Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPLEMENTATION OF THE INDIVIDUALIZED EDUCATION PROGRAM OF THE CHILD OF PRESCHOOL AGE

Sutkovaya N.V. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Chelyabinsk state pedagogical university»
Abstract article "The implementation of the individualized education program of the child of preschool age" Specialty 13.00.02 Theory and methodology of training and education (preschool education) Sutkovaya N.V. One of the conditions of effectiveness of training and education of preschool children and their integration in the educational environment is the account of the special educational needs of each child, which can be carried out on the basis of identification of the individual characteristics of each child. In the practice of the processes of training and education, mainly focused on the child with an intermediate level of development, so not every pupil can fully realize their potential. In the article the term "individualized education program" as an individual trajectory of development, individual educational route. Thus, according to the author, individual educational program is considered as a result of establishing compliance with the educational standards with the learning characteristics of the child.
an individual educational program.
individual educational route
individual educational trajectory
individual approach

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.) фиксирует, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом из возрастных и индивидуальных особенностей, освоение образовательных программ на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста» (ст. 64) [4].

Подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного образования: только на её основе осуществляется полноценное развитие личности ребенка, раскрываются его особенности, уникальные способности. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей и права ребенка на выбор своего пути развития, является индивидуальный образовательный маршрут [3].

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Понятие  «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.) обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательное (образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное (специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект). Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению содержания программы).

     Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, Э.И. Сундукова, А.П. Тряпицына в своих исследованиях связывают понятие «индивидуальный образовательный маршрут» с понятием «образовательная программа, позволяющая ребенку овладеть определенным уровнем образованности».

     Так О.А. Абдулина, А.А. Плагин разработку индивидуальных образовательных траекторий связывают с типом мышления и способом восприятия учебной информации [1].

     А.В Хуторской, считает, что «Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ребенка в образовании» [6].

Н.Н. Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого ребенка по реализации собственных целей, соответствующих его потребностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями [5]. 

Анализ выше перечисленных источников показал, что под индивидуальной образовательной программой часто понимается индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, при прохождении которого он может выйти на уровень образования, определенный стандартом. Другими словами, это заранее намеченный путь следования или направление движения к той или иной цели. Причем важными категориями здесь являются: цель, условия ее достижения, ориентация на имеющийся уровень, выбор оптимального пути продвижения [2].

При разработке индивидуальной образовательной программы мы опираемся на следующие принципы:

- опоры на обучаемость ребенка;

- соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Соблюдение следующих принципов предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной образовательной программы развития ребенка:

- принцип соблюдения интересов ребенка, Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализ проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях».

Результаты современных психологических и педагогических исследований убедительно доказывают необходимость учета индивидуальных особенностей личности, уровня мотивации, индивидуальных особенностей познавательных процессов ребенка при организации процесса обучения.

Вместе с тем многими отечественными и зарубежными учеными изучены различные аспекты индивидуального обучения. Общие вопросы индивидуализации обучения рассмотрены в исследованиях М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. Вопросам индивидуализации учебных заданий посвящены исследования И.Э. Унт; теория реализации индивидуального подхода в процессе обучения представлена в исследованиях Е.С. Рабунского. Реализация личностно-ориентированной модели обучения рассматривается в работах Н.А. Алексеева, Н.В. Лежнева, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. Индивидуализацию как способ реализации индивидуального подхода, направленного на формирование познавательной активности ребенка, осуществляемого через предъявление ему индивидуальных заданий, рассматривают Ю.К. Бабанский, Е.А. Голант, А.И. Уман и др. В психологическом аспекте проблема индивидуального развития личности в процессе дифференциации обучения разрабатывалась Л.И. Божович, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, В.А. Крутецким, А.К. Марковой, Л.С. Славиной, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др. В зарубежной педагогике отдельные вопросы индивидуализации обучения рассматривают Х. Бабинг, М. Берг, Б. Блум, К. Вашбурн, Р. Кейс, Д.Л. Лефбридж, Ч. Найк, С. Френе, В. Штерн и др. Исследования последних лет посвящены вопросам структуры, сущности и принципов реализации индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий (А.П. Тряпицына, С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская и др.).

Однако несмотря на то, что имеется значительный спектр научных работ и литературных источников по проблеме исследования, отдельные аспекты процесса индивидуализации с позиций современной системы образования недостаточно раскрыты представителями отечественной и зарубежной педагогики. В частности, требуют уточнения вопросы, связанные с осмыслением сущности понятия «индивидуальная программа обучения», ее интерпретации с позиций современного состояния педагогической науки и социально-экономического контекста. На сегодняшний день отсутствуют труды, в которых был бы представлен многоаспектный, комплексный взгляд на процессуально-технологические основы алгоритмизации процесса обучения по индивидуальным программам. Необходим дальнейший педагогический поиск организационно-педагогических условий проектирования и реализации индивидуальной программы обучения детей.

В настоящее время в педагогической науке появились понятия, связанные с личностно-ориентированной парадигмой: «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная программа обучения». Толковые и энциклопедические словари трактуют маршрут как заранее намеченный путь следования с указанием основных пунктов; траекторию как линию движения или путь движения какого-нибудь тела или точки; программу как план деятельности или краткое изложение содержания учебного предмета. Применительно к образованию данные понятия трактуются следующим образом: индивидуальный образовательный маршрут проявляется как одна из возможных проекций обобщенного образовательного маршрута и существует как вариант пути (тип маршрута) восхождения в образовании.

Наша исследовательская позиция состоит в том, что образовательная программа есть понятие, отражающее характер индивидуальных особенностей в обучении и развитии  ребенка, а также усвоение её содержания, через заданный путь (маршрут, траекторию, программу обучения)  ребенка к образованности. В процессе усвоения содержания индивидуальной образовательной программы приобретается опыт познавательной самостоятельности, индивидуального саморазвития и самореализации ребенком своего «Я».

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ребенку проявлять самостоятельность в выборе материала, для этих целей разрабатываются образовательные программы (маршруты, траектории, программы обучения), которые моделирует исследовательское мышление. Разработка индивидуальных образовательных программ - одно из самых перспективных направлений развития личностно ориентированной концепции развития ребенка дошкольного возраста. Образовательная программа проектируется педагогами в совместной деятельности с детьми, стремящимися выстроить свой образовательный маршрут. Образовательная программа рассматривается как своеобразный модуль путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. При построении образовательного маршрута создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении целей обучения. Целью результативного прохождения по индивидуальному образовательному маршруту является достижение ребенком определенного уровня образованности.

Таким образом, индивидуальная образовательная программа может рассматриваться как итог установления соответствия образовательных стандартов с особенностями обучения конкретного ребенка, получающим его образование в конкретных условиях при направляющей роли педагогических работников.

            Индивидуальная образовательнаяпрограмма ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие занятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии ребенка дошкольного возраста, характер индивидуальных изменений в развитии воспитанника, а также данные об освоенности содержания индивидуальной образовательной программы.

Рецензенты:

Трубайчук  Л.В., д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, ФГБОУ ВПО «Челябинский педагогический университет», г. Челябинск;

Молчанов С.Г., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский педагогический университет», г. Челябинск.