Современные социально-экономические, научно-технические, информационно-коммуникативные преобразования общества приводят к качественным изменениям в системе воспитания и обучения детей. Содержание образования находится в постоянном изменении, совершенствовании, усложнении за счёт введения инновационных технологий обучения. Инновационные педагогические технологии рассматриваются как введение нового в цели, задачи, принципы, содержание, методы и формы образования, организация интегрированной деятельности специалистов различных ведомств, педагога и ребёнка. Основным критерием инновационности является повышение эффективности образовательного процесса с помощью применения её в практической деятельности педагога. Инновационные технологии имеют циклический характер и проходят следующие этапы развития: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш [6].
На современном этапе развития науки и образования выделяют следующие причины инноваций: 1) широкий спектр научных исследований; 2) социокультурный уровень ‒ потребности образовательных учреждений в новейших научных разработках и достижениях; 3) творческая вариативность педагогов-новаторов; 4) потребности родителей в достижении положительной динамики обучения детей.
В логопедической работе инновационные технологии приобретают первостепенное значение. Ежегодно растёт количество детей с речевой патологией. Наиболее распространённым речевым нарушением у детей являются минимальные дизартрические расстройства, возникающие вследствие органического поражения центральной нервной системы. У детей с данной патологией отмечаются специфические особенности произносительной стороны речи, моторной сферы и когнитивной деятельности. Недостатки фонетической стороны речи оказывают отрицательное воздействие на становление коммуникативной компетенции детей, фонематической, лексико-грамматической стороны речи, препятствующие полноценному усвоению навыков звукового анализа и синтеза и приводят к возникновению дислексий и дисграфий в период школьного обучения. Помимо особенностей вербальной стороны наблюдаются и специфические особенности неречевых психических процессов, наличие стёртой неврологической симптоматики (нарушения мышечного тонуса, ассиметрии, саливация, тремор). В процессе обучения дети с трудом усваивают учебный материал, наблюдается снижение зрительной, слухоречевой памяти, трудности концетрации и распределения произвольного внимания, замедленность в протекании мыслительных процессов, отставание в развитии и формировании общей, артикуляционной моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, что существенно затрудняет дальнейший ход логопедической работы. Процессы формирования речевых, моторных навыков протекают достаточно сложно и требуют применения как традиционных, так и инновационных технологий работы. В целях повышения эффективности междисциплинарного воздействия на речь, моторику и психику ребёнка в целом необходим поиск новых, инновационных путей совершенствования логопедической работы, разработку и внедрения их в систему работы образовательных учреждений.
Одним из новейших аппаратов для проведения диагностики и коррекции моторного развития является Pablo System. Pablo System ‒ интерактивное, многофункциональное оборудование, предназначенное для определения и оценивания функциональных возможностей моторики верхнего плечевого пояса, кистей и пальцев рук, а также определение корреляционной зависимости с вербальными функциями и сопутствующими нарушениями. Аппарат позволяет оптимизировать работу по коррекции моторной сферы и речи в различных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, учреждениях средне специального и высшего образования) специалистами различных ведомств: педагогами общего профиля, психологами, дефектологами, медицинским персоналом. В работе могут быть задействованы дети с нормальным психофизическим развитием и дети с ограниченными возможностями здоровья: с различными коммуникативными нарушениями, двигательной патологией, нарушениями интеллекта, слуха и зрения, дети со сложной структурой дефекта.
Уровень сложности диагностических заданий подбирается индивидуально в зависимости от сформированности тактильной и моторной чувствительности. Все задания проводятся в форме игры. Предложенные двигательные пробы выполняются поочерёдно каждой рукой. Начинать следует с доминантной руки, постепенно задействую субдоминантную руку. Программа обследования включает измерение силы и объёма движений в суставах. Исследование силы движений выявляется путём изучения цилиндрического, плоскостного, щипкового, межпальцевого захвата. Исследование объёма движений способствует выявлению особенностей в саггитальной и фронтальной плоскостях путём супинации-пронации, сгибания-разгибания в лучезапястном суставе. Проведение тренинга на аппарате Pablo System предполагает также получение данных об особенностях коммуникативной сферы и личностного развития. В процессе диагностической сессии можно выявить специфические речевые особенности детей, характер взаимодействия с педагогом: понимание простых и многоступенчатых инструкций, дифференциацию сложных предлогов, словообразовательных морфем на основе предметно-практического опыта и интерпритацию полученных навыков в специально смоделированную речевую ситуацию, понимание предметного словаря по теме «Части тела», пространственную ориентировку на плоскости; уровень мотивации и сосредоточенности на выполнении предложенных заданий, особенности самостоятельного сличения предложенного образца на новый, аналогичный материал, заданный учебный темп и ритм работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями личности.
При проведении обследования и оценивания силы и объёма движений кистей и пальцев рук с использованием современных информационных технологий PABLO SYSTEM выявлены следующие коммуникативные особенности в экспериментальной группе: понимание инструкций и выполнение предложенных двигательных проб проходило с помощью дополнительной стимуляции со стороны экспериментатора в виде эмоционального подкрепления, поощрения. Требовался дополнительный инструктаж по выполнению предложенных заданий с опорой на наглядность, анализ выполнения. Наблюдались трудности концентрации, распределения и переключаемости внимания на аналогичный материал. Темп и ритм работы зависел от поддержки со стороны педагога. Наблюдалось снижение работоспособности к концу выполнения заданий. Возникали трудности активизации предметного словаря по теме «Части тела» (локоть, запястье, кисть), смешение глаголов с пространственными и антонимическими значениями («сжать‒разжать», «сгибать‒разгибать»), трудности ориентировки и употребления пространственных понятий, дифференциации сложных предлогов, словообразовательных морфем при относительно полном их понимании в импрессивной речи.
