Переосмысление традиционных образовательных технологий в контексте стремительно усиливающихся информационных потоков привело педагогов к принятию понятия «электронное обучение» - обучения с интерактивным и мультимедийным содержанием, основанным на применении Интернет-коммуникации и сетевого программного обеспечения. Преимуществами электронного обучения являются экономия ресурсов (как человеческих, так и материальных); возможность получения дистанционного образования (независимость от времени и пространства); оптимизация навыков самостоятельной работы; доступ к неограниченному объему информации, в т. ч. учебного характера; повышение мотивации к учебе за счет новизны. Использование компьютера в процессе обучения способствует реализации таких дидактических принципов, как системность, наглядность, доступность, индивидуализация и коммуникативная направленность. При этом отмечается наибольший потенциал применения информационных технологий в области решения таких методических проблем, как нелинейная подача информации, повышение самостоятельности и ответственности обучающихся, повышение уровня мотивации к изучаемому предмету.
Сегодня, когда наше общество, благодаря сети Интернет, имеет возможность устанавливать и расширять производственные, научные и академические контакты безотносительно времени и пространства, все большее значение и актуальность приобретает владение иностранным языком [4]. При этом подразумевается то, что иностранный язык уже давно является средством обучения. В связи с этим, становится возможным рассматривать отдельные аспекты учебного процесса через возможности их развития и формирования средствами иностранного языка. В современном образовании широко используется междисциплинарный подход, результатом применения которого является комплексное развитие необходимых будущему специалисту компетенций. В данном ключе мы видим большой потенциал в использовании информационных технологий на занятиях по иностранному языку для организации самостоятельной работы студентов.
Цель исследования
Целью исследования является проверка педагогической эффективности интеграции технологий Интернет 2.0 в процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях информационно-обучающей среды.
Материал и методы исследования
В качестве материала исследования привлекались результаты обучения иностранному языку (английскому) студентов 2 курса Энергетического института Национального Исследовательского Томского политехнического университета (НИ ТПУ), обучающихся по направлениям «Электроэнергетика» и «Теплоэнергетика». Основными методами исследования были анкетирование студентов и преподавателей, проведение опытно-экспериментального обучения, основанного на интеграции основных инструментов Web 2.0 в процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку.
Результаты исследования
1. Информационно-обучающая среда вуза, являясь, с одной стороны, источником знаний, а с другой стороны, фактором, способствующим организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, имеет, на наш взгляд, все педагогические условия, необходимые для самостоятельного приобретения и качественного усвоения необходимой учебной информации с целью ее успешного использования на занятиях по иностранному языку. Реализуя свою коммуникационно-тренинговую функцию, информационно-обучающая среда вуза способствует эффективному взаимодействию всех субъектов учебного процесса. Благодаря другим своим функциям, данная среда существенно повышает у обучающихся интерес к учебе посредством использования новых информационных технологий в учебном процессе, а также обеспечивает контроль и самоконтроль в процессе учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях информационно-обучающей среды нацелен, по нашему мнению, на комплексное развитие информационной, учебной и иноязычной коммуникативной компетенций. Нами были выделены основные позиции, по которым можно проследить качество комплексного развития этих компетенций: 1) мотивация к использованию технологий Web 2.0 при выполнении самостоятельной работы по иностранному языку; 2) знания об источниках иноязычной информации; 3) знания о принципах и методах работы с иноязычной информацией по технологиям Web 2.0; 4) владение способами получения, хранения, обработки и передачи иноязычной информации с использованием технологий Web 2.0; 5) умение использовать технологии Web 2.0 адекватно поставленным целям и задачам; 6) умение самостоятельно определять цели и задачи, способы их решения с помощью технологий Web 2.0; 7) умение прогнозировать, анализировать и оценивать результат своей деятельности; 8) умение адекватно использовать языковые средства в репродуктивной иноязычной деятельности (письменная речь, говорение); 9) умение адекватно понимать иноязычную речь (чтение, аудирование) [3].
