В условиях нестабильной геополитической и экономической обстановки, искажения российской культуры и истории, обострения национальных конфликтов, локальных войн продолжают усиливаться негативные тенденции, связанные с утратой российской молодежи и других слоев общества духовно-нравственных основ и социально значимых качеств, таких как совесть, честь, долг, гражданственность, патриотизм.
В современных социально-культурных условиях России одним из основных направлений в учебно-воспитательном процессе является формирование культуры патриотизма в сознании и поведении молодежи, поэтому очень важным для нас является знать позицию современных молодых людей по отношению к патриотизму.
Патриотизм представляет собой сложное чувство привязанности к родному месту, стране, народу, языку. На протяжении последних десятилетий не умолкают дискуссии о самом его феномене в нашей стране и мире, о важности, или ненужности, или даже опасности патриотизма [1, 3, 7, 9]. Как показывает анализ публицистики за последние десять лет, в Российской Федерации сформировались три точки зрения на патриотизм:
- либеральная, отрицающая важность этого чувства в воспитании подрастающего поколения, и прямо утверждающая об опасности и вредности патриотизма;
- консервативно-государственная точка зрения, настаивающая на важности и особом статусе патриотизма в российской социокультурной парадигме и утверждающая, что патриотизм - это особое, свойственное гражданам России качество;
- концепция регионального патриотизма и малой Родины [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].
В Законе «Об образовании» говорится о важности совершенствования деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, особенно школьников. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, формируется ценностное отношение к окружающей действительности. В Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 годы» отмечается необходимость развития и совершенствования законодательной базы в этой области, разработки методического обеспечения, улучшения и обновления материально-технического оснащения, совершенствования системы патриотической работы в образовательных организациях разного уровня и рабочих коллективах. Особое внимание обращается на привлечение к деятельности в данном направлении СМИ, средств культуры, Интернет-сети.
В государственном документе определены системообразующие задачи:
- повышение роли общественно-государственных институтов в становлении патриотического сознания граждан;
- формирование позитивного отношения к армейской службе, создание соответствующей мотивации у молодежи;
- внедрение форм, методов и средств воспитания, соответствующих требованиям времени;
- повышение профессионально-квалификационного уровня специалистов-организаторов в области гражданского воспитания [1].
У российских школьников имеются в наличии все возможности для реализации своих потребностей и интересов. Несмотря на это, проведенное нами социологическое исследование показало, что тему патриотизма современные школьники понимают несколько иначе, чем это отмечено в законах, а патриотическое воспитание видится довольно-таки узко и сводится в основном к военно-патриотическому. На взгляд авторов, это не совсем правильно, так как патриотизм включает в себя также изучение национальной литературы, музыки, спорта и других достижений своей страны, отношение к государственным символам и т.п. Очень важно заинтересовать молодежь новыми аспектами патриотической воспитательной работы, разработать на уровне страны и регионов планы, которые позволили бы подростку по-новому взглянуть на свою страну, глубже осмыслить личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в укреплении и развитии России.
В 2014-2015 гг. в Пензенской области проводилось социологическое исследование, посвященное оценке сформированности патриотического чувства среди школьников региона. В ходе исследования были опрошены 792 человек методом случайной выборки, проведены 16 экспертных опросов, 15 глубинных интервью со специалистами государственной гражданской службы, чиновниками Правительства Пензенской области и районных муниципалитетов. О репрезентативности выборки свидетельствует структура выборочной совокупности: 53,9 % респондентов - юноши, 46,1% - девушки от 13 до 16 лет.
В ходе исследование была выявлена специфика патриотического чувства современной пензенской молодежи. На вопрос: «Что Вы понимаете под словом "патриотизм"?» - 79 % респондентов заявили, что патриотизм это - бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения.
Подавляющее большинство школьников считают, что защита Отечества - обязанность всех граждан России (84%). Отрицательный ответ дали лишь 16% респондентов. Анализ и обобщение результатов исследования позволяют нам сделать вывод о том, что приоритетом для подростков в понимании патриотизма являются реальные действия, направленные на укрепление, защиту и процветание своего отечества, достижение успехов во всех областях деятельности.
При вопросе: «Кто такой патриот?» ответы разделились следующим образом: человек, любящий свою родину, родителей и т.д., - 48%; патриот - человек, который ведет за собой народ вперед, - 31 %; патриот - человек, который готов пожертвовать своей жизнью во благо своей страны, - 21%.
Далее было выявлено, что наиболее значимыми социальными ценностями для опрошенных респондентов являются: развитие и самосовершенствование себя как личности (29,7%), материальное благополучие (27,7%), возрождение России как сильной державы (18,7%). В данном случае важно отметить, что проблемы развития России входят в тройку приоритетных ценностей респондентов.
Наиболее значимы событием, по мнению опрошенных, является экономическая и финансовая стабилизация в стране (42,9%), что также подчеркивает большую личностную значимость для опрошенных респондентов социально-политических событий в масштабах страны (а также, возможно, что в этом проявляются последствия экономического кризиса в стране). Далее в списке важнейших событий следуют свадьба (в том числе и будущая) с любимой девушкой, любимым юношей (31,8%), окончание школы (14,3%).
