Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GENDER FEATURES OF VICTIMIZATION BEHAVIORS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

Logutova E.V. 1
1 Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Orenburg state University"
Analyzed the causes and consequences of victimization of students, such as individual psychological characteristics and gender features. In the process of the study revealed significant differences in the habits and forms of victimization behaviors of students with different gender characteristics. Masculine students demonstrate aggressive and self-destructive and campbridge behavior, and feminine - dependent and helpless behavior. Studentsfemininos groups often tend to depressive state of a person that may be indicative of their emotional distress. Representatives of the androgynous type dominated by social desirability of responses. The study of the phenomenon of resilience high school students with different gender characteristics showed that the most pronounced for subjects characteristic is "engagement", i.e. the belief that involvement in what is happening gives the maximum chance to find something worthwhile and interesting personality. The article describes how the correction and prevention of victimization behaviors of older students with different gender characteristics.
victimization
victimization behavior
androgynous type
masculine type
feminine type
Проблема виктимного поведения старших школьников на современном этапе развития общества становится все более актуальной. Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется их психофизическими качествами, социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье, школьном коллективе, группе сверстников. Актуальность проведенного исследования усиливает тот факт, что в последние годы проблема изучения виктимного поведения старших школьников является одной из востребованных в общеобразовательных учреждениях. Это связано с многочисленными фактами проявлений агрессивного, а также суицидального поведения школьников, что не может не вызывать тревогу у педагогов, психологов, родителей учащихся.

Гендерная идентичность представляет собой специфический тип социальной идентичности личности и группы, которая не является врожденной, хотя и основывается на врожденных половых различиях между людьми. Гендерная идентичность - это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола (И.С. Клёцина) [6]. Гендерная идентичность - осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности (О.А. Воронина); принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака [2]. В различные исторические эпохи и культуры понятия гендер и гендерную идентичность трактовали по-разному. Российский ученый М.Н. Губогло [3] рассматривал процесс формирования и функционирования гендерной идентичности как триединую стратегию:

1) постоянное пополнение представлений о гендере, состоящих в свою очередь из гендерного самосознания и гендерного сознания;

2) набор разнообразных форм поведения, реализуемых при исполнении социальных и гендерных ролей;

3) обладание багажом гендерных установок и предрассудков.

Сложность изучения особенностей гендерной идентичности подростков во многом связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности/феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ-Я, не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность [4]. Процесс гендерной социализации наиболее интенсивно осуществляется в период детского и подросткового возраста. Важная задача осуществления направленной гендерной социализации - это целенаправленное, компетентное сопровождение процесса освоения мальчиками и девочками моделей нормативно заданного мужского и женского поведения и принципиально различающихся гендерных ролей.

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе находит отражение на психическом здоровье и поведении подрастающего поколения. Социальные проблемы приводят к ухудшению семейно-бытовых отношений, стремительному росту количества разводов, многообразию социальных конфликтов, показателей правонарушений и преступности. Одним из следствий негативных социальных феноменов является повышение уровня виктимизации населения, в частности детей и подростков. Виктимность - это совокупность относительно устойчивых особенностей личности и поведения человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии (учение о причинах и условиях совершения преступлений) именуется виктимностью, а поведение, провоцирующее преступника, - виктимным.

По мнению социологов, отдельная категория общества, обладающая высокой степенью виктимности, - российские дети, так как они не владеют правилами и приемам психологической безопасности, методами защиты своей личности в условиях попытки посягательства на нее. Долгое время подобное воспитание не было принято в нашем обществе и традиционно считалось в компетенции семьи. Педагоги и психологи не владеют апробированными методиками грамотного виктимологического обучения и воспитания, которые являются важной составляющей воспитания современных молодых людей.

Несовершеннолетние могут столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте и семье, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность и нормальное развития ребенка.

О.О. Андронникова [5] сформулировала специфические факторы возникновения виктимного поведения старших школьников, к ним относятся:

  • индивидуальный опыт переживания или наблюдения факта насилия;
  • ранее сформированный комплекс психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка);
  • отсутствие ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания отца и матери.

Автор утверждает, что ни один из вышеперечисленных факторов сам по себе не приводит к виктимному поведению, для реализации необходимо сочетание комплекса факторов, составляющих модель виктимного поведения.