Интеграция технологий Web 2.0 в систему организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку требует переосмысления предлагаемые педагогами и методистами функции обучения и их новую интерпретацию в условиях информационно-обучающей среды. Так, гносеологическая функция проявляется через самостоятельное приобретение знаний посредством использования технологий Web 2.0; гуманистическая - возникновение учебного сетевого сообщества в рамках информационно-обучающей среды, в котором каждый участник имеет свое собственное Интернет-пространство для свободы самовыражения; проектировочная функция заключается в том, что содержание, формы и методы самостоятельной работы студентов проектируются с учетом интеграции технологий Web 2.0 в процесс изучения иностранного языка; нормативная функция проявляется в том, что применение современных информационных технологий сегодня является неотъемлемой частью содержания образования по новым государственным образовательным стандартам; рефлексивная функция реализуется в процессе работы с информацией на иностранном языке (ее поиск, отбор, анализ и структурирование), использование служб и сервисов Web 2.0 побуждает субъектов информационно-обучающей среды к критическому осмыслению полученной информации, использование информационных технологий повышает мотивацию к выполнению самостоятельной работы по иностранному языку за счет простоты их использования и быстрого доступа к иноязычной информации в различных формах.
Интеграция служб и сервисов Web 2.0 необходима на всех этапах организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях по иностранному языку в условиях информационно-обучающей среды. Нами было установлено, что их использование способствует эффективности данного процесса, т.к. инструменты Web 2.0 обладают такими характеристиками как доступность, социальность, интерактивность и безопасность. Использование служб и сервисов Web 2.0 в практике преподавания иностранных языков позволяет организовать единое учебное сетевое пространство, обеспечивает доступ к свободным и бесплатным электронным образовательным ресурсам, помогает организовать контроль и наблюдение за деятельностью всех участников сетевого взаимодействия, обеспечивает индивидуальное и совместное участие в создании, изменении и дополнении веб-ресурсов. С интеграцией Интернет-технологий в процесс подготовки современного специалиста происходит значительная стимуляция самостоятельной активности обучающихся, возрастает их мотивированность и независимость, что приводит к повышению самоконтроля в процессе изучения, «к стремлению познать и найти самому, а не получить, «порцию» нужной информации» [2].
В качестве основных инструментов Web 2.0 при организации самостоятельной работы по иностранному языку предлагается использование блог-технологий. В условиях современной образовательной парадигмы потенциал и возможности применения блог-технологий позволяют по-новому подойти к решению таких педагогических проблем, как: 1) организация общего информационного пространства преподавателей и студентов, которое суммирует в себе все учебные документы и материалы; 2) обеспечение связи между всеми субъектами учебного процесса; 3) использование электронных лекций и конспектов; 4) проведение тестов и опросов, позволяющих выявить уровень знаний и ряда других проблем [3]. Преподавательский блог во время всего процесса обучения иностранному языку дает всем участникам обучения в условиях информационно-обучающей среды возможность публикации учебной информации (тематического плана, рейтинг-плана и т.п.), публикации домашнего задания, результатов контроля и оценки проделанной работы, проведения автоматизированных опросов, комментирования и обсуждения любого сообщения. Блог студента является платформой для реализации творческо-исследовательских проектов. Блог группы предполагает совместную деятельность преподавателя и обучающихся: создание общего информационного продукта, совместное обсуждение и оценивание.
Проведенное исследование, целью которого являлось проанализировать эффективность активного использования служб и сервисов Web 2.0 на занятиях по иностранному языку, показало значительное повышение у студентов уровня внешней и, что очень важно, внутренней мотивации к изучению иностранного языка. Был также отмечен рост показателей качества выполнения самостоятельной работы обучающимися, а также повышение уровня владения ими иностранным языком.
