Структурные и эволюционные изменения в экономике регионов характеризуют направления их социально-экономического развития как целостный процесс. Поэтому региональные хозяйственные системы отличает качество формулирования, обоснования и достижения целей в своем поведении [2, с. 90] [10]. Главной характерной чертой современных систем управления регионами становится ориентация на стратегические подходы, включающие прогнозы и долгосрочную перспективу, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности людей [3; 4; 8].
В этой связи одним из основных факторов становится обоснование социально-экономической политики, в которой используются результаты научной проработки стратегических целей и пути их достижения, приоритетные направления структурной перестройки экономики, повышение ее устойчивости, эффективности и конкурентоспособности.
Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия – Алания (РСО-Алания) за последние годы имело неоднозначную динамику (табл. 1).
Таблица 1
Показатели социально-экономического развития РСО-Алания [5]
Показатели |
Единица измерения |
По годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. чел. |
710,7 |
707,6 |
708,3 |
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
72,6 |
73,4 |
73,8 |
|
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 человек населения |
14,6 |
15,3 |
15,50 |
|
Выпуск товаров и услуг |
млрд руб. |
141,2 |
160,9 |
178,5 |
|
Валовой региональный продукт |
млрд руб. |
8,5 |
97,1 |
107,7 |
|
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году |
102,9 |
105,0 |
104,7 |
|
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
110,6 |
107,80 |
110,00 |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
млн руб. |
7129,4 |
6555,00 |
7938,7 |
|
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
21464 |
23155,7 |
24637,0 |
|
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году |
106,2 |
103,10 |
103,60 |
|
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» |
млн руб. |
14654,0 |
12091,6 |
13038,4 |
|
Индекс производства по виду деятельности «Строительство» |
% к предыдущему году |
101,2 |
76,7 |
102,5 |
|
Оборот розничной торговли |
млрд руб. |
67,4 |
76,5 |
84,9 |
|
Оборот розничной торговли |
% к предыдущему году |
113,5 |
108,10 |
104,50 |
Численность населения снижалась, составив 707,6 тыс. человек в 2011 году. Однако в 2013 году она выросла до 708,3 тыс. человек.
За последние годы (2010–2013 годы) производство валового регионального продукта (далее – ВРП) в Республике Северная Осетия – Алания (в ценах соответствующих лет) по предварительным данным возросло с 75,33 млрд рублей до 97,06 млрд рублей, темп роста ВРП составил 114,7 %, при среднегодовых темпах роста 104,7 %.
В расчете на душу населения валовой региональный продукт за анализируемый период увеличился в 1,2 раза.
Удельный вес ВРП республики в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляет 0,16 %.
Динамика отраслевой структуры ВРП характеризуется доминированием оптовой и розничной торговли, а также ростом удельной составляющей сельского хозяйства, обрабатывающих производств, транспорта и связи.
В структуре ВРП РСО-Алания по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) лидирующие позиции по видам экономической деятельности занимают оптовая и розничная торговля – 19,9 % (17,0 млрд рублей), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 19,3 % (16,5 млрд рублей), государственное управление и обеспечение безопасности – 11,7 % (9,9 млрд рублей), обрабатывающие производства – 9,7 % (8,3 млрд рублей), транспорт и связь – 9,0 % (7,6 млрд рублей). На перечисленные отрасли приходится около 70 % добавленной стоимости по республике. Увеличилась доля в ВРП строительства – 8,8 % (7,5 млрд рублей). Доля социальных отраслей (образование, здравоохранение) в структуре ВРП осталась на уровне 2010 года – 5,4 % (4,6 млрд рублей) и 5,2 % (4,4 млрд рублей) соответственно. При этом остается низким удельный вес добычи полезных ископаемых – 0,3 % (0,3 млрд рублей).
Индекс промышленного производства по всем видам экономической деятельности составил 107,8 %, в том числе по добыче полезных ископаемых – 91,0 %, по обрабатывающим производствам – 112,1 %, по производству и распределению электро- и теплоэнергии – 93,9 %.
Снижение добычи полезных ископаемых обусловлено уменьшением объема заказов и продаж в другие регионы России, а также снижением количества функционирующих предприятий отрасли в связи с отзывом лицензии по причине невыполнения условий лицензионного соглашения.
Объём отгруженной промышленной продукции в 2012 году составил 22476,9 млн руб., что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составляет 98,8 %, в том числе по видам экономической деятельности: по добыче полезных ископаемых – 358,3 млн руб. (109,8 %), по обрабатывающим производствам – 15563,6 млн руб. (101,8 %), по производству и распределению электро- и теплоэнергии – 6555,0 млн руб. (91,8 %).
Удельный вес добычи полезных ископаемых в общем объеме отгруженной промышленной продукции в 2012 году составил 1,6 %, обрабатывающих производств – 69,2 %, производства и распределения электроэнергии – 29,2 %.
В структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств удельный вес производства пищевых продуктов, включая напитки, по итогам 2012 года составил 42,5 %, металлургического производства – 33,9 %, производства транспортных средств и оборудования –5,5 %, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 4,4 %, производства прочих неметаллических минеральных продуктов – 3,0 %, химического производства – 2,3 %, производства резиновых и пластмассовых изделий – 2,1 %, прочих производств – 4,0 %.
Основные источники финансирования хозяйствующих субъектов в РСО-Алания представлены на рис. 1.
Рис. 1. Основные источники финансирования хозяйствующих субъектов в РСО-Алания
Показатели инвестиций в основной капитал экономики республики представлены в табл.2.
Таблица 2
Показатели инвестиций в основной капитал РСО-Алания [5]
Показатели |
Единица измерения |
По годам |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Инвестиции в основной капитал |
млн руб. |
19926,6 |
21824,9 |
23712,8 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
113,3 |
102,4 |
102,5 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования – всего |
млн руб. |
13563,4 |
14831,1 |
16465,8 |
Как видно, объемы инвестиции в основной капитал неуклонно возрастают, составив в 2013 г. 23,7 млрд руб., что позволяет направлять их на удовлетворение различных потребностей развития республики.
Так, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» обеспечен ввод в эксплуатацию 205,7 тыс. кв. метра жилья или 102,8 % к объёму 2011 года, из них более 39 % – жилье экономкласса. Доля индивидуального жилья в общем объеме составила 22,5 %. За отчетный год жителям республики выдано 802 ипотечных жилищных кредита на сумму 898,5 млн рублей, что превышает уровень 2011 года в 3,6 раза.
На строительство и реконструкцию объектов федеральной, республиканской и муниципальной собственности в 2012 году выделены капитальные вложения в объеме 9,0 млрд рублей, которые освоены на 88,6 %. Основными направлениями привлечения бюджетных инвестиций в 2012 году были сфера туризма и рекреации, дорожное хозяйство, коммунальная и социальная сферы.
На развитие сети автомобильных дорог республики из средств федерального бюджета и Республиканского дорожного фонда направлено 6 139,0 млн рублей (92,1% годового лимита), которые полностью освоены и превысили уровень 2011 года в 1,2 раза. За счет указанных средств завершено строительство тоннеля на автомобильной дороге Алагир – Нижний Зарамаг протяженностью 373 погонных метров, осуществлена реконструкция 10,98 км сельских автомобильных дорог в Алагирском, Ирафском районах и г. Владикавказ (пос. Попов Хутор) [6].
В целом распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования представлено в табл. 3.
Таблица 3
Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования [5]
Показатели |
Единица измерения |
По годам |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Собственные средства |
млн рублей |
2173,5 |
3968,8 |
4312,2 |
Привлеченные средства |
млн рублей |
11389,9 |
10862,2 |
12153,6 |
Кредиты банков |
млн рублей |
391,6 |
459,8 |
499,6 |
в том числе кредиты иностранных банков |
млн рублей |
- |
- |
- |
Заемные средства других организаций |
млн рублей |
28,6 |
35,6 |
38,7 |
Бюджетные средства |
млн рублей |
7895,5 |
9077,6 |
9783,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
млн рублей |
6859,4 |
8107,1 |
8728,7 |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
млн рублей |
702,0 |
778,9 |
846,3 |
из местных бюджетов |
млн рублей |
334,1 |
191,6 |
208,2 |
Прочие |
млн рублей |
3023,8 |
1240,5 |
1779,2 |
В 2011 году доля собственных средств составила 19,3 % от привлеченных, а в 2013 году она выросла до 35,5 %.
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям представлена в табл. 4.
Таблица 4
Численность персонала РСО-Алания, занятого исследованиями и разработками по категориям (человек) [5, с. 790-791]
Категории персонала |
Годы |
||||
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Всего |
642 |
549 |
643 |
685 |
648 |
в том силе: |
|
|
|
|
|
Исследователи |
370 |
312 |
402 |
406 |
408 |
в % к общей численности |
57,6 |
56,8 |
62,5 |
59,3 |
63,0 |
Техники |
35 |
19 |
36 |
39 |
26 |
в % к общей численности |
5,5 |
3,5 |
5,6 |
5,7 |
4,0 |
Вспомогательный персонал |
163 |
147 |
125 |
144 |
125 |
в % к общей численности |
25,4 |
26,8 |
19,4 |
21,0 |
19,3 |
Прочие |
74 |
71 |
80 |
96 |
89 |
в % к общей численности |
11,5 |
12,9 |
12,4 |
14,0 |
13,7 |
Как видно из данных таблицы, за период с 2000 года общая численность персонала сферы науки РСО-Алания, занятого исследованиями и разработками незначительно возросла, составив 100,9 % по категориям. В наибольшей степени – 110,2 % возросла численность исследователей и прочего персонала – 120,3 %. Одновременно уменьшилась численность техников.
В числе факторов, которые определяют содержание системы управления проектами и программами, следует выделить научные исследования и разработки, а также инновации. Эта область деятельности нуждается в значительном финансовом обеспечении, которое производится из различных источников и по различным направлениям вложений.
В целом внутренние затраты на научные исследования и разработки по регионам СКФО представлены в табл. 5.
Таблица 5
Внутренние затраты на научные исследования и разработки
(миллионов рублей) [5, с. 796]
|
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012/ 2000 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
310,3 |
944,0 |
2639,8 |
4017,7 |
3448,1 |
11,1 |
Республика Дагестан |
74,8 |
204,9 |
674,4 |
773,0 |
872,3 |
11,7 |
Республика Ингушетия |
- |
4,1 |
18,6 |
28,9 |
40,6 |
- |
Кабардино-Балкарская Республика |
33,6 |
199,6 |
436,2 |
484,6 |
552,7 |
16,4 |
Карачаево-Черкесская Республика |
38,0 |
128,3 |
268,5 |
310,4 |
368,3 |
9,7 |
Республика Северная Осетия-Алания |
29,8 |
67,6 |
231,9 |
293,1 |
347,0 |
11,6 |
Чеченская Республика |
… |
15,2 |
110,7 |
121,2 |
139,4 |
- |
Ставропольский край |
134,2 |
324,2 |
899,5 |
2006,5 |
1127,8 |
8,4 |
Доля РСО-Алания в СКФО, в % |
9,6 |
7,2 |
8,8 |
7,3 |
10,1 |
|
Как видно из данных, сумма внутренних затрат на научные исследования и разработки по РСО-Алания возросла в 2012 году к 2000 году в 11,6 раз, что является 3 результатом в округе после Кабардино-Балкарской Республики (16,4) и Республики Дагестан (11,7). При этом доля РСО-Алания в СКФО выросла с 9,6 % до 10,1%.
Кроме внутренних затрат различают текущие затраты на исследования и разработки, которые включают: затраты на оплату труда, страховые взносы (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации – ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Территориальный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и др. обязательные отчисления по установленным законодательством нормам, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты (стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и др.), прочие текущие затраты.
Текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ представлены в табл. 6.
Таблица 6
Текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ
(миллионов рублей) [5, с. 802-803]
Наименование видов работ |
Годы |
2012/2000 |
||||
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Фундаментальные исследования |
9875,7 |
31022,9 |
95881,3 |
106924,0 |
108160,9 |
11,0 |
Прикладные исследования |
1,2 |
12,8 |
39,2 |
71,8 |
60,5 |
50,4 |
Разработки |
23,8 |
15,7 |
58,4 |
58,4 |
68,2 |
2,9 |
Как видно в 2012 году к 2000 году наиболее значимо выросли текущие затраты на прикладные исследования – 50,4 раза.
Результаты науки отражаются и при создании технологий, под которыми понимается совокупность приемов и способов обработки и переработки различных сред. Созданные передовые производственные технологии в РФ и СКФО представлены в табл. 7.
Таблица 7
Созданные передовые производственные технологии [5, с. 816]
|
2000 |
2005 |
2012 |
Российская Федерация |
688 |
637 |
1324 |
Северо-Кавказский |
2 |
7 |
8 |
Республика Дагестан |
- |
4 |
7 |
Республика Ингушетия |
- |
- |
- |
Кабардино-Балкарская Республика |
2 |
3 |
1 |
Карачаево-Черкесская Республика |
- |
- |
- |
Республика Северная Осетия-Алания |
- |
- |
- |
Чеченская Республика |
... |
... |
- |
Ставропольский край |
- |
- |
- |
Как видно, за исследуемый период в РСО-Алания отсутствуют созданные передовые производственные технологии, что свидетельствует о низком производственном потенциале научных разработок в республике. Впрочем, такое положение присуще и другим регионам СКФО.
Причины низкой отдачи науки в виде производственных технологий во многом вызваны общей ситуацией с наукой в России.
Предприятия Осетии в большей степени предпочитают не создавать, а приобретать уже разработанные другими передовые производственные технологии, что видно из табл. 8.
Таблица 8
Используемые передовые производственные технологии
(количество) [5, с. 818]
|
2000 |
2005 |
2012 |
Российская Федерация |
70069 |
140983 |
191372 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
740 |
1984 |
1852 |
Республика Дагестан |
534 |
1408 |
437 |
Республика Ингушетия |
- |
- |
- |
Кабардино-Балкарская Республика |
124 |
101 |
307 |
Карачаево-Черкесская Республика |
- |
- |
76 |
Республика Северная Осетия-Алания |
18 |
18 |
19 |
Чеченская Республика |
... |
... |
194 |
Ставропольский край |
64 |
457 |
819 |
При этом количество используемых передовых производственных технологий в РСО-Алания одно из самых низких в СКФО.
Предприятия промышленности ориентированы не на создание собственных передовых технологических инноваций, а на привлечение со стороны производственных технологий, число которых составило 162 единицы (по 18 технологий ежегодно).
Инновационная активность предприятий промышленности в целом невысокая. Общее число предприятий, осуществляющих технологические инновации, составило в 2013 г. всего 6 единиц (в 2000 г. – 4). Одна из причин низкой инвестиционной и инновационной активности предприятий заключается в недостаточной эффективности механизма комплексной оценки и управления рисками предприятий промышленности [7; 11].
На территории республики в 2013 году действовали следующие федеральные целевые программы:
«Юг России (2008–2013 годы)», мероприятия которой предусматривали строительство и реконструкцию 27 объектов туристско-рекреационного комплекса, инженерной и социальной инфраструктуры населенных пунктов республики с объемом освоенных средств 863,7 млн рублей;
«Жилище» на 2011–2015 годы, реализация мероприятий которой позволила улучшить жилищные условия 242 семей;
«Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», за счет средств которой велось строительство спортивного комплекса в с. Карджин Кировского района;
«Социальное развитие села до 2013 года», мероприятия которой были направлены на газификацию сельских населенных пунктов Пригородного и Кировского районов [6].
В целом проведенный анализ в Республике Северная Осетия – Алания показывает наличие ряда проблем, характерных для других регионов РФ.
1. Все еще не отлажен механизм участия банков в кредитовании проектов предприятий на долговременный период (5 лет и более).
2. Серьезной проблемой, на наш взгляд, является недостаточное привлечение иностранных инвестиций, в то время как на территории республики функционируют десятки предприятий, у которых иностранные фирмы покупают продукцию по договорам (например, завод «Магнит», фирма «Ирстройпрогресс», фирма «Спецмаш»).
3. Имеются недостатки в обосновании программ и проектов: некоторые предприятия в своих проектах и бизнес-планах недостаточно обосновано рассчитывают потенциальный объем привлечения инвестиций и их окупаемость; ряд мероприятий, подготавливаемых в различных подразделениях разработчиков, сводятся в единый документ (проект и программу) автоматически, без экспертной проработки; при изготовлении проектов и программ не используется практика согласования их с заинтересованными подразделениями и специалистами предприятий; не проводится анализ фактической эффективности проектов и программ.
4. Предприятия промышленности ориентированы не на создание собственных передовых технологических инноваций, а на привлечение со стороны производственных технологий. Инновационная активность предприятий в целом невысокая.
В республике следует предпринять соответствующие меры по решению выявленных проблем социально-экономического развития.
Рецензенты:Дзагоева М.Р., д.э.н., профессор кафедры «Налоги и налогообложение» СОГУ им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;
Токаев Н.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой финансы и кредит СОГУ им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.