Подготовка учителей, способных к осуществлению целенаправленной учебно-исследовательской деятельности, владеющих приемами решения исследовательских задач,- одна из ведущих задач профессионального образования учителей начальных классов. Исследовательские умения должны формироваться в системе различных дисциплин, осваиваемых студентами факультета начальных классов, среди которых предметам математического цикла отводиться определенное место. Задачи предмета математики в современной начальной школе требуют, чтобы образовательный процесс носил проблемный, развивающий характер. Современная система математического образования в начальной школе предполагает формирование у учащихся определенных исследовательских умений, следовательно, будущий учитель должен владеть соответствующими умениями.
Исследовательское умение должно формироваться в системе различных дисциплин, осваиваемых студентами факультета начального образования, среди которых предметам методико-математического цикла отводиться определенное место. К исследовательским умениям мы относим не только предметные знания и умения, но и опыт выполнения приемов научно-исследовательской деятельности: работа с информацией; выдвижение и обоснование гипотез; прогнозирование результатов и проектирования будущей деятельности, осознанное выполнение этапов научного поиска. Расширение круга профессиональных компетенций личности на основе формирования исследовательских умений - одна из ведущих задач высшего образования, требует систематического и целенаправленного внедрения методики формирования исследовательских умений студентов, повышение уровня интеллектуально-творческих и логически-эвристических функций познания [5; с.15].
В процессе изучения дисциплин методико - математической подготовки преподаватели университета создают условия для формирования у студентов следующих исследовательских умений:
- перевести задачу с естественного языка на математический;
- самостоятельно создавать идеи, то есть находить действия, привлекая знания из других областей;
- самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- самостоятельно находить различные варианты решения проблемы;
- выдвигать гипотезу (на основе анализа данных, по аналогии с известным решением, в результате рассмотрения частных решений);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- анализировать результаты деятельности учащихся при решении задания;
- использовать научные методы познания характерные для различных циклов дисциплин: моделирование, наблюдение, эксперимент, тестирование, работа с литературой и т.д.;
- проводить прямые и косвенные измерения, грамотно обрабатывать полученные результаты измерений, записывать результаты с учетом его погрешностей;
- адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль и др.
Учебная работа по формированию таких умений носит теоретико-практический характер и осуществляется в системе математической и методической подготовки будущих учителей. Формирование этих умений может осуществляться в значительной мере через специальные учебно-исследовательские задания, в процессе выполнения которых студенты овладевают данными умениями [3; с.26]. Рассмотрим некоторые варианты учебно-исследовательских заданий, которые можно предложить студентам при изучении методико-математических дисциплин.
Так при изучении проблемы формирования вычислительных умений и навыков в начальной школе интерес вызывает у студентов задание, связанное с методикой изучения деления с остатком.
Задание. Чем похожи выражения: 4:7, 13:28, 48:231? Выполните деление с остатком, Сравните полученные значения. Какую закономерность вы заметили? Найдите в учебниках математики для начальной школы задания, в которых рассматривается данный случай деления с остатком. Как вы думаете, с какой целью он был предложен учащимся авторами учебников?
В ходе решения данного задания студенты актуализируют свои математические знания (определения деления с остатком), учатся сравнивать и воспроизводить рассуждения учащихся при выполнении задания, выполнять индуктивные умозаключения, анализировать школьные учебники для начальной школы с точки зрения возможностей содержания для предупреждения ошибок младших школьников.
Рассмотрим методические задания. Они носят исследовательский характер.
Задание. Анализ задания для учащихся с целью выявления умений, которые должны быть сформированы при выполнении задания и определения содержания подготовительной работы.
Учащимся дано решение задачи по действиям и незаполненная таблица. Какое задание вы предложите выполнить учащимся? Какие приемы вы используете, чтобы ученики могли работать с предложенным материалом? На формирование каких умений они будут направлены?
