Актуальность исследования заключается в том, что именно половое созревание является центральным, стержневым процессом переходного возраста. В это время значимым становится вопрос о половой идентичности подростка, усложняются критерии маскулинности и фемининности, все большую роль начинают играть собственно сексуальные моменты, которые характеризуются появлением вторичных половых признаков, большим проявлением сексуальных интересов и т. д. Углубляется процесс построения подростками самоотношения к своей гендерной идентификации. В связи с этим очень важной становится проблема правильного формирования у них гармоничной гендерной идентичности.
Значимость проблемы подчеркивается также тем, что сегодня в современном обществе прослеживаются изменения ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами. Информационный негативный блок провоцирует агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков, что минимизирует границы между женскими и мужскими социальными ролями. Ю.Е. Алешина подчеркивала, что современным подросткам, хотя и предстоит жить в обществе с ориентацией на традиционные полоролевые стандарты, все же очень часто полоролевая социализация приводит к парадоксальным результатам: мальчиков как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же, напротив, - на гиперактивность и доминантность [1]. В связи с этим чрезвычайно важно оказание социально-психологической помощи старшеклассникам со стороны психологов и педагогов, их просвещение в вопросах изучения гендерной (половой) идентичности.
Гендерные исследования последних десятилетий сформировали ряд различных подходов. И.С. Клецина рассматривала гендерную идентичность как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [5]. О.А. Воронина характеризовала этот феномен как осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности. Е.Ю. Терешенкова и Н.К. Радина говорили об осознании гендерной идентичности как о принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака [11].
Гендерная идентичность выступает как базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе [6]. При этом наиболее значимым является то, как человек сам оценивает свою идентичность, а также что формируется в определенной культуре при взаимодействии «Я» и «других». Следовательно, гендерная идентичность - устойчивое личностное образование. Оно включает в себя и уровень связи старшеклассника с гендерной группой, знание о своей гендерной идентичности, определенное эмоционально-оценочное отношение к ней, а также понимание и осуществление ее деятельностных аспектов [3].
Процесс гендерной идентификации - это достаточно сложный процесс отожествления себя с определенной группой людей, объединенных по принципу гендерной общности; это особый механизм распознования представителей разных гендерных групп [4]. Разность подходов дает нам основание утверждать, что основой формирования гендерной идентичности является биологически заданный пол. При этом нельзя исключать и того, что психологически пол формируется в результате воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Гендерная идентичность - это фенотип, некий сплав врожденного и приобретенного.
Очевидно, что понятия «пол» и «гендер» имеют разную природу. Пол включает в себя биологическую составляющую, а гендер подразумевает мужское и женское начало.
Начиная с момента рождения происходит половое развитие ребенка, которое находится во взаимосвязи с его общим развитием. Это явление как биологическое, так и социальное. Социальные условия (например, статус в коллективе сверстников, взаимоотношения со взрослыми, взаимодействие в школьной среде и т.д.) однозначно влияют на сам процесс полового созревания. Однако не нужно забывать, что мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». В процессе развития у детей происходит дифференциация окружающей информации: мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки - к «женскому», т. е. используют гендерные схемы.
В период отрочества актуализируются вопросы гендерной идентификации, укрепляется позиция своего собственного «Я» и собственной картины мира. В силу возрастных особенностей подросток не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность.
Не менее важным новообразованием подросткового периода является формирование сексуальных влечений, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью. Наблюдается резкое изменение отношений между мальчиками и девочками, проявляется интерес друг к другу как к представителю противоположного пола. И здесь мы можем говорить о первых проявляениях сексуального поведения.
Сексуальность является естественной и неотъемлемой частью человеческой натуры. Ее формирование происходит с момента рождения, проявляется она многогранно и индивидуально. Физиологические и анатомические различия мужчины и женщины, усвоенные ими половые роли определяют разнообразие проявлений сексуальности. Эти проявления усваиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Сексуальность - это живая сила личности, средство выражения привязанностей, способность каждого человека открывать себя и узнавать других, вытекающая из его принадлежности к определенному полу [5].
Если же говорить о сексуальности подростка, можно констатировать, что она носит дисгармоничный характер. Между его эмоционально-психологическим и соответствующим физическим развитием существуют противоречия. Подросток, как правило, обуреваем желаниями, фантазиями и мечтами сексуального характера. При этом можно констатировать, что социальные и культурные сдвиги в обществе проявляются в сфере сексуально-эротических ценностей. Налицо:
- более раннее сексуальное созревание и пробуждение эротических чувств у подростков;
- раннее начало сексуальной жизни;
- ослабление «двойного стандарта», разных норм и правил сексуального поведения для мужчин и женщин;
- рост терпимости по отношению к необычным вариантным и девиантным формам сексуальности, особенно гомосексуальности, и т.д. [7].
