Многовековая история российского музыкального образования сформировала уникальную систему подготовки профессиональных музыкантов и приобщения подрастающего поколения к музыкальной культуре и творческой деятельности, в основу содержания которой положены исторически сложившиеся традиции отечественного музыкального обучения и воспитания.
С начала текущего года в России действует «Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 год». В соответствии в ней эта система определяется как «...совокупность образовательных учреждений и реализуемых в них образовательных программ в области музыкального искусства и педагогики, направленных на подготовку профессиональных музыкантов, распространение в обществе знаний о музыкальном наследии человечества, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, ее духовности, интеллектуального и эмоционального богатства» [3]. В этой связи особое значение приобретают инновационные процессы и инновационная деятельность, которая смогла бы обеспечить музыкальному образованию устойчивое поступательное развитие.
Сегодня в научной среде нет единства в толковании понятия «инновационная деятельность». В контексте музыкального образования мы считаем возможным понимать ее, как целенаправленную и организованную творческую деятельность, включающую различные взаимосвязанные и взаимообусловленные виды работ для достижения оптимальных результатов музыкального образования. В структуре инновационной музыкальной деятельности можно соответственно выделить технологические инновации (внедрение новых методик и технологий реализации музыкально-образовательного процесса); организационные инновации, связанные с изменением организационных структур музыкального образования; управленческие инновации, определяющие и изменяющие компетенции работников, их культуру и поведение.
Для этого музыкальное образование должно рассматриваться одновременно как определённое целое и как автономная сфера социума общества в ее многообразных соотношениях с другими сферами экономики и культуры. Такой многофакторный подход позволяет выявить и обосновать систему требований и норм современного музыкального образования, и на основе этого определить инновации в музыкальном образовании и выработать критерии их оценки.
Цель нашего обращения к данной проблеме состоит в том, чтобы осветить роль традиций и влияние инноваций, а также определить перспективы музыкального образования в формировании социально и профессионально-значимой личности.
Современные требования к системе российского образования обусловили интерес к активной постановке вопросов соотношения понятий «инновации» и «традиции». В данном контексте проблема соотношения и толкования понятий «новация» и «инновация», «традиция» и «современность» в образовательной деятельности стала одной из основополагающих. Особенно актуально это в сфере музыкального образования, где необходимо учитывать взаимосвязь и особенности соотношения инноваций и традиций в развитии музыкальной культуры. Актуальность исследования данной проблемы связана с тем, что хотя инновации и традиции должны рассматриваться как две равнозначных составляющих процесса музыкального образования, на практике их баланс постоянно нарушается.
Обратимся к понятию «традиция». В переводе с латинского языка слово traditio означает «предание», «обычай». Также активно использовался глагол tradere - передавать. Слово обозначало материальное действие - передачу какого-то предмета одним человеком другому. Но постепенно оно стало раскрывать и другие нематериальные действия, например, передачу каких-то умений и навыков. В настоящее время термин «традиция» трактуется как различные исторически сложившиеся обряды, привычки, представления, навыки общественной и политической деятельности, которые передаются от поколения к поколению и выступают регуляторами общественных отношений.
Что касается традиций в культуре или культурных традиций, то это нравственный и эстетический опыт, накопленный определёнными народами, за время развития. Это навыки и умения, которые выработали люди в определённых жанрах народного творчества, а позднее и в искусстве. В этом контексте, термин «традиция» позволяет рассматривать общественные отношения с позиций культуры и искусства.
Говоря о традициях в русском музыкальном образовании, следует отметить, что они всегда служили основой построения образовательной деятельности, поскольку являются следствием жизненного опыта. Это связано с трактовкой традиций как ценностей и моделей поведения, которые складывались и видоизменялись в ходе истории, но оставались наиболее стабильными и воспроизводимыми элементами социокультурного опыта.
В современном музыкальном образовании традицию следует понимать как способ легитимации нормы путём отнесения с прошлым. Это своеобразный и специфичный способ воспроизведения нормы. В музыкальной культуре очень значимы социальные функции традиции, служащие основой сохранения коллективного опыта культуры, гарантией преемственности форм музыкальной деятельности людей, развития музыкальной культуры на основе традиционного и инновационного подходов. В современных условиях музыкально-образовательной деятельности традиция остается одним из важнейших средств регуляции этой деятельности, но при изменении механизма передачи традиции.
Русские педагоги, придавая традициям большое воспитательное значение, однако признавая отчасти их консерватизм и подчеркивая, что всегда следует обращать внимание на прошлое, где была создана ценность, и не стараться разрушить ее сиюминутным капризом (А. С. Макаренко). Это в полной мере относится к российскому музыкальному образованию, реализующемуся на многовековых национальных традициях, которые повторяемы, устойчивы и сохранны, долговечны и длительны, стабильны. Однако при этом необходимо отметить амбивалентность традиций музыкального образования, которые с одной стороны относительно завершены, но окончательно практически не завершены. В них всегда присутствует как консервативное и устойчивое старое, так и постоянно изменяющееся новое. Ярким примером тому служит тезис о непрерывности музыкального образования, который в разное время трактовался и понимался по-разному при неизменной сущностной составляющей.
Содержание педагогической традиции в музыкальном образовании неоднородно. Оно отражает педагогическую реальность, стереотипизированный опыт и результаты музыкальной деятельности, а также способы их обозначения, воспроизводимые из поколения в поколение. Таким образом, педагогическая традиция регулирует, регламентирует, координирует деятельность всех субъектов педагогической реальности.
