Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PATRIOTISM EYES OF SCHOOL STUDENTS OF THE PENZA

Yurasov I.A. 1 Yurasova O.N. 2
1 Institute of regional development of the Penza region
2 Penza State University
Тhe problem of formation and patriotism is one of the most actual problems of the state construction in the Russian Federation. Now in scientific and publicistic discourses there are three points of view on patriotism: liberal, conservative and state, regional. The big place in modern sociological researches is given to questions of formation of patriotism among youth. The present article is devoted to research of this phenomenon among school students, teenagers of the Penza region. The purpose of work is determination of value of patriotism in a scale of values of teenagers and feature of its manifestation in public and private life. In the course of sociological research the following methods were used: mass poll by method of casual selection, expert polls, deep interviews to specialists of the public civil service, officials of the Government of the Penza region and regional municipalities. During research specifics of formation of patriotic feeling of the Penza teenagers which becomes more personal, intimate and emotional were revealed.
sociological research
education
patriotism
Идея патриотизма всегда занимала особое место в мировоззрении и политической культуре российских граждан как важнейшая ценность, как базис духовно-нравственного единства общества.

В условиях нестабильной геополитической и экономической обстановки, искажения российской культуры и истории, обострения национальных конфликтов, локальных войн продолжают усиливаться негативные тенденции, связанные с утратой российской  молодежи и других слоев общества духовно-нравственных основ и социально значимых качеств, таких как совесть, честь, долг, гражданственность, патриотизм.

В современных социально-культурных условиях России одним из основных направлений в учебно-воспитательном процессе является формирование культуры патриотизма в сознании и поведении  молодежи, поэтому очень важным для нас является знать позицию современных молодых людей по отношению к патриотизму.

Патриотизм представляет собой сложное  чувство привязанности к родному месту, стране, народу, языку. На протяжении последних десятилетий не умолкают дискуссии о самом  его феномене в нашей стране и мире, о важности, или ненужности, или даже опасности патриотизма [1, 3, 7, 9].  Как показывает анализ публицистики за последние десять лет, в Российской Федерации сформировались три точки зрения на патриотизм:

  1. либеральная, отрицающая важность этого чувства в воспитании подрастающего поколения, и прямо утверждающая об опасности и вредности патриотизма;
  2. консервативно-государственная точка зрения, настаивающая на важности и особом статусе патриотизма в российской социокультурной парадигме и утверждающая, что патриотизм - это особое, свойственное гражданам России качество;
  3. концепция регионального патриотизма и малой Родины [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

В Законе «Об образовании» говорится о  важности совершенствования  деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, особенно школьников. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, формируется ценностное отношение к окружающей действительности. В Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 годы» отмечается необходимость развития и совершенствования  законодательной базы в этой области, разработки методического обеспечения, улучшения и обновления материально-технического оснащения, совершенствования системы патриотической работы в образовательных организациях разного уровня и рабочих коллективах. Особое внимание обращается на привлечение к деятельности в данном направлении СМИ, средств культуры, Интернет-сети.

В государственном документе определены системообразующие  задачи:

  1. повышение роли общественно-государственных институтов в становлении патриотического сознания граждан;
  2. формирование позитивного отношения к армейской службе, создание соответствующей мотивации у молодежи;
  3. внедрение форм, методов и средств воспитания, соответствующих требованиям времени;
  4. повышение профессионально-квалификационного уровня специалистов-организаторов в области гражданского воспитания [1].

У российских школьников имеются в наличии  все возможности для реализации своих потребностей и интересов. Несмотря на это, проведенное нами социологическое исследование показало, что тему патриотизма современные школьники понимают несколько иначе, чем это отмечено в законах, а патриотическое воспитание видится довольно-таки узко и сводится в основном к военно-патриотическому. На взгляд авторов, это не совсем правильно, так как патриотизм включает в себя также изучение национальной литературы, музыки, спорта и других достижений своей страны, отношение к государственным символам и т.п. Очень важно заинтересовать молодежь новыми аспектами патриотической воспитательной работы, разработать на уровне страны и регионов планы, которые позволили бы подростку по-новому взглянуть на свою страну, глубже осмыслить личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в укреплении и развитии России.

