Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIAL PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MUSICAL HEARING’S DEVELOPMENT

Ivanova N.V. 1
1 Saratov State Sobinov L.V. Conservatory
The development in theory and practice of solfeggio let us deeper and deeper understand the essence of special psychological aspects present in training and improvement of musical hearing. Analyzing of psychological aspect in solfeggio training is very important. In concerns the deep operation of multilevel processing of audio information, uniting emotional impression with rational analysis and conscious reproduction of music listened during the singing or playing, written or imagined. And that is the very essence of solfa. The pre-set nature of tonal memory , sense of rhythm, apprehension of tonal transition, sense of style gives us opportunity to study the whole range of problems associated with training of musical hearing from the perspective of attitude theory. That allows to find optimal ways of solfa teaching. Studying the psychological nature of musical hearing shows its connection to experiencing and analyzing of musical impression, which are collected in memory and form the individual perception characteristics. The article contents a classification of conceptual, goal-oriented and operational attitudes, which are very important for solfeggio training. Attitude studies allow to reveal the balance between conscious and unconscious aspects in perception of music and their influence on the process and result of musical cognitive activity. The research results give a scientific evidence of methods for skill and habit training and improvement of musical hearing based on ability to find solutions in unusual circumstances.
solfa training
musical perception
attitude
skill and habit training
improvement of teaching methods
Изучение психологических особенностей различных видов деятельности, связанных с восприятием, исполнением и сочинением музыки, необходимо для разработки основ управления процессом музыкального обучения, для формирования методики развития способностей, навыков и умений, для более точной диагностики музыкальной одарённости и для улучшения подготовки музыкантов к концертной исполнительской деятельности. В этой связи анализ психологических особенностей изучения сольфеджио представляется очень важным. Он затрагивает глубинные процессы многоуровневой обработки слуховой информации, соединяющие эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, в нотной записи или мысленном представлении, что и составляет суть сольфеджио.

Развитие теории и практики сольфеджио позволяет всё глубже понимать сущность психологических особенностей формирования и совершенствования музыкального слуха. Внимание многих музыковедов, активно разрабатывающих теоретическую базу сольфеджио, сосредоточено именно в этой области, что нетрудно заметить, обратившись к трудам Е.В. Назайкинского, Ю.Н. Рагса, Л.М. Маслёнковой, М.В. Карасёвой, Л.Н. Логиновой, З.И. Глядешкиной, Б.А. Незванова, П.П. Сладкова, И.В. Воронцовой и других учёных. Благодаря их исследованиям современное сольфеджио, продолжая оставаться практической дисциплиной, не сводится лишь к озвучиванию содержания гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, а превращается в новую отрасль когнитивного музыкознания.

Сольфеджио - многопрофильная дисциплина, предусматривающая широкий круг задач, включающих воспитание слуха, выработку навыков пения, практическое освоение теории музыки и основных музыкально-языковых средств, развитие музыкального мышления. В разные исторические эпохи постановка и решение этих задач постепенно формировали предмет сольфеджио как учебной дисциплины. Зарождение интереса к психологическим аспектам воспитания музыкального слуха произошло в первой половине ХХ века в трудах Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, С.М. Майкапара и других выдающихся музыкантов. В настоящее время их идеи активно развиваются и оказывают решающее влияние на переосмысление содержания дисциплины сольфеджио и создание фундаментальной научной базы для совершенствования методики её преподавания с привлечением знаний не только из смежных музыкальных дисциплин, но и из психологии, психофизиологии, лингвистики, семиотики, теории информации, педагогики, психотерапии.

Изучение проблем преподавания сольфеджио в свете теории установки, разработанной грузинской психологической школой под руководством Д.Н. Узнадзе [8], позволяет проанализировать процессы восприятия, преобразования, сохранения в памяти и воспроизведения музыкальных впечатлений, а также развития на их основе способности овладевать всё более сложным музыкальным материалом. Установочная природа ладового чувства, чувства ритма, восприятия модуляции, чувства стиля даёт возможность подойти к изучению всего комплекса проблем формирования музыкального слуха с позиций теории установки для выявления оптимальных методов преподавания сольфеджио. Результаты анализа дают научное обоснование методики формирования навыков и умений, развития гибкости музыкального слуха, опирающегося на способность находить решение в нестандартных ситуациях.

Установка представляет собой психологический механизм, руководящий всеми видами деятельности, необходимой для изучения сольфеджио, характеризует её условия, процесс и результат. Формирование и закрепление необходимых слуховых навыков осуществляется в результате фиксации соответствующих установок. Воспитание гибкости музыкального слуха достигается выработкой и совершенствованием техники их смены. Типичные ошибки, допускаемые учениками во время обучения, объясняются установочными иллюзиями музыкального восприятия. Влияние индивидуальных особенностей установки на отношение к учению, на его эффективность, на формирование взаимоотношений педагога и ученика, несомненно. Оно находит многочисленные подтверждения в педагогической практике.

Изучение сольфеджио представляет собой познавательную деятельность, направленную на всестороннее развитие музыкального слуха и объединяющую восприятие музыки, её исполнение, оценку и осмысление. Этот вид деятельности охватывает все три плана поведения человека: практический, теоретический и социальный. Важными составляющими изучения сольфеджио являются структурирование музыкальных впечатлений и распознавание элементов музыкального языка, их раскодирование и перекодирование в процессе перевода аудиального сигнала на входе в визуальный на выходе и наоборот [3, c. 20]. В процессе овладения этими операциями происходит развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, ритмического, полифонического, тембрового), памяти, музыкального мышления, музыкального вкуса, чувства стиля; приобретаются практические навыки, необходимые музыканту.

Исследование роли психологической установки в изучении сольфеджио как музыкальной познавательной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

  • Изучением сольфеджио управляют психологические установки музыкального восприятия, оценки, познания, социального и практического поведения, реализации психофизических сил человека, творчества. Они объединяются в единую систему приоритетов, индивидуальную для каждой личности.
  • Исходя из иерархической природы установки как психологического механизма стабилизации деятельности и опираясь на классификацию А.Л. Асмолова [1], можно предположить, что в процессе обучения каждый студент является носителем смысловых, целевых и операциональных установок.
  • Смысловые установки отражают мотивацию познавательной музыкальной деятельности, её значимость для ученика, отношение к предмету сольфеджио, прошлый опыт обучения и прогноз его результатов. Они непосредственно управляют внутренней моторикой человека и проявляются в неповторимой субъективной окраске его действий (разговорной и певческой интонации, взгляда, позы, жеста). Смысловые установки выполняют фильтрующую функцию по отношению к установкам других уровней, потому что могут блокировать или стимулировать действие целевых и операциональных установок.
  • Целевые установки определяются приоритетами ученика и теми задачами, которые он перед собой ставит (развитие способностей, приобретение навыков, получение хорошей оценки, общение с педагогом и товарищами по учёбе). На выбор цели оказывает влияние смысловая установка. Целевая же управляет актуализацией операциональной. В реализации целевой установки, обеспечивающей сохранение направленности действия, смысловая установка выполняет режиссирующую, а операциональная - исполнительную функцию. Целевые установки могут быть долговременными или кратковременными. Ведь готовность к достижению определенного уровня развития музыкального слуха может сохранять актуальность на протяжении многих лет, а готовность к пению несложной мелодии длится несколько секунд. После достижения цели целевая установка теряет актуальность и иногда может переходить в ранг операциональных установок. Так в начале обучения умение чисто спеть гамму может выступать в качестве целевой установки. После того, как это действие перестанет представлять трудность для ученика (превратится в навык), соответствующая ему установка перейдёт в разряд операциональных (фиксированных).
  • Операциональные установки отражают конкретные приёмы выполнения необходимых действий: привычных, отработанных до автоматизма и закреплённых в соответствующих слуховых, певческих, ансамблевых, аналитических и других навыках (фиксированные установки) и непривычных, неожиданных, требующих осмысления нестандартных ситуаций (моментальные нефиксированные установки).
  • Приобретение навыков - одна из важнейших задач учебной деятельности. Её можно представить как постепенное накопление опыта посредством выработки и сохранения фиксированных установок. При этом сформированные навыки кладутся в основу создания новых установок, фиксация которых, в свою очередь, рождает новые навыки и т.д. Так фиксированная установка выступает одновременно как условие и как результат учения.
  • Для изучения сольфеджио очень важно гармоничное развитие аудиальных, визуальных и кинестетических аспектов музыкального восприятия, отражённых в сенсорных и моторных установках. Полимодальность восприятия обостряет, индивидуализирует музыкальные впечатления, будит фантазию, способствует развитию образного мышления, эмоциональной памяти. В ней раскрывается одно из важнейших качеств установки - мобилизация всех сущностных сил организма на решение поставленной задачи, что влияет на повышение личностного смысла учебной деятельности.
  • Причины множества типичных ошибок, допускаемых учениками в процессе обучения сольфеджио, заключаются в действии ассимилятивных и контрастных иллюзий восприятия, возникающих в тех случаях, когда та или иная фиксированная установка действует в несоответствующей ситуации. Понимание причин возникновения таких ошибок помогает уменьшить их количество с помощью дифференциации установок и тренировки техники переключения с одной установки на другую в нестандартных упражнениях, рассчитанных на сочетание двух или более равно актуальных установок.
  • Операциональные установки предполагают не только опору на предшествующий опыт, но и возможность решения "эвристических задач". Она выражается как в способности к быстрой смене имеющихся фиксированных установок, так и в моментальной выработке новых установок, адекватных конкретной ситуации. Обе эти способности опираются на механизм активного опережения (предслышания), известный всем музыкантам. В действии моментальных и фиксированных установок музыкального восприятия выражаются противоположные и взаимодополняющие тенденции развития музыкального слуха. Их взаимодействие позволяет, опираясь на стереотипные реакции (закреплённые в фиксированных установках), связанные с восприятием типичного, общепринятого, традиционного, развивать способность к восприятию нового, непривычного, неожиданного, требующего осмысления (с помощью моментальных установок). Это помогает глубже понять идею А.Л. Островского о преодолении ладовой и метроритмической инерции, раскрыть психологическую основу воспитания творческой активности музыкального слуха. Особенную актуальность она приобретает в консерваторском курсе сольфеджио при обращении к музыке XX века, по отношению к которой вся система навыков, приобретенная в ходе изучения музыки XVIII-XIX веков, оказывается применимой лишь частично, с оговорками и натяжками.

Этими выводами не исчерпываются те возможности, которые открываются при изучении проблем сольфеджио в свете теории установки. Главным достоинством предложенного подхода является его антропологичность, обращение не только к объективным закономерностям, но и к индивидуальным личностным особенностям профессионального музыкального слуха. Это отражает идею гуманизации образовательного процесса в XXI веке. Привычное понятие воспитания музыкального слуха приобретает новое звучание благодаря пониманию роли психологической установки как фактора, оказывающего влияние на формирование смысловой сферы личности и позволяющего изучать индивидуальные характеристики музыкального восприятия и мышления. Это меняет научную и учебную парадигму развития сольфеджио, его цели, задачи и даже объект, перенося акцент с музыкального материала и способов его организации на исследование возможностей человека, преобразовывающего в своём сознании музыкальные впечатления [2].

Исследование психологической природы музыкального слуха, определённой Е.В. Назайкинским в триадической формуле: слух-осязание, слух-переживание, слух-мышление [5, с. 27], показывает, что установка наиболее тесно связана с переживанием и оценкой музыкальных впечатлений, откладывающихся в памяти и формирующих индивидуальные особенности восприятия. Анализ установочных процессов позволяет осуществить изучение соотношения осознаваемых и неосознаваемых моментов музыкального восприятия и их влияние на характер и результат музыкально-слуховой познавательной деятельности. Таким результатом является личностное знание (М. Полани), основанное на индивидуальном опыте и соединяющее рациональное знание с неявным, которое «представляет собой практические, деятельностные навыки, сформированные на невербальном уровне» [7, с. 359] на основе фиксации неосознаваемых установок, передающихся от учителя к ученику в процессе совместной работы. «Особенностью знания, приобретаемого в интуитивном опыте, является то, что даже не будучи осознанным, оно может служить основой практического действия» [2, с.  54]. В сфере изучения сольфеджио (как и в обучении игре на музыкальных инструментах) такие знания, приобретённые на интуитивном уровне, представляют особую ценность, так как именно они отражают практическую направленность дисциплины. Таким образом, изучение установочных процессов позволяет приблизиться к пониманию скрытых механизмов, лежащих в основе овладения неформулируемыми «тайнами ремесла», обеспечивающими возможность сохранения и передачи традиций от учителя к ученику. Вместе с рациональными и неявными знаниями педагог невольно передаёт ученикам и своё отношение к миру, что выводит сольфеджио на уровень решения нравственных проблем обучения.

Рецензенты:

Кулапина О.И., доктор искусствоведения, к.филос.н., профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, г. Саратов;

Вишневская Л.А., доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, г. Саратов.