Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ROLE AND PLACE OF FAMILY IN FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE CHILD

Batyrova M.D. 1
1 Chechen State Pedagogical Institute
In each family exists created by generations an educational system of the child, the rules and the laws, which improved persons promoting development which help to prepare it for future life. Just the family influences on formation of ecological culture, to abilities, skills and knowledge which social life demands from it. The positive moment in education of the child it is directly connected with traditions, culture and spiritually- moral atmosphere dominating in this family. Kindness, care of neighbors, respect for seniors, sympathy, compassion, unity all these qualities are a basis of the best ecological culture. It is moral – ecological values which impart to the child since the childhood, remain in his consciousness and in adulthood.Undoubtedly, that traditions and culture of the people of the North Caucasus is obviously connected with the nature which is part of their life. On pedagogical process of education and training of children, in this case isinfluenced by customs, environment, and a way of life of the people.
foundation
family
child
ecological culture

Экологическоевоспитаниевстремительноразвивающемсямиретехнического прогресса - составная часть процесса воспитания. Несоблюдение требований экологической культуры может поставить современную цивилизацию на грань экологической катастрофы. В формировании экологической культуры личности воспитание играет основополагающую роль. С раннего возраста необходимо научить детей заботится о здоровье нашей планеты, об охране окружающих нас лесов, рек, озер, морей, птиц и животных, всего того жизненно важного и, несомненно, прекрасного, что было создано для гармоничного существования человека. Как правило, первыми естественными педагогами ребенка, закладывающими основы его воспитания, формирования экологической культуры личности как его составной части, являются члены его семьи: родители, бабушки, дедушки, близкие родственники. Роль семьи всеобъемлюща и всестороння для детей, поскольку семья представляет собой главную ячейку общества.

В течение тысячелетий роль семьи в воспитании ребенка обуславливалась, прежде всего, тем, что большую часть своей жизни ребенок проводит непосредственно в семье. Общеизвестно, что роль семьи в воспитании детей значительнее той роли, которую играют в его жизни детский сад, школа, друзья, товарищи, учителя средства массовой информации: телевидение, интернет. Именно в семье берет начало процесс формирования в ребенке тех качеств, которые требует от него социальная жизнь. Знания, умения и навыки, которые ребенок приобретает в семье в детстве, а позже во внешкольной деятельности, общественных организациях, в учебных заведениях, на улице, формируют его личность, определяют его жизненный путь. Немаловажное значение в формировании будущих взглядов ребенка и его качеств, имеет, безусловно, старшее поколение семьи, но в нем важное место занимают старшие сестры и братья, дяди и тети, вносящие свой вклад в непрерывность и постоянство воспитательных воздействий на личность ребенка. Известный отечественный, педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш» [3]. С основными понятиями, связанными с необходимостью бережного отношения к природе, ко всему живому в этом мире, ребенку дошкольного и младшего школьного возраста знакомит, прежде всего, семья. Именно в ней в сознание ребенка закладываются представления о роли и значении природы в жизни каждого человека. Ребенок тесно связан со своей семьей. С раннего возраста он непосредственно практически во всем подражает представителям старшего поколения. Сознание маленького ребенка формируется в процессе подражания, ведь с самого рождения ребенок неосознанно стремится быть похожим на старших, копирует их поведение, старается походить на своих родителей, братьев и сестер. Так как в младшем возрасте дети все еще по своей сути продолжают быть зависимыми от родителей, последним важно дать им те экологические ориентиры, на которые они будут опираться и во взрослой жизни. Именно эти ориентиры станут основополагающими в дальнейшей жизни ребенка. Родители пользуются непререкаемым авторитетом в глазах маленького ребенка, являются его первыми духовными и нравственными наставниками. Не имея достаточных знаний, ребенок постоянно черпает их из общения со взрослыми. Он ждет от них поддержки, помощи и защиты. Безусловно, прежде всего, родители должны помочь ребенку научиться следовать общечеловеческим нормам поведения в обществе, познакомить их с духовными ценностями, заложить основы нравственного и природоохранительного воспитания. Не организуя специальной природоохранительной работы, родители учат детей любить и защищать природу, выражая свое отношение к окружающей среде, например, тем, что они вместе с детьми принимают участие в посадке деревьев, кустов, цветов или убирают небрежно выброшенный кем-то мусор на пляже, спасая от гибели раненое животное или птицу. Вот таким образом у детей и начинается процесс формирования тех основ экологической культуры, которыми они овладеют, и будет проявлять их в полной мере, в более старшем, сознательном возрасте. Необходимо обратить внимание на то, что именно родители несут первостепенную ответственность за воспитание и формирование экологической культуры своих детей. Никто кроме родителей не имеет такой тесной связи со своими детьми как мать или отец. Продуктивность процесса обучения и воспитания вообще и экологического в частности в большей степени обуславливается тем, насколько семья ощущает себя частью общества, как она осмысливает свою гражданскую и социальную позицию, и значимость в нем; в какой мере она принимает на себя моральную и нравственную ответственность за воспитание своих детей, от того, каким они, в конечном итоге, хотят видеть в будущем то общество, в котором предстоит жить их детям. От единства понимания важности данного вопроса, в первую очередь, самими родителями, их сознательности и активности в воспитании подрастающего поколения зависит будущее нашей планеты. Оно не позволит привести мир к полному экологическому разрушению Земли.

Непосредственное влияние семьи на формирование личности ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него. Несомненно, с возрастом оно несколько ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, не могут быть сформированы. В частности, от семьи зависит уровень образованности и воспитанности детей. От того, как складываются внутри семьи отношения всех ее членов, зависит насколько правильно, и осознанно будет выстраиваться модель семейного воспитания. Детей и родителей связывают неразрывные узы, объединяющие самых близких людей. Непосредственно от того, как будут общаться, и взаимодействовать между собой родители и дети, будет зависеть формирование личности, характера и общего мировоззрения каждого ребенка в семье. Начала нравственного, духовного, экологического воспитания ребенка закладываются, бесспорно, в его семье, подобно тому, как здесь он учится ходить, делает свои самые первые шаги.

В работе «Семейная психология» Л.Б. Шнейдер пишет, что воспитание детей в настоящее время - это чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Если раньше родители готовили детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, что они жили сами, где действовали одни и те же законы и требования, то в настоящее время родители готовят детей в неведомый для них самих мир, в котором все быстротечно, и который бесконечно меняется [4].

Следует обратить внимание на то, что оценивать значимость семейного воспитания в формировании основ экологической культуры ребенка, как и его личности в целом, однозначно в положительном аспекте в настоящее время нельзя. Современная семья может одновременно выступать как в роли позитивного, так и отрицательного фактора формирования личности. Семья может играть в жизни ребенка положительную и отрицательную роль, нести ему зло и добро. Она формирует в ребёнке не только благоразумность, добро, великодушие, любовь к природе, близким, но и жестокость, черствость, безразличие и равнодушие.

Современная семья значительно отличается от семей предыдущих поколений. Отношение родителей и детей в ряде современных семей характеризуются отчужденностью. Существенно возросло количество разводов, неблагополучных семей, семей, где один из родителей, а зачастую и оба пьянствуют, принимают наркотики. Материальное положение многих семей, в особенности молодых, чрезвычайно нестабильно. Все это не может не сказаться на отношении детей к окружающему их миру. Нравственно-психологический климат семьи, где нестабильность отношений, озлобленность и нервозность взрослых вызывает невротическую реакцию у ребенка, который уже не воспринимает окружающую его действительность как удивительный и полный красоты мир, который надо любить, беречь и защищать, а вынужден искать пути и способы того, каким образом он может выжить в жестокой борьбе за свое существование.

 Следует отметить, что в рассмотрении данных проблем существует и другая сторона, требующая рассмотрения и анализа. Для ряда современных семей главным, зачастую, становится приобретение материальных ценностей. Погоня за финансовым благополучием способствует развитию отчужденности и отстраненности родителей от процесса воспитания детей, обуславливает их несостоятельность в принятии правильных и обоснованных решений в заботе об их благе. Весьма актуальным в настоящее время стало такое понятие, как социальное сиротство, социальная безнадзорность. Речь здесь идет о тех детях, родители которых ограниченны в правах их воспитания по причине их алкоголизма, наркомании или нахождения в местах лишения свободы. По данным РИА новости, на начало 2013 года в нашей стране насчитывается более 643тыс. детей-сирот, оставшихся без попечения родителей [5]. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создавать для него те условия, которые способствовали бы наилучшему развитию его сил и способностей. В детях, воспитывающихся в интернатах, в детских домах, невозможно в полной мере сформировать не только основы экологической культуры, но и тех чувства, без которых это становится невозможным, а именно - любви и привязанности для того, чтобы в будущем в достаточной мере полноценно реализовать свое Я. Испытывая комплекс неполноценности, заброшенности, такие дети зачастую становятся агрессивными, жестокими и равнодушными к проблемам своих сверстников, других людей, окружающей их природе, ее красоте и богатству. Следует отметить, однако, что даже не в очень благополучных семьях дети чувствуют себя более защищенным, чем в большинстве учебно-воспитательных учреждений социальной опеки.

В любой семье значимым является то, какие ценности и качества прививают детям, в первую очередь, родители. Не подлежит сомнению тот факт, что высоконравственная и ответственная по отношению к природе личность воспитывается чаще всего в благополучной и любящей семье. В то же время, опыт показывает, что и в отдельных мало обеспеченных и не совсем благополучных семьях тоже вырастают трудолюбивые, духовно-нравственные, бережно относящиеся к природе дети.

В древности, когда люди исповедовали язычество, имели свои родоплеменные культы природы и стихии, не возникало таких проблем, как насущная необходимость формирования экологической культуры, не существовало необходимости в природоохранительном воспитании. Бережное отношение к природе было неотъемлемой частью образа жизни людей. Они почитали ее и поклонялись силам природы. В концепции духовных ценностей народов Кавказа экологическое образование человека всегда имело сакраментальный смысл. С младенчества детям прививали любовь к животному, растительному миру, рекам и водоемам. Природа была первостепенным источником существования людей, без которого их жизнь была немыслима.

Так, в древние времена народы Северного Кавказа являлись, как и все другие, язычниками. Еще до принятия ислама, они чтили природу и силы стихи. Так, в верованиях кумыков культ огня занимал самое важное место. Он являлся и символом домашнего очага. После захода солнца хозяйки не давали огонь посторонним. Огнем прославляли и огнем проклинали. Являясь земледельческим народом, кумыки тщательно следили за явлениями природы, согласовали с ними организацию своей жизни и хозяйственной деятельности, имели культы олицетворяющие воду -Земире, Гудурбай, Суванасы. Анализ фольклорных и этнографических материалов жизни народов Северного Кавказа свидетельствует, к примеру, о том, что с древнейших времен кумыки поклонялись главному богу неба -Тенгири [1].

В основе язычества чеченцев так же лежали культы природы и стихии. У кумыков, как народа жившего на равнине и занимавшегося земледелием, большинство языческих культов и праздников были связанны с хозяйственными занятиями. Будучи бессильным перед природными стихиями, ливнями, засухой, что порождало в них веру в сверхъестественное, большинство совершаемых обрядов они связывали с поклонением силам природы. В фольклоре и преданиях чеченцев мы так же можем встретить культы матери природы и сил стихии: Хинана (мать воды), Мехнана (мать ветров), Децнана (мать вьюги), Ценана (мать огня). Основные праздники, как кумыков, так и чеченцев были посвящены природным явлениям, животным, растениям, огню, воде. Вплоть до принятия ислама чеченцы почитали горы, отдельные горные вершины, скалы, озера, рощи, что позже способствовало тому, что они стали восприниматься данным народом в качестве памятников природы и требовали в качестве таковых бережного отношения к ним. Среди кумыкского и чеченского народов существует множество поверий о страшных, сверхъестественных наказаниях за разные прегрешения, которым подвергался человек, нанесший ущерб природе. Например, «если ты убьешь лягушку, - говорили взрослые ребенку, - то на руках у тебя появятся ужасные бородавки и раны. Осквернишь реку - мать твоя умрет». Такие поверья и до сих пор еще живут среди этих народов [2].

Народная педагогика, несомненно, способствовала развитию в ребенке бережных, благожелательных, высоконравственных начал по отношению к окружающей природе, человеку, требовала чтить культуру и обычаи своего народа. Воспитание детей на основе традиций предков было широко развито у народов Кавказа. Наиболее значимыми качествами личности с древнейших времен и до настоящего времени являлись благожелательность, доброта, уважение к старшим, сочувствие, сострадание, сплоченность. Эти качества закладывали фундамент формирования у детей устойчивых положительных черт характера. Большую роль в воспитании высоконравственной личности ребенка у кумыков и чеченцев играли родители, знающие и чтущие народные традиции, и культуру своих народов. Большое значение для них имело формирование у ребенка бережного отношения к природе, сохранению в чистоте экологии своего места жительства, проявление заботы и уважения не только к близким людям, но и народам, жившим рядом с ними.

На педагогические процессы воспитания и обучения детей влияли обычаи, нравы, окружающая среда, образ жизни народов. Одним из основных, характеризующих человека качествсчиталось уважительное отношение к старшему поколению, их опека и почитание. Проявление непочтительного, грубого и безнравственного поведения вообще и в особенности в присутствии старших считалось непристойным и непростительным. Родственники таких детей осуждались, а дети отчуждались от общества до тех пор, пока их поведение не изменится. Морально-нравственные качества личности ярко проявлялись в общении детей со взрослыми. Дети обязаны были уважать старших, быть вежливым и приветливыми по отношению к последним. Такие черты характера как забота, любовь, нежность, сострадание к родным и близким, бережное отношение к окружающей среде успешно формировались и формируются в настоящее время, если ребенок растет в благоприятном микроклимате семьи и родного дома. Гуманными вырастают те дети, чьи родители сами обладают такими качествами, которые они проявляют не только по отношению к своей собственной семье, но и к обществу, природе там, где ребенок непосредственно видит взрослых не только в родном доме, но и сопровождая их на улице, отдыхая на лоне природы в лесу, у моря, рек и водоемов, в парках и садах городов и сел. Он внимательно наблюдает за родными, анализируя и оценивая их поступки и поведение. Ребенок подобно губке «впитывает» в себя проявление отношения значимых для него взрослых к окружающему миру, формируя в себе основы экологической культуры личности, как составной части, прежде всего, экологической культуры своих собственных родителей.

Постепенно из подражающего взрослым ребенка, зависящего от их непосредственного воздействия на него, он превращается в разумного, самостоятельного субъекта своей жизни, способного выражать непосредственно свое, личное отношение к окружающему миру. Приобретая способность к саморазвитию, самоутверждению своей позиции к окружающей природе, миру, людям, он учится самостоятельно, без помощи со стороны взрослых, действовать в различных жизненных ситуациях. Таким образом, повзрослев, он проявляет черты базовой общей культуры личности вообще и экологической, в частности. Это те самые качества, формирование которых началось у него в детстве. На основе усвоенных в дошкольном и младшем школьном возрасте знаний, умений и навыков он выражает чувство действенной любви и заботы, по отношению к людям и окружающей природе.

Рецензенты:

Жеребило Т.В., д.п.н., профессор кафедры общего языкознания ФГБОУ ВПО Чеченский государственный университет, г.Грозный;

Мусханова И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой специальной психологии и дошкольной дефектологии ФГБОУ ВПО Чеченский государственный педагогический институт, г.Грозный.