При измерении силы функциональных движений кистей и пальцев рук выявлены особенности: неточность выполнения движений, трудности распределения нажима между доминантной и субдоминантной рукой, пальцами рук. У всех детей группы прослеживается недостаточность межпальцевого захвата средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем. Движения субдоминантной руки отличаются иссякаемостью силы, особенно к концу выполнения двигательной программы, нарушением точности движений, трудностями удержания заданной позы. Темп выполнения замедленный. Заметны трудности переключения с одного двигательного уклада на другой. Характерны синкинезии (хаотичные движения кончика языка, помощь пальцами рук противоположной руки). Детям необходима дополнительная опора для исследуемой руки.
Измерение объёма движений в суставах в сагиттальной и во фронтальной поверхности характеризуются неловкостью, замедленностью, недифференцированностью. Отмечается ограничение, недостаточность объёма движений преимущественно с паретичной стороны конечности.
При изучение движений «Супинация‒пронация» под прямым углом заметна недостаточность подвижности и разработанности кистей рук, излишняя напряжённость, скованность двигательного акта. Дети неоднократно нарушали заданную траекторию движений. Характерна хаотичность движений к концу выполнения двигательной пробы.
Выявлены трудности сгибания и разгибания в лучезапястном суставе. Движения совершались не в полном объёме, со снижением амплитуды двигательного акта. Характерна рассогласованность при одновременном выполнения двигательных команд для всех пальцев.
В процессе наблюдения была обнаружена корреляционная зависимость нарушений постурального праксиса и опытно-экспериментальной деятельности в виде нарушения почерка, трудности при выполнении заданий, связанных с изобразительной деятельностью, требующей тонких, дифференцированных движений кистей и пальцев рук
Завершение диагностического сеанса предполагает анализ графических данных исследования, создание индивидуального отчёта и перспективного планирования коррекционно-терапевтической работы с учётом выявленных нарушений. Создание подобной медиатеки позволяют с максимальной точностью выявить и определить отклонениями, отследить динамику целенаправленного обучающего воздействия.
Коррекция выявленных функциональных нарушений сопровождается наличием тактильной и аудивизуальной обратной связи, что позволяет поддерживать интерес и устойчивать внимания и восприятия информации на протяжении всей терапии. Передвижение курсора контролируется силой и перемещением сенсора. Десять уровней сложности интерактивной терапии обеспечивают тренировку в пределах моторных навыков и тактильной чувствительности ребёнка.
В программе заложены следующие терапевтические модули:
«Воздушный шар» ‒ ребёнку предоставляется возможность управлять воздушным судном через препятствия: последовательные динамичные движения и применение силы на протяжении продолжительного периода времени. Упражнения контролирует силу движений, координацию двигательного акта, постоянное мышечное сокращение.
Рис. 1 «Воздушный шар»
«Курица и червяк»‒ ребёнку предоставляется возможность помочь курице выклёвывать червей из земли: осуществление активных и эффективных движений без компенсации. Упражнение отрабатывает целенаправленные и сложные движения, навыки самоконтроля, нормализует мышечный тонус, осуществляет тренировку пространственной ориентации и реакция
Рис. 2 «Курица и червяк»
«Стрельба по банкам» ‒ банки двигаются с большой скоростью через фиксированную на экране разметку. При своевременном нажатии на спусковой крючок ребёнок попадает в банку: своевременная активация силы и двигательных импульсов. Упражнение запускает движения, концентрацию, точность и быстроту применения силы, координацию, реакцию, управление балансом и позицией.
Рис. 3 «Стрельба по банкам»
«Охотник за яблоками» ‒ падающие яблоки должны быть пойманы в корзину: активное повторение последовательности действий или применение силы к выбранной функции руки. Упражнение управляет движениями, силой, тонусом, целенаправленными движениями, балансом и позицией.
Рис. 4 «Охотник за яблоками»
«Пожарная команда» ‒ пламя должно быть погашено струёй воды как можно точнее: достижение и поддерживание необходимого уровня силы и движений. Упражнение управляет силой, координацией, вниманием, балансом и позицией.
Рис. 5 «Пожарная команда»
В результате комплексной реабилитационной терапии с использованием Pablo System у детей улучшились двигательные функции кистей и пальцев рук, сформировались различные виды захвата (щипковый, плоскостной, цилиндрический, межпальцевый). Существенно повысились показатели силы, объёма и амплитуды двигательного акта. Процесс коммуникации перешёл на качественно иной уровень развития. У детей сформировалось чёткое понимание и употребление простых и сложных предлогов, выделение и употребление словообразовательных морфем на примере предметного и предикативного словаря. Обогатился словарный запас по темам «Части тела», «Профессии». Сформировалась мотивация к ручному труду, изобразительной деятельности, что оказало благоприятное воздействие на внешнем оформлении письменных работ. Дети стали более уверенными и аккуратными в процессе различных режимных ситуаций. Улучшились показатели когнитивных функций: внимания, памяти, быстрота двигательных реакций на материале сложных логических заданий.
Применение Pablo System способствует успешной коррекции нарушенных моторных функций и проприоцептивной чувствительности у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, обеспечивает высокопрофессиональный, качественный уровень диагностики и лечения, а также внедрение интерактивных технологий в практику лечения и реабилитации в системе общего, специального и инклюзивного образования.
Рецензенты:
Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва;
Волковская Т.Н., д.псх.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва.