В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" даются определения научной (научно-исследовательской) деятельность, фундаментальным научным исследованиям, государственной научно-технической политике, инновационному проекту, инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности, но все они не подходят под базовые определения НИС.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. говориться: «переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни» [1]. Это определение является официальным для характеристики национальной инновационной системы России. Слова «представляющей собой» перед основным определением НИС говорят о нечёткой формулировке и о том, что национальная инновационная система находится на этапе своего становления и будет в дальнейшем приобретать новые составляющие в своей структуре.
Проект Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г. рассматривает национальную инновационную систему как «совокупность субъектов, институтов, инфраструктуры, обеспечивающих производство и распространение инноваций в экономике и обществе» [2]. В принятой Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. определение национальной инновационной системы отсутствует, разработчики Стратегии ограничились предложением: «повышение эффективности национальной инновационной системы обеспечивается слаженным взаимодействием существующих и создаваемых ее элементов».
Из всего этого можно сделать вывод, что термин «национальная инновационная система» в российской законодательной базе используется крайне редко, а в Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года вообще отсутствует.
Существующие подходы к исследованию национальных инновационных систем были отражены в работах зарубежных и российских видных ученых.
Так, первым кто предложил термин «национальная инновационная система» был профессор Университета Сассекса (Великобритания) Кристофер Фримэн. По Фримэну, НИС - это «сеть частных и государственных институтов и организаций, деятельность и взаимодействие которых приводят к возникновению, импорту, модификации и распространению новых технологий».
Мозеса Абрамовиц, в 1986 году опубликовавший в журнале Journal of Economic History статью «Догоняя, перегоняя и отставая», в этой работе были рассмотрены важнейшие элементы экономико-технологического потенциала различных стран и факторы, влияющие на динамику его развития. В совокупности эти факторы, по Абрамовицу, определяют так называемую социальную способность государств, то есть их исходные возможности по наращиванию экономико-технологического потенциала, и среди ключевых факторов им были названы: национальная техническая компетенция (уровень образования), опыт в организации и управлении крупномасштабными производствами и проектами, наличие развитых финансовых институтов и рынков, способных мобилизовать приток капитала для таких крупномасштабных производственных проектов, уровень «честности» различных государственных и частных институтов и общественного доверия к ним, стабильность государственной власти и ее эффективность в определении правил игры и контроле за их соблюдением.
Лин Су Кимом была дополнена предложенная Абрамовицем концепция «социальной способности». По его мнению, концепция «технологической способности» определяется инновациями, производством и инвестициями. У стран, стремящихся к экономическому лидерству, процессы привлечения инвестиций, модернизации производства и развития инноваций должны идти параллельно, а не последовательно [4].
Как отмечает профессор Квебекского университета Хорхе Ниози, «в то время как финансовый капитал относительно легко пересекает национальные или региональные границы, переток через эти границы знаний происходит значительно медленнее, что объясняется более герметичным характером последних, то есть тем, что многие из этих знаний хранятся в человеческих мозгах. Трансфер знаний, в свою очередь, напрямую зависит от трансфера человеческого капитала, мобильность которого весьма ограничена» [3]. И уровень этой мобильности прежде всего определяется особенностями механизмов государственного регулирования и эффективностью работы различных государственных и полугосударственных институтов, то есть всеми теми факторами, при изучении которых и необходимо принимать во внимание наличие национальных границ». Соображения Ниози остаются справедливыми и в пределах государственных границ, поэтому развитие НИС носит, как правило, «очаговый», или сетевой, характер: НИС растет локально, создаются зоны с особо благоприятными для инноваций условиями, затем число зон (узлов) увеличивается, их опыт тиражируется.
Каждый из авторов предлагает свое определение НИС, акцентируя внимание на ее отдельных элементах и взаимосвязях. В то же время все они придерживаются общих методологических принципов:
- особую роль в экономическом развитии играет знание;
- главным фактором экономической динамики является конкуренция между предпринимателями, в основе которой лежат инновации;
- институциональный контекст инновационной деятельности прямо влияет на ее содержание и структуру.
Видные российские ученые дают такое определение НИС.
По мнению Н.А. Ивановой национальная инновационная система - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы). В то же время НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.
Согласно позиции Голиченко О.Г. НИС - это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.
Как отмечает академик РАН В.М. Полтерович, «современные национальные инновационные системы - очень сложные системы, при широком определении в них приходится включать едва ли не все экономические институты».