И.С. Кон, исследуя подростковую сексуальность, выявил некоторые особенности их гендерного и сексуального поведения. Он выделил у подростков такие проявления, как, например, разделение любви и секса. Автор объяснял это тем, что юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуального содержания, а образ, на который проецируются эротические фантазии, нередко представляет собой только сексуальный объект, лишенный других характеристик. Иногда этот эротический образ может быть общим для группы подростков (в 13-14 лет). Средством «заземлить» волнующие их эротические переживания (к которым они психологически и культурно часто не подготовлены) являются анекдоты и порнография.
Другая особенность - это экспериментальный характер подростковой сексуальности. «Исследовательская работа» приводит к большому количеству случаев отклоняющегося поведения.
Признаком взросления И.С. Кон определил гендерные отношения [7]. Свои переживания, осознание себя в стереотипной гендерной роли становятся для подростка иногда важнее, чем объект привязанности. Этим и объясняется значимость мнения сверстников собственного пола. Следовательно, гендерная идентичность как осознавание собственной половой принадлежности может быть нарушена в связи с ошибочностью самовосприятия.
Распространенность гомоэротических чувств - еще одна особенность подросткового поведения. Юношам необходима сильная эмоциональная привязанность. Но психологическая близость к лицам противоположного пола проблематична в связи с собственной незрелостью и многочисленными социальными ограничениями.
Также в подростковых эротических контактах большую роль играют ситуативные факторы. А к причинам, которые были названы Коном в 1989 г., сегодня следует добавить моду распространяющейся массовой культуры на гомосексуальность. Гомоэротических чувства в подростковом возрасте чаще эпизодические и до конца пубертатного периода прекращаются (в 15-16 лет) [7].
Рассматривая эти проявления подросткового поведения, можно говорить о повышении сексуальной активности современных подростков. Неправильное восприятие и принятие сексуальной составляющей может привести к развитию сексуальной зависимости.
Сексуальная зависимость рассматривается как компульсивное половое поведение, представляющее собой настоящую аддикцию, вроде алкоголизма, наркомании, игромании. Страдающие сексуальной аддикцией извлекают из секса необычайно приятные ощущения, несравнимые ни с чем другим в их жизни. Аддиктивное сексуальное поведение носит непрерывный и непреодолимый характер, поскольку только при нем снижается тревога. Аддикции вообще с трудом поддаются корректировке [8].
В основе формирования сексуальной аддикции в психоаналитическом понимании лежит всепоглощающая тревога, берущая свое начало в нарушенной сексуальной и личной идентичности (обусловленная дефектами в структуре «я»), в инфантильной ярости и необходимости обезболивания чувств, направленных на ранние, безразличные и игнорирующие, родительские объекты, в преодолении чувств ангедонии и депрессии [9].
Т.В. Бендас, рассматривая гендерную идентичность как отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрацию их в своем поведении, включила также аспект, связанный с психосексуальным развитием и формированием сексуальных предпочтений [2].
Для изучения проявлений подросткового поведения, выявления взаимосвязи гендерной идентичности и явлений сексуальной аддикции нами были выбраны подростки 11-15 лет (6-8-х классов). Общий объем выборки составил 30 учащихся.
Нами был использован следующий блок психодиагностических методик: шкала сексуальной зависимости методики диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В); вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности и фемининности.
Первая методика направлена на выявление различных зависимостей. Тест на аддикцию определяет склонность человека к 13 видам зависимостей. Результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости, не являясь основанием для постановки того или иного диагноза.
Вопросник С. Бэм диагностирует психологический пол и определяет степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Андрогин - это человек, в равной степени сочетающий в себе признаки как женского, так и мужского. Маскулинность и фемининность предполагают совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины, а также нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.
На первый взгляд кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими - «мужественность» и «женственность». Но русское слово «мужественность» обозначает совокупность не столько мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. Выражение «мужественная женщина» звучит абсолютно естественно, тогда как выражение «женственный мужчина» носит несколько противоестественный оттенок. Отсюда «маскулинность» означает не столько мужественность, сколько «мужчинность», мужеподобие. Такие определения себя женщина не сможет принять как комплимент, что говорит о сложности отграничения описательного значения термина от нормативно-прескриптивного.
Вопросник С. Бем можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями - людьми, хорошо знающими испытуемого (это муж, жена, родители и др.).
Итак, исследуя маскулиность и фемининность подростков, мы пришли к выводу, что для данной выборки характерна некоторая выраженность гендерной идентичности. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели выраженности гендерной идентичности у подростков (%).
