получает ее в процессе собственной активности, а не в виде уже готовой системы от преподавателя. С другой стороны, студент в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися и педагогом овладевает системой апробированных способов деятельности по отношению к себе и к группе, а также усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому уже имеющиеся знания являются еще и инструментом для самостоятельного добывания новых сведений [3]. Все это и является преимуществами интерактивного обучения, которое позволит усилить практикоориентированность процесса обучения при подготовке бакалавров.

Мощными возможностями в организации интерактивного обучения обладают системы управления учебными курсами, например, СДОMoodle. Основным принципом организации обучения в СДОMoodle является социальный конструкционизм, целью которого является способствовать не только самостоятельному выявлению и конструированию студентами новых знаний, но и приобретению инструментария для добывания новых знаний и способов действий.

В связи с этим на площадке дистанционного обучения КФУ преподавателями Елабужского института были созданы дистанционные учебные курсы для направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» в усилении практикоориентированности процесса обучения. В рамках данных дистанционных курсов предполагается проведение занятий без систематического, последовательного, монологического устного изложения преподавателем учебного материала, характерного для традиционной лекции. Вместо них проводятся вводные, установочные и итоговые занятия, носящие информационно-объяснительную функцию, на которых преподаватель обозначает проблематику и цель курса, план и логическую последовательность изучения учебного материала, разъясняет методы работы с сетевым ресурсом, а также рекомендует основную и дополнительную литературу. Следовательно, возникает проблема организации процесса обучения бакалавров в условиях интеграции интерактивных технологий и методов в дистанционные учебные курсы с целью усиления практической направленности образовательного процесса.

Результаты исследования и их обсуждения

Рассмотрим подробнее педагогические условия успешной интеграции интерактивных технологий в процесс подготовки бакалавров педагогического образования с применением дистанционных курсов в усилении практической направленности.

1. Определение теоретических основ интеграции интерактивности в учебный процесс на базе дистанционного обучения

Выделяют виды интерактивного взаимодействия в рамках дистанционного обучения [2]: преподаватель → группа, преподаватель → студент, студент → преподаватель, студент 1 ↔ студент2, группа ↔ студент.

Для обеспечения интерактивности в дистанционных курсах целесообразно использовать среды дистанционного обучения, предлагающие комплекс различных средств для поддержки интерактивного учебного процесса, например, система дистанционного обучения Moodle.

2. Анализировать возможностей СДО Moodle для интеграции интерактивных технологий в процесс обучения

Дистанционные курсы, разработанные в СДО Moodle, имеют различные возможности для реализации интерактивных видов деятельности, как для преподавателя, так и для студента (таблица 1).

Таблица 1

Интерактивные виды деятельности преподавателя и студента в дистанционном курсе

Возможности дистанционного курсав СДО Moodle

Интерактивная деятельность преподавателя

Интерактивная деятельность студента

Учебно-методические материалы

Размещает учебно-методический материал

Изучает учебный материал, выгружает результаты образовательной деятельности

Отчётные материалы

Размещает задания для самостоятельного выполнения, лабораторные работы, темы курсовых работ, домашнее задание

Отправляет отчёты выполнения самостоятельных и домашнихзаданий, лабораторных работ, курсовых работ

Обратная связь

Отвечает на заданные студентами вопросы, возникающие в процессе изучения учебного материала

Задаёт вопросы по теоретическому материалу, лабораторным работам, по видам контроля самостоятельной деятельности

Форум

Задаёт вопросы иконсультирует студентовпо учебному материалу

Обсуждает вопросы совместно с преподавателем и остальными студентами, получает  консультацию преподавателя в режимах онлайн или офлайн

Тест

Размещает тестовые задания в виде теоретического опроса или/и практических заданий, устанавливая параметры выполнения тестовых заданий в зависимости от условий (ограничение по времени, определение количества разрешённых попыток, просмотр правильных и неправильных ответов и др.)

Выполняет тестовые задания с получением моментального результата (после прохождения тестового задания  видит свою оценку)

Дополнительный материал

Выкладывает дополнительныематериалы и ссылки с целью более подробного изучения определённого учебного материала

Изучает дополнительный учебный материал, используя электронные учебники, ссылки на интернет-ресурсы, видео-уроки,  видео-курсы и др.