Как видно из опроса, патриотизм пензенских подростков содержит в себе черты некоторого личного, интимного отношения, имеющего мало общего с официальными доктринами патриотического воспитания. Признавая важность благополучия Родины, школьники тем не менее связывают свою гордость за нее с ее экономическими и финансовыми успехами. На первом месте у них находятся ценности самореализации и материального благополучия. Патриотические ценности находятся на третьем месте.
В числе наиболее распространенных в коллективе отрицательных качеств лидируют эгоизм (40,4), безответственность (15,4%), пассивность и равнодушие (10,1), леность (8,8%). Тут прослеживается сложные ценностные взаимоотношения. Подростки в большинстве своем являются патриотически настроенными гражданами, но в то же время отмечают в качестве важной проблемы растущий эгоизм молодежи. Ценность коллективизма является для большинства подростков неосознанной, но важной.
Среди положительных качеств, которые, по мнению участников опроса, уже сформировались у большинства членов их коллектива и будут проявляться ими в условиях военной службы, были названы готовность поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями и высокими нравственными принципами (33%), готовность проявлять ответственность в отношении дела (24,2%), а также способность проявлять упорство в достижении цели, соизмеряя ее с интересами общества, коллектива (19,7%).
В числе причин, которые, по мнению опрошенных, в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у их сверстников нравственно-патриотических качеств, лидируют проблемы общероссийского масштаба - это отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей (39,6%), а также сложная обстановка в стране (33%). Можно предположить, что в сознании респондентов вопросы патриотического воспитания тесно связаны с деятельностью лидеров страны, а также с вопросами социального самочувствия рядовых граждан.
Принявшие участие в исследовании пензенские школьники считают, что основу их понимания патриотизма составляют информация, полученная из СМИ (38,9%); сведения, полученные от родителей и близких (33,6%); кроме того, знания, полученные от учителей (9,9%), и чтение художественной литературы, мемуаров (8,8%).
Ценности патриотизма во многом воспринимаются пензенскими подростками эмоционально. На развитее этого чувство во многом влияет государственная символика. Наиболее важными для себя респонденты отмечали следующие государственные символы: Российский флаг (68,9%), Российский гимн (64,3%) и георгиевская ленточка (62,1%). Среди наиболее уважаемых исторических деятелей школьники называли Президента Российской Федерации В. В. Путина (68,1%) и Петра I (63,4%). Наиболее популярными полководцами для пензенских подростков стали А. В. Суворов (68,7%) и М. И. Кутузов (67,3%). Пензенские школьники гордятся в первую очередь военными победами (68,4%) и достижениями науки и техники (53,6%).
В качестве вывода по результатам проведенного социологического исследования можно заключить, что у российских подростков формируется специфическое чувство патриотизма, который совмещает в себе официальные государственные доктрины патриотического воспитания с личностными интимными чувствами и мотивациями. Патриотизм у подростков более семейный, домашний, связанный с личными событиями, ценностями и переживаниями. Большинство респондентов убеждены, что существует необходимость воссоздания системы патриотического воспитания для развития этого чувства у каждого гражданина России с детских лет. При этом более половины опрошенных (54,9%) признались, что они сами очень редко принимали участие в мероприятиях патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года, что свидетельствует о сравнительно невысокой социально- политической активности опрошенных пензенских школьников.
Максимально ярко патриотизм молодого человека, по мнению респондентов, проявляется в первую очередь в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных сил. В отношении службы в армии большинство опрошенных полагают, что она необходима обществу, и рассматривают ее как выполнение гражданского долга, хотя и не испытывают личной заинтересованности в изучении военного дела.
В числе причин, которые, по мнению опрошенных, в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у них самих и их сверстников нравственно-патриотических качеств, лидируют проблемы общероссийского масштаба - это отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей, а также сложная обстановка в стране.
Можно предположить, что в сознании респондентов вопросы патриотизма тесно связаны с личными интимными переживаниями, а вопросы патриотического воспитания - с деятельностью лидеров страны. Поэтому участники опроса считают, что главными инициаторами изменения отношения населения к вопросу патриотического воспитания и повышения его роли в современных условиях должны стать политическая элита, руководство страны, а также СМИ, транслирующие эти мнения на многомиллионную аудиторию, в том числе и на молодежь. При этом важным является вопрос социального самочувствия рядовых граждан, их готовности поддерживать инициативы властей, поскольку наиболее значимым, приоритетным событием, по мнению опрошенных, является экономическая и финансовая стабилизация в стране.
В качестве предложений по данному социологическому исследованию можно порекомендовать создание в каждой образовательной организации региона координационных центров по патриотическому воспитанию, которые в дальнейшем возьмут на себя функции системного формирования этого чувства, используя ценности и отношения современных российских подростков. В деятельность координационного центра должны входить следующие направления работы:
- организация и проведение творческих конкурсов по проблемам патриотизма, научно-исследовательских работ по истории, краеведению;
- проведение социологических исследований по вопросам отношения подростков к патриотическому воспитанию, проблемам организации свободного времени;
- разработка методов, форм и организация работы по формированию правильного репродуктивного поведения;
- организация и проведение работы по формированию традиционных моральных ценностей;
- пропаганда здорового образа жизни, спорта и туризма.
Рецензенты:
Найденова Л. И., д.соц.н., профессор кафедры «Педагогика и психология» Пензенского государственного технологического университета, г. Пенза;
Воробьев В. В., д.соц.н., профессор кафедры «Государственное управление и социология региона» Пензенского государственного университета, г. Пенза.