Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRANSDISCIPLINARY METHODOLOGY IN THE PLANNING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BUSINESS SYSTEMS (FOR EXAMPLE THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY)

Filonchik V.S. 1
1 The Russian Presidential academy of national economy and public administration
The economic system is one of the most complex objects of study. Here it is difficult or impossible to set up an experiment to test the hypothesis. Theories are developed based on the analysis of the occurred facts. And since the object is in constant development, the extrapolation of trends does not always lead to success. Even if this happens, the transfer of the experience of other countries is often not effective without major adjustments. In addition, changes external to the system conditions. The problem of forecasting of development of economic systems require close and hard work of the specialists of the science and practice - ecologists, geologists, sociologists, business executives, economists, and so on. In addition, for making management decisions necessary information to collect which is almost impossible. And if possible, the question arises about the analysis of this information, the selection criteria of its evaluation, because often the advice of the experts contradict each other. As a result, the decision is made on the basis of a compromise agreement of experts. In addition, the expert point of view affects the temptation to somehow justify the priorities and proposals voiced by the leaders of the country.
transdisciplinary methodology
planning
temporality
development
pharmaceutical industry

В условиях, когда Россия нацелена на то, чтобы перевести экономику страны на инновационный путь развития, становится все более очевидным обеспечение перестройки механизмов функционирования предприятий, повышение значимости освоения и внедрения производства новой продукции, применения современных технологий и современной техники, совершенствование методов управления.

В этой связи в центре внимания оказываются российские предприятия, которые являются ядром экономики и в конечном счете определяют конкурентоспособность России на мировых рынках. Для роста инновационной активности требуются от бизнес-систем разработки программ инновационного развития, для того чтобы конкретизировать стратегические цели и задачи и стратегическое развитие в целом.

В 2011 году Минэкономразвития утвердило Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий. В п. 6.1.1. данных материалов предписывается составлять таблицу мероприятий по инновационному развитию. Таблица должна перечислять все запланированные мероприятия на срок не менее 5 и не более 10 лет, с их кратким описанием, основными фазами, запланированными результатами и/или критериями эффективности. Принятие решений по календарным срокам проведения инновационных мероприятий на перспективу - очень сложная задача. По статистике, более половины средств, потраченных на инновационные мероприятия в мире, потрачены напрасно. Это сотни миллиардов долларов. Проблема состоит в том, чтобы повысить обоснованность разрабатываемой инновационной политики и добиться повышения объективности прогнозов и разрабатываемых решений.

До конца 2010 года программы инновационного развития были разработаны на 46 крупных российских предприятиях с государственным участием и, на добровольной основе, на 61 открытом акционерном обществе, в которых доля государства незначительна или вовсе отсутствует. Разработка и реализация программы инновационного развития находится в центре внимания и под контролем Правительства Российской Федерации.

Особое место в экономической системе страны занимает фармацевтическая отрасль, в силу того что она производит социально значимую продукцию и непосредственно связана с сохранением и укреплением здоровья россиян. В 2009 г. в России была утверждена «Стратегия развития фармацевтической отрасли на период до 2020 года» («ФАРМА-2020»), а в 2010 – Концепция федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Исходя из этого, разработка программ инновационного развития именно в этой отрасли крайне необходима и важна.

Фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамично развивающихся и перспективных специализированных мировых рынков. Появляются новые направления, на рынок выходят новые компании, появляются инновационные продукты, растет конкуренция.

Для того чтобы оставаться конкурентоспособным, компаниям необходимо приспосабливаться к постоянно изменяющейся внутренней и внешней среде. Как правило, разрабатываются мероприятия, которые распределяются по календарным периодам и датам. Однако остается проблемой осуществление разработанных мероприятий в нужные сроки. В некоторых случаях сроки мероприятий определить несложно (например, износ основных фондов), но в ряде случаев сделать это крайне затруднительно. Наибольшую сложность представляет собой разработка и внедрение инноваций.

Начиная с 1960-х годов начались активные исследования жизненных циклов компаний как зарубежными учеными, так и российскими. В качестве основополагающего принципа авторы используют различные особенности. Например, Г. Липпит и У. Шмидт используют в центре внимания эволюцию проблем менеджмента в организации; Н. Черчилл и В. Льюис – стиль управления, структуру, развитость формальных систем, стратегические цели и вовлеченность собственников в бизнес; И. Миллер и Л. Фризен - стратегию и структуру, методы принятия решений; И. Адизес – жизненный цикл компании рассматривает как живой организм, и он носит циклический характер и т.д., но, несмотря на разные основополагающие факторы, многими учеными были выявлены схожие этапы развития бизнес-систем во времени: рождение, развитие, зрелость и спад, у некоторых авторов вышеперечисленные этапы дополняются промежуточными этапами. Эти этапы являются составными частями базовой модели, и на них строится весь процесс стратегического управления. Следовательно, стратегическое управление, основанное на этой модели, предопределяет бизнесу смерть.

Вышеописанные подходы к учету темпоральных факторов, несмотря на верно подмеченную суть процессов развития, не могут быть применены для управления, поскольку выделяемы этапы носят исключительно описательный или позитивный характер. То есть с их помощью не представляется возможным указать календарные периоды и моменты начала и конца проведения мероприятий. Поэтому решение об этом принимается в основном на уровне интуиции.

