Существующие на сегодняшний день программы подготовки педагогических кадров не в полной мере отвечают вышеперечисленным потребностям школы.
Елабужский институт Казанского федерального университета принимает участие в реализации проекта Министерства образования и науки РФ «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».
Данный проект направлен на модернизацию педагогического образования через переход от традиционно репродуктивного обучения к усилению практико-ориентированной подготовки будущего учителя.
Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» включает модуль «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)», интегрирующий психологические и педагогические знания, которые ранее в системе высшего педагогического образования позиционировались как самостоятельные фундаментальные дисциплины, связанные между собой, но в реальной практике не соединяемые и не отвечающие запросам учителей, учащихся и родителей.
Эффективность практико-ориентированной подготовки будущего педагога в процессе усвоения дисциплин модуля достигается путем создания единого пространства «ВУЗ - школа», в котором студент, получивший профессиональные навыки в квази-условиях в ВУЗе, реализует профессиональные пробы в реальных условиях школы[2,3].
Инновационность дисциплин модуля состоит в наполняемости их дидактическим материалом, имеющим практико-ориентированный способ подачи и освоения.
Содержание дидактического материала освещает актуальные проблемы образования: охрана детского здоровья; инклюзия как способ интеграции в образовании; развитие и сопровождение одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями и т. д.; коррекционно-развивающая работа в образовании; что даст возможность студенту выработать свой стиль профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению и адресному решению проблем учащихся. Контрольно-измерительные материалы (тесты, кейс-задания и др.), представленные в фондах оценочных средств по дисциплинам, позволяют объективно оценить сформированность у студентов психолого-педагогических компетенций.
Ниже приведен пример контрольно-измерительного материала по дисциплине «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся».
Компетенция: готовность к регулированию поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Задание 1. Проанализируйте педагогическую ситуацию. На каждый вопрос выберите один вариант ответа.
Ученик 8-го класса во время урока биологии мешал учителю объяснять новую тему: переговаривался с учениками, на замечания учителя дерзил, демонстрировал свое превосходство. За плохое поведение учитель оставил ученика в закрытом классе, в то время как весь класс пошел на концерт. Ученик, разозлившись на учителя, выбросил из окна все горшечные растения. От поступка ученика учительнице стало плохо, и в этот же день она попала в больницу с гипертонией.
1. В чем состояла главная ошибка учителя?
а) оградил во время праздника класс от агрессивного ученика (0 баллов);
б) учитель оставил ученика без надзора взрослых (1 балл);
в) учитель на агрессию ученика отреагировал агрессией (2 балла);
г) во время урока не уделил внимание ученику (1 балл);
д) слишком часто делал замечания в адрес ученика (1 балл);
Что необходимо было сделать учителю для предотвращения последствий конфликта на уроке?
а) необходимо было взять ученика с собой или оставить под присмотром (1 балл);
б) необходимо было отвести ученика к директору (0 баллов);
в) необходимо было побеседовать с учеником наедине после урока о том, как учитель чувствовал себя на уроке (1 балл);
г) после урока вести учителю с учеником себя так, как будто ничего не произошло (0 баллов);
д) после урока позвонить родителям ученика, что бы его забрали домой (0 баллов);
е) необходимо было побеседовать с учеником наедине после урока о причинах его поведения, его переживаниях (2 балла).
Компетенция: способность к формированию мотивации к обучению.
Задание 2. Проанализируйте разговор двух педагогов. Выберите два наиболее подходящих варианта ответа.
Учитель математики жалуется учителю русского языка и литературы на ученика 8 «А» класса Игоря П. Она утверждает, что он систематически не выполняет домашние задания, на уроках невнимателен, не сосредоточен, отвлекается на посторонние дела, не проявляет интереса к предмету. На это учитель русского языка и литературы выражает свое удивление, т.к. этот же ученик на его уроках ведет себя иначе: активен, инициативен, выступает в роли помощника учителя, читает дополнительную литературу, с удовольствием выполняет индивидуальные задания повышенной сложности.
Какие условия необходимо создать учителю русского языка и литературы для повышения мотивации учащегося к изучению предмета?
а) доброжелательное отношение к учащемуся, принятие его таким, какой он есть (0 баллов);
б) если весь класс за четверть получит только «4» и «5», учитель обещает сопровождать класс на концерт, о котором мечтает каждый ученик данного класса (1 балл);
в) создать ситуацию успеха, показать ученику его резервные возможности, заинтересовать ученика интересным индивидуальным заданием (2 балла);
г) учитель в индивидуальной беседе с учеником выяснил, что он больше склонен к точным наукам и никогда ему не нравились гуманитарные науки (0 баллов);
д) учитель на основе систематического наблюдения выявил индивидуальные особенности учащегося (0 баллов).
Компетенция: способность к применению инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
Задание 3. Проанализируйте ситуацию. На каждый вопрос выберите один вариант ответа.
Классный руководитель 5 «Б» класса, пригласил учащегося Колю В. на беседу, заранее договорившись о встрече. Учитель, используя метод беседы, хотел выяснить степень адаптации учащегося к новой школе. Во время беседы ученик отвечал неохотно, односложно, все время смотрел в пол.
