Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CHARACTERISTICS OF STUDENTS´ FOREIGN LANGUAGES SELF-LEARNING BASED ON WEB 2. 0

Shishkovskaya Yu.V. 1
1 Tomsk Polytechnic University
The article analyzes the possibilities of Web 2.0 tools integration into the process of students’ foreign languages self-learning. The empiric basis of the survey is a course of English taught to the 2nd year students majoring in “Electrical power engineering” and “Thermal power engineering” at Institute of Power Engineering, National Research Tomsk Polytechnic University. The author identifies the learning environment conditions promoting the efficiency of the students’ cognitive activity and self-learning. As main Web 2.0 tools it is suggested using blogging (a teacher blog, a student blog, a class blog). The teaching process within IT learning environment provides integrated development of IT competence, learning competence, and foreign languages communicative competence. The process is based on the updated pedagogical methods and principles. The role of a modern university teacher is stated to be changed due to the new pedagogical strategies and opportunities based on Web 2.0 tools integration.
foreign languages communicative competence
learning competence
IT competence
IT learning environment
blogging
english language
foreign languages self-learning
Web 2.0
В последние годы процесс информатизации и компьютеризации охватил все сферы нашего общества. Использование информационно-коммуникационных технологий стало неотъемлемым компонентом учебной программы любого образовательного учреждения. Стремительное развитие Интернета и усовершенствование цифровых устройств таких, как персональные компьютеры, планшеты и мобильные телефоны привело к тому, что они стали основным источником получения и хранения информации. Современные студенты не мыслят своей повседневной жизни без их постоянного использования. Задачей педагогов стало найти способы и инструменты, позволяющие максимально задействовать потенциал этих устройств для обеспечения эффективности учебного процесса, а также для организации самостоятельной работы студентов.

Переосмысление традиционных образовательных технологий в контексте стремительно усиливающихся информационных потоков привело педагогов к принятию понятия «электронное обучение» - обучения с интерактивным и мультимедийным содержанием, основанным на применении Интернет-коммуникации и сетевого программного обеспечения. Преимуществами электронного обучения являются экономия ресурсов (как человеческих, так и материальных); возможность получения дистанционного образования (независимость от времени и пространства); оптимизация навыков самостоятельной работы; доступ к неограниченному объему информации, в т. ч. учебного характера; повышение мотивации к учебе за счет новизны. Использование компьютера в процессе обучения способствует реализации таких дидактических принципов, как системность, наглядность, доступность, индивидуализация и коммуникативная направленность. При этом отмечается наибольший потенциал применения информационных технологий в области решения таких методических проблем, как нелинейная подача информации, повышение самостоятельности и ответственности обучающихся, повышение уровня мотивации к изучаемому предмету.

Сегодня, когда наше общество, благодаря сети Интернет, имеет возможность устанавливать и расширять производственные, научные и академические контакты безотносительно времени и пространства, все большее значение и актуальность приобретает владение иностранным языком [4]. При этом подразумевается то, что иностранный язык уже давно является средством обучения. В связи с этим, становится возможным рассматривать отдельные аспекты учебного процесса через возможности их развития и формирования средствами иностранного языка. В современном образовании широко используется междисциплинарный подход, результатом применения которого является комплексное развитие необходимых будущему специалисту компетенций. В данном ключе мы видим большой потенциал в использовании информационных технологий на занятиях по иностранному языку для организации самостоятельной работы студентов.

Цель исследования

Целью исследования является проверка педагогической эффективности интеграции технологий Интернет 2.0 в процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях информационно-обучающей среды.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования привлекались результаты обучения иностранному языку (английскому) студентов 2 курса Энергетического института Национального Исследовательского Томского политехнического университета (НИ ТПУ), обучающихся по направлениям «Электроэнергетика» и «Теплоэнергетика». Основными методами исследования были анкетирование студентов и преподавателей, проведение опытно-экспериментального обучения, основанного на интеграции основных инструментов Web 2.0 в процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку.

Результаты исследования

1. Информационно-обучающая среда вуза, являясь, с одной стороны, источником знаний, а с другой стороны, фактором, способствующим организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, имеет, на наш взгляд, все педагогические условия, необходимые для самостоятельного приобретения и качественного усвоения необходимой учебной информации с целью ее успешного использования на занятиях по иностранному языку. Реализуя свою коммуникационно-тренинговую функцию, информационно-обучающая среда вуза способствует эффективному взаимодействию всех субъектов учебного процесса. Благодаря другим своим функциям, данная среда существенно повышает у обучающихся интерес к учебе посредством использования новых информационных технологий в учебном процессе, а также обеспечивает контроль и самоконтроль в процессе учебной деятельности.

Процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях информационно-обучающей среды нацелен, по нашему мнению, на комплексное развитие информационной, учебной и иноязычной коммуникативной компетенций. Нами были выделены основные позиции, по которым можно проследить качество комплексного развития этих компетенций: 1) мотивация к использованию технологий Web 2.0 при выполнении самостоятельной работы по иностранному языку; 2) знания об источниках иноязычной информации; 3) знания о принципах и методах работы с иноязычной информацией по технологиям Web 2.0; 4) владение способами получения, хранения, обработки и передачи иноязычной информации с использованием технологий Web 2.0; 5) умение использовать технологии Web 2.0 адекватно поставленным целям и задачам; 6) умение самостоятельно определять цели и задачи, способы их решения с помощью технологий Web 2.0; 7) умение прогнозировать, анализировать и оценивать результат своей деятельности; 8) умение адекватно использовать языковые средства в репродуктивной иноязычной деятельности (письменная речь, говорение); 9) умение адекватно понимать иноязычную речь (чтение, аудирование) [3].

Интеграция технологий Web 2.0 в систему организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку требует переосмысления предлагаемые педагогами и методистами функции обучения и их новую интерпретацию в условиях информационно-обучающей среды. Так, гносеологическая функция проявляется через самостоятельное приобретение знаний посредством использования технологий Web 2.0; гуманистическая - возникновение учебного сетевого сообщества в рамках информационно-обучающей среды, в котором каждый участник имеет свое собственное Интернет-пространство для свободы самовыражения; проектировочная функция заключается в том, что содержание, формы и методы самостоятельной работы студентов проектируются с учетом интеграции технологий Web 2.0 в процесс изучения иностранного языка; нормативная функция проявляется в том, что применение современных информационных технологий сегодня является неотъемлемой частью содержания образования по новым государственным образовательным стандартам; рефлексивная функция реализуется в процессе работы с информацией на иностранном языке (ее поиск, отбор, анализ и структурирование), использование служб и сервисов Web 2.0 побуждает субъектов информационно-обучающей среды к критическому осмыслению полученной информации, использование информационных технологий повышает мотивацию к выполнению самостоятельной работы по иностранному языку за счет простоты их использования и быстрого доступа к иноязычной информации в различных формах.

Интеграция служб и сервисов Web 2.0 необходима на всех этапах организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях по иностранному языку в условиях информационно-обучающей среды. Нами было установлено, что их использование способствует эффективности данного процесса, т.к. инструменты Web 2.0 обладают такими характеристиками как доступность, социальность, интерактивность и безопасность. Использование служб и сервисов Web 2.0 в практике преподавания иностранных языков позволяет организовать единое учебное сетевое пространство, обеспечивает доступ к свободным и бесплатным электронным образовательным ресурсам, помогает организовать контроль и наблюдение за деятельностью всех участников сетевого взаимодействия, обеспечивает индивидуальное и совместное участие в создании, изменении и дополнении веб-ресурсов. С интеграцией Интернет-технологий в процесс подготовки современного специалиста происходит значительная стимуляция самостоятельной активности обучающихся, возрастает их мотивированность и независимость, что приводит к повышению самоконтроля в процессе изучения, «к стремлению познать и найти самому, а не получить, «порцию» нужной информации» [2].

В качестве основных инструментов Web 2.0 при организации самостоятельной работы по иностранному языку предлагается использование блог-технологий. В условиях современной образовательной парадигмы потенциал и возможности применения блог-технологий позволяют по-новому подойти к решению таких педагогических проблем, как: 1) организация общего информационного пространства преподавателей и студентов, которое суммирует в себе все учебные документы и материалы; 2) обеспечение связи между всеми субъектами учебного процесса; 3) использование электронных лекций и конспектов; 4) проведение тестов и опросов, позволяющих выявить уровень знаний и ряда других проблем [3]. Преподавательский блог во время всего процесса обучения иностранному языку дает всем участникам обучения в условиях информационно-обучающей среды возможность публикации учебной информации (тематического плана, рейтинг-плана и т.п.), публикации домашнего задания, результатов контроля и оценки проделанной работы, проведения автоматизированных опросов, комментирования и обсуждения любого сообщения. Блог студента является платформой для реализации творческо-исследовательских проектов. Блог группы предполагает совместную деятельность преподавателя и обучающихся: создание общего информационного продукта, совместное обсуждение и оценивание.

Проведенное исследование, целью которого являлось проанализировать эффективность активного использования служб и сервисов Web 2.0 на занятиях по иностранному языку, показало значительное повышение у студентов уровня внешней и, что очень важно, внутренней мотивации к изучению иностранного языка. Был также отмечен рост показателей качества выполнения самостоятельной работы обучающимися, а также повышение уровня владения ими иностранным языком.

2. Самостоятельная работа студентов по иностранному языку, основанная на использовании инструментов Web 2.0, в условиях информационно-обучающей среды отличается рядом признаков, а именно: деятельность обучающегося высоко мотивирована; в ее основе наличествует познавательная или практическая задача или проблемный вопрос; отсутствует непосредственное вмешательство преподавателя в деятельность обучающегося; специально выделяется времени для выполнения задания; обучающиеся создают конечный информационный продукт как результат самостоятельной работы; сознательное стремление обучающиеся сознательно стремятся достичь поставленной преподавателем цели; обучающиеся проявляют самостоятельность и активность в процессе выполнения поставленных задач; обучающиеся владеют навыками самостоятельной работы; осуществляется управление и самоуправление самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучающегося; обучающиеся стремятся к достижению успехов в учебно-профессиональной деятельности и имеют потребность в творческой самореализации.

В контексте интеграции служб и сервисов Web 2.0 в процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку необходимо соблюдение ряда общедидактических и методических принципов. В первую очередь, это принцип педагогической целесообразности применения в обучении средств новых информационных технологий. Большинство педагогов пришли к выводу о том, что «целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы» [5]. Имеется ввиду, что каждый педагог, собирающийся использовать современные информационные технологии в рамках своей дисциплины, должен, во-первых, знать методику их применения, во-вторых, иметь четкое методическое обоснование такой интеграции, в-третьих, уметь, при необходимости, изменять или адаптировать существующие методики и технологии применения информационных технологий с учетом специфики своего учебного курса. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-обучающей среды должна также основываться на принципе открытости, без которого невозможно успешное внедрение в этот процесс технологий Web 2.0. Реализация данного принципа предполагает наличие реальных ситуаций иноязычного общения. Инструментарий Web 2.0 вполне способствует созданию подобного рода ситуаций. С точки зрения методики, открытость современного образовательного пространства обеспечивает вариативность содержания обучения, возможность внесения изменений и/или уточнений в существующие образовательные программы, исходя из изменений, происходящих в мировом сообществе. По своим признакам информационно-обучающая среда является открытой не только для всего научного мира, но и для любого пользователя сети Интернет.

Одним из наиболее важных принципов обучения иностранному языку в информационно-обучающей среде вуза становится принцип обучения в сотрудничестве. Его реализация заключается в том, что способ решения, предлагаемый преподавателем, становится сомнительным, что побуждает студентов к самостоятельному поиску решения. Задачей современного преподавателя становится развить интерес у обучающихся к самостоятельному поиску и работе с информацией, развить положительную мотивацию к выполнению самостоятельной работы.

В данном контексте немаловажно отметить качественное изменение роли преподавателя. Переход системы российского образования к системе нелинейного учебного процесса, при которой студенту предоставляется возможность формирования индивидуального плана, привел к пересмотру роли преподавателя в учебном процессе в целом, и системе организации самостоятельной работы, в частности. Миссией преподавателя новой образовательной парадигмы стало понимание того, что необходимо не передавать знания, а стимулировать процесс их получения. Уход преподавателя от авторитарного стиля работы к демократическому обозначает переход от информационно-консультативной деятельности к управленческой инновационной [1]. Задачей современного педагога стало развитие у обучающегося способностей мыслить, выбирать, анализировать, критически относиться к информации, работать в команде. В этом ключе применение Интернет-технологий значительно способствует решению данной проблемы. При этом задачи современного вузовского преподавателя определяют его направляющую роль в процессе организации самостоятельной работы студентов, при этом ведущая роль отдается студенту, который становится субъектом своей учебной деятельности.

Выводы

Таким образом, создание информационно-обучающей среды вуза является условием успешности самостоятельной работы студентов по иностранному языку, которая направлена на комплексное развитие информационной, учебной, иноязычной коммуникативной компетенций. Информационно-обучающая среда обеспечивает доступность информационных ресурсов, предоставляет возможность самоорганизации всех субъектов образовательного процесса, а также возможность накапливать, сохранять и обмениваться информацией. Высокая результативность процесса организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку обеспечивается за счет интеграции в него учебных заданий, основанных на активном использовании служб и сервисов Web 2.0, а также соблюдении ряда актуализированных общедидактических и методических принципов обучения и смещения акцентов в роли преподавателя современного вуза.

Рецензенты:

Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Кобенко Ю.В., д.фил.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.