Человек в современном мире ежедневно сталкивается со сложными жизненными ситуациями, с решением различного рода психологических проблем, и каждый день перед ним встает выбор: как и каким способом решить ту или иную проблему. Успешность разрешения жизненной ситуации и эффективность используемых человеком стратегий оцениваются на основе результата взаимодействия человека с трудной ситуацией [5]. Способы поведения, возникающие как ответ на не встречавшиеся ранее ситуации, можно рассматривать как процесс саморазвития личности.
Одним из условий саморазвития личности является процесс преодоления трудных жизненных ситуаций, в результате которого формируются новые качества личности, приобретается новый опыт, знания, умения в [1], которые и обеспечивают выбор адекватного способа преодоления внешних и внутренних противоречий: бытовых, личностных и профессиональных.
В качестве стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций могут выступать психологические защиты и совладающие копинг-стратегии поведения [5]. Совладающие копинг-стратегии создают возможности для ее саморазвития, в то время как психологические защиты препятствуют саморазвитию личности [6]. Функции психологических защит можно оценивать и как позитивные, и как негативные. С одной стороны, они ограждают личность от восприятия травмирующей психику информации и негативных переживаний, устраняют тревогу и помогают сохранить самооценку. С другой стороны, ценой психологического благополучия являются искажения восприятия реальности, или самообман.
Как отмечают Р.Р. Набиуллина и И.В. Тухтарова [6], защита лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию, снижает значимость событий и эмоциональную напряженность личности. За счет реализации механизмов психологической защиты, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие, а нерешенные проблемы приобретают хронический характер, если человек не находит способов активно воздействовать на ситуацию [10].
Таким образом, можно ожидать, что психологические защиты являются барьерами саморазвития личности, и люди с разной готовностью к саморазвитию будут характеризоваться разными типами и механизмами психологических защит.
Организация и методы исследования
В исследовании по проверке данного предположения в качестве испытуемых выступали студенты 4 и 5 курсов факультета художественного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ныне КФУ) и студенты 4 и 5 курсов психологического факультета казанского филиала Московского социально-гуманитарного института. Общий объем выборки составил 188 человек. Из них 27 юношей и 161 девушка, в возрасте от 21 до 31 года.
В диагностических целях были применены следующие методики:
- опросник «Готовность к саморазвитию» В.Л. Павлова, с целью исследования степени готовности испытуемых к саморазвитию и определения поведенческого и когнитивного компонентов, обеспечивающие им готовность к самопознанию и самоизменению [1];
- опросник «Индекс жизненного стиля» (LSI - Lifestyleindex), сконструированный на основе теоретических исследований Г. Келлермана и Р. Плутчика для диагностики механизмов психологической защиты (адаптирована под руководством Л.И. Вассермана) [2].
Результаты и обсуждение
На первом этапе анализа полученных данных по результатам теста «Готовность к саморазвитию» были выделены группы испытуемых в зависимости от степени их готовности к саморазвитию и определения поведенческого и когнитивного компонентов, обеспечивающих готовность к самопознанию и самоизменению. В результате испытуемые были поделены на четыре подгруппы в зависимости от соотношения выраженности мотивационного (ГЗС) и операционального (ГМС) компонентов готовности личности к саморазвитию [3,7,8].
Соотношение мотивационного и операционального компонентов позволило выделить подгруппы с разным типом готовности к саморазвитию:
1. Тип с дефицитом мотивации к самопознанию (группа А): представлен испытуемыми, имеющими ресурсы для самосовершенствования (ГМС - 4,7), но не имеющих внутренней мотивации (ГЗС - 2,05) - 40 человек.
2. Тип с высокой степенью готовностью к саморазвитию (группа Б): представлен испытуемыми, которые стремятся к самопознанию (ГЗС - 5,0) и имеют все условия для саморазвития (ГМС - 5,1) - 67 человек.
3. Тип с дефицитом мотивации к самосовершенствованию (группа В): испытуемые данной группы имеют выраженную потребность в саморазвитии (ГЗС - 4,7), но не имеют внутренних условий для самосовершенствования (ГМС - 2,1) - 30 человек.