1. Назовите ошибки учителя при организации метода беседы.
а) ошибочно было выбрано время и место проведение беседы (0 баллов);
б) учитель не установил доверительные отношения с учащимся (2 балла);
в) большую часть разговора занимала речь учителя (2 балла);
г) учитель не заинтересовал ученика беседой (1 балл);
д) учитель беседу проводил на равных, демонстрируя дружеское отношение к ученику (0 баллов);
е) в процессе беседы учитель рассказывал учащемуся об особенностях других учеников класса для того, что бы Коля знал чего ожидать от одноклассников (2 балла);
2. Что нужно сделать учителю, что бы в итоге беседы получить достоверные данные?
а) с целью установления контакта использовать сленговые слова и выражения учащихся во время беседы (0 баллов);
б) с целью создания доверительных отношений начинать многие вопросы с выражения «Согласен ли ты со мной, что ...» (0 баллов);
в) с целью перепроверки информации несколько раз задавать один и тот же вопрос (1 балл);
г) с целью установления контакта начать беседу с интересующей ученика темы разговора (2 балла);
д) для того, чтобы ученик не стеснялся учителя во время беседы, желательно найти свободную аудиторию со слабым освещением (1 балл).
3.Выберите фразу, наиболее подходящую для начала беседы:
а) «Коля, расскажи, что с тобой происходит, с тобой все в порядке?» (0 баллов);
б) «Коля, ты очень стеснительный, давай решим твою проблему?» (0 баллов);
в) «Коля, я за тебя переживаю, как тебе в нашей школе?» (1 балл);
г) « Коля, ребята тобой интересуются. Ты нашел в классе друзей?» (1 балл);
д) «Коля, расскажи, как ты любишь проводить свободное время?» (2 балла);
е) «Коля, я слышала, что ты посещаешь театральный кружок. Наверное, это очень интересно» (2 балла).
Компетенция: способность к развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.
Задание 4. Проанализируйте ситуацию. На каждый вопрос выберите один вариант ответа.
Антон Б. - ученик 6 класса, застенчивый, интровертированный, чувствительный к оценке окружающих. В классе практически ни с кем не общается, в школе ходит один, несмотря на хорошее отношение к нему одноклассников. На уроке математики он всегда сидит на последней парте, отказывается отвечать у доски. После объяснения задания учителем, Антон Б. продолжает смотреть в окно. На вопрос: «Почему ты не выполняешь задание?», ученик пожимает плечами, сползает с сиденья, как бы стараясь спрятаться под парту, быть незаметным.
1. В чем основная причина подобного поведения ученика?
а) ученику не интересен предмет, преподаваемый учителем (1 балл);
б) ученик не уверен в собственных силах, поэтому старается избежать ситуации неудачи (2 балла);
в) ученик не способен к изучению данного предмета, не имеет задатков (0 баллов).
2. Какие действия необходимо предпринять учителю для развития у ученика познавательной активности и самостоятельности?
а) нет необходимости предпринимать какие-либо действия, так как ученик не нарушает дисциплины, не мешает остальным ученикам заниматься (0 баллов);
б) необходимо указать ученику на его ошибки, сравнить его с более успевающими учениками, чтобы он тянулся к их уровню (0 баллов);
в) необходимо поддерживать ученика во время урока, отмечать его достижения (2 балла);
г) при неудаче ученика реагировать спокойно, словами: «Жалко, что не вышло, надеюсь, получится в другой раз» (1 балл);
3. Какие действия необходимо предпринять учителю по отношению к классному коллективу для развития инициативы ученика во взаимодействии с другими учащимися?
а) необходимо устроить соревнование в классе, определив победителей и проигравших (0 баллов);
б) разделить класс на команды, поставив каждой команде творческую групповую задачу (2 балла);
г) в ходе личной беседы выявить сильные стороны ученика, рассказать о них классу (1 балл);
Оценка сформированности компетенций осуществляется путем подсчета баллов по заданиям. Баллы распределяются по уровням сформированности компетенций: продвинутый («отлично»), базовый («хорошо»), начальный («удовлетворительно») (см. таблицу 1).
Таблица 1
Показатели сформированности компетенций
Компетенции |
Уровни сформированности компетенций |
Компетенция не сформирована |
||
Продвинутый уровень |
Базовый уровень |
Начальный уровень |
||
Готовность к регулированию поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. |
4 |
2-3 |
1 |
0 |
Способность к формированию мотивации к обучению. |
3 |
2 |
1 |
0 |
Способность к применению инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. |
5-6 |
3-4 |
1-2 |
0 |
Способность к развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей. |
5-6 |
3-4 |
1-2 |
0 |
Таким образом, оценка сформированности необходимых компетенций при помощи разработанных практико-ориентированных контрольно-измерительных материалов позволяет подготовить педагога нового типа, не только знающего «что», а понимающего и умеющего «как» и «для чего» применять профессиональные знания.
Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ № 05.043.12.0016 от 23.05.14
Рецензенты:
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга;
Прыгин Г.С., д.псх.н., профессор кафедры психологии Набережночелнинского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны.