Разрабатывая стратегию исследования, мы исходили из того, что на нынешнем этапе развития акмеологии ее объектом является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональных достижениях. В то же время акмеологические исследования показали, что выбор в качестве ведущей ценности саморазвития позволяет гораздо более согласованно реализовывать конкурирующие ценности, более продуктивно осуществлять акме-ориентированные самоизменения, а в результате, - более эффективно продвигаться к самоосуществлению. Высокая значимость сферы профессиональной жизни и преимущественная направленность на ценность саморазвития выступают как акмеологические параметры, определяющие особенности самоотношения и ценностно-смысловых отношений в целом [1]. Можно, таким образом, говорить о самоотношении как об акмеологическом феномене, обеспечивающем активность и продуктивность жизнедеятельности человека. В настоящем исследовании самоотношение как системно-структурное образование схематически представлено следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Самоотношение как системно-структурное образование
В научной литературе разработка проблемы самоотношения освящена еще в недостаточной мере, а именно - в сфере государственной службы. До сих пор собственно не исследовались акмеологические особенности самоотношения государственных служащих.
Самоотношение изучалось у представителей разных профессиональных групп: у врачей-хирургов, психологов. Так в исследовании Т. Л. Мироновой и Э. В. Дондуповой [4] рассмотрена динамика самоотношения, определены детерминанты развития самоотношения. Авторами были установлены особенности самоотношения врачей хирургического профиля безотносительно учета длительности работы в данной профессии. В зависимости от фактора длительности работы, а также уровня профессионализма у хирургов было выявлено своеобразие в отношении к себе [4].
Т. Л. Миронова и Э. В. Дондупова изучали особенности самотношения студентов-психологов, склонных к перфекционизму [5].
Комисаровой Л. Г. и Мироновой Т. Л. изучались психологические особенности личности студентов колледжа, осваивающих разные профессии: экономиста, автомеханика и т. д. [3]. Установлено, что для студентов характерна заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности своей личности, на фоне которой возникает ощущение ценности своей личности и для тех людей, которые его окружают. Студенты обладают навыками рефлексии критичностью [3]. Авторами была раскрыта структура личностных характеристик студентов. В результате факторного анализа были выявлены значимые факторы. Авторами было установлено, что для значительной группы будущих профессионалов очень важно ощущение собственной личности, чувство симпатии и уважения к себе. Это чувство невозможно без наличия интересной работы, что свидетельствует о высокой потребности в творческой деятельности в структуре личностной иерархии. Первый фактор определяет энергетику самоощущения, его самочувствие [3].
В своем исследовании мы рассматривали самоотношение как акмеологический феномен, обеспечивающий активность и продуктивность жизнедеятельности человека, как полимодальная эмоционально-ценностная система, выражающая особенности отношения человека к самому себе и обеспечивающая центрирование его внутреннего пространства и формирование смыслового вектора жизненного пути [1].
Целью нашего эмпирического исследования было выявление акмеологических особенностей самоотношения государственных служащих. Выборочную совокупность исследования составили 204 государственных служащих регионального и муниципального уровней управления. В исследовании использовался комплекс диагностических методик: методика исследования самоотношения (МИС) (В. В. Столина, С. Р. Пантилеева), Шкала мотивации одобрения (Д. Краун и Д. Марлоу), «Опросник терминальных ценностей» (ОтеЦ) (И. Г. Сенин).
В результате исследования самоотношения по методике (МИС) нами выявлена внутренняя структура самоотношения государственных служащих, иерархия модальностей, их интегрированность, дифференцированность и реципрокность. Шкала мотивации одобрения позволила оценить их потребности в социальном одобрении. «Опросник терминальных ценностей» позволил выяснить уровень значимости для государственных служащих различных жизненных сфер и терминальных ценностей.
Мы рассматриваем понятие «самоотношение» как компонент системы отношений человека и как компонент самосознания. Как компонент системы отношений самоотношение, с одной стороны, обеспечивает процессы самоопределения и самореализации человека, а с другой стороны, выступает как их результат. Как компонент самосознания самоотношение обеспечивает оценку своих характеристик, как способствующих или препятствующих самоопределению и самореализации, и одновременно эмоционально-ценностное принятие себя.
Самоотношение можно рассматривать со стороны процесса, состояния, а также устойчивого личностного свойства. В связи с этим выделяются различные их содержания. Содержанием самоотношения как процесса является переживание своей самости, своего места и предназначения в существующем миропорядке, скрытых и открываемых в себе личностных сил; содержанием самоотношения как состояния - ощущение себя в качестве носителя некоторого наличного опыта личностной (субъектной) саморегуляции своей жизнедеятельности, своего места среди людей. Содержанием самоотношения как свойства является ощущение самоуважения к себе и своей самоценности.
В результате исследования нами были выявлены функции самоотношения: оценочную, ценностную и регуляторную. В рамках оценочной функции самоотношение обеспечивает оценку личностью своего Я, собственных черт по отношению к мотивам, которые выражают ее потребность в самореализации. В рамках ценностной функции самоотношение обеспечивает принятие себя как уникальной индивидуальности, формирование представления о себе самом как ценности, выявление ценностного смысла собственных отношений к себе. Регуляторная функция самоотношения обусловливает адекватность и дифференцированность социальной активности человека.