Типы гендерной идентичности |
Испытуемые |
|||
Юноши |
Девушки |
|||
Количество |
% |
Количество |
% |
|
Маскулинность |
1 |
6,6% |
- |
- |
Фемининность |
1 |
6,6% |
6 |
40% |
Андрогинность |
13 |
86,8% |
9 |
60% |
Данные из представленной таблицы показывают, что черты андрогинности выявлены у 86,8 % мальчиков и 60 % девочек. Черты фемининности преобладают у 6,6 % мальчиков и 40 % девочек. Черты маскулинности наблюдаются у 6,6 % мальчиков, а у девочек данные черты отсутствуют.
Андрогинность относится к человеку в целом и касается всех сфер - идентичности, структуры образа жизни, эмоциональности, сферы профессии, выбора партнера, а также сексуальной структуры. Она исходит от природы и воспитания сознания на начальном уровне и формируется прежде всего в семье.
К сожалению, в настоящее время родителям не всегда хватает времени для воспитания детей. Зачастую большинство детей предоставлены сами себе. У подростков отсутствует пример следования гендерной идентичности (роль мамы как фемининность и роль отца как маскулинность). При этом представленные результаты также говорят о том, что нынешние подростки проявляют большую гибкость в своем поведении, так как их воспитывают конкурентноспособными. У них на достаточно высоком уровне развита мотивация достижения успеха, они стремятся достичь своей цели, являются независимыми и не склонны менять свое мнение под влиянием других.
В таблице 2 представлены результаты по шкале «Сексуальная зависимость» методики диагностики к различным зависимостям» - автор Лозовая Г. В.
Таблица 2
Показатели степени выраженности сексуальной зависимости у подростков (%).
Степень выраженности сексуальной зависимости |
Испытуемые |
|||
Юноши |
Девушки |
|||
Количество |
% |
Количество |
% |
|
Высокая |
- |
- |
- |
- |
Средняя |
7 |
46,6% |
3 |
20% |
Низкая |
8 |
53,4% |
12 |
80% |
Данные, представленные в таблице 2, позволяют сделать вывод о том, что у подростков низкая степень выраженности сексуальной зависимости выявлена у 53,4 % мальчиков и у 80 % девочек. Средняя степень выраженности сексуальной зависимости наблюдается у 46,6 % мальчиков и у 20 % девочек. Высокая степень выраженности сексуальной зависимости отсутствует и у девушек, и у юношей. Отсюда мы можем сделать вывод, что яркой выраженности связи сформированной у подростков гендерной идентичности и явлений сексуальной аддикции не наблюдается.
Однако цифры, указывающие на среднюю степень выраженности сексуальной зависимости у подростков (46,6% у мальчиков, 20% у девочек), достаточно характерны и указывают на раннее проявление сексуальной зрелости. С учетом того, что с каждым годом уменьшается возраст первого полового контакта и у девушек, и юношей, есть вероятность возникновения сексуальной зависимости.
Раннее проявление сексуальной зрелости у подростка связано с большим количеством причин психологического характера. Во-первых, это заполнение своей душевной пустоты и иногда одиночества через физическую близость. Или же демонстрация своей независимости от родителей, а также стремление подростка быстрее стать взрослым и попробовать на «вкус» взрослую жизнь со всеми ее особенностями.
Еще одной причиной ранних сексуальных отношений может стать подсознательный крик о помощи подростка, который испытывает серьезные проблемы в своей жизни. Это могут быть психологические трудности контакта с родителями, одноклассниками, друзьями. А секс в данной ситуации выступает как способ самореализации и некоей отстраненности от этих проблем.
Возрастает число подростков с чертами андрогинности, т.е. увеличивается число людей, которые могут быстро адаптироваться к условиям среды. Уменьшается число людей с чертами фемининности и мускулиности, так как у подросткового возраста нет примера для подражания и примеривания на себя данного образца поведения.
В связи с этим специалистам - психологам, педагогам - необходимо делать упор на подготовку старшеклассников к будущей семейной жизни, как можно больше уделять внимания личностному развитию ученика в период формирования у него установок по отношению к разным областям жизни. Это предполагает создание условий для гармоничного формирования идентичности личности в целом и половой и гендерной идентичности в частности. Подготовленность к отношениям с противоположным полом, к романтическим и семейным отношениям помогает принять себя и других, уважительно относиться к себе и окружающим. Это готовность к сотрудничеству и сопереживанию, которое невозможно без сформированной позитивной Я-концепции, важными составляющими которой являются гендерная идентичность и гендерные установки.
Рецензенты:
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга;
Прыгин Г.С., д. псх.н., профессор кафедры психологии Набережно-Челнинского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны.