На современном этапе происходит осмысление нового подхода к совершенствованию качества образования, основой которого в педагогическом процессе выступает создание условий для самораскрытия человека, постоянного личностного и профессионального роста. Студенческая аудитория весьма неоднородна, поскольку векторы устремлений у студентов могут быть различными - ориентация на научную творческую, спортивную, развлекательную или же трудовую деятельность. Тем не менее, не стоит забывать, что студенты - это будущие специалисты в различных сферах хозяйства: от образования, здравоохранения, экономики до экологии и нанотехнологий. Комплекс специального экологического образования является необходимым условием подготовки как специалистов-экологов, занимающихся оценкой и прогнозированием воздействий на различные экосистемы, и чья деятельность связана с вопросами фундаментальной экологии, так и инженеров-экологов, работающих на предприятиях, которые априори негативно влияют на окружающую среду, где основным требованием к специалисту являются профессиональные знания, обоснованные спецификой предприятий [5].
В современном мире для работы экологом уже недостаточно окончить специализированный вуз и получить диплом о высшем профессиональном образовании. Будущему экологу желательно получить диплом о втором высшем или о послевузовском профессиональном образовании, т.е. закончить магистратуру, аспирантуру или докторантуру. Для получения престижной и высокооплачиваемой работы необходимо иметь возможность обучения в рамках международных программ.
Большинство экологов обладают техническим или естественнонаучным образованием. Решение вопросов экологии довольно полно и продуктивно могут осуществлять специалисты, обладающие системой знаний не только в области химии, экологии, биологии, но и демографии, экономики, картографии (ГИС), географии, способные наиболее комплексно «видеть» проблемы и находить решения, которые соответствовали не только экологическим нормам, но и повышали бы экономическую эффективность предприятия и его социальную ответственность. На наш взгляд, экологическое образование в системе формирования специалистов-экологов и инженеров-экологов в Чувашской Республике необходимо осуществлять именно на базе географического отделения историко-географического факультета Чувашского государственного университета.
В ЧГУ им. И. Н. Ульянова с 2011 года ведется подготовка квалифицированных специалистов в области экологического образования в условиях бакалавриата (академического и прикладного). Образовательный процесс в бакалавриате условно можно подразделить на 4 ступени подготовки к будущей профессиональной деятельности:
1) На первой ступени (первый год обучения) осуществляется базовая подготовка, цель которой - освоение всеми студентами базовых дисциплин учебного плана, относящихся к гуманитарному и естественнонаучному циклам (история, философия, математика, информатика, экология, физика, химия, биология и т.д.).
2) Вторая ступень обучения (продолжительность 1,5 года) является этапом профессиональной подготовки, в задачу которой входит освоение студентами основных инструментов, понятий и схем профессиональной деятельности (природопользование, учение о гидросфере, атмосфере, биосфере, гидрогеология, математические методы и моделирование в экологии и т.д.). Это время самоопределения и осмысления будущих жизненных и профессиональных целей.
3) Третья ступень обучения (продолжительность 1,5 года) - это время профессиональной деятельности в условиях проведения практик и стажировок, в ходе которых апробируются освоенные инструменты и способы работы (управление природными рисками, обращение с отходами производства и потребления, экологический менеджмент и аудит, экологический мониторинг, проектно-экологическая документация, нормирование и снижение загрязнения окружающей среды, экологическое благоустройство селитебных территорий и т. д.). На данном этапе возможно совмещение учебной и трудовой деятельности по специальности, тем более производственные практики (инженерно-экологическая, предквалификационная) проходят на договорных предприятиях.
4) Четвертая ступень обучения (заключительная), где на материале собственной профессиональной деятельности студенты готовят выпускную квалификационную работу (дипломную работу), в ходе выполнения которой осуществляется формирование и закрепление навыков теоретического обобщения. Обязательной составляющей выпускной квалификационной работы является практический аспект, включающий в себя расчетно-графическую и картографическую части.