Согласно трансдисциплинарному подходу бизнес должен развиваться системно, а система – это порядок, обуславливающий единство всех элементов [2]. Согласно концепции трансдисциплинарного подхода порядок развития описывается моделями порядка – информационной, временной (темпоральной), пространственной. В настоящее время практически в каждой стране существуют научные учреждения, занимающиеся системной проблематикой на самом высоком уровне. Достаточно упомянуть Институт системных исследований Российской академии наук. Однако работы, проводимые в этих учреждениях, посвящены в основном прикладным аспектам применения системного метода.

Главное преимущество трансдисциплинарной методологии состоит в том, что она обращена, прежде всего, к объективным аспектам процесса экономического развития. В основе модели темпоральной единицы порядка [3] лежит информационная единица порядка (рис. 1). В соответствии с этой моделью процесс развития системы во времени будет иметь подобную структуру (рис. 2)

1

Рис. 1. Информационная единица порядка

Рис. 2. Временная (темпоральная) единица порядка

В рамках определенного временного отрезка бизнес предрасположен к определенному типу инноваций [1]. Следовательно, для количественных этапов характерно увеличение объемов производства продуктов с целью увеличения объемов продаж. Организационные изменения не носят глобального характера, а только корректируют сложившийся порядок ведения бизнеса (тактического управления).

В качественных же периодах должны проходить качественные изменения: разработка инновационных продуктов, пересмотр системы управления, расширение ассортиментной линейки.

Модель темпоральной организации системы нацелена на расчет временных промежутков, внутри которых система имеет предрасположенность к строго определенным инновациям и к тому, чтобы оценить, исходя из состояния, тенденции изменения. В результате появляется возможность рассчитать календарные периоды времени, в течение которых:

  • проведение тех или иных мероприятий даст наибольший эффект и возможность оценить риск данных мероприятий;
  • возможны появления кризисных явлений;
  • необходимо проводить превентивные мероприятия для уменьшения подобных рисков.

Задачей является вычисление календарных периодов времени, в течение которых:

  • проведение тех или иных мероприятий даст наибольший эффект или возможность оценить риск этих мероприятий;
  • возможны появления кризисных явлений;
  • необходимо проводить превентивные мероприятия для уменьшения подобных рисков.

Выводы

Применение темпоральной модели позволяет обосновать нормативные временные (темпоральные) параметры планов, а именно:

1) основные этапы, периоды и циклы развития;

2) критические и контрольные точки развития;

3) календарные сроки этапов, периодов, критических и контрольных точек развития.

Это позволяет создавать методические рекомендации для служб инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, коммерческих организаций.

Адаптация выявленных закономерностей позволяет повысить обоснованность экономической политики за счет того, что управление развитием будет осуществляться с учётом его последовательной объективной предрасположенности к определённым видам действий. Появляются объективные предпосылки для ранжирования и оценки влияния совокупности объективных и субъективных факторов и перевода ряда факторов из непредсказуемых в предсказуемые.

В связи с тем что фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамично развивающихся и перспективных специализированных мировых рынков, появляются новые направления. На рынок выходят новые компании, появляются инновационные продукты, растет конкуренция, а для того чтобы оставаться конкурентоспособным, компаниям необходимо приспосабливаться к постоянно изменяющейся внутренней и внешней среде. Как правило, разрабатываются мероприятия, которые распределяются по календарным периодам и датам. Однако остается проблемой осуществление разработанных мероприятий в нужные сроки. В некоторых случаях сроки мероприятий определить несложно (например, износ основных фондов), но в ряде случаев сделать это крайне затруднительно. Наибольшую сложность представляет собой разработка и внедрение инноваций, был проведен анализ компаний фармацевтической отрасли.

Проведенные предварительные исследования ретроспективного анализа развития различных бизнес-систем фармацевтической отрасли показали более чем на 70% совпадения рассчитанных периодов и проводимых мероприятий. Выявлен полный цикл преобразования системы – 32 года. В период инноваций 8 порядка (высший порядок) были выпущены инновационные революционные лекарственные препараты у 100% рассмотренных компаний, у 95% компаний были приобретены и внедрены новые технологии в производство.

Проведенный на основе трансдисциплинарной методики ретроспективный анализ восьми фармацевтических компаний позволил выявить следующие закономерности [7]:

  • сокращение жизненного цикла компании связано с тем, что реальное состояние компании отличается от эталонного; чем выше это отклонение, тем выше вероятность негативных событий, наблюдаемых в жизнедеятельности компаний;
  • для компаний фармацевтической отрасли определены этапы, периоды и циклы развития, в том числе их календарная продолжительность, в рамках которых следует производить инновационную деятельность;
  • существуют строго определенные периоды для разного рода инноваций, в случае если компания применяет инновации высших порядков на Количественном этапе – в компании наступает кризисные ситуации; в случае применения инноваций низших порядков на Качественном этапе – в компании наблюдается застой;
  • эффективность инноваций высших порядков зависит от качества проведения предыдущих инноваций, а инновации седьмого порядка проводятся в период перехода системы на новый жизненный цикл развития.

Адаптация выявленных закономерностей позволит повысить обоснованность программ инновационного развития за счет того, что управление развитием будет осуществляться с учётом его объективной предрасположенности к определённым видам инноваций.

Рецензенты:

Мокий М.С., д.э.н., профессор, профессор кафедры национальной экономики РАНХиГС, г. Москва;

Новиков А.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры национальной экономики, г. Москва.