Гендерная идентичность представляет собой специфический тип социальной идентичности личности и группы, которая не является врожденной, хотя и основывается на врожденных половых различиях между людьми. Гендерная идентичность - это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола (И.С. Клёцина) [6]. Гендерная идентичность - осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности (О.А. Воронина); принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака [2]. В различные исторические эпохи и культуры понятия гендер и гендерную идентичность трактовали по-разному. Российский ученый М.Н. Губогло [3] рассматривал процесс формирования и функционирования гендерной идентичности как триединую стратегию:
1) постоянное пополнение представлений о гендере, состоящих в свою очередь из гендерного самосознания и гендерного сознания;
2) набор разнообразных форм поведения, реализуемых при исполнении социальных и гендерных ролей;
3) обладание багажом гендерных установок и предрассудков.
Сложность изучения особенностей гендерной идентичности подростков во многом связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности/феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ-Я, не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность [4]. Процесс гендерной социализации наиболее интенсивно осуществляется в период детского и подросткового возраста. Важная задача осуществления направленной гендерной социализации - это целенаправленное, компетентное сопровождение процесса освоения мальчиками и девочками моделей нормативно заданного мужского и женского поведения и принципиально различающихся гендерных ролей.
Современная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе находит отражение на психическом здоровье и поведении подрастающего поколения. Социальные проблемы приводят к ухудшению семейно-бытовых отношений, стремительному росту количества разводов, многообразию социальных конфликтов, показателей правонарушений и преступности. Одним из следствий негативных социальных феноменов является повышение уровня виктимизации населения, в частности детей и подростков. Виктимность - это совокупность относительно устойчивых особенностей личности и поведения человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии (учение о причинах и условиях совершения преступлений) именуется виктимностью, а поведение, провоцирующее преступника, - виктимным.
По мнению социологов, отдельная категория общества, обладающая высокой степенью виктимности, - российские дети, так как они не владеют правилами и приемам психологической безопасности, методами защиты своей личности в условиях попытки посягательства на нее. Долгое время подобное воспитание не было принято в нашем обществе и традиционно считалось в компетенции семьи. Педагоги и психологи не владеют апробированными методиками грамотного виктимологического обучения и воспитания, которые являются важной составляющей воспитания современных молодых людей.
Несовершеннолетние могут столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте и семье, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность и нормальное развития ребенка.
О.О. Андронникова [5] сформулировала специфические факторы возникновения виктимного поведения старших школьников, к ним относятся:
- индивидуальный опыт переживания или наблюдения факта насилия;
- ранее сформированный комплекс психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка);
- отсутствие ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания отца и матери.
Автор утверждает, что ни один из вышеперечисленных факторов сам по себе не приводит к виктимному поведению, для реализации необходимо сочетание комплекса факторов, составляющих модель виктимного поведения.
Отношения с одноклассниками и учителями играют центральную роль в школьной жизни подростков, их влияние, мнения и оценки часто рассматриваются как значимый фактор подросткового развития. На сверстников обычно полагаются в трудной жизненной ситуации, когда необходима эмоциональная поддержка и дружба. Учителя в основном осуществляют дисциплинирование, подкрепляют социально приемлемое поведение и академические достижения школьников. Отношения со сверстниками, а также конфликты с учителями время от времени сопровождаются негативными событиями, которые могут предполагать виктимизацию. Виктимизацию определяют как действия, предпринятые одним человеком или несколькими людьми с намерением воздействовать, дискриминировать, нанести физический ущерб или причинить психологическую боль другому человеку.
Психолого-педагогические аспекты виктимизации детей и подростков мало исследованы в силу высокого уровня латентности феномена школьной виктимности. Вопрос же о гендерных различиях виктимного поведения школьников практически не поднимается в современной психологической и педагогической литературе. Мы сочли целесообразным провести анализ гендерных различий виктимизации в школе, выявить влияние гендерных характеристик и индивидуальных особенностей личности на виктимизацию поведения старших школьников.
Гипотеза проведенного исследования состояла в предположении, что существуют гендерные различия виктимного поведения старших школьников и виктимное поведение способствует развитию эмоционального неблагополучия личности старших школьников. Для проверки выдвинутого предположения использовались методики изучения гендерных характеристик С. Бэм и Л.Н. Ожиговой [7], методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андронниковой, психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского, карта наблюдений «Эмоциональные и поведенческие cимптомы старших школьников». Выборка исследования составила 73 человека (из них 43 девушки и 30 юношей), учащихся 11-х классов МОАУ «Лицей № 1» г. Оренбурга (одинаковый образовательный уровень и одна возрастная группа).
Исследования гендерной идентичности позволили выявить следующие группы: фемининный тип характерен для 29,1% старших школьников; маскулинные характеристики имеют 19,8%; андрогинные характеристики - 51,9% учащихся. Подобное распределение гендерных типов среди учащихся старших классов можно объяснить преобладаем в них девушек. Существует также представление о том, что в современном мире размываются четкие границы между традиционно фемининными и маскулинными чертами, а люди с андрогинными характеристиками оказываются наиболее приспособленными к жизни.
Изучение и сравнение склонностей старшеклассников с различными гендерными характеристиками к виктимному поведению между группами проводилось с помощью критерия Манна-Уитни (см. табл. 1).
В ходе математико-статистической обработки данных выявлены значимые различия между группами фемининных и маскулинных школьников по шкалам: «склонность к зависимому и беспомощному поведению» (U=0,032), «агрессивное поведение» (U=0,02) и «социальная желательность ответов» (U=0,027).
Старшеклассники фемининной группы проявляют ярко выраженные склонности к зависимому и беспомощному поведению, а также предпочитают давать социально желательные ответы. Представители же маскулинной группы школьников демонстрируют склонности к агрессивному поведению.
Таблица 1
Результаты исследования склонностей к виктимному поведения учащихся 11-х классов с различными гендерными типам
Шкалы/гендерные типы |
Фемининный тип |
Маскулинный тип |
Андрогинный тип |
Социальная желательность ответов |
5,4 |
3,3 |
4,7 |
Агрессивное поведение |
2 |
9,3 |
5 |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
4,6 |
8,7 |
4,7 |
Склонность к гиперсоциальному поведению |
7 |
5,3 |
5,8 |
Склонность к зависимому и беспомощному поведению |
5,6 |
3,7 |
3,9 |
Склонность к некритичному поведению |
4,2 |
5,3 |
4,1 |
Реализованная виктимность |
3,2 |
3,3 |
2,4 |
Общий балл |
32 |
39 |
30,6 |
Сравнение результатов склонностей к виктимному поведению между группами учащихся старших классов с фемининными и андрогинными типами показало, что значимые различия существуют по шкале «агрессивное поведение» (U=0,001), а сравнение результатов между группами с маскулинными и андрогинными типами выявило значимые различия по шкалам: «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (U=0,016), «агрессивное поведение» (U=0,01) и «социальная желательность ответов» (U=0,016).Следовательно, можно предположить, что старшеклассники маскулинного типа проявляют большую склонность к самоповреждающему и саморазрушающему и агрессивному поведению, чем старшие школьники андрогинного типа. У представителей андрогинного типа преобладает социальная желательность ответов по сравнению с группой школьников маскулинного гендерного типа. Фемининные старшеклассники менее склонны к проявлению агрессии по сравнению со своими маскулинными сверстниками.
Изучение индивидуальных особенностей старшеклассников с помощью психодиагностического опросника Л.Т. Ямпольского позволило провести сравнение между группами учащихся 11-х классов с различными гендерными характеристиками (см. табл. 2). Значимые различия отмечаются только по шкале «депрессия» (U=0,01) между группами фемининных и андрогинных школьников. Учащиеся старших классов с фемининным гендерным типом проявляют большую склонность к депрессивному состоянию личности, чем школьники с андрогинным типом.