Проведение интерактивных занятий

Имеет возможность поддержкизанятий в форме метода проектов и игрового проектирования при помощи размещения студентами подготовленных проектов, обсуждения возникших вопросов, совместного обсуждение тем лекций - мини-конференций

Размещает проекты и обсуждает возникшие вопросысовместно с преподавателем и остальными студентами

Мониторинг успеваемости студентов

Имеет возможность объективно и быстро получить оценку образовательной деятельности студентов

Анализирует результаты своей учебной деятельности и место, занимаемое в рейтинге успеваемости студентов

Веб-статистика

Анализирует посещаемость дистанционного курса студентами

Анализирует частоту своей работы в дистанционном курсе

3. Механизмы интеграции интерактивных технологий в процесс подготовки бакалавров педагогического образования на платформе СДО Moodle

В результате анализа условий реализации интерактивного обучения и возможностей СДО Moodle для их обеспечения, нами были определены основные компоненты механизма интеграции интерактивных технологий в процесс обучения бакалавров на базе дистанционных курсов (таблица 2).

Таблица 2

Компоненты механизма интеграции интерактивных технологий в процесс обучения на базе дистанционных курсов

Условия реализации интерактивного обучения

Возможности LMS Moodle для обеспечения условий реализации интерактивного обучения

Комфортность в обучении

Образовательный контент находится в постоянном свободном доступе, представлен в удобной форме

Обратная связь

Реализация различных видов взаимодействия участников образовательного процесса: студент ↔ интерактивный контент, студент ↔ студент, студент ↔ преподаватель

Групповая деятельность студентов

Организация индивидуальной, парной и групповой работы с целью решения учебных задач и накопления совместного знания

Взаимоконтроль и оценка

Организация открытой образовательной среды для свободного взаимодействия с целью взаимной оценки и контроля

4. Выявление элементов и ресурсов СДО Moodle, необходимые для реализации механизмов интерактивного обучения на базе дистанционных курсов

В распоряжении преподавателя и обучающихся дистанционного курса СДО Moodle находятся следующие интерактивные элементы и ресурсы дистанционного курса, которые могут заменить определённые виды традиционной учебной деятельности: анкета, интерактивные лекции, обратная связь, вики, HotPot, электронная почта, внешние приложения, интерактивные задания, форумы, чаты, видеоконференции, интерактивные тесты, семинары, глоссарий (таблица 3).

Таблица 3

Элементы и ресурсы интеграции интерактивных технологий СДО Moodle в учебный процесс

Виды традиционной учебной деятельности

Интерактивные элементы и ресурсы дистанционного курса

Лекция

Интерактивная лекция, анкета, видеоконференции, чат, форум, обратная связь, HotPot, электронная почта, интерактивные тесты, глоссарий.

Лабораторные занятия

Электронная почта, видеоконференция, вики, HotPot.

Практические занятия

В режиме off-line (электронная почта, форумы) или on-line (видеоконференции, чаты).

Контрольные работы

Электронная почта, форум, чат, интерактивные задания, внешние приложения.

Семинары

Видеоконференции, форум, чат, внешние приложения, вики.

Консультации

Электронная почта, телеконференция, форум, чат, обратная связь.

Промежуточный контроль

Интерактивные задания, интерактивные тесты.

Итоговый контроль

Интерактивные задания, интерактивные тесты.

5. Разработка методического пособия в виде брошюры по интеграции интерактивных технологий в образовательный процесс с использованием возможностей СДО Moodle

Методическое пособие предназначено для бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» в усилении практической направленности процесса обучения и ориентировано для преподавателей высших учебных заведений и учителей общеобразовательных школ, которые решили интегрировать интерактивные технологии в процесс обучения, а также пользователей, начинающих осваивать систему управления учебными курсами Moodle. В пособии рассмотрены теоретические основы интеграции интерактивных технологий в дистанционные курсы с использованием возможностей, элементов и ресурсов систем дистанционного обучения, а также приводится технология создания интерактивного учебного курса «Мультимедиа технологии в образовании» средствами СДО Moodle.

Выводы и заключение

Нами были показано, что в основу подготовки бакалавров педагогического образования может быть положена интеграция интерактивных технологий в дистанционное обучение, позволяющая усилить практическую направленность процесса обучения. Предложены и рассмотрены педагогические условия интеграции интерактивных методов в дистанционное обучение возможностями СДО Moodle. В результате интеграция интерактивных элементов СДО в процесс подготовки бакалавров педагогического образования способствует достижению целей обучения, главной из которых является усиление практической направленности образовательного процесса.

Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ No05.043.12.0016 от 23.05.14. Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения технологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга;

Капустина Т.В., д.п.н., к.ф-м.н., профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, физико-математического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга.