Для реализации возможностей, заложенных в инновационном росте, требуется переход к «обществу знаний» и экономике, основанной на знаниях. В соответствии с концепцией такой экономики качество экономического роста обеспечивается благодаря инвестициям в «нематериальные» экономические активы: научные исследования и разработки; стимулирование инновационной деятельности; образование и повышение квалификации экономически активного населения [2].
Необходимое условие осуществления таких инвестиций - создание национальных инновационных систем, для которых характерно признание особой роли знания в экономическом развитии, утверждение инновационной деятельности и научных исследований главными факторами конкуренции и экономической динамики.
Английский экономист К. Фримен, который в 1987 году ввёл понятие национальной инновационной системы, подчёркивал, что она представляет собой сеть институциональных структур, чья активность и взаимодействие инициирует создание инноваций (новых технологий) и способствует их распространению. Эти институции включают не только учреждения, отвечающие за проведение исследований, но и образ действий, с помощью которого идёт организация и управление имеющимися ресурсами, как на уровне предприятий, так и на национальном уровне [9].
В современной России формирование национальных инновационных систем - один из важнейших политических приоритетов.
Ключевым элементом любой инновационной системы выступают люди, располагающие качествами, необходимыми для создания, распространения и освоения новшеств. Эти качества могут в полной мере сформироваться только в сфере образования. Соответственно, развитие государства требует становления инновационных систем в образовании [3].
Такие системы образуются совокупностью государственных и негосударственных институтов, реализующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях программы разработки, распространения и освоения новшеств в целях повышения качества и эффективности образовательной деятельности [3, с. 13]. Эти новшества (образовательные инновации) являются продуктом инновационной системы, составляют её центральное звено, суть и смысл её существования.
Продолжая эту логику, мы можем легко обнаружить, что в основе возникновения и успешного функционирования национальной инновационной системы, в том числе в образовании, лежит кластерный подход. Он представляет собой направление в науке и практике, связанное с поиском и реализацией новых возможностей развития общества, повышения его благосостояния и конкурентоспособности посредством деятельности по созданию и управлению кластерами.
Само понятие «кластер» (cluster буквально - «расти вместе», «гроздь, скопление») означает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Современное определение понятия кластер, вполне применимое и к системе образования, сформулировал в конце 1980-х годов американский экономист Майкл Портер. По его мнению, «кластер - это группа... взаимосвязанных организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [6, с. 207]. Она формируется из специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.
Эту точку зрения дополняет определение А. А. Миграняна, который понимает кластер как сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, как совокупность взаимосвязанных групп успешно конкурирующих организаций, обеспечивающих конкурентные позиции государства на рынках [4]. Это возможно только за счёт создания внутри кластера инновационного продукта, ориентированность на который является главной характерной особенностью любого кластера.
Таким образом, кластер как группа организаций и видов деятельностей - экономический феномен, позволяющий создавать инновационный продукт и благодаря этому повышать свою конкурентоспособность, это мощный стимул национального и регионального развития. Соответственно кластерный подход можно определить как направление в науке и практике, связанное с поиском и реализацией новых возможностей развития общества, повышения его благосостояния и конкурентоспособности посредством деятельности по созданию и управлению кластерами.
В России кластерная политика на федеральном уровне проводится с 2006 года, когда была утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) [1]. В этом документе подчёркивалась необходимость определить направления развития территориально производственных кластеров, а также провести эксперименты по реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях.
В 2008 году элементы кластерной политики были заложены в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года [2]. Указанная концепция предусматривала создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Среди таких кластеров высокотехнологические, лесопромышленные, биоресурсные, туристско-рекреационные, нефтегазохимические, энергопромышленные, кластер на базе результатов космической деятельности [3].
Очевидно, что этот перечень не полный ни тематически, ни количественно. Поэтому актуальнейшая задача теории и практики управления - научный поиск путей и возможностей реализации кластерного подхода применительно к развитию страны в целом и её территорий, а также отдельных отраслей.
Одна из отраслей, где развитие кластеров и кластерного подхода представляется весьма перспективным, - образование. Здесь кластерный подход может реализовываться на нескольких уровнях: федеральном и региональном, конкретной образовательной организации, отдельной учебной дисциплины. В связи с задачами настоящей статьи мы оставим за пределами нашего рассмотрения кластеры, образуемые в рамках учебного предмета и образовательного учреждения.
Образование как система представляет собой совокупность институциональных структур, основная цель которых - дать образование учащимся в них. В этом смысле она является ядром образовательного кластера, который представляет собой совокупность образовательных учреждений всех уровней в пределах данной географической территории, предприятий - поставщиков ресурсов и работодателей, а также координирующих органов и органов власти, деятельность которых взаимосвязана с ближайшими производствами и направлена на разработку инновационного продукта.
Однако такое понимание кластерного подхода в образовании реализуется лишь на уровне государства или его субъекта.
Приведём несколько наиболее ярких примеров кластеризации в системе образования на федеральном уровне. Стоит отметить реализацию Концепции профильного обучения (профиль как кластер; профильные школы как кластер; профильные школы и окружающее их социальное пространство как кластер и т.д.) и приоритетный национальный проект «Образование» (создание кластера инновационных школ и кластера лучших учителей). К этому перечню можно добавить и стремление представить в виде кластера взаимодействие институтов дополнительного (постдипломного) педагогического образования с ведущими российскими издательствами [5].
На уровне конкретной территории речь идёт в основном о программах развития регионов, где заложена идея создания какого-либо кластера, в состав которого входят и образовательные учреждения [4]. Как правило, речь идёт об интеграции в системе «ссуз - вуз - производство», требующейся для решения конкретных задач региона [7].
Однако можно говорить о существовании других вариантов группирования с участием образовательных организаций, которые обнаруживают все основные идентификационные признаки социального кластера:
- сетевую структуру специализированных (образовательных) организаций;
- концентрацию этих организаций в одном месте, конкуренцию и кооперацию между ними в деятельности и территории;
- развитую инфраструктуру, обеспечивающую обмен знаниями и технологиями между элементами кластера;
- гибкие (пластичные) состав и структуру кластера;
- открытость кластера как системы.
Создание подобных кластеров регламентируется приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 и от 23 июля 2013 года № 611, утверждающими, соответственно, порядок создания и развития, формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования региона.
В Ульяновской области основой такой инфраструктуры является Программа развития инновационных процессов в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования Ульяновской области на 2011-2015 гг. (далее Программа РИП), которая представляет самостоятельный региональный образовательный кластер. Она реализуется с 1994 года [5], и её целью является «обеспечение условий инновационного развития системы дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ульяновской области [1, с. 155].
Стать участником Программы РИП, а значит, присоединиться к региональному образовательному кластеру, получить возможность доступа к его ресурсам - системной реализации педагогических инноваций, научного анализа, оформления и поддержки своего педагогического опыта, его продвижения в образовательном пространстве за пределами района, города, региона и даже страны, может любое образовательное учреждение Ульяновской области.
Структура Программ как регионального образовательного кластера состоит из ряда взаимосвязанных элементов, которые можно сгруппировать в несколько блоков.
Первый из них представлен субъектами программы (заказчики, исполнители и эксперты результатов инновационной деятельности); второй - её нормативно-правовым обеспечением (концептуальное обоснование, организационный план программы, положения, регламентирующие деятельность её субъектов). Элементами организационно-методического (критерии и формы экспертных оценок инновационной деятельности, справочная информация) и учебно-методического (программы семинаров для руководителей и педагогов) сопровождения образованы, соответственно, третий и четвёртый блоки программы. Последний блок связан с научно-методическим (совокупность публикаций, материалов и научно-практических мероприятий) сопровождением Программы.
Совокупность названных элементов позволяет образовательным учреждениям успешно заниматься инновационной и экспериментальной работой в одном из двух статусов: областной экспериментальной площадки и областного научно-методического центра. Первые осуществляют исследовательскую и экспериментальную деятельность, апробируют и внедряют инновации, разрабатывают научно-методическую продукцию для развития и модернизации системы образования Ульяновской области. Вторые успешно реализовали исследовательскую программу, и их главная задача состоит в продвижении полученных результатов экспериментальной и инновационной работы.
Участие в Программе РИП сугубо добровольное, и в ряде случаев (завершение исследования в статусе экспериментальной площадки, выполнение плана распространения инновационного опыта в статусе научно-методического центра, отсутствие ресурсов для реализации новой темы, смена руководства и т.д.) образовательное учреждение выходит из неё. Всё это обеспечивает естественную ротацию, которая ежегодно достигает порядка 20 % от общего количества участников программы.
Охарактеризовать инновационную продуктивность Программы РИП как образовательного кластера, можно по показателям научной, методической и социальной результативности.
Научная результативность измеряется количеством и уровнем публикаций, количеством защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований, участием образовательных организаций в грантах и конкурсах.
За прошедшие десять лет участниками Программы РИП была проделана огромная научная работа, которая воплотилась в 3599 печатных изданиях, из которых 941 - книги различных научно-методических жанров (монографии, пособия, рекомендации и т.д.). Ещё 2658 публикаций - статьи в журналах и сборниках федерального и регионального уровня.
В период с 2004 по 2014 учебный год экспериментальные площадки и научно-методические центры приняли участие в 2010 конкурсах и 1564 проектах помимо Программы РИП. На материалах исследовательской работы защищено 58 диссертаций, из которых 10 докторских. В настоящее время идёт работа над 20 диссертациями.
Детальный анализ свидетельствует о периодических подъёмах и спадах активности участников в плане научно-методической работы, однако в целом научные ресурсы педагогических коллективов инновационных образовательных учреждений увеличиваются. При этом значительное внимание уделяется социально значимым, имиджевым, публичным формам деятельности.
Этот вывод отчасти подтверждается и показателями методической результативности деятельности участников Программы РИП, которые выражаются количеством педагогических инноваций, разработанных, апробированных и внедрённых в образовательный процесс других учреждений, а также показателями численности педагогов, познакомившихся с опытом, полученным в процессе исследований.
Так, за десять лет в мероприятиях, организованных экспериментальными площадками и научно-методическими центрами, приняли участие 140443 человека: из Ульяновской области - 120743, из других городов и регионов РФ - 19700 (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Пенза, Самара, Тольятти и др.). Это демонстрирует тот факт, что инновационный опыт её участников постоянно востребован не только педагогами Ульяновской области, но и коллегами за её пределами. В последние три года программа преимущественно ориентируется на удовлетворение потребностей регионального образования.
С 2006-2007 учебного года фиксируется ещё ряд показателей методической активности участников Программы РИП, а именно - количество педагогических инноваций, разработанных, апробированных и внедрённых в образовательный процесс других учреждений.
На сегодняшний день педагогическими коллективами и научными руководителями центров и площадок было разработано 2941 и апробировано 2089 педагогических инноваций. В течение восьми лет инновационный опыт участников программы был внедрён в образовательный процесс 1336 образовательных учреждений.
На первый взгляд, эта цифра нереальна - в области нет такого количества образовательных учреждений. Однако здесь нужно учитывать, во-первых, что инновации транслируются не только на территорию Ульяновской области; во-вторых, многие областные учреждения являются как эпизодическими, так и постоянными потребителями и даже заказчиками разрабатываемых инноваций.
Ещё один параметр оценки - социальная результативность - определяется такими показателями, как: развитость дополнительных образовательных услуг в образовательных организациях, взаимодействие с другими учреждениями на основе прямых договоров, количество разработанных и реализованных педагогами инициативных социальных проектов, количество учащихся - участников и призёров олимпиад разных уровней.
Развивается система дополнительного образования в инновационных образовательных организациях. Количество предложений дополнительных образовательных услуг, реализуемых образовательными учреждениями за пределами базисного учебного плана, возросло с 2063 (в 2006-2007 учебном году) до 4231 (в 2013-2014 учебном году). Актуальные услуги остаются востребованными на протяжении ряда лет, другие заменяются педагогами и администрацией образовательных организаций. Такая ситуация свидетельствует о том, что педагогические коллективы работают над сохранением и совершенствованием условий, обеспечивающих занятость школьников во внеучебное время, развитие их личности, индивидуализацию обучения, реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Взаимодействие участников Программы РИП с другими учреждениями на официальной основе подкреплено в 2013-2014 учебном году 1521 договором о сотрудничестве. По сравнению с 2006-2007 учебным годом оно выросло в два с половиной раза. Активнее всего развиваются договорные отношения инновационных учреждений с общеобразовательными учреждениями и социальными партнёрами разных типов (включая музеи, театры, филармонию, медицинские и спортивные организации, производственные и бизнес-структуры). С учреждениями среднего и высшего профессионального образования официальное сотрудничество носит стабильный характер.
В 2013-2014 учебном году педагоги инновационных образовательных учреждений приняли участие в разработке и реализации 285 инициативных социальных проектов. Среди них: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Край Симбирский - родина талантов», «Лето с СимбирЧитом» и т.д. За семь лет эта активность возросла почти в два раза, всего было реализовано 1170 таких проектов.
В прошедшем учебном году в олимпиадах участвовало 10687 воспитанников экспериментальных образовательных учреждений. При этом призовые места заняли 2372 человека. Это больше, чем за несколько предыдущих лет. В 2006-2007 учебном году эти цифры составили 3378 участников и 879 победителей. Всего за эти годы в олимпиадном движении приняло участие 42722 учащихся инновационных образовательных учреждений, и 10536 из них стали победителями олимпиад. Это свидетельствует об увеличении активности педагогов в плане стимулирования и создания условий для участия детей в олимпиадах, о высокой научной, методической и социально значимой результативности инновационной деятельности экспериментальных образовательных учреждений.
Проведённый анализ позволяет убедиться в результативности Программы РИП, в том, что как региональный образовательный кластер она успешно справляется с задачей по созданию педагогических инноваций и содействует развитию региональной инновационной инфраструктуры. Понимание сути и практическая реализация кластерного подхода создают необходимые предпосылки для поиска новых ресурсов и возможностей развития системы образования, повышения его качества и конкурентоспособности.
Рецензенты:
Калинина Н. В., д.псх.н., заведующая кафедрой педагогических технологий дошкольного и начального образования факультета дополнительного образования ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск;
Поляков С. Д., д.п.н., профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», профессор, г. Ульяновск.
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р.
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
[3] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
[4] В качестве иллюстрации можно отметить Программу содействия занятости населения Республики Татарстан на 2008-2010 годы.
[5] До 2005 года - областная целевая программа поисковой, исследовательской и экспериментальной работы (ПИЭР).