Развитие теории и практики сольфеджио позволяет всё глубже понимать сущность психологических особенностей формирования и совершенствования музыкального слуха. Внимание многих музыковедов, активно разрабатывающих теоретическую базу сольфеджио, сосредоточено именно в этой области, что нетрудно заметить, обратившись к трудам Е.В. Назайкинского, Ю.Н. Рагса, Л.М. Маслёнковой, М.В. Карасёвой, Л.Н. Логиновой, З.И. Глядешкиной, Б.А. Незванова, П.П. Сладкова, И.В. Воронцовой и других учёных. Благодаря их исследованиям современное сольфеджио, продолжая оставаться практической дисциплиной, не сводится лишь к озвучиванию содержания гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, а превращается в новую отрасль когнитивного музыкознания.
Сольфеджио - многопрофильная дисциплина, предусматривающая широкий круг задач, включающих воспитание слуха, выработку навыков пения, практическое освоение теории музыки и основных музыкально-языковых средств, развитие музыкального мышления. В разные исторические эпохи постановка и решение этих задач постепенно формировали предмет сольфеджио как учебной дисциплины. Зарождение интереса к психологическим аспектам воспитания музыкального слуха произошло в первой половине ХХ века в трудах Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, С.М. Майкапара и других выдающихся музыкантов. В настоящее время их идеи активно развиваются и оказывают решающее влияние на переосмысление содержания дисциплины сольфеджио и создание фундаментальной научной базы для совершенствования методики её преподавания с привлечением знаний не только из смежных музыкальных дисциплин, но и из психологии, психофизиологии, лингвистики, семиотики, теории информации, педагогики, психотерапии.
Изучение проблем преподавания сольфеджио в свете теории установки, разработанной грузинской психологической школой под руководством Д.Н. Узнадзе [8], позволяет проанализировать процессы восприятия, преобразования, сохранения в памяти и воспроизведения музыкальных впечатлений, а также развития на их основе способности овладевать всё более сложным музыкальным материалом. Установочная природа ладового чувства, чувства ритма, восприятия модуляции, чувства стиля даёт возможность подойти к изучению всего комплекса проблем формирования музыкального слуха с позиций теории установки для выявления оптимальных методов преподавания сольфеджио. Результаты анализа дают научное обоснование методики формирования навыков и умений, развития гибкости музыкального слуха, опирающегося на способность находить решение в нестандартных ситуациях.
Установка представляет собой психологический механизм, руководящий всеми видами деятельности, необходимой для изучения сольфеджио, характеризует её условия, процесс и результат. Формирование и закрепление необходимых слуховых навыков осуществляется в результате фиксации соответствующих установок. Воспитание гибкости музыкального слуха достигается выработкой и совершенствованием техники их смены. Типичные ошибки, допускаемые учениками во время обучения, объясняются установочными иллюзиями музыкального восприятия. Влияние индивидуальных особенностей установки на отношение к учению, на его эффективность, на формирование взаимоотношений педагога и ученика, несомненно. Оно находит многочисленные подтверждения в педагогической практике.
Изучение сольфеджио представляет собой познавательную деятельность, направленную на всестороннее развитие музыкального слуха и объединяющую восприятие музыки, её исполнение, оценку и осмысление. Этот вид деятельности охватывает все три плана поведения человека: практический, теоретический и социальный. Важными составляющими изучения сольфеджио являются структурирование музыкальных впечатлений и распознавание элементов музыкального языка, их раскодирование и перекодирование в процессе перевода аудиального сигнала на входе в визуальный на выходе и наоборот [3, c. 20]. В процессе овладения этими операциями происходит развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, ритмического, полифонического, тембрового), памяти, музыкального мышления, музыкального вкуса, чувства стиля; приобретаются практические навыки, необходимые музыканту.
Исследование роли психологической установки в изучении сольфеджио как музыкальной познавательной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
- Изучением сольфеджио управляют психологические установки музыкального восприятия, оценки, познания, социального и практического поведения, реализации психофизических сил человека, творчества. Они объединяются в единую систему приоритетов, индивидуальную для каждой личности.
- Исходя из иерархической природы установки как психологического механизма стабилизации деятельности и опираясь на классификацию А.Л. Асмолова [1], можно предположить, что в процессе обучения каждый студент является носителем смысловых, целевых и операциональных установок.
- Смысловые установки отражают мотивацию познавательной музыкальной деятельности, её значимость для ученика, отношение к предмету сольфеджио, прошлый опыт обучения и прогноз его результатов. Они непосредственно управляют внутренней моторикой человека и проявляются в неповторимой субъективной окраске его действий (разговорной и певческой интонации, взгляда, позы, жеста). Смысловые установки выполняют фильтрующую функцию по отношению к установкам других уровней, потому что могут блокировать или стимулировать действие целевых и операциональных установок.
- Целевые установки определяются приоритетами ученика и теми задачами, которые он перед собой ставит (развитие способностей, приобретение навыков, получение хорошей оценки, общение с педагогом и товарищами по учёбе). На выбор цели оказывает влияние смысловая установка. Целевая же управляет актуализацией операциональной. В реализации целевой установки, обеспечивающей сохранение направленности действия, смысловая установка выполняет режиссирующую, а операциональная - исполнительную функцию. Целевые установки могут быть долговременными или кратковременными. Ведь готовность к достижению определенного уровня развития музыкального слуха может сохранять актуальность на протяжении многих лет, а готовность к пению несложной мелодии длится несколько секунд. После достижения цели целевая установка теряет актуальность и иногда может переходить в ранг операциональных установок. Так в начале обучения умение чисто спеть гамму может выступать в качестве целевой установки. После того, как это действие перестанет представлять трудность для ученика (превратится в навык), соответствующая ему установка перейдёт в разряд операциональных (фиксированных).
- Операциональные установки отражают конкретные приёмы выполнения необходимых действий: привычных, отработанных до автоматизма и закреплённых в соответствующих слуховых, певческих, ансамблевых, аналитических и других навыках (фиксированные установки) и непривычных, неожиданных, требующих осмысления нестандартных ситуаций (моментальные нефиксированные установки).
- Приобретение навыков - одна из важнейших задач учебной деятельности. Её можно представить как постепенное накопление опыта посредством выработки и сохранения фиксированных установок. При этом сформированные навыки кладутся в основу создания новых установок, фиксация которых, в свою очередь, рождает новые навыки и т.д. Так фиксированная установка выступает одновременно как условие и как результат учения.
- Для изучения сольфеджио очень важно гармоничное развитие аудиальных, визуальных и кинестетических аспектов музыкального восприятия, отражённых в сенсорных и моторных установках. Полимодальность восприятия обостряет, индивидуализирует музыкальные впечатления, будит фантазию, способствует развитию образного мышления, эмоциональной памяти. В ней раскрывается одно из важнейших качеств установки - мобилизация всех сущностных сил организма на решение поставленной задачи, что влияет на повышение личностного смысла учебной деятельности.
- Причины множества типичных ошибок, допускаемых учениками в процессе обучения сольфеджио, заключаются в действии ассимилятивных и контрастных иллюзий восприятия, возникающих в тех случаях, когда та или иная фиксированная установка действует в несоответствующей ситуации. Понимание причин возникновения таких ошибок помогает уменьшить их количество с помощью дифференциации установок и тренировки техники переключения с одной установки на другую в нестандартных упражнениях, рассчитанных на сочетание двух или более равно актуальных установок.
- Операциональные установки предполагают не только опору на предшествующий опыт, но и возможность решения "эвристических задач". Она выражается как в способности к быстрой смене имеющихся фиксированных установок, так и в моментальной выработке новых установок, адекватных конкретной ситуации. Обе эти способности опираются на механизм активного опережения (предслышания), известный всем музыкантам. В действии моментальных и фиксированных установок музыкального восприятия выражаются противоположные и взаимодополняющие тенденции развития музыкального слуха. Их взаимодействие позволяет, опираясь на стереотипные реакции (закреплённые в фиксированных установках), связанные с восприятием типичного, общепринятого, традиционного, развивать способность к восприятию нового, непривычного, неожиданного, требующего осмысления (с помощью моментальных установок). Это помогает глубже понять идею А.Л. Островского о преодолении ладовой и метроритмической инерции, раскрыть психологическую основу воспитания творческой активности музыкального слуха. Особенную актуальность она приобретает в консерваторском курсе сольфеджио при обращении к музыке XX века, по отношению к которой вся система навыков, приобретенная в ходе изучения музыки XVIII-XIX веков, оказывается применимой лишь частично, с оговорками и натяжками.
Этими выводами не исчерпываются те возможности, которые открываются при изучении проблем сольфеджио в свете теории установки. Главным достоинством предложенного подхода является его антропологичность, обращение не только к объективным закономерностям, но и к индивидуальным личностным особенностям профессионального музыкального слуха. Это отражает идею гуманизации образовательного процесса в XXI веке. Привычное понятие воспитания музыкального слуха приобретает новое звучание благодаря пониманию роли психологической установки как фактора, оказывающего влияние на формирование смысловой сферы личности и позволяющего изучать индивидуальные характеристики музыкального восприятия и мышления. Это меняет научную и учебную парадигму развития сольфеджио, его цели, задачи и даже объект, перенося акцент с музыкального материала и способов его организации на исследование возможностей человека, преобразовывающего в своём сознании музыкальные впечатления [2].
Исследование психологической природы музыкального слуха, определённой Е.В. Назайкинским в триадической формуле: слух-осязание, слух-переживание, слух-мышление [5, с. 27], показывает, что установка наиболее тесно связана с переживанием и оценкой музыкальных впечатлений, откладывающихся в памяти и формирующих индивидуальные особенности восприятия. Анализ установочных процессов позволяет осуществить изучение соотношения осознаваемых и неосознаваемых моментов музыкального восприятия и их влияние на характер и результат музыкально-слуховой познавательной деятельности. Таким результатом является личностное знание (М. Полани), основанное на индивидуальном опыте и соединяющее рациональное знание с неявным, которое «представляет собой практические, деятельностные навыки, сформированные на невербальном уровне» [7, с. 359] на основе фиксации неосознаваемых установок, передающихся от учителя к ученику в процессе совместной работы. «Особенностью знания, приобретаемого в интуитивном опыте, является то, что даже не будучи осознанным, оно может служить основой практического действия» [2, с. 54]. В сфере изучения сольфеджио (как и в обучении игре на музыкальных инструментах) такие знания, приобретённые на интуитивном уровне, представляют особую ценность, так как именно они отражают практическую направленность дисциплины. Таким образом, изучение установочных процессов позволяет приблизиться к пониманию скрытых механизмов, лежащих в основе овладения неформулируемыми «тайнами ремесла», обеспечивающими возможность сохранения и передачи традиций от учителя к ученику. Вместе с рациональными и неявными знаниями педагог невольно передаёт ученикам и своё отношение к миру, что выводит сольфеджио на уровень решения нравственных проблем обучения.
Рецензенты:
Кулапина О.И., доктор искусствоведения, к.филос.н., профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, г. Саратов;
Вишневская Л.А., доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, г. Саратов.