Решение задачи:
9-4=5(м)
150:5=30(кг)- крупы в одном мешке
30*4=120(кг) - рисовой крупы
30*9=270(кг) - ячневой крупы
Оформление условия задачи в таблице:
Масса одного мешка |
Количество мешков |
Масса крупы |
|
|
|
|
|
|
При рассмотрении способов обоснования истинности и ложности высказываний с кванторами студентам можно предложить следующее задание.
1.Для доказательства, каких утверждений необходимо провести рассуждения в общем виде, а для каких - достаточно привести пример:
- некоторые треугольники являются прямоугольными;
- всякий прямоугольник имеет центр симметрии;
- значение выражения п+1 всегда положительно?
2. Какие утверждения можно опровергнуть, приведя контрпример:
- все натуральные числа больше 1;
- любой многоугольник имеет центр симметрии;
- некоторые прямоугольные треугольники являются равнобедренными?
Эти задания нацеливают студентов на выявление логической формы высказывания и выбор способа действия в зависимости от наличия того или иного квантора (общности или существования). [2; с.45].
Пониманию возможностей математического содержания в развитии личности младшего школьника способствует обсуждение заданий, в которых необходимо дать оценку и обоснование развивающим целям учебных заданий.
Задание. В ходе решений уравнений необходимо младших школьников мотивировать к рассуждениям, научить устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения. При этом необходимо, чтобы ученики самостоятельно пробовали проводить логические рассуждения и формулировали выводы.
Задание: Приведите пример рассуждений учащихся при выполнении следующих заданий:
- В каком уравнении значение неизвестного будет больше?
28:х=7 28:х=4 28:х=2
- Могут ли в предложенных уравнениях значения неизвестного быть одинаковыми?
16+р= 56 18+р= 56 20+р= 56
Определите дидактические и развивающие цели заданий.
Докажите, что при выполнении этих заданий ученики выполняют дедуктивные умозаключения [1; с.115].
Необходимость усвоения способов методической, математической деятельности необходимо аргументировать, чтобы они не стали для студентов догмами, так как некоторые нормы могут быть найдены студентами самостоятельно. В условиях четко скоординированной и грамотно организованной системы работы по формированию исследовательских умений у студентов при изучении методико-математических предметов в структуре высшего профессионального образования учителей начальных классов обращаются к выполнению выпускных работ по темам не только актуальным, но и новаторским: «Развитие учебно-познавательного интереса к математике в процессе внеурочной работы» (Белова О.Н., ОГПУ, 2012). «Развитие познавательного интереса в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста» (Петрова А. С.,ОГПУ, 2012), «Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе» (Букаева Р. К., ОГПУ, 2012), «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики» (Бурцева Г.Ш., ОГПУ, 2013),«Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках математики» (Илющенко Н. Н., ОГПУ, 2013), «Использование кейс-метода на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательных универсальных учебных действий» (Гальцова Л. Н., ОГПУ, 2014),«Использование технологии проблемного обучения на уроках математики в начальной школе» (Иванова С. И., ОГПУ, 2012), «Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения математики» (Дубова Л.Е., ОГПУ, 2015), «Развитие проектной деятельности во внеурочной деятельности у учащихся 1 класса» (Гущина Т.Н., ОГПУ, 2015) и другие.
Фактором, способствующим качественному формированию у студентов исследовательских умений и навыков, является их педагогическая практика в школе. Она дает им возможность проверить на практике гипотезы, составить план и начать проводить экспериментальное исследование [4; с.65]. Студенты самостоятельно организовывают и направляют свою деятельность, ставят перед собой задачи и находят пути решения. Такая организация, по нашему мнению, создает благоприятные условия для приобщения студентов к началам научно-исследовательского процесса.
Таким образом, необходимость формирования исследовательских умений у студентов факультета начальных классов в процессе изучения предметов методико-математического цикла обусловлена задачами профессионального образования, насущными потребностями современной начальной школы.
Использование различных учебных заданий при изучении дисциплин методико-математического цикла позволяет студентам проявить познавательную и творческую активность, повышает уверенность в собственных способностях, что, несомненно, влияет на формирование педагогического мастерства будущего учителя начальных классов.
Рецензенты:
Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой художественно-эстетического воспитания, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.