Отношения с одноклассниками и учителями играют центральную роль в школьной жизни подростков, их влияние, мнения и оценки часто рассматриваются как значимый фактор подросткового развития. На сверстников обычно полагаются в трудной жизненной ситуации, когда необходима эмоциональная поддержка и дружба. Учителя в основном осуществляют дисциплинирование, подкрепляют социально приемлемое поведение и академические достижения школьников. Отношения со сверстниками, а также конфликты с учителями время от времени сопровождаются негативными событиями, которые могут предполагать виктимизацию. Виктимизацию определяют как действия, предпринятые одним человеком или несколькими людьми с намерением воздействовать, дискриминировать, нанести физический ущерб или причинить психологическую боль другому человеку.

Психолого-педагогические аспекты виктимизации детей и подростков мало исследованы в силу высокого уровня латентности феномена школьной виктимности. Вопрос же о гендерных различиях виктимного поведения школьников практически не поднимается в современной психологической и педагогической литературе. Мы сочли целесообразным провести анализ гендерных различий виктимизации в школе, выявить влияние гендерных характеристик и индивидуальных особенностей личности на виктимизацию поведения старших школьников.

Гипотеза проведенного исследования состояла в предположении, что существуют гендерные различия виктимного поведения старших школьников и виктимное поведение способствует развитию эмоционального неблагополучия личности старших школьников. Для проверки выдвинутого предположения использовались методики изучения гендерных характеристик С. Бэм и Л.Н. Ожиговой [7], методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андронниковой, психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского, карта наблюдений «Эмоциональные и поведенческие cимптомы старших школьников». Выборка исследования составила 73 человека (из них 43 девушки и 30 юношей), учащихся 11-х классов МОАУ «Лицей № 1» г. Оренбурга (одинаковый образовательный уровень и одна возрастная группа).

Исследования гендерной идентичности позволили выявить следующие группы: фемининный тип характерен для 29,1% старших школьников; маскулинные характеристики имеют 19,8%; андрогинные характеристики - 51,9% учащихся. Подобное распределение гендерных типов среди учащихся старших классов можно объяснить преобладаем в них девушек. Существует также представление о том, что в современном мире размываются четкие границы между традиционно фемининными и маскулинными чертами, а люди с андрогинными характеристиками оказываются наиболее приспособленными к жизни.

Изучение и сравнение склонностей старшеклассников с различными гендерными характеристиками к виктимному поведению между группами проводилось с помощью критерия Манна-Уитни (см. табл. 1).

В ходе математико-статистической обработки данных выявлены значимые различия между группами фемининных и маскулинных школьников по шкалам: «склонность к зависимому и беспомощному поведению» (U=0,032), «агрессивное поведение» (U=0,02) и «социальная желательность ответов» (U=0,027).

Старшеклассники фемининной группы проявляют ярко выраженные склонности к зависимому и беспомощному поведению, а также предпочитают давать социально желательные ответы. Представители же маскулинной группы школьников демонстрируют склонности к агрессивному поведению.

Таблица 1

Результаты исследования склонностей к виктимному поведения учащихся 11-х классов с различными гендерными типам

Шкалы/гендерные типы

Фемининный тип

Маскулинный тип

Андрогинный

тип

Социальная желательность ответов

5,4

3,3

4,7

Агрессивное поведение

2

9,3

5

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

4,6

8,7

4,7

Склонность к гиперсоциальному поведению

7

5,3

5,8

Склонность к зависимому и беспомощному поведению

5,6

3,7

3,9

Склонность к некритичному поведению

4,2

5,3

4,1

Реализованная виктимность

3,2

3,3

2,4

Общий балл

32

39

30,6

Сравнение результатов склонностей к виктимному поведению между группами учащихся старших классов с фемининными и андрогинными типами показало, что значимые различия существуют по шкале «агрессивное поведение» (U=0,001), а сравнение результатов между группами с маскулинными и андрогинными типами выявило значимые различия по шкалам: «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (U=0,016), «агрессивное поведение» (U=0,01) и «социальная желательность ответов» (U=0,016).Следовательно, можно предположить, что старшеклассники маскулинного типа проявляют большую склонность к самоповреждающему и саморазрушающему и агрессивному поведению, чем старшие школьники андрогинного типа. У представителей андрогинного типа преобладает социальная желательность ответов по сравнению с группой школьников маскулинного гендерного типа. Фемининные старшеклассники менее склонны к проявлению агрессии по сравнению со своими маскулинными сверстниками.

Изучение индивидуальных особенностей старшеклассников с помощью психодиагностического опросника Л.Т. Ямпольского позволило провести сравнение между группами учащихся 11-х классов с различными гендерными характеристиками (см. табл. 2). Значимые различия отмечаются только по шкале «депрессия» (U=0,01) между группами фемининных и андрогинных школьников. Учащиеся старших классов с фемининным гендерным типом проявляют большую склонность к депрессивному состоянию личности, чем школьники с андрогинным типом.

Таблица 2

Результаты исследования индивидуальных особенностей учащихся 11-х классов с различными гендерными типами

Шкалы/гендерные типы

Фемининный

тип

Маскулинный

тип

Андрогинный

тип

Невротизм

5,2

6,2

5,2

Психотизм

4,8

5,5

3,9

Депрессия

4,3

3,5

2,9

Психическая неуравновешенность

4,5

5,2

4,3

Общий балл

18,8

20,3

16,3

Анализ результатов исследования склонности учащихся старших классов с различными гендерными типами к виктимному поведению показал, что для группы фемининных школьников по сравнению с группой маскулинных наиболее характерными чертами поведения являются склонности к зависимому и беспомощному поведению (модель пассивного виктимного поведения), а также ярко выражена социальная желательность ответов данных на опросник.

Представители данной гендерной группы не склонны оказывать сопротивления, противодействия преступнику в случае опасности по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временного), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия; они могут иметь установку на беспомощность. Фемининные школьники постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих, находятся в ролевой позиции жертвы, они бывают робкими, скромными, сильно внушаемыми и конформными. Среди индивидуальных характерологических особенностей фемининных школьников ярко выражена склонность к депрессии по сравнению с группой андрогинных школьников. Склонность к депрессии показывает наличие глубины субъективных переживаний, возникающих при снижении общего фона настроения. Депрессия - угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и переживаниями. Люди, склонные к депрессии, подвержены идее самообвинения, испытывают субъективные трудности в организации деятельности, имеют низкую фрустрационную толерантность. Причинами такого поведения и состояния учащихся данной группы могут быть неоднократные попадания в ситуации насилия, склонности к оправданию чужой агрессии, склонности всех прощать.

В группе маскулинных учащихся по сравнению с представителями фемининной и андрогинной групп прослеживается выраженное агрессивное поведение. К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т.д.). Для маскулинных школьников характерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Такое поведение может быть реализацией типичной для них антиобщественной направленности личности, в рамках которой агрессивность проявляется по отношению к определенным лицам и в определенных ситуациях (избирательно), но может быть и «размытой», не персонифицированной по объекту. У данной группы лиц может наблюдаться склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных норм, правил и этических ценностей. Старшеклассники данной гендерной группы могут легко поддаться эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы.

Анализ склонности учащихся старших классов к виктимному поведению показал также выраженность склонности школьников маскулинной группы к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Самоповреждающее и саморазрушающее поведение - это модель активного виктимного поведения. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцируется ситуацией просьбы или обращения к нему. Для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которое характеризуются склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для самого человека и окружающих. Они могут не осознавать последствий своих действий или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется.

Саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение школьников выражается в поступках, противоречащих социальным нормам, в результате которых вольно или неволь­но они причиняют существенный вред самим себе. Такое пове­дение разрушает человека и общество, нарушает целостность лично­сти, задерживает ее развитие или делает его крайне односторонним, осложняющим межличностные отношения.

У представителей андрогинной группы по сравнению с представителями маскулинной группы выражена склонность давать социально желательные ответы. Согласно определению Большого энциклопедического словаря: «Социальная желательность - фактор, искажающий ответы на пункты личностных опросников путем увеличения частоты тех ответов, которые кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете» [1, С. 275].

Психологическое содержание эмпирически установленного симптомокомплекса виктимного поведения старших школьников с различными гендерными характеристиками позволяет рассматривать его как ре­зультат нарушений социального развития, т. е. социализации. Данные нарушения проявляются в выраженной склонности к виктимным формам поведения, социальной дезадаптации в виде податливости влия­нию, социальной дезориентации и отгороженности, непродуктивных, асоциальных стилях взаимодействия. Выявление и наличие подобных симптомов могут быть основаниями, определяющими цель, методы и форму коррекционно-развивающей работы со школьниками.

Рецензенты:

Зубова Л.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;

Вишняков А.И., д.б.н., профессор кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.