Оценка качества экологического образования может быть дана с точки зрения двух заинтересованных сторон: студентов и профессорско-преподавательского состава (ППС). Исследование мнения ППС осуществлялось с помощью метода интервью. По мнению профессорско-преподавательского состава географического отделения историко-географического факультета ЧГУ, при организации многоуровневой подготовки, в первую очередь, встает вопрос о программном обеспечении учебного процесса. И если, при реализации программы академического бакалавриата вполне оправдан равновесный упор на гуманитарные, социально-экономические, математические, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, то для прикладного бакалавриата на первое место выходит узконаправленное профессиональное образование со значительной практической составляющей [2].
Не секрет, что отсутствие научно обоснованных подходов при выработке стратегии экологического образования на практике приводит к тому, что при подготовке будущих специалистов в области экологического образования происходит простое накопление предметных знаний, воспроизводимых студентами на сессиях, но не востребуемых в дальнейшем. Поэтому любые теоретические знания в области государственного планирования, контроля, мониторинга, аудита, экспертизы экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности необходимо подтверждать на практике, и в первую очередь в учебных лабораториях. Сегодня на российском рынке успешно работают фирмы, специализирующиеся на оснащении учебных учреждений лабораторным оборудованием. Поэтапное оснащение учебных кабинетов необходимым современным оборудованием возможно при грамотном перспективном планировании бюджета, а также при активном привлечении внебюджетных средств. В планах отделения на 2015 год приобретение новейших программных продуктов серии «Эколог», что поможет будущим специалистам чувствовать себя конкурентоспособными на рынке труда.
Немаловажным аспектом любого экологического образования является прохождение студентами инженерно-экологической и предквалификационной практик на производственных предприятиях города, государственных природоохранных учреждениях, исследовательских и изыскательских организациях. И здесь очень важна двустороння заинтересованность в осуществлении практических мероприятий между высшим учебным заведением и контрагентом.
Одним из методов оценки качества экологического образования является выявление удовлетворенности и потребностей внутренних потребителей (студентов), обучающихся по направлению «Экология и природопользование» на 1-3 курсах очной и очно-заочной форм обучения [3]. Применялся метод сплошного анкетирования. В опросе приняли участие 37 студентов (60 % - девушки и 40 % - юноши). Наибольшее количество опрошенных имеют возраст 18-20 лет и до поступления в ЧГУ проживали в городах (49 %) и сельской местности (43 %) Чувашской Республики.
Проблемой многих вузов страны является привлечение абитуриентов, и соответственно, профориентационная работа. Поэтому любопытно мнение студентов 1 курса направления подготовки, вчерашних абитуриентов. Опросы первокурсников 2013 и 2014 годов показали значительную разницу в степени удовлетворенности студентов в получении образования по направлению подготовки «Экология и природопользование» в ЧГУ. Например, при выборе специальности первокурсники 2013 года опирались на статус государственного вуза (46 %) и желание получить определенную профессию (46 %). В 2014 год желание получить определенную профессию выразили уже 60 % респондентов, но 50 % первокурсников одним из важных факторов указали наличие бюджетных мест.
Изменился и источник получения информации о факультете. Оба года сходны тем, что большинство студентов узнали о специальности через Интернет (более 60 %). Но если в 2013 году на втором месте стояла реклама из проспектов приемной комиссии (31 %), то в 2014 году источником стали друзья, многие из которых - выпускники факультета (40 %). Кроме того, на факультете часто наблюдается, так называя «семейная преемственность», когда учатся представители одной семьи как единовременно, так и последовательно.
На вопрос: «Удовлетворены ли Вы соответствием реального образовательного процесса по данному направлению?», - в 2013 году более чем половина опрошенных (62 %) ответила, что учебный процесс устраивает их полностью, в то время как в 2014 году 60 % опрошенных считает, что прошло слишком мало времени, чтобы делать какие-либо выводы.
Вопрос: «Удовлетворены ли Вы соответствием реального образовательного процесса по данному направлению и своим ожиданиям?», - показал, что в 2013 году образовательный процесс соответствовал ожиданиям 62 % респондентов. В 2014 году 60 % первокурсников относятся к выбору настороженно и утверждают, что прошло слишком мало времени, чтобы делать какие-либо выводы.
