Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEM OF CHILD ABANDONMENT IN MODERN RUSSIA

Goreva O.M. 1 Osipova L.B. 2 Serbina E.A. 3
1 Tyumen state oil and gas university
2 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
3 MBOU secondary school № 5 Lyantor
Article is dedicated to one of the most pressing social problems of modern Russia — social orphanhood. Greatest importance in modern conditions become causes of social orphans, methods and ways of solving the problem, the study of social and institutional aspects of the problems of social adaptation, social protection, social support of orphans as a relatively independent groups, the analysis of the social content of orphanhood. Along with the analysis of the existing forms of work describes a new efficient models and technology work related to various aspects of child abandonment. Modern Russian society is clearly faced with the objective necessity of solving the problem of child abandonment due to the intense increase in the number of orphans. Drawing on his own experience in the field of child abandonment in various regions of Russia, the authors describe the technology of sustainable regional developments in the field of child abandonment.
homelessness
street children
street
social orphans
Socio orphans
society
Радикальные преобразования во всех сферах российского общества, начавшиеся в конце XX в., повлекли за собой ряд существенных перемен в социальной жизни общества, в частности обусловили нарастание кризисных процессов в институте семьи, проявляющихся в ослаблении родительских функций, уменьшении ответственности родителей за содержание и воспитание детей. К тому же общество стало сильно поляризировано в силу социального расслоения. Все это провоцирует социальную и психологическую дезапдаптацию людей, способствует ухудшению общественного здоровья нации. Образ жизни, который ведут многие родители, вынуждает органы государственной и муниципальной власти ограничивать или лишать их родительских прав, а детям выбирать соответствующую форму устройства. В 2012 г. численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, составила 64,7 тыс. человек. В последнее время Россия приобретает еще одну парадоксальную характеристику - она превращается в страну-экспортера своих детей. В зону социального неблагополучия попало множество юных россиян. Возросло число детей, занимающихся бродяжничеством. По статистике, 16% граждан России в возрасте до 16 лет проживают в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. В них дети лишены сбалансированного питания, возможности удовлетворения самых простых насущных потребностей. Кроме того, более 80% детей не имеют родительского попечения - хотя это не сироты в прямом смысле этого слова. К сожалению, молодое поколение теряет качественные характеристики, отражающие уровень физического, психического и нравственного здоровья. В подростковой среде распространены различные формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, преступность. Отмеченные выше процессы имеют место практически во всех регионах России.

Первые подходы к осмыслению взаимоотношений государства и семьи, внутрисемейных отношений содержат дошедшие до нашего времени научные труды древнегреческих философов. Так, Платон идеальный общественный механизм связывал с благополучием семьи. Сообразуясь с реальной российской ситуацией, методологически интересным представляется положение Аристотеля о том, что «воспитание должно соответствовать каждому государственному строю, что отражается в законах о воспитании» [1]. Идея гармонизации родительских обязанностей высказывалась Сократом, который отмечал, что «из рук матери выходят дети, из рук отца - взрослые люди» [8]. Для Плутарха истинная цель воспитания - исправление нравов. Недостатки воспитания проявляются в отсутствии высоких нравственных качеств, толкающих людей «на дурной путь» [7]. В диалогах Цицерона тоже затронута тема жестокого обращения с детьми: «Детей наказывают родители или наставники, и не только не словах, но и розгами, заставляя их плакать...» [10]. Таким образом, античные представления об институте семьи, сфере семейных отношений обозначили ключевые направления, по которым должно идти дальнейшее исследование этих вопросов.

Проблема социального сиротства возникла в 1950-е гг. Стремительная урбанизация общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения усугубляют данную проблему. В это время появились первые отказные дети. Современное российское общество поставлено перед объективной необходимостью решения этой проблемы в связи с интенсивным увеличением брошенных детей.  Академик Н.Д. Никандров констатировал, что «главная причина возникновения данного социального явления заключается в утрате общей цели, в ценностном вакууме» [5]. С середины XX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы. В этот период активно вошла в исследовательское поле научных знаний категория «социальное сиротство», отражающая состояние детей, их характеристики, способы жизнедеятельности, отличные от общепринятой для этой возрастной группы.

Сегодня в теоретических исследованиях широко используются два понятия: «сирота» («сиротство») и «социальный сирота» («социальное сиротство»). Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. [11]. Обнаружилось и качественно новое явление - «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи.

В докладе «Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот», подготовленном в 2012 г. Фондом поддержки детей, приведены данные Росстата. В 2007 г. в России число детей-сирот достигло максимального значения - 727,1 тыс. На сегодняшний день официальная статистика показывает, что численность «социальных сирот» составляет 655 тыс. человек [3]. Видно, что в вопросе «социального сиротства» прослеживается пусть незначительная, но позитивная динамика. За последние 5 лет сократилось количество случаев лишения родительских прав на 20%. Однако число малолетних жертв по-прежнему велико.

