В условиях, когда Россия нацелена на то, чтобы перевести экономику страны на инновационный путь развития, становится все более очевидным обеспечение перестройки механизмов функционирования предприятий, повышение значимости освоения и внедрения производства новой продукции, применения современных технологий и современной техники, совершенствование методов управления.
В этой связи в центре внимания оказываются российские предприятия, которые являются ядром экономики и в конечном счете определяют конкурентоспособность России на мировых рынках. Для роста инновационной активности требуются от бизнес-систем разработки программ инновационного развития, для того чтобы конкретизировать стратегические цели и задачи и стратегическое развитие в целом.
В 2011 году Минэкономразвития утвердило Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий. В п. 6.1.1. данных материалов предписывается составлять таблицу мероприятий по инновационному развитию. Таблица должна перечислять все запланированные мероприятия на срок не менее 5 и не более 10 лет, с их кратким описанием, основными фазами, запланированными результатами и/или критериями эффективности. Принятие решений по календарным срокам проведения инновационных мероприятий на перспективу - очень сложная задача. По статистике, более половины средств, потраченных на инновационные мероприятия в мире, потрачены напрасно. Это сотни миллиардов долларов. Проблема состоит в том, чтобы повысить обоснованность разрабатываемой инновационной политики и добиться повышения объективности прогнозов и разрабатываемых решений.
До конца 2010 года программы инновационного развития были разработаны на 46 крупных российских предприятиях с государственным участием и, на добровольной основе, на 61 открытом акционерном обществе, в которых доля государства незначительна или вовсе отсутствует. Разработка и реализация программы инновационного развития находится в центре внимания и под контролем Правительства Российской Федерации.
Особое место в экономической системе страны занимает фармацевтическая отрасль, в силу того что она производит социально значимую продукцию и непосредственно связана с сохранением и укреплением здоровья россиян. В 2009 г. в России была утверждена «Стратегия развития фармацевтической отрасли на период до 2020 года» («ФАРМА-2020»), а в 2010 – Концепция федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Исходя из этого, разработка программ инновационного развития именно в этой отрасли крайне необходима и важна.
Фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамично развивающихся и перспективных специализированных мировых рынков. Появляются новые направления, на рынок выходят новые компании, появляются инновационные продукты, растет конкуренция.
Для того чтобы оставаться конкурентоспособным, компаниям необходимо приспосабливаться к постоянно изменяющейся внутренней и внешней среде. Как правило, разрабатываются мероприятия, которые распределяются по календарным периодам и датам. Однако остается проблемой осуществление разработанных мероприятий в нужные сроки. В некоторых случаях сроки мероприятий определить несложно (например, износ основных фондов), но в ряде случаев сделать это крайне затруднительно. Наибольшую сложность представляет собой разработка и внедрение инноваций.
Начиная с 1960-х годов начались активные исследования жизненных циклов компаний как зарубежными учеными, так и российскими. В качестве основополагающего принципа авторы используют различные особенности. Например, Г. Липпит и У. Шмидт используют в центре внимания эволюцию проблем менеджмента в организации; Н. Черчилл и В. Льюис – стиль управления, структуру, развитость формальных систем, стратегические цели и вовлеченность собственников в бизнес; И. Миллер и Л. Фризен - стратегию и структуру, методы принятия решений; И. Адизес – жизненный цикл компании рассматривает как живой организм, и он носит циклический характер и т.д., но, несмотря на разные основополагающие факторы, многими учеными были выявлены схожие этапы развития бизнес-систем во времени: рождение, развитие, зрелость и спад, у некоторых авторов вышеперечисленные этапы дополняются промежуточными этапами. Эти этапы являются составными частями базовой модели, и на них строится весь процесс стратегического управления. Следовательно, стратегическое управление, основанное на этой модели, предопределяет бизнесу смерть.
Вышеописанные подходы к учету темпоральных факторов, несмотря на верно подмеченную суть процессов развития, не могут быть применены для управления, поскольку выделяемы этапы носят исключительно описательный или позитивный характер. То есть с их помощью не представляется возможным указать календарные периоды и моменты начала и конца проведения мероприятий. Поэтому решение об этом принимается в основном на уровне интуиции.
Согласно трансдисциплинарному подходу бизнес должен развиваться системно, а система – это порядок, обуславливающий единство всех элементов [2]. Согласно концепции трансдисциплинарного подхода порядок развития описывается моделями порядка – информационной, временной (темпоральной), пространственной. В настоящее время практически в каждой стране существуют научные учреждения, занимающиеся системной проблематикой на самом высоком уровне. Достаточно упомянуть Институт системных исследований Российской академии наук. Однако работы, проводимые в этих учреждениях, посвящены в основном прикладным аспектам применения системного метода.