Интересно мнение первокурсников, посоветуют ли они направление «Экология и природопользование» своим друзьям и знакомым. Если в 2013 году 69 % респондентов ответили «пожалуй, да», то в 2014 году 60 % первокурсников ответили «пожалуй, нет». К сожалению, значительный процент опрошенных относится к числу сомневающихся в правильности выбора, но отрадно, что ответ твердое «нет» не дал ни один из респондентов.
Существенно отличаются ответы респондентов на вопрос: «Если бы Вам снова пришлось решать, куда и на какую специальность поступать, то Вы..», - 54 % опрошенных в 2013 года поступили бы в наш университет на это же направление. 40 % первокурсников 2014 года ответили, что поступили бы в другой университет и на другую специальность. Решение данного вопроса в положительном направлении возможно при условии усовершенствования системы преподавания и организации образовательного процесса. К числу пожеланий студенты отнесли: «увеличение количество практик на предприятиях», «организация научных экскурсий и экспедиций», «устройство лабораторий и техническое оснащение».
Вопросы: «Имеете ли Вы целостное представление о Вашей будущей профессии в ходе получения образования по направлению подготовки «Экология и природопользование?» и «Планируете ли Вы работать по специальности после окончания вуза?», - дают четкий ответ, что необходимо популяризировать профессию эколога как на факультете, так и в университете в целом. В опросе 2013 г. 15 % респондентов вообще не имели представления о работе эколога. В опросе 2014 г. увеличился процент респондентов, имеющих смутное представление - 61 % (в прошлом - 46 %). Доля знающих и понимающих работу эколога не изменилась (39 %). Планируют работать по специальности 31 % опрошенных в 2013 году. Интересно, что, несмотря на многие негативные ответы, половина всех респондентов 2014 г. также планируют связать свою жизнь с экологией. В 2014 году нет тех, кто ответил твердое «нет» и студентов, которые не определились с выбором, стало меньше почти на 15 %. Оказать помощь в популяризации профессии могут предприятия, организации, государственные службы, имеющие в своем штате специалистов-экологов, готовых поделиться знаниями, навыками и опытом, а также готовность предприятий принимать студентов на практику.
В современных реалиях получение диплома о высшем образовании является значительным фактором в становлении личности. 78 % респондентов ответили, что приоритетным является получение документа об образовании. Но не может не радовать тот факт, что важным результатом по окончании университета у опрошенных в 2013 и 2014 гг. явилось приобретение конкретного набора профессиональных знаний, умений и навыков.
Исследование мнения первокурсников является промежуточным этапом и для выявления каких-либо устойчивых тенденций в качестве образования и изменения степени удовлетворенности студентов планируется проведение подобных исследований в последующие годы.
Оценка качества экологического образования студентами 2 и 3 курсов существенно отличается от мнения первокурсников. Ряд вопросов в анкетах 2 и 3 курсов являются сквозными, что позволяет проследить динамику во мнениях респондентов. Так, вопрос: «Интересно ли Вам учиться по специальности «Экология и природопользование?», - выявил устойчивый интерес в обучении 54 % второкурсников и 73 % третьекурсников, 46 и 27 % -ответили, что их увлекают только некоторые дисциплины.
На факультете возможно открытие магистратуры по направлению «Экология и природопользование». 46 % и 55 % студентов 2 и 3 курсов соответственно хотят продолжить свое обучение в магистратуре, в то же время 23 % второкурсников пока не хотят обучаться дальше, а 36 % третьекурсников еще не определились с выбором.
Свою дальнейшую деятельность однозначно связывают с экологией 54 и 64 % студентов 2 и 3 курса. В тоже время 46 % второкурсников и 36 % третьекурсников еще не определились или колеблются с выбором. Респонденты, которые хотели бы работать в сфере экологии и охраны окружающей среды, указали желаемые места трудоустройства (табл. 1)
Таблица 1
Предпочитаемые места трудоустройства в сфере экологии и охраны окружающей среды
Место |
2 курс |
3 курс |
1 |
Государственные структуры |
Производственные предприятия |
2 |
Природоохранные структуры |
Государственные структуры |
3 |
Создание собственной фирмы, связанной с экологией |
Проектные организации |
Профессиональный эколог должен обладать комплексом знаний, умений и навыков. Проверка остаточных знаний по теоретическим частям преподаваемых дисциплин показала, что доля правильных ответов на 2 и 3 курсах составила 46 и 58 % соответственно.