4. Тип с отсутствием готовности к саморазвитию (группа Г): для испытуемых данного типа характерно отсутствие стремления и готовности к саморазвитию (ГМС - 2,12) и его возможности его осуществления (ГЗС - 2,05) - 51 человек.
Исследование показало, что для испытуемых с высокой степенью готовности к саморазвитию типичен поиск новых идей и разных вариантов решения проблемных ситуаций. Для них характерна предрасположенность к анализу причин собственных трудностей, способностей и возможностей для последующих успешных действий и стремление к достижению поставленных целей. Важно отметить, что испытуемые данной группы характеризуются развитой способностью к самопознанию, что свидетельствует о высоком уровне рефлексивности и разносторонних мотивов самопознания. Испытуемых данного типа можно отнести к высокому уровню готовности к саморазвитию.
У испытуемых двух групп промежуточного уровня готовности к саморазвитию (с дефицитом мотивации к самопознанию и с дефицитом мотивации к самосовершенствованию) выявлены самые низкие показатели по соответствующим шкалам: когнитивного компонента у испытуемых с дефицитом мотивации к самопознанию и операционального компонента у испытуемых типа с дефицитом мотивации к самосовершенствованию. Так, можно предположить, что испытуемые, относящиеся к типу «дефицит мотивации к самопознанию», имеют ресурсы для самосовершенствования, но не имеют внутренней мотивации и отличаются сниженным стремлением к самопознанию. Испытуемые с дефицитом мотивации к самосовершенствованию имеют выраженную потребность в саморазвитии, но не имеют внутренних условий для самосовершенствования и отличаются наличием внутренних конфликтов.
Испытуемые с отсутствием готовности к саморазвитию проявляют слабо выраженный интерес к своему внутреннему миру, отсутствие желания самосовершенствования и самоутверждения. Для данной группы испытуемых характерны самые низкие показатели по каждому компоненту и соответственно низкий уровень готовности к саморазвитию.
На следующем этапе были изучены особенности защитного поведения в зависимости от типа готовности личности к саморазвитию. Для изучения механизмов психологических защит была использована методика «Индекс жизненного стиля» Г. Келлермана и Р. Плутчика в адаптации Л.И. Вассермана [2]. В своих работах Р. Плутчик исходил из представлений о нормальности использования защитных механизмов в особом качестве, действующим по принципу отрицательной обратной связи, результатом включения которого является эффект ослабления излишней эмоциональной реакции с целью сохранения своего Я-образа, с одной стороны, и для сохранения адекватных социальных отношений, с другой.
Р. Плутчик распределил механизмы психологических защит по шкале примитивности - зрелости [9], а Б.Д. Карвасарский выделил когнитивные, поведенческие и перцептивные группы психологических защитных механизмов [4], которые были объединены нами в общую классификацию (табл. 1).
Таблица 1
Классификация психологических защитных механизмов
Механизмы защит |
|||||||
Зрелые |
Примитивные (незрелые) |
||||||
Когнитивные |
Поведенческие |
Перцептивные |
|||||
Рационализация
|
Проекция |
Замещение |
Компенсация |
Гиперкомпенсация |
Регресс |
Отрицание |
Вытеснение |
После изучения результатов диагностики механизмов психологической защиты было обнаружено, что в выборках испытуемых в зависимости от типа готовности личности к саморазвитию наблюдается разная выраженность механизмов психологических защит. С помощью однофакторного дисперсионного анализа (таблица 2) были установлены достоверные различия по таким защитным механизмам, как «регрессия», «отрицание», «проекция», «компенсация» и «рационализация» в группах испытуемых с разным типом готовности к саморазвитию.