В 2014-2015 гг. в Пензенской области проводилось социологическое исследование, посвященное оценке сформированности патриотического чувства среди школьников региона. В ходе  исследования были опрошены 792  человек методом случайной выборки, проведены 16 экспертных опросов, 15 глубинных интервью со специалистами государственной гражданской службы,  чиновниками Правительства Пензенской области и районных муниципалитетов.  О репрезентативности выборки свидетельствует структура выборочной совокупности: 53,9 % респондентов - юноши, 46,1% - девушки от 13 до 16 лет.

В ходе исследование была выявлена специфика патриотического чувства современной пензенской молодежи. На вопрос: «Что Вы понимаете под словом "патриотизм"?» -  79 % респондентов заявили, что  патриотизм это - бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения.

Подавляющее большинство школьников  считают, что защита Отечества - обязанность всех граждан России (84%). Отрицательный ответ дали лишь 16% респондентов. Анализ и обобщение результатов исследования позволяют нам сделать вывод о том, что приоритетом для подростков в понимании патриотизма являются реальные действия, направленные на укрепление, защиту и процветание своего отечества, достижение успехов во всех областях деятельности.

При вопросе: «Кто такой патриот?» ответы разделились следующим образом: человек, любящий свою родину, родителей и т.д., - 48%;  патриот - человек, который ведет за собой народ вперед, - 31 %; патриот - человек, который готов пожертвовать своей жизнью во благо своей страны, - 21%.

Далее было выявлено, что наиболее значимыми социальными ценностями для опрошенных  респондентов являются: развитие и самосовершенствование себя как личности (29,7%),  материальное благополучие (27,7%), возрождение России как сильной державы (18,7%). В данном случае важно отметить, что проблемы развития России входят в тройку приоритетных ценностей респондентов.

Наиболее значимы событием, по мнению опрошенных, является экономическая и финансовая стабилизация в стране (42,9%), что также подчеркивает большую личностную значимость для опрошенных респондентов социально-политических событий в масштабах страны (а также, возможно, что в этом проявляются последствия экономического кризиса в стране). Далее в списке важнейших событий следуют свадьба (в том числе и будущая) с любимой девушкой, любимым юношей (31,8%), окончание школы (14,3%).

Как видно из опроса,  патриотизм пензенских подростков содержит в себе  черты некоторого личного,  интимного отношения, имеющего мало общего с официальными доктринами патриотического воспитания. Признавая важность благополучия Родины, школьники  тем не менее  связывают свою гордость за нее с  ее  экономическими и финансовыми успехами. На первом месте у них находятся ценности самореализации и материального благополучия. Патриотические ценности находятся на третьем месте.

В числе наиболее распространенных в коллективе отрицательных качеств лидируют эгоизм (40,4), безответственность (15,4%), пассивность и равнодушие (10,1), леность (8,8%). Тут прослеживается сложные ценностные взаимоотношения. Подростки в большинстве своем являются патриотически настроенными гражданами, но в то же время отмечают в качестве важной проблемы растущий эгоизм молодежи. Ценность коллективизма является для большинства подростков неосознанной, но важной.

Среди положительных качеств, которые, по мнению участников опроса, уже сформировались у большинства членов их коллектива и будут проявляться ими в условиях военной службы, были названы готовность поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями и высокими нравственными принципами (33%), готовность проявлять ответственность в отношении дела (24,2%), а также способность проявлять упорство в достижении цели, соизмеряя ее с интересами общества, коллектива (19,7%).

В числе причин, которые, по мнению опрошенных, в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у их сверстников нравственно-патриотических качеств,  лидируют проблемы общероссийского масштаба - это отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей (39,6%), а также сложная обстановка в стране (33%). Можно предположить, что в сознании респондентов вопросы патриотического воспитания тесно связаны с деятельностью лидеров страны, а также с вопросами социального самочувствия рядовых граждан. 