Студенты 3 курса оценили свои способности в требованиях работодателей по 5-балльной шкале (1-не знаю / не умею; 5-умею / знаю отлично), где в итоге на «хорошо» и «отлично» студенты владеют следующими инструментами профессиональной экологической деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Оценка профессиональных компетенций студентов 3 курса направления «Экология и природопользования»
Знания, умения, навыки |
% респондентов |
Средства контроля соответствия тех. состояния оборудования требованиям охраны ОС |
0% |
Проведение экологической экспертизы |
0% |
Экологическое законодательство |
9% |
Технологические режимы и процессы производства продукции предприятия |
9% |
Системы экологических стандартов и нормативов |
18% |
Учет и составление отчетности по охране ОС |
18% |
Передовой отечественный опыт в области охраны ОС |
18% |
Нормативные и методические материалы по охране ОС |
36% |
Проведение экологического мониторинга |
36% |
Использование компьютерных технологий |
55% |
Таким образом, следует отметить, что, несмотря на то, что задачи в области экологического образования в Российской Федерации решаются достаточно давно, нормативные документы, определяющие содержание экологического образования, в частности, высшего профессионального образования не до конца разработаны, так как для организации обязательного обучения основам предметов об окружающей среде не были подготовлены новые программы и планы. В связи с этим вузы в определенной степени сами разрабатывают учебные планы (в частности, по прикладному бакалавриату) и вводят перечень дисциплин, исходя из специфики экологического состояния региона. Что касается школьной программы, то последние 10 лет экология преподается в рамках предметов биология, география, химия.
Главной целью, преследуемой вузами в процессе организации экологического образования, в том числе и в Чувашского государственном университете им. И. Н. Ульянова, является создание условий для систематической и последовательной работы по изучению студентами экологических знаний, необходимой в будущем в трудовой деятельности, а также воспитание специалистов в области природоохранной деятельности. Построение системы экологического образования осуществляется с учетом экологического, социально-экономического, культурного принципов, что способствует всестороннему развитию определенного уровня экологической грамотности выпускника - специалиста с высшим образованиям, готового не только работать в смежных специальностях, но и формирующего определенный экологический менталитет окружающих [4].
Анализ состояния проблемы организации экологического образования позволил выявить существующие тенденции в направлении развития данной проблемы в подготовке педагогических кадров в стране целом и в ЧГУ им. И. Н. Ульянова в частности, определенные недоработки в теории и практике подготовки специалистов- экологов.
В соответствии с результатами проведенных исследований в Чувашском госуниверситете разрабатывается модель процесса организации экологического образования будущих экологов. Структуру модели образуют компоненты, взаимосвязанные между собой в единую систему: цель, методологические принципы, принципы, содержание, методы, формы, средства экологического образования, деятельность преподавателя, деятельность студента, педагогические условия, результат, анализ результата. Для оценки эффективности модели процесса организации экологического образования будущих специалистов-экологов выбран компетентностный подход, который и отражает предполагаемые результаты внедрения модели данного процесса - готовность студентов к будущей профессиональной деятельности, способность решать профессиональные проблемы и задачи различной сложности на основе имеющихся знаний [1]. Согласовывается вопрос подготовки будущих специалистов в непосредственной взаимосвязи с будущими работодателями. Начата работа по организации учебного процесса в виде стажировки в профилирующих производственных организациях с использованием их материальной базы, способствующих более глубокому совершенствованию будущих профессиональных навыков.
Рецензенты:
Архипов Ю. Р., д.г.н., профессор, профессор кафедры экономической и социальной географии, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары;
Корнилов А. Г., д.г.н., профессор, заведующий кафедрой географии, геоэкологии и безопасности жизнедеятельности НИИ «БелГУ», г. Белгород.