Главное преимущество трансдисциплинарной методологии состоит в том, что она обращена, прежде всего, к объективным аспектам процесса экономического развития. В основе модели темпоральной единицы порядка [3] лежит информационная единица порядка (рис. 1). В соответствии с этой моделью процесс развития системы во времени будет иметь подобную структуру (рис. 2)
Рис. 1. Информационная единица порядка
Рис. 2. Временная (темпоральная) единица порядка
В рамках определенного временного отрезка бизнес предрасположен к определенному типу инноваций [1]. Следовательно, для количественных этапов характерно увеличение объемов производства продуктов с целью увеличения объемов продаж. Организационные изменения не носят глобального характера, а только корректируют сложившийся порядок ведения бизнеса (тактического управления).
В качественных же периодах должны проходить качественные изменения: разработка инновационных продуктов, пересмотр системы управления, расширение ассортиментной линейки.
Модель темпоральной организации системы нацелена на расчет временных промежутков, внутри которых система имеет предрасположенность к строго определенным инновациям и к тому, чтобы оценить, исходя из состояния, тенденции изменения. В результате появляется возможность рассчитать календарные периоды времени, в течение которых:
- проведение тех или иных мероприятий даст наибольший эффект и возможность оценить риск данных мероприятий;
- возможны появления кризисных явлений;
- необходимо проводить превентивные мероприятия для уменьшения подобных рисков.
Задачей является вычисление календарных периодов времени, в течение которых:
- проведение тех или иных мероприятий даст наибольший эффект или возможность оценить риск этих мероприятий;
- возможны появления кризисных явлений;
- необходимо проводить превентивные мероприятия для уменьшения подобных рисков.
Выводы
Применение темпоральной модели позволяет обосновать нормативные временные (темпоральные) параметры планов, а именно:
1) основные этапы, периоды и циклы развития;
2) критические и контрольные точки развития;
3) календарные сроки этапов, периодов, критических и контрольных точек развития.
Это позволяет создавать методические рекомендации для служб инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, коммерческих организаций.
Адаптация выявленных закономерностей позволяет повысить обоснованность экономической политики за счет того, что управление развитием будет осуществляться с учётом его последовательной объективной предрасположенности к определённым видам действий. Появляются объективные предпосылки для ранжирования и оценки влияния совокупности объективных и субъективных факторов и перевода ряда факторов из непредсказуемых в предсказуемые.
В связи с тем что фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамично развивающихся и перспективных специализированных мировых рынков, появляются новые направления. На рынок выходят новые компании, появляются инновационные продукты, растет конкуренция, а для того чтобы оставаться конкурентоспособным, компаниям необходимо приспосабливаться к постоянно изменяющейся внутренней и внешней среде. Как правило, разрабатываются мероприятия, которые распределяются по календарным периодам и датам. Однако остается проблемой осуществление разработанных мероприятий в нужные сроки. В некоторых случаях сроки мероприятий определить несложно (например, износ основных фондов), но в ряде случаев сделать это крайне затруднительно. Наибольшую сложность представляет собой разработка и внедрение инноваций, был проведен анализ компаний фармацевтической отрасли.
Проведенные предварительные исследования ретроспективного анализа развития различных бизнес-систем фармацевтической отрасли показали более чем на 70% совпадения рассчитанных периодов и проводимых мероприятий. Выявлен полный цикл преобразования системы – 32 года. В период инноваций 8 порядка (высший порядок) были выпущены инновационные революционные лекарственные препараты у 100% рассмотренных компаний, у 95% компаний были приобретены и внедрены новые технологии в производство.
Проведенный на основе трансдисциплинарной методики ретроспективный анализ восьми фармацевтических компаний позволил выявить следующие закономерности [7]:
- сокращение жизненного цикла компании связано с тем, что реальное состояние компании отличается от эталонного; чем выше это отклонение, тем выше вероятность негативных событий, наблюдаемых в жизнедеятельности компаний;
- для компаний фармацевтической отрасли определены этапы, периоды и циклы развития, в том числе их календарная продолжительность, в рамках которых следует производить инновационную деятельность;
- существуют строго определенные периоды для разного рода инноваций, в случае если компания применяет инновации высших порядков на Количественном этапе – в компании наступает кризисные ситуации; в случае применения инноваций низших порядков на Качественном этапе – в компании наблюдается застой;
- эффективность инноваций высших порядков зависит от качества проведения предыдущих инноваций, а инновации седьмого порядка проводятся в период перехода системы на новый жизненный цикл развития.
Адаптация выявленных закономерностей позволит повысить обоснованность программ инновационного развития за счет того, что управление развитием будет осуществляться с учётом его объективной предрасположенности к определённым видам инноваций.
Рецензенты:
Мокий М.С., д.э.н., профессор, профессор кафедры национальной экономики РАНХиГС, г. Москва;
Новиков А.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры национальной экономики, г. Москва.