С самого начала Шариат развивался как строго конфессиональное право, которое было слито с теологией Ислама. Введение в Шариат религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, оценке правомерного и неправомерного поведения. Признание божественного предопределения породило большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. В этот период на разработку Шариата влияли территориальные, демографические характеристики мусульманского общества и его политический и социальный контекст. Громадное значение имели этапы распространения мусульманства и обращения в Ислам многочисленных этнических и культурных групп. Все это определяло политическую и социальную природу мусульманского государства. Их сочетание значительно повлияло на формирование Шариата.
Не случайно нормы Шариата, применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.
Мусульманское право имеет четыре источника права. Это, прежде всего Коран - священная книга Ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, Иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, Кияс, или суждение по аналогии, Кияс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне
С принятием населением Дагестана мусульманского вероисповедания (VII-XVI вв.) шариат становится действующим источником права, а ислам - официальной религией всех политических образований Дагестана.
В суровой Кавказской войне, направленной против царских колонизаторов и местных феодалов, горцы обращаются к религии. В ней их идеологическая сила, их поддержка и подступы к политическим идеалам.
Следовательно, ислам и явился необходимой опорой в борьбе горцев против царизма.
Шариат распространился как идеологическая предпосылка и стал основой и могучим идейным оружием в деле развертывания антифеодальной и антиколониальной борьбы. Адаты служили источником могущества и неприкосновенности родовой знати. Власть духовенства, феодальные правопорядки требовали сохранения рабства. Народы Дагестана, как в политическом, так и в хозяйственно-экономическом отношении, были разорваны и разобщены. Имам Шамиль сумел повернуть это оружие (шариат) в правильное русло, сделав его фактором объединения горцев в их освободительном движении. И именно тогда была впервые утверждена на всей территории Дагестана единая правовая система, прочно и навсегда утвердившаяся в дагестанском обществе. Ведь и сегодня, в обществе( особенно в горной части Дагестана) прибегают именно к шариатскому пути решения конфликта, решение духовного лица, опирающегося на нормы шариата, по различным вопросам неоспоримо и всеподчинительно (убийство, кровная месть, вопросы передела земли, споры в наследовании, семейно-брачные отношения). Проблема взаимосвязи адата и шариата на Северном Кавказе носит не только теоретическое, но и практическое значение. Существовавшие нормы адата, укорененные в жизни этносов, проживающих в данном регионе, и конвергенция их с исламом во многом определили этнокультурную особенность данного региона. Процесс внедрения понятийного аппарата мусульманского права в суд и правосудие всецело зависел от развития исламской доктрины на Северном Кавказе в целом, где религиозным центром выступал Дагестан.
Шариат в свою очередь освещает, с точки зрения ислама, помимо светских, и религиозные проблемы. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды, праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. Шариат подробно регламентирует запреты, перечисляет дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки 2. В этом отношении шариат с его строгой регламентацией и унификацией ивыступал в качестве эффективного регулятора общественных и религиозных отношений, освещенного к тому же божественной силой.
Согласно теориям, законам, правилам и процедурам ислама главными являются пять следующих целей: защита жизни человека, защита разума человека, защита религии человека, защита рода человека, защита имущества (богатства) человека.
Ислам в Дагестане имеет более чем тринадцативековую историю. За это время он стал выдающимся явлением во всех сферах жизни дагестанского общества: социальной, экономической, культурной, идеологической. Особенно заметна и ощутима была его роль в средневековом обществе. Трудно найти сколько-нибудь важный вопрос истории и культуры средневекового Дагестана, при исследовании которого можно было бы не обратиться к факторам исламизации. Сточки зрения исторической науки, распространение ислама на территории Дагестана проходило в несколько этапов. Первый этап связан с арабскими завоевательными походами, проникновением в Дагестан арабского языка и проблема местных языков; ислам и языческие верования; земельные отношения и социальная жизнь; культурные контакты с народами Переднего Востока и Средней Азии; памятники письменной культуры, становление местной арабо-мусульманской литературной традиции; народно-освободительные движения; вопросы генеалогии, хронологии - это только часть научных проблем, изучение и освещение которых немыслимо в отрыве от "мусульманского контекста". Ислам основательно "врос" в Дагестан, где он сделался не только его основной религией, но и культурой и образом жизни. Этому также способствовал тот факт, что начиная с VIId и по ХVIII век на территорию Дагестана с Аравии переселилось около1 200 000 миссионеров, которые обосновались в основном в Горном Дагестане, что составляло около 70% процентов от численности населения Нагорного Дагестана. Это и другие обстоятельства позволили которых развернуться исламизационным процессам, определившим здесь устойчивый характер и своеобразие новой, монотеистической религии, пришедшей на смену конфессиональному плюрализму. Речь идет о комплексе внутри- и внешнеполитических факторов, содействовавших приходу и утверждению новой цивилизации как историко-культурного феномена, уверенно занявшего место господствовавших ранее языческих представлений, а также христианства, имевшего сильные позиции в ряде отдельных районов. Затем были периоды связанные влиянием мусульманской Золотой Ордой, нашествием Тамерлана, влиянием Крымского ханства и Турции, но этап окончательно закрепивший ислам в Дагестане и способствовавший укреплению здесь норм мусульманского права связан с деятельностью основателей мюридизма и предводителей национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа, в Дагестане имама Гази- Мухаммада, имама Гамзат-бека и Величайшего из сынов Дагестана имама Шамиля. Именно они, а в особенности имам Шамиль стремились изжить все пережитки адатного права и окончательно утвердить нормы шариата.