Таблица 2
Результаты исследования индивидуальных особенностей учащихся 11-х классов с различными гендерными типами
Шкалы/гендерные типы |
Фемининный тип |
Маскулинный тип |
Андрогинный тип |
Невротизм |
5,2 |
6,2 |
5,2 |
Психотизм |
4,8 |
5,5 |
3,9 |
Депрессия |
4,3 |
3,5 |
2,9 |
Психическая неуравновешенность |
4,5 |
5,2 |
4,3 |
Общий балл |
18,8 |
20,3 |
16,3 |
Анализ результатов исследования склонности учащихся старших классов с различными гендерными типами к виктимному поведению показал, что для группы фемининных школьников по сравнению с группой маскулинных наиболее характерными чертами поведения являются склонности к зависимому и беспомощному поведению (модель пассивного виктимного поведения), а также ярко выражена социальная желательность ответов данных на опросник.
Представители данной гендерной группы не склонны оказывать сопротивления, противодействия преступнику в случае опасности по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временного), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия; они могут иметь установку на беспомощность. Фемининные школьники постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих, находятся в ролевой позиции жертвы, они бывают робкими, скромными, сильно внушаемыми и конформными. Среди индивидуальных характерологических особенностей фемининных школьников ярко выражена склонность к депрессии по сравнению с группой андрогинных школьников. Склонность к депрессии показывает наличие глубины субъективных переживаний, возникающих при снижении общего фона настроения. Депрессия - угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и переживаниями. Люди, склонные к депрессии, подвержены идее самообвинения, испытывают субъективные трудности в организации деятельности, имеют низкую фрустрационную толерантность. Причинами такого поведения и состояния учащихся данной группы могут быть неоднократные попадания в ситуации насилия, склонности к оправданию чужой агрессии, склонности всех прощать.
В группе маскулинных учащихся по сравнению с представителями фемининной и андрогинной групп прослеживается выраженное агрессивное поведение. К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т.д.). Для маскулинных школьников характерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Такое поведение может быть реализацией типичной для них антиобщественной направленности личности, в рамках которой агрессивность проявляется по отношению к определенным лицам и в определенных ситуациях (избирательно), но может быть и «размытой», не персонифицированной по объекту. У данной группы лиц может наблюдаться склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных норм, правил и этических ценностей. Старшеклассники данной гендерной группы могут легко поддаться эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы.
Анализ склонности учащихся старших классов к виктимному поведению показал также выраженность склонности школьников маскулинной группы к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Самоповреждающее и саморазрушающее поведение - это модель активного виктимного поведения. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцируется ситуацией просьбы или обращения к нему. Для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которое характеризуются склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для самого человека и окружающих. Они могут не осознавать последствий своих действий или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется.
Саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение школьников выражается в поступках, противоречащих социальным нормам, в результате которых вольно или невольно они причиняют существенный вред самим себе. Такое поведение разрушает человека и общество, нарушает целостность личности, задерживает ее развитие или делает его крайне односторонним, осложняющим межличностные отношения.
У представителей андрогинной группы по сравнению с представителями маскулинной группы выражена склонность давать социально желательные ответы. Согласно определению Большого энциклопедического словаря: «Социальная желательность - фактор, искажающий ответы на пункты личностных опросников путем увеличения частоты тех ответов, которые кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете» [1, С. 275].
Психологическое содержание эмпирически установленного симптомокомплекса виктимного поведения старших школьников с различными гендерными характеристиками позволяет рассматривать его как результат нарушений социального развития, т. е. социализации. Данные нарушения проявляются в выраженной склонности к виктимным формам поведения, социальной дезадаптации в виде податливости влиянию, социальной дезориентации и отгороженности, непродуктивных, асоциальных стилях взаимодействия. Выявление и наличие подобных симптомов могут быть основаниями, определяющими цель, методы и форму коррекционно-развивающей работы со школьниками.
Рецензенты:
Зубова Л.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;
Вишняков А.И., д.б.н., профессор кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.