2. Самостоятельная работа студентов по иностранному языку, основанная на использовании инструментов Web 2.0, в условиях информационно-обучающей среды отличается рядом признаков, а именно: деятельность обучающегося высоко мотивирована; в ее основе наличествует познавательная или практическая задача или проблемный вопрос; отсутствует непосредственное вмешательство преподавателя в деятельность обучающегося; специально выделяется времени для выполнения задания; обучающиеся создают конечный информационный продукт как результат самостоятельной работы; сознательное стремление обучающиеся сознательно стремятся достичь поставленной преподавателем цели; обучающиеся проявляют самостоятельность и активность в процессе выполнения поставленных задач; обучающиеся владеют навыками самостоятельной работы; осуществляется управление и самоуправление самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучающегося; обучающиеся стремятся к достижению успехов в учебно-профессиональной деятельности и имеют потребность в творческой самореализации.
В контексте интеграции служб и сервисов Web 2.0 в процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку необходимо соблюдение ряда общедидактических и методических принципов. В первую очередь, это принцип педагогической целесообразности применения в обучении средств новых информационных технологий. Большинство педагогов пришли к выводу о том, что «целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы» [5]. Имеется ввиду, что каждый педагог, собирающийся использовать современные информационные технологии в рамках своей дисциплины, должен, во-первых, знать методику их применения, во-вторых, иметь четкое методическое обоснование такой интеграции, в-третьих, уметь, при необходимости, изменять или адаптировать существующие методики и технологии применения информационных технологий с учетом специфики своего учебного курса. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-обучающей среды должна также основываться на принципе открытости, без которого невозможно успешное внедрение в этот процесс технологий Web 2.0. Реализация данного принципа предполагает наличие реальных ситуаций иноязычного общения. Инструментарий Web 2.0 вполне способствует созданию подобного рода ситуаций. С точки зрения методики, открытость современного образовательного пространства обеспечивает вариативность содержания обучения, возможность внесения изменений и/или уточнений в существующие образовательные программы, исходя из изменений, происходящих в мировом сообществе. По своим признакам информационно-обучающая среда является открытой не только для всего научного мира, но и для любого пользователя сети Интернет.
Одним из наиболее важных принципов обучения иностранному языку в информационно-обучающей среде вуза становится принцип обучения в сотрудничестве. Его реализация заключается в том, что способ решения, предлагаемый преподавателем, становится сомнительным, что побуждает студентов к самостоятельному поиску решения. Задачей современного преподавателя становится развить интерес у обучающихся к самостоятельному поиску и работе с информацией, развить положительную мотивацию к выполнению самостоятельной работы.
В данном контексте немаловажно отметить качественное изменение роли преподавателя. Переход системы российского образования к системе нелинейного учебного процесса, при которой студенту предоставляется возможность формирования индивидуального плана, привел к пересмотру роли преподавателя в учебном процессе в целом, и системе организации самостоятельной работы, в частности. Миссией преподавателя новой образовательной парадигмы стало понимание того, что необходимо не передавать знания, а стимулировать процесс их получения. Уход преподавателя от авторитарного стиля работы к демократическому обозначает переход от информационно-консультативной деятельности к управленческой инновационной [1]. Задачей современного педагога стало развитие у обучающегося способностей мыслить, выбирать, анализировать, критически относиться к информации, работать в команде. В этом ключе применение Интернет-технологий значительно способствует решению данной проблемы. При этом задачи современного вузовского преподавателя определяют его направляющую роль в процессе организации самостоятельной работы студентов, при этом ведущая роль отдается студенту, который становится субъектом своей учебной деятельности.
Выводы
Таким образом, создание информационно-обучающей среды вуза является условием успешности самостоятельной работы студентов по иностранному языку, которая направлена на комплексное развитие информационной, учебной, иноязычной коммуникативной компетенций. Информационно-обучающая среда обеспечивает доступность информационных ресурсов, предоставляет возможность самоорганизации всех субъектов образовательного процесса, а также возможность накапливать, сохранять и обмениваться информацией. Высокая результативность процесса организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку обеспечивается за счет интеграции в него учебных заданий, основанных на активном использовании служб и сервисов Web 2.0, а также соблюдении ряда актуализированных общедидактических и методических принципов обучения и смещения акцентов в роли преподавателя современного вуза.
Рецензенты:
Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;
Кобенко Ю.В., д.фил.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.