Но на этом пути он встречал сопротивление не только со стороны знатной верхушки обществ и поселений, но и со стороны простого населения. Но благодаря умению воплощать свои идеи в жизнь, доказывая преимущество шариата над адатами, силой убеждения Имаму удалось создать централизованное военно-теократическое государство-Имамат, основанное на нормах Ислама и шариата в котором ему принадлежала светская и духовная власть. Шамиль установил по-настоящему жесткое, порою жестокое (велась война!) правление. Вся жизнь в имамате строилась на законах шариата. Были запрещены вино, табак, музыка, танцы.
Была создана довольно сильная и боеспособная армия, которой удавалось наносить поражения русским частям.
Законодательство в имамате складывалось на основе норм шариата, который определял не только правовые нормы, но и образ жизни. Вследствие того, что в конкретных исторических условиях того времени шариат в имамате являлся не столько целью, сколько средством объединения разрозненных народов Дагестана и Чечни, он имел огромное значение в жизни государства.
Решения конкретных правовых вопросов и работа государственных органов определялись* в имамате положениями «Низама». Этот кодекс законов для руководства страной представлял собой сборник правительственных постановлений и мер, относящихся к безопасности страны и благосостоянию народа. В целом это законодательство способствовало упорядочению правовых гражданских и уголовных положений, укреплению правопорядка, ограничению произвола феодализирующейся и феодальной верхушки. Современники отмечали: «В настоящее время убийство, воровство, насилие и другого рода преступления сильно преследуются...» Важное значение в законодательной системе играли меры, направленные на преобразование быта и традиции; в частности, резко был уменьшен выкуп за невесту, достигавший в Чечне до 800-1500 руб. серебром, в целом улучшено материальное обеспечение вдов и сирот. Основная часть постановлений «Низама» определяла систему и деятельность административных органов имамата, финансовые вопросы и меры по устройству войска.
Налоговая система. В имамате Шамиля была создана система налогов для финансового и продовольственного обеспечения государственных органов и ведения войны с царской Россией. Шариатская казна имела ряд источников поступления, основным из которых был закят - процент, взимаемый с ежегодного урожая и приплода скота, а также с денежных доходов.
Минимальный общий размер сбора составлял: с хлеба - 523102 меры, с овец - 3200 голов, с денег - 3200 рублей. В отдельные годы доходы могли вдвое превышать указанные цифры. Немало давали казне и поступления с земель и пастбищ, конфискованных у феодалов, а также урожай с мечетских земель. В казну государства шла 5 я часть военной добычи.
В зависимости от имущественного состояния населения тех или иных обществ размер налога варьировался. Более всего от налоговой политики Шамиля страдали зажиточные горцы, на них часто накладывались штрафы и производились конфискации.
За исключением денежных сборов, поступавших непосредственно в государственную казну, хлебный налог большей частью использовался на местные нужды - на содержание наиба и его администрации, для обеспечения вдов, сирот и беженцев. Имам требовал от, наибов делить закят по справедливости: «Кто беднее, тому больше».
На развитие мусульманского права на Северном Кавказе во многом повлияли так же юридические правовые школы (мазхабы) - ханафитская и шафиитская, названные так в честь их создателей - знаменитых ученых Абу Ханифа 3 и Аш-Шафии. Об этом в свое время писал Ф.И. Леонтович: «Под шариатом разумеется на востоке мусульманское право, основанное на общих правилах и положениях ислама, изложенных в Коране и развитых позднейшими мусульманскими законоучителями. На Кавказе распространен по преимуществу шариат школы суннитов... Горцы-сунниты восточного Кавказа придерживаются школы Абу Шафи, а западного Ханафи».
Специфика мусульманского права в той форме, которая сформировалась в Дагестане, всецело обусловлена проблемами повседневной жизни горского общества, начиная от семейно-брачных отношений до вопросов регулирования уголовно-правовых отношений, имеющих свою обособленность длительного адатского влияния. В целом утверждение ислама в Дагестане способствовало систематизации социально-правовой стороны общественных отношений угорцев Дагестана. Процесс формирования государственно-правовых институтов в регионе на основе ислама отождествляется в основном с шамилевской и постшамилевской эпохами. В основу первой было положено создание шариатской системы правосудия, где адат заменялся единым шариатом для всех горцев, а уже после падения Имамата и пленения Шамиля использование шариата в вопросах осуществления правосудия было переходной моделью функционирования суда на основе российского законодательства и норм шариата.
Рецензенты:
Магомедов Н.А., д.и.с., профессор, ДНЦ РАН ИИАЭ, г. Махачкала;
Кидирниязов Д.С., д.и.с., профессор, ДНЦ РАН ИИАЭ, г. Махачкала.