Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF PERSON READINESS OF FUTURE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE TEACHERS TO USE INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Bezzubenko N.S. 1 Shmelev A.N. 1
1 Lev Tolstoy Tula State Pedagogical University
The article considers formation of readiness of future Russian language and Literature teachers to use information technologies (IT) in professional activities. The definition of readiness to use IT in professional activities is clarified; stages of formation of readiness to use information technologies while studying at the university are proposed: motivational, informative and professional. On the motivational stage the formation of stable positive motivation to acquire knowledge, skills of using IT to solve professional problems occurs. The informative stage involves the learning of practical skills with IT based of the project method. On a professional stage the problems are solved: the deepening the knowledge and skills of students in the field of IT, taking into account the specifics of the taught subject, the formation of emotional and psychological set on teaching activities as close as possible to a real professional activities. The proposed approaches of formation readiness of future Russian language and Literature teachers to use IT in professional activities are formed the basis of the discipline "The using of modern ICT in the learning process."
readiness
formation
information technologies
project method
Качество образования в информационном обществе связывают с понятием конкурентоспособности специалиста, его компетентностью, что в первую очередь предусматривает умение использовать информационные технологии (ИТ) для работы с информацией в профессиональной области. Готовность к применению ИТ - основа самореализации человека в условиях информационного общества.

Процесс формирования готовности будущего учителя русского языка и литературы к использованию ИТ в профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем педагогики высшей школы. Заметим, что среди разрабатываемых студентами уроков по русскому языку и литературе нечасто встречаются занятия с использованием ИТ. Одна из причин содержится в недостаточной подготовке студентов к использованию ИТ в учебно-воспитательном процессе.

Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека [4].

В профессиональной готовности специалиста исследователи (например, М.И. Дьяченко, A.M. Столяренко) выделяют две взаимосвязанные части: предварительную (потенциальную) готовность как профессиональную подготовленность личности к определённой деятельности (система знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств и ценностей личности) и непосредственную (ситуативную) готовность как состояние настроенности личности специалиста на решение конкретных задач в реальных обстоятельствах и условиях, которая зависит от многих факторов (психического и физического здоровья, морально-психологической атмосферы в коллективе и др.). Предварительная готовность является основой непосредственной, ситуативной, это положение важно учитывать при подготовке специалиста в вузе и формировании достаточной для профессиональной деятельности уровня предварительной готовности.

Мы рассматриваем готовность будущих учителей к использованию ИТ в обучении русскому языку и литературе как сложную систему, которая может совершенствоваться в процессе обучения студентов.

В работах, посвященных изучению различных аспектов формирования готовности к использованию ИТ в профессиональной деятельности (Б. С. Гершунского, В.А. Сластёнина, М.П. Лапчика, А. Д. Урсула и др.), даются различные определения понятия. Для нас наиболее приемлемым является следующее определение: готовность к использованию ИТ в профессиональной деятельности как совокупность профессионально важных знаний, умений, навыков, позволяющих будущему учителю решать профессиональные задачи на основе ИТ, наличие творческого подхода в информационной деятельности, а также использование компьютера как необходимого средства решения профессиональных информационных задач.

Основываясь на работах исследователей в этой области, можно выделить основные составляющие готовности к использованию ИТ при обучении русскому языку и литературе: мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный. Эти компоненты представляют собой сложную взаимосвязанную систему. Под мотивационным компонентом понимается желание, потребность в получении знаний, умений, навыков в области ИТ и потребность применять их в профессиональной деятельности, понимание необходимости применения ИТ в учебно-воспитательном процессе. Когнитивный компонент готовности включает знания об особенностях ИТ и способах применения их (знание функциональных особенностей основных прикладных и профессиональных программ и психолого-педагогических аспектов использования). Операционно-деятельностный компонент включает сформированные навыки по применению ИТ (поиск, обработка, хранение, передача, структуризация информации в предметной области) [3].

Основой для формирования компонентов готовности являются личностный и деятельностный подходы к обучению. Мы придерживаемся поэтапной целостной системы формирования готовности во время обучения студентов в вузе. В процессе формирования готовности можно выделить три этапа: мотивационный, содержательный, профессиональный [2].

Мотивационный этап связан с формированием устойчивой положительной мотивации по овладению знаниями, умениями, навыками использования ИТ для решения профессиональных задач и потребности применять ИТ в своей деятельности. Среди задач данного этапа отметим изучение базовых понятий в области современных ИТ и защиты информации, осознание значения и возможностей ИТ в учебном процессе. На этом этапе также важно оценить возможности дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки для формирования готовности студентов к использованию ИТ.

Содержательный этап включает овладение практическими навыками работы с программами, формирование профессиональной компетентности специалиста в области ИТ.

В Тульском государственном педагогическом университете на кафедре Информатики и информационных технологий используется проектный метод изучения ИКТ как средство формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности. Проектный метод позволяет развить познавательные, творческие навыки студентов, критическое мышление, способствует формированию выбора оптимального решения для поставленной проблемы, требует умения ориентироваться в информационном пространстве, формирует навыки применения прикладного программного обеспечения в профессиональной сфере, умение самостоятельно комбинировать полученные знания. При использовании проектного метода перед обучаемыми ставится проблема (профессиональной направленности), которая должна быть решена с помощью информационных технологий и завершиться на выходе практическим результатом (например: электронный учебник, web-проект, мультимедийная презентация урока с конспектом). Проектный метод обучения позволяет студентам увидеть не традиционное решение проблемы, а творческое, где все зависит от полученных знаний, умений и навыков по информатике.

Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям: наличие проблемы, реализуемой в проекте, моделирование работы над проектом и прогноз результатов, необходимость исследовательской работы (например, поиск, отбор, анализ информационного контента с использованием сети Интернет). Программный продукт - это презентация урока с конспектом к нему [1].