Таблица 2
Результаты однофакторного дисперсионного анализа по психологическим защитным механизмам
Механизмы психологической защиты |
Ср. значения в группе А |
Ср. значения в группе Б |
Ср. значения в группе В |
Ср. значения в группе Г |
F эмп. (F кр = 2,69) |
Вытеснение |
41,8 |
26,6 |
34,3 |
39,6 |
1,18 |
Регрессия |
46,0 |
26,9 |
54,4 |
24,9 |
37,58 |
Замещение |
41,5 |
30,0 |
36,0 |
37,5 |
2,21 |
Отрицание |
54,4 |
28,0 |
59,6 |
39,6 |
37,41 |
Проекция |
39,2 |
34,6 |
42,5 |
27,7 |
5,14 |
Компенсация |
35,5 |
31,2 |
28,7 |
54,7 |
3,3 |
Гиперкомпенсация |
30,5 |
28,6 |
24,7 |
43,1 |
1,53 |
Рационализация |
46,5 |
30,5 |
31,6 |
28,1 |
8,54 |
Примечание: Жирным шрифтом выделены средние показатели наиболее часто применяемых механизмов психологических защит и достоверные различия в выраженности психологических защитных механизмов в группах испытуемых при заданном уровне достоверности р ≤ 0,5.
Анализ результатов показал следующие тенденции. У испытуемых с дефицитом мотивации к самопознанию и самосовершенствованию (группы А и В) наиболее выраженными механизмами являются примитивные защитные механизмы, такие как «Регрессия» и «Отрицание». Обе эти группы испытуемых относятся к промежуточному типу готовности к саморазвитию. «Регрессия» является незрелым (поведенческим) механизмом психологической защиты и рассматривается как механизм, с помощью которого личность стремится уйти от тревоги в результате использования в трудной жизненной ситуации форм поведения, сформированных на более ранних этапах своего развития. «Регрессия» является не только снижающим уровень тревоги, но и выполняющим регулятивную функцию ориентирования механизмом. На основе действия этого защитного механизма развивается мотивация пассивно-оборонительного поведения. Специфика пассивной позиции «регрессии» состоит в том, что у человека преобладает неуверенность в принятии собственных решений. Личностное Я в этом случае подвергается «регрессу», демонстрируя свою слабость, тормозя развитие личности, что и приводит к инфантилизации, не позволяя вести себя свободно и ответственно. Для лиц с регрессивным поведением характерны следующие особенности: слабохарактерность, наличие неглубоких интересов, склонность к зависимому поведению, высокая внушаемость, трудность достижения намеченной цели, быстрая смена настроения, детская манера речи, подвижная мимика, повышенная мистичность и суеверность, непереносимость одиночества, потребность во внешнем контроле, утешении, в поиске новых впечатлений и высокая коммуникабельность. Возможно, именно эти качества препятствуют испытуемым обеих групп в реализации мотивации отношений, которая считается вершиной всех психологических образований человека.
«Отрицание» относится к группе примитивных, перцептивных защит и проявляется в том, что информация, потенциально несущая угрозу психике индивида, игнорируется. Данный механизм защиты характеризуется стремлением избежать информации, которая идет в разрез со сложившимися положительными представлениями о себе. Информация, противоречащая данным представлениям, не воспринимается - блокировка наступает на стадии восприятия. Тревога снижается изменением восприятия внешней среды. Цель такого поведения - самосохранение. Суть отрицания - подавление страха. Защитный механизм «отрицание» чаще используют внушаемые лица, склонные к зависимому поведению, для которых характерны жалость к себе, избегание самокритики и примитивная фантазия. Этот результат соотносится с нашей гипотезой о том, что испытуемые с промежуточным уровнем готовности к саморазвитию часто используют наиболее примитивные механизмы психологических защит, которые снижают уровень жизнестойкости и тем самым ограничивают возможности накопления опыта преодоления жизненных трудностей, а, следовательно, и мотивацию готовности к саморазвитию.
Наряду с примитивными защитными механизмами «Регрессией» и «Отрицанием» у испытуемых с «дефицитом мотивации к самопознанию» наиболее выражен механизм психологической защиты «рационализация», который относится к группе интегративных защит, направленных на преобразование информации. Это онтологически поздний и когнитивно сложный защитный механизм.
«Рационализация» - это защита, связанная с осознанием только той части информации, при которой собственное поведение воспринимается хорошо контролируемым и не противоречит объективным обстоятельствам. «Рационализацию» чаще используют люди, у которых сильно развит самоконтроль, и чем чаще и сильнее у человека возникает субъективное ощущение несправедливого наказания, тем быстрее формируется данный механизм. Минусы рационализации заключаются в том, что человек не решает проблему, из-за которой появилась эта защита. В этом случае решение проблемы «отодвигается» на более позднее время, или при других обстоятельствах. Мышление становится стереотипным и не гибким, для объяснения используются одни и те же схемы.