Принявшие участие в исследовании пензенские школьники считают, что основу их понимания патриотизма составляют информация, полученная из СМИ (38,9%); сведения, полученные от родителей и близких (33,6%); кроме того, знания, полученные от учителей (9,9%), и чтение художественной литературы, мемуаров (8,8%).

Ценности патриотизма во многом воспринимаются пензенскими подростками эмоционально.  На развитее этого чувство во многом влияет государственная символика. Наиболее важными для себя респонденты отмечали следующие государственные символы: Российский флаг (68,9%), Российский гимн (64,3%) и георгиевская ленточка (62,1%). Среди наиболее уважаемых исторических деятелей школьники называли Президента Российской Федерации В. В. Путина (68,1%) и Петра I (63,4%). Наиболее популярными полководцами для пензенских подростков стали А. В. Суворов (68,7%) и М. И. Кутузов (67,3%).  Пензенские школьники гордятся в первую очередь военными победами  (68,4%) и достижениями науки и техники (53,6%).

В качестве вывода по результатам проведенного социологического исследования можно заключить, что у российских подростков формируется специфическое чувство патриотизма, который совмещает в себе официальные государственные доктрины патриотического воспитания с личностными интимными чувствами и мотивациями. Патриотизм у подростков более семейный, домашний, связанный с личными событиями, ценностями и переживаниями. Большинство респондентов убеждены, что существует необходимость воссоздания системы патриотического воспитания для развития этого чувства  у каждого гражданина России с детских лет. При этом более половины опрошенных (54,9%) признались, что они  сами очень редко принимали участие в мероприятиях патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года, что свидетельствует о сравнительно невысокой социально- политической активности опрошенных пензенских школьников.

Максимально ярко патриотизм молодого человека, по мнению респондентов, проявляется в первую очередь в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных сил.  В отношении службы в армии большинство опрошенных полагают, что она необходима обществу, и рассматривают ее как выполнение гражданского долга, хотя и не испытывают личной заинтересованности в изучении военного дела.

В числе причин, которые, по мнению опрошенных, в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у них самих и их сверстников нравственно-патриотических качеств, лидируют проблемы общероссийского масштаба - это отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей, а также сложная обстановка в стране.

Можно предположить, что в сознании респондентов вопросы патриотизма тесно связаны с личными интимными переживаниями, а вопросы патриотического воспитания - с   деятельностью лидеров страны. Поэтому участники опроса считают, что главными инициаторами изменения отношения населения к вопросу патриотического воспитания и повышения его роли в современных условиях должны стать политическая элита, руководство страны, а также СМИ, транслирующие эти мнения на многомиллионную аудиторию, в том числе и на молодежь. При этом важным является вопрос социального самочувствия рядовых граждан, их готовности поддерживать инициативы властей, поскольку  наиболее значимым, приоритетным событием, по мнению опрошенных, является экономическая и финансовая стабилизация в стране.

В качестве предложений по данному социологическому исследованию можно порекомендовать создание в каждой образовательной организации региона координационных центров по патриотическому воспитанию, которые в дальнейшем возьмут на себя функции системного формирования этого чувства, используя ценности и отношения современных российских подростков. В деятельность координационного центра должны  входить  следующие направления работы:

  1. организация и проведение творческих конкурсов по проблемам патриотизма, научно-исследовательских работ по истории, краеведению;
  2. проведение социологических исследований по вопросам отношения подростков к патриотическому воспитанию, проблемам организации свободного времени;
  3. разработка методов, форм и организация работы по формированию правильного репродуктивного поведения;
  4. организация и проведение работы по формированию традиционных моральных ценностей;
  5. пропаганда здорового образа жизни, спорта и туризма.

Рецензенты:

Найденова Л. И., д.соц.н., профессор кафедры «Педагогика и психология» Пензенского государственного технологического университета, г. Пенза;

Воробьев В. В., д.соц.н., профессор кафедры «Государственное управление и социология региона» Пензенского государственного университета, г. Пенза.