С.П. Лапаев считает, что НИС - это совокупность различных элементов и составляющих, комплекс мер и механизмов, инструмент экономической политики государства, объект управления (со стороны государства).
Национальная инновационная система, как считают Е.В. Моргунов и Г.В. Снегирев - это совокупность институтов, комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности, часть национальной экономической системы [5].
Таким образом получается, что в отечественной литературе отмечаются такие основные характеристики НИС, как:
1) системный характер, то есть рассмотрение ее как совокупности особым образом взаимодействующих элементов;
2) институциональный аспект, то есть влияние существующих в обществе формальных и неформальных институтов на темпы и масштабы развития инноваций;
3) распространение новых знаний и технологий как главная функция НИС.
Проанализировав исследования российских и зарубежных авторов в контексте национальной инновационной системы и российское законодательство, мной была сформулирована авторская концепция понимания сущности национальной инновационной системы:
Национальная инновационная система - это совокупность взаимодействующих между собой институтов государства, общества и частных организаций, деятельность которых направленна на создание и внедрение новых технологий и знаний, в основе которой лежит конкуренция, для повышения эффективности национальной экономики, ее модернизации и структурной перестройки, итогом которой должно стать повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.
В авторской концепции понимания НИС особое внимание уделяется наличию конкуренции, как инструменту создания новых, востребованных технологий, продуктов и услуг, ведь конкуренция в экономике является элементом максимально эффективного использования ресурсов и капитала. В концепции так же точно сформулирована цель НИС, система должна стать одним из факторов повышения уровня жизни граждан России. Главная цель государства - это повышение уровня жизни ее граждан, национальная инновационная система может стать важным фактором для достижения этой цели через модернизацию и повышение эффективности национальной экономики, уход от сырьевой модели.
По итогам 2014 года в сфере инноваций Правительство РФ добилось следующих результатов [6]:
В 22 субъектах Федерации в рамках 49 проектов ОАО «Роснано» состоялось 54 пуска новых производств и R&D-центров.
В трёх субъектах Федерации начали функционировать центры внедрения инноваций, реализуются восемь отраслевых и корпоративных программ (ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «АК "Транснефть"», Федеральное дорожное агентство, Росрезерв, МЧС России, ГК «Автодор», ОАО «Газпромнефть»), разработаны и утверждены 12 новых профессиональных стандартов для наноиндустрии.
Заметна существенная патентная активность стартапов «Сколково» - подано свыше 280 патентных заявок.
ОАО «РВК» продолжена работа по развитию инновационно-венчурной экосистемы: охвачено более 2850 инновационных проектов (команд), принявших участие в конкурсах, премиях и отборах, организованных и поддержанных ОАО «РВК»; организуемый ОАО «РВК» федеральный конкурс - акселератор технологических стартапов Generation S в 2014 году собрал более 1850 заявок из 65 регионов России.
В 2014 году в организациях-участницах 25 инновационных кластеров, получающих государственную поддержку, ожидается создание более 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест (в 2013 году было создано более 35 тыс. высокопроизводительных рабочих мест).
Планируется значительный рост ежегодного объёма работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями - участницами кластеров. В 2014 году сумма по данному показателю, по прогнозным данным участников кластеров, составит 97,8 млрд рублей.
Утверждён перечень расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России, ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Это позволяет снизить издержки, связанные с проведением научных исследований, и повысить конкурентоспособность российских исследователей, научных организаций.
За девять месяцев 2014 года число результатов интеллектуальной деятельности, ориентированных на промышленное применение, увеличилось до 23,8 тыс., что на 7,2% выше показателя 2013 года.
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в государственных мероприятиях и программах поддержки составляет по состоянию на ноябрь 2014 года 41%, что свидетельствует о достижении запланированного на 2014 год показателя 40%. Основные мероприятия для улучшения этого показателя направлены на увеличение привлекательности научной деятельности для заинтересованных молодых исследователей.
В Госдуму внесён законопроект, предусматривающий формирование системы финансирования научных исследований, основанной на развитии государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Предусматривается наделение фондов функциями не только по распределению полученных бюджетных средств, но и по поиску и выбору перспективных направлений научных исследований.
Национальная инновационная система должна служить для перехода экономики от сырьевой модели развития к инновационной, где главным элементом является знание, а продуктом - новая технология.
Рецензенты:
Горенбургов М.А., д.э.н., профессор кафедры Государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург;
Шопенко А.Д., д.с.н., профессор кафедры Государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.