Реализация данных функций обеспечивается сформированностью самоотношения как системно-структурного образования. Содержание эмоционально-оценочного компонента самоотношения составляют самоуверенность, отраженное самоотношение и самообвинение, которые обеспечивают субъекту самоотношения оценку собственной эффективности в достижении поставленных целей за счет сравнения своих достижений с социальными стандартами, успехами и оценками других людей. Содержание эмоционально-ценностного компонента составляют самоценность, самоприятие и самопривязанность, которые обеспечивают субъекту самоотношения обобщенную оценку своего Я как условия самореализации за счет сравнения своих достижений со своими жизненными целями, личностными ценностями и смыслами жизни, формирование у субъекта самоотношения общей жизненной установки по отношению к самому себе. Содержание эмоционально-регуляторного компонента составляют открытость, саморуководство и внутренняя конфликтность, которые обеспечивают субъекту самоотношения формирование смыслового вектора его жизненного пути, выступая мотивом саморегуляции жизнедеятельности и проецируясь в деятельность как состояние готовности к тому, или иному поведению.
Анализ общих характеристик самоотношения в выборке государственных служащих показал, что в целом для них характерно положительное самоотношение. Наибольшее абсолютное значение в структуре самоотношения участников исследования имеет самоценность, второе место по уровню выраженности занимает самоуверенность. Третье - отраженное самоотношение, а четвертое - саморуководство. Это говорит о том, что внешние направляющие воздействия ощущаются в выборке сильнее, чем собственная субъектность как внутренний источник активности.
Интеграция позитивных и негативных модальностей самоотношения в единый фактор свидетельствует о том, что человек и его самоотношение как личностное качество, центрирующее внутреннее пространство и формирующее смысловой вектор жизненного пути, переживают момент выхода из равновесия. Человек встает перед необходимостью выбора дальнейшей траектории жизненного пути, а в структуре его самоотношения возникают возможности для укрепления взаимосвязей между модальностями и оптимизации их уровня. В этот переломный момент, в точке неопределенности, принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будут происходить дальнейшие самоизменения: станет ли состояние системы еще более хаотическим, или она перейдет на новый, более высокий уровень организации.
При исследовании акмеологических особенностей самоотношения мы исходили из предположения, что внутренняя структура самоотношения государственных служащих, уровень выраженности его отдельных модальностей, их интегрированность, дифференцированность и реципрокность обусловлены их индивидуально-типологическими, социально-психологическими и профессионально-карьерными характеристиками и тесно взаимосвязаны со значимостью для них той или иной жизненной сферы и их направленностью на те или иные терминальные ценности. Изучение взаимосвязи отдельных модальностей самоотношения с жизненными сферами и различными терминальными ценностями показало, что наибольшее число взаимосвязей имеет внутренняя конфликтность, которая положительно взаимосвязана с ценностями собственного престижа, высокого материального положения, духовного удовлетворения, а также жизненными сферами семейной жизни и увлечений, что свидетельствует о роли способности к контролю внутреннего конфликта и управлению им в повышении эффективности процесса саморазвития. Высокая значимость сферы профессиональной жизни и преимущественная направленность на ценность саморазвития взаимосвязаны с достаточно высоким, но находящимся в оптимальных границах, уровнем выраженности модальностей самоотношения; определяют наличие большего числа взаимосвязей между отдельными модальностями самоотношения, то есть его большую структурированность, а также определяет формирование в рамках самоотношения безусловного самоуважения и способности к самоуправлению.
С помощью «шкалы мотивации одобрения» было выявлено, что существует взаимосвязь самоотношения и мотивации одобрения государственных служащих, выявлены значимые прямые взаимосвязи между мотивацией одобрения и такими модальностями самоотношения, как открытость, самопривязанность и саморуководство: у государственных служащих, с высоким уровнем мотивации одобрения значения открытости, самопривязанности и саморуководства значимо выше, чем у государственных служащих, с низким уровнем мотивации одобрения.
«Опросник терминальных ценностей» позволил нам выявить уровень значимости для государственных служащих различных жизненных сфер и терминальных ценностей. В результате были выявлены особенности самоотношения в зависимости от значимости сферы профессиональной жизни. В группе с высокой значимостью сферы профессиональной жизни структура самоотношения определяется высокими значениями самоуверенности, а в группе со средней и низкой значимостью сферы профессиональной жизни эта структура определяется практически такими же высокими значениями самоценности. Исследование показало, что в обеих группах самоуверенность и внутренняя конфликтность выступают как полюса, балансируя между которыми, человек постоянно находится в неравновесном состоянии, обеспечивающем ему непрерывное развитие.
Таким образом, самоотношение представителей группы с высокой значимостью сферы профессиональной жизни отличается в целом более высоким уровнем всех модальностей и бóльшей структурированностью, отличающейся бóльшей адекватностью, позитивностью и устойчивостью, определяющими особенности самоотношения и ценностно-смысловых отношений в целом.
Рецензенты:
Миронова Т. Л., д.псх.н., профессор кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ;
Санжаева Р. Д., д.псх.н., профессор кафедры возрастной и педагогической психологии, Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.