Формирование личности в системе духовно-нравственных координат и художественно-эстетическое воспитание студенческой молодежи является на сегодняшний день одним из важнейших направлений отечественной педагогики, в том числе и средствами театрального искусства. Однако огромный педагогический потенциал театра-студии в художественно-эстетическом воспитании используется не в полной мере, поскольку любительские театральные объединения зачастую утрачивают эвристическую направленность творческой деятельности, ориентируясь на подражание профессиональному театру, а их руководители не уделяют должного внимания этической и педагогической составляющей студийного театрального процесса. Цель нашего исследования заключается в научном обосновании и практической реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент; диагностические методы; методы статистической обработки полученных экспериментальных данных.
Для теоретического обоснования повышения эффективности художественно-эстетического воспитания студентов в театре-студии нами разработана модель реализации педагогического потенциала театра-студии в контексте данного процесса. Особо важным при подготовке и проведении эксперимента является вопрос выделения критериев и показателей сформированности художественно-эстетической воспитанности студентов в процессе театрального творчества. В современных научных исследованиях критерий понимается как «средство», признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. По мнению Т.А. Ильиной, критерий в широком смысле означает то, на что следует равняться, с чем сверять те или иные достижения и результаты. Согласно работам В.М. Полонского и М.Н. Скаткина, критерий всегда связан с выделением определенных показателей. В определении компонентов мы опирались на исследования в области художественно-эстетического воспитания и развития личности.
На основе анализа работ по теории эстетической культуры и художественно-эстетического воспитания личности (М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, Б.П. Юсов, Н.В. Рождественская, Л.Н. Коган) нами рассмотрено художественно-эстетическое воспитание в театре-студии как процесс формирования художественно-эстетической культуры личности посредством театрального искусства, как целенаправленный процесс формирования в человеке художественно-эстетического отношения к окружающей действительности (мировоззренческо-ценностный аспект) и актуализацию его творческого потенциала по законам гармонии и красоты (творческо-деятельностный аспект). Так как художественно-эстетическое воспитание является целостным сложным процессом, в качестве основы для выделения критериев нам необходимо охватить все стороны личности – когнитивную, мотивационно-смысловую, эмоционально-ценностную, поведенческую, деятельностную. С учетом названных выше аспектов, в качестве компонентов художественно-эстетического воспитания нами определены когнитивно-художественный, мотивационно-ценностный, креативно-личностный, активно-деятельностный.
Сформированность данных компонентов в процессе художественно-эстетического воспитания личности могут характеризовать следующие интегративные критерии: развитие художественно-эстетического сознания; субъектная самоактуализация в системе духовно-нравственных ценностей; становление индивидуальности на основе ее творческой природы; самореализация в творческой деятельности.
Данный критериальный аппарат лёг в основу для определения уровней художественно-эстетической воспитанности, являющейся результатом художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи в театре-студии. Нами было выявлено три основных уровня: низкий (фрагментарный, обыденный), средний (достаточный, информативный) и высокий (интегративный, творческий).
На констатирующем этапе эксперимента на основании критериального подхода нами была разработана анкета для социологического опроса, который содержательно включал в себя вопросы, направленные на выявление уровня художественно-эстетической воспитанности. Вопросы данной анкеты композиционно выстраивались и группировались в соответствии с изложенной выше последовательностью определенных нами критериев и показателей. С целью выявления уровня художественно-эстетической воспитанности при помощи разработанной нами анкеты были опрошены студенты Орловского государственного института искусств и культуры; Орловского государственного университета; Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, которые являются частичными выборками из генеральной совокупности приблизительно одного порядка. Всего в ходе констатирующего эксперимента опрошено 149 студентов. Анализ результатов социологического опроса констатирующего эксперимента позволил определить у студентов гуманитарных специальностей следующее соотношение уровней сформированности компонентов художественно-эстетической воспитанности (54,3% – низкий; 30,9% – средний; 14,8% – высокий) и сделать вывод о том, что у большей половины опрошенных преобладает низкий уровень сформированности компонентов художественно-эстетического воспитания.
На основании полученных данных мы определили приоритетные направления формирующего эксперимента с учетом разработанных в исследовании комплекса педагогических условий и технологии организации творческой деятельности студенческой молодёжи в театре-студии. Это позволило спроектировать модель реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодёжи, основанной на базовых принципах студийной театральной педагогики и законах организации студийного театрального процесса.
Структурными компонентами нашей педагогической модели явились следующие: целевой, содержательно-концептуальный, организационно-процессуальный, критериально-результативный. Далее рассмотрим содержание данных компонентов в системе творческой деятельности студенческой молодежи в театре-студии.
Целевой компонент заключается в структурировании и конкретизации целей и задач художественно-эстетического воспитания в условиях творческой деятельности в театре-студии. Все задачи взаимообусловлены и взаимосвязаны. Социальным заказом общества является воспитание всесторонне развитой и гуманистически ориентированной личности на основе освоения эстетических ценностей культуры и искусства в процессе художественно-творческой деятельности.
Главной целью выступает реализация педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи, которое проявляется как способность эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также в стремлении, используя свой творческий потенциал, преобразовывать природу, окружающий мир, человека «по законам красоты». Соответственно поставленной цели был выдвинут ряд задач, реализуемых в условиях творческо-педагогической деятельности в театре-студии: приобщение к театральному искусству как источнику художественно-эстетического воспитания; формирование эмоционально-ценностного отношения к духовным традициям русской театральной школы и идеалам студийности; формирование эстетического отношения к окружающей действительности, эстетического вкуса, эстетической оценки; стимулирование процесса самопознания и самоопределения в условиях эвристической направленности творческой студийной деятельности; развитие эмоционально-нравственной сферы личности в процессе творческого перевоплощения; развитие художественно-творческого мышления и реализация его в творческой деятельности в театре-студии.
Для решения поставленных задач были применены аксиологический, системно-деятельностный, личностно-ориентированный, акмеологический подходы.
Содержательно-концептуальный компонент в целевом педагогическом проектировании включает концепцию театра-студии «Млечный путь» г. Орла, на базе которой проводился формирующий эксперимент. В состав данного компонента входят следующие социально-культурные функции: культуротворческая, духовно-этическая, поисково-исследовательская, творчески развивающая, субъектоформирующая. Назовём педагогические принципы, на основе которых строится целостная образовательно-воспитательная и творческая деятельность:
- универсальное целеполагание в контексте решения художественно-эстетических, воспитательно-образовательных и творчески развивающих задач;
- взаимовлияние этического и эстетического аспектов творческой деятельности студийца;
- лабораторный характер творческого процесса;
- направленность каждого студийца к постоянному духовному и творческому самосовершенствованию, самопознанию и самопробуждению;
- идейная основа, утверждающая творчество как высшую радость и цель бытия;
- равноправие всех членов студии;
- свободное творческое развитие студийца на основе индивидуального ритма.
Организационно-процессуальный компонент содержит условия создания креативной творческой студийной среды, способствующей эффективному художественно-эстетическому воспитанию студенческой молодежи в театре-студии, и технологию организации творческой деятельности в театральном коллективе. Технология организации творческой деятельности в театре-студии включает в себя три последовательных этапа, реализуемых в три года в процессе формирующего эксперимента.
Первый этап: Вводный, ценностно-ориентационный. Поддержка познавательной активности студийцев, содействие их психофизической разблокировке, формирование ценностно-смысловой мотивации на художественно-эстетическое развитие личности.
Второй этап: Основной, активно-деятельностный. На этом этапе происходит развитие креативности, выявление творческой индивидуальной природы, поиск и исследование способов и форм сценической выразительности, формирование навыков творческо-личностной коммуникации.
Третий этап: Результативный, индивидуально-творческий. На протяжении третьего этапа осуществляется достижение студийцами импровизационного самочувствия как ощущения внутренней свободы в заданных внешних обстоятельствах и реализация его в сценической импровизации. При этом студийцы достигают достаточно высокого уровня сценической автономности, реализуя приобретенные навыки актерской техники в самостоятельных актерских этюдах.
Критериально-результативный компонент модели предполагает диагностический контроль качественных изменений в социально-психологической структуре художественно-эстетической воспитанности, а также педагогическую оценку полученных результатов, эффективности организации учебно-творческого процесса в театре-студии.
Таким образом, в итоге системно-целостного проектирования была разработана модель реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи, представленная на Схеме 1.
Схема 1. Модель реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи
Разработанная модель реализации педагогического потенциала театра-студии, состоящая из взаимосвязанных блоков: целевого, содержательно-концептуального, организационно-процессуального, критериально-результативного, позволяет планомерно и поэтапно организовывать процесс художественно-эстетического воспитания студенческой молодёжи средствами театрального творчества. Педагогический потенциал театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодежи реализуется наиболее эффективно, если применяются выделенные педагогические условия. Совокупность данных условий способствует формированию в театре-студии креативной творческой среды, выступающей фактором художественно-эстетического воспитания студенческой молодёжи. Разработанный критериальный аппарат позволяет производить оценку сформированности компонентов художественно-эстетического воспитания и выявлять уровень (высокий, средний, низкий) художественно-эстетической воспитанности студенческой молодёжи в театре-студии по критериям и соответствующим им показателям.
Рецензенты:
Паршиков Н.А., д.п.н., профессор кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орел;
Малацай Л.В., доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орел.