Развитие педагогической традиции является сложным и неоднозначным процессом: «Ей свойственна этапная динамика: этапы зарождения, становления и угасания. Проходя через три этапа развития, традиция качественно меняется: старое вытесняется новым, а это приводит к замене существующей конструкции новым образованием (процесс смены традиций). На первых этапах развития происходит активное личностное освоение инварианта, благодаря чему могут появляться и сосуществовать разные ее варианты» [5, с. 54].
Музыкальное образование и музыкальная деятельность - творческий процесс: только творчество способно привести нас к успеху. Но движение вперед возможно только на основе предыдущего позитивного опыта. Человеческая история доказала, что сегодня нельзя ограничиваться только сохранением традиций, их необходимо творчески развивать: любая традиция ведет к прогрессу, если творчески развивается и отвечает требованиям времени. Только переосмысление традиций приведет к обновлению и совершенствованию музыкального образования.
Следует развести понятия «новация» и «инновация». Мы понимаем новацию как средство (новый метод, методика, программа и т.п.), а инновацию - как процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, которое должно ввести в музыкальное образование новые стабильные компоненты, вызывающие переход системы на более высокий уровень развития. Поскольку инновационный процесс в музыкальном образовании направлен на изменение основных компонентов существующей образовательной системы, то и основные инновационные идеи мы извлекаем из нашего богатого традициями культурного прошлого.
Любая инновация как процесс реализации определенного конкретного новшества в социальную (музыкально-образовательную) практику, нацелена на результат и может считаться официально признанной (получит статус инновации) при условии наличия в ней инвариантных (традиционных) характеристик. В соответствии с этим соотношение традиции и инновации можно выразить следующей формулой: традиция - способ воспроизведения нормы, инновация - способ изменения нормы. Традицию можно понимать как механизм преемственности культуры, а инновацию - механизмом развития культуры. Они выступают как взаимодополняемые и взаимодействующие явления.
Таким образом, педагогическая традиция одновременно обновляется, тиражируется, стареет, то есть обладает собственной динамикой. Конкретным примером этому в музыкальном образовании может служить полипрограммность общего музыкального образования. Появившиеся на основе концепции Д. Б. Кабалевского многочисленные учебные программы по предмету «Музыка», с одной стороны, служат показателем преемственности традиций, с другой - старения традиции, с третьей - являются элементом развития основных идей концепции, то есть инновацией, которую можно рассматривать либо как ретроинновацию, либо как аналоговую инновацию.
Классифицировать педагогические инновации можно по различным основаниям: по видам деятельности, по характеру и масштабу вносимых изменений, по источнику возникновения и пр. Однако классификация инноваций по признаку новизны представляется нам наиболее приемлемой для музыкального образования. В обозначенном контексте можно использовать ретроинновацию как модификацию забытых традиций; аналоговую инновацию как частичную компиляцию и использование в измененном виде существующих традиций; комбинаторную инновацию, как объединение известных идей, в результате которого получается качественно новый образовательный продукт; сущностную инновацию, когда возникает совершенно новое явление. В качестве примера сущностной инновации в музыкальном образовании можно считать последние достижения использования информационных и медиа технологий
Традиции и инновации не существуют вне их взаимосвязи. Следует обратить внимание на слова: «Все новое - это хорошо забытое старое». В музыкальном образовании как нигде прослеживается эта тенденция. Если говорить о музыкальном обучении, совершенно очевидно, что всё старое когда-то было новым, а методы, формы и средства, ранее считавшиеся инновационными, стали традицией. Для наглядности позволю себе привести несколько примеров:
1. Так, основные концептуальные идеи Д. Б. Кабалевского, ставшие инновационными в 70-80 годы ХХ века, сегодня стали традицией.
2. Педагогические идеи Б. В. Асафьева, высказанные им много лет назад и направленные на осуществление реформ в области музыкального образования того времени, остаются актуальными и сегодня. Опираясь на них, можно конкретизировать следующее: процесс музыкального образования направлен не только на развитие духовности, эстетического сознания и художественно-творческое воспитание учащихся, он способствует развитию профессиональных и социально-значимых качеств личности, таких как профессиональная мобильность, организаторские умения, инициативность, упорство, трудолюбие, усидчивость и т.д. Это является реальным подтверждением того, что в музыкальном образовании сегодня на основе исторически сложившихся традиций в полной мере реализуются современные идеи компетентностного подхода и непрерывности личностного становления профессионала.
3. Исторически сложившаяся и существующая сегодня в России система классического музыкального образования включает многоступенчатую структуру «школа - колледж - вуз». Эта система комплексна, качественна, универсальна, современна и сочетает традиционность с инновациями в соответствии с тенденциями, отвечающими времени. Она не имеет аналогов в мировой образовательной практике, а обучение здесь строится на основе принципов непрерывности и преемственности, взаимосвязи и взаимодополнения сообщающихся структур. Это в полной мере способствует решению проблем подготовки квалифицированных специалистов отрасли «Музыкальное искусство», выявлению одаренных учащихся, поддержке молодежного музыкального творчества. Однако сегодня следует искать возможности обновления и развития музыкального образования в новых политических, экономических и социально-культурных условиях функционирования учреждений культуры и искусства, сохраняя при этом традиции.
Таким образом, переосмысление многих прежних взглядов, установок и традиций приводит к развитию инновационных процессов в музыкальном образовании, его разнообразию и совершенствованию.
Рецензенты:
Рапацкая Л. А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва;
Ветрова И. Б., д.п.н., профессор кафедры начального образования и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.