Доминирование этого механизма защиты проявляется у людей с сильным самоконтролем и очень сильным «Супер-Эго». Суть его проявляется в том, что, с одной стороны, до сознания не допускаются реальные мотивы, а с другой - предоставляется этим мотивам возможность реализоваться под видом социально одобряемого поведения.
У испытуемых «с дефицитом мотивации к самосовершенствованию» наиболее выражен защитный механизм «Проекция» - вид защиты, который можно отнести к более зрелым (когнитивным) механизмам защиты. Он позволяет освободиться от чувства тревоги и страха, от негативнoй самооценки, в результате бессознательного переноса неприемлемых представлений о себе и своих личностных негативных качеств на лиц из ближайшего окружения. Человек приписывает окружающим отрицательные качества, что позволяет переложить ответственность за то, что происходит в его внутреннем мире на внешнее окружение и тем самым усилить самопринятие на этом иллюзорном фоне: человек обвиняет других в том, в чем он боится признаться в самом себе. Особенности этого механизма защиты в том, что его «защитные» функции проявляются при близком осознании человеком у себя отрицательных качеств, т.к. проецируя свои негативные стороны личности на окружающих лиц, они бессознательно отрицают наличие у себя аморальных и асоциальных мыслей и действий. Высокая эффективность проекции проявляется в снижении ответственности за свои поступки.
Испытуемые с «отсутствием готовности к саморазвитию» (тип Г) имеют в своем арсенале самый большой набор защитных механизмов. Так наблюдается выраженность перцептивных примитивных защитных форм поведения, как «Вытеснение» и «Отрицание», их цель - не допустить информацию в сознание, и когнитивных защитных механизмов «Компенсация» и «Гиперкомпенсация», которые проявляются в попытках избавиться от чувства незащищенности и тревоги и найти подходящую замену реальных или воображаемых недостатков. Имеет место преувеличенное развитие противоположных стремлений, трансформируя внутренние импульсы в субъективно понимаемую им противоположность. У испытуемых с «высокой степенью готовности к саморазвитию» (тип Б) все механизмы защит выражены примерно в одинаковой степени, но с большим выделением «Проекции», «защитные» функции которой проявляются в приписывании другим людям неприемлемых и неосознаваемых для личности мыслей и чувств. В данном случае это можно рассматривать как более редкое ее использование, с одной стороны, и стремление к приписыванию позитивных, социально одобряемых поступков, мыслей и чувств значимым лицам из более близкого окружения с целью их возвышения, и тем самым поднятия самооценки, с другой стороны. Лицам с умеренным использованием механизма «проекция» присущи такие психологические характеристики, как гордость, самолюбие, обостренное чувство несправедливости, честолюбие. Указанные характеристики, скорее всего, способствуют развитию мотивации к самосовершенствованию, позволяющему занять уважаемое место в профессиональной среде, а также иметь основания для самоуважения и чувства собственного достоинства, необходимых качеств личности, побуждающих ее к саморазвитию и готовящих ее к этому процессу.
Заключение. Полученные данные указывают на то, что испытуемые с высокой степенью готовности к саморазвитию в трудной жизненной ситуации используют анализ причин собственных трудностей, а также своих способностей и возможностей в целях обеспечения условий для последующих успешных действий. Для испытуемых с дефицитом мотивации к самопознанию, самосовершенствованию и отсутствием готовности к саморазвитию в трудной жизненной ситуации характерно избыточное включение психологических защит, что не позволяет им осознавать объективную, настоящую ситуацию, адекватно и творчески взаимодействовать с окружающим миром. Характерными психологическими особенностями испытуемых с высокой степенью готовности к саморазвитию является их интерес к самопознанию, на основе которого формируется потребность к преодолению негативных сторон своей личности и самосовершенствованию как готовности к саморазвитию.
Рецензенты:
Прохоров А.О., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой общей психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Грязнов А.Н., д.псх.н., главный научный сотрудник ФБГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО», г. Казань.