Приведенные факты подтверждают, что проблема социального сиротства детей в России усугубляется, становясь объектом повышенного внимания не только со стороны общества, но и Президента РФ. По утверждению уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, «в государственном банке данных на 1 января 2015 г. числятся 106 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Несмотря на то что каждый год эта цифра снижалась - по 7-8%, а за 2014 г. - на 14%, почти половина детей нашей страны продолжает находиться в зоне социального риска. Социальное сиротство - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим показателям: по месту пребывания; интернатные учреждения; улица (беспризорные дети, дети - беглецы); семья (безнадзорные дети).

Происходящее в современном обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков. Сегодня наличествует неблагополучная семья - семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Мероприятия по профилактике социального сиротства должны включать работу с данной категорией семей. Жестокость отношения к детям в семьях приводит к страшным последствиям. Часто дети оказываются в стенах государственных учреждений, которые не способны заменить им семью. В современных реалиях весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье:

  • нарушение ее структуры и функций;
  • рост числа разводов и количества неполных семей;
  • асоциальный образ жизни ряда семей;
  • падение жизненного уровня;
  • ухудшение условий содержания детей;
  • нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;
  • распространение жестокого обращения с детьми в семьях [2].

Профилактикой социального сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются органы опеки и попечительства. Однако нельзя сказать, чтобы эта система работает эффективно.

С возникновением классового общества социальное сиротство возникает тогда, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществления родителями своих обязанностей, отказа от ребенка или устранения от его воспитания. Самые распространенные причины отказа от ребенка - его тяжелая болезнь (60%), а также трудные материальные и бытовые условия семьи (около 20%). Таким образом, чаще всего отказ родителей вызван необходимостью устройства тяжелобольного ребенка на полное государственное попечение.

В данной статье представлены результаты авторского исследования на тему «Причины возникновения социального сиротства», проведенного в 2014 г. Опросу подлежали 145 родителей и 95 подростков. Так, в ходе опроса был задан вопрос «С чем связано возникновения социального сиротства?» (выбиралось 3 варианта ответов) (табл. 1)

Таблица 1

Причины возникновения социального сиротства, в %

Варианты ответов

Результаты

Экономическая нестабильность, снижение доходов

53,4

Кризис семьи (рост разводов, неполных семей)

68,5

Военные конфликты, стихийные бедствия

21,2

Распространение алкоголизма, наркомании, преступности

63,2

Падение нравственности в обществе и семье

42,7

Недоработки системы образования

37,5

Другое (указать)

12,3

Затруднились с ответом

2,1

Оценка респондентами причин зарождения социального сиротства отражает общие характеристики социального настроения населения современной России, к числу которых можно отнести социальный пессимизм, негативную социально-экономическую обстановку в стране, повышенную тревожность, рост бедности. Характерно, что в числе других причин респонденты называют «некое безразличие со стороны государства», «разобщенность интересов власти и народа», «ослабление России», «распущенность», «нет порядка в стране» и др. Эти ответы подтверждают специфику социального настроения. Экспертный опрос показал, что четверть опрошенных связывают появление социальных сирот с недостаточно выверенной политикой государства и регионов, 12% полагают, что виной является плохое экономическое положение отдельных регионов, 9% говорят, что причина - отсутствие четкой законодательной базы, 54% респондентов обосновывают возникновение социального сиротства  всеми вышеуказанными обстоятельствами.

Часто причиной социального сиротства служит семейное насилие. Последствия насилия в семье - уход детей из семьи. Отвечая на вопрос: «За что наказывают детей в знакомых Вам семьях?», респонденты назвали следующие причины: за провинности - 26%; срывая раздражение - 29%; когда в доме беда - 20%; проявляют упрямство - 4,0%, игнорируют замечание взрослых - 2,0%, когда не могут справиться с ними другим способом - 19%; потому что их не любят - 5%; это делают психически неуравновешенные - 14%; это делают алкоголики - 29%. Родители не знают иных способов, как справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме как унижающих его. Однако треть родителей склонны видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Одновременно подростки дали ответ на вопрос: «Скажите, как часто родители или другие взрослые критиковали, оскорбляли Вас?» Ответы респондентов ошеломляющие: «всегда» - 36%, «часто» - 24%, «редко» - 17%, «никогда» - 13%, затруднились с ответом - 10%.

Отвечая на вопрос: «Какие Вы испытывали чувства при жестоком обращении?», подростки отметили следующие чувства: страх - 33,1%, злобу - 18,5%, ненависть - 13,4%, незащищенность - 5,9%, вину - 4,7%, подавленность - 2,5%, стыд - 11,2%. При этом каждый третий подросток считает, что взрослые наказали его, руководствуясь своим эмоциональным состоянием, нежели справедливостью. Результаты отмечают подверженность ребенка постоянному или частому психологическому воздействию, что подвергает ребенка риску дальнейшей ущербной социализации, проявляющейся в неумении строить здоровые отношения с другими людьми [6]. Примечателен и тот факт, что чаще дети виновными признают обоих родителей (94,2%), насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8%), а не мужчины (39,2%). Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми, родные отцы - в 45 и 41% соответственно. Решение проблемы домашнего насилия над детьми в России на общегосударственном уровне сводится к таким радикальным мерам, как лишение родителей юридических прав на ребенка и последующее его помещение в приют или в закрытое государственное воспитательное учреждение (интернат, детский дом). Отметим, что в 2010 г. стартовала Общенациональная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми и нарушению прав ребенка.

Известно, что роль семьи для человека очень велика. Именно в семье закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Следует заметить, что дети, лишенные постоянного полноценного эмоционального и тактильного контакта с родителями, растут апатичными, безынициативными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы обнаруживается определенная специфика, проявляющая в несформированности внутреннего плана действий, связанности мышления, мотивации поведенческих реакций. Условия жизни детей-сирот, находящихся на государственном обеспечении, формируют иждивенческую позицию, приводят к отсутствию бережливости и ответственности.

Значительная часть детей-сирот воспроизводит жизненный путь своих родителей. Родители этих детей страдали алкогольной или наркотической зависимостью, не работали. Опыт проживания детей сначала в дисфункциональных семьях, а затем в институциональных учреждениях определяет их низкую трудовую мотивацию и искаженное представление о моделях семейно-брачных отношений, что в свою очередь репродуцирует семейное неблагополучие и социальное сиротство в следующих поколениях. Причины неудач на «семейном фронте», характерные для большинства детей-сирот, обусловлены специфическими особенностями их личности и жизни, это:

  • отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно-отстраненное отношение к ним, неумение общаться, что затрудняет установление контактов;
  • неразвитость культуры чувств и социального интеллекта;
  • слабо развитое чувство ответственности за свои поступки;
  • эгоизм, потребительское отношение к близким людям;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе.

В начале XXI в. проблема социальной адаптации выпускников институциональных учреждений для детей-сирот не только не была решена, но и усугубилась. Так, в 2010 г. доля выпускников, покинувших детский дом или интернат, которым удалось встать на ноги и наладить нормальную жизнь, составляла 20%, а сегодня - только 10%. Становятся алкоголиками и наркоманами 40% выпускников сиротских учреждений, еще 40% совершают преступления. Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10% кончают жизнь самоубийством [4]. У детей-сирот на этом фоне недостаточно сформирована потребность в труде и индивидуальной профессиональной самореализации. В 2011 г. в органы службы занятости за содействием в поиске рабочих мест обратилось 38,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 22,4 тыс. граждан (58,6%) трудоустроились. К сожалению, в этот ответственный момент жизни молодые люди не имеют дружеской поддержки, со стороны родственников - ни моральной, ни материальной, ни практической помощи [9]. Результаты исследования жизнеустройства выпускников данных учреждений, проведенного в 2011 г. специалистом одной из московских школ-интернатов, показали, что почти половина (46%) выпускников не смогла приспособиться к самостоятельной жизни: 26,3% не работали и не учились; 11,6% совершили уголовно наказуемые действия; более 8% потеряли жилье. Выявлено, что молодые люди, имевшие позитивный опыт семейной жизни, после выхода из интерната демонстрируют более высокий уровень социальной адаптации по сравнению с теми, кто не имел этого опыта. Это демонстрирует низкие адаптивные способности выпускников к самостоятельной жизни, что доказывает неэффективность общественного воспитания в интернатных учреждениях. Эта проблема не осталась незамеченной на государственном уровне, что отразилось в комплексе мер, направленных на ее решение. По утверждению министра образования РФ Д. Ливанова, «стране необходимы более эффективные инструменты для решения имеющихся в сфере охраны детства проблем, которые станут локомотивом к достижению цели «Россия без сирот»». Главные пути преодоления социального сиротства в обществе: стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе; возрождение духовной культуры нации; экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства; совершенствование системы устройства детей-сирот. Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. К сожалению, такая работа проводится далеко не повсеместно. Таким образом, проблема социального сиротства в России должна разрешаться поэтапно, с привлечением различных служб и ведомств, в том числе путем реализации законодательных инициатив. На современном этапе данное направление социальной политики характеризуется процессами децентрализации управления социальной сферой, делегированием полномочий региональным и муниципальным органам управления. Проводимые мероприятия социальной направленности призваны обеспечить мобилизацию финансовых, материальных и других ресурсов для решения приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества жизни, создание им благоприятных условий для развития.

Рецензенты:

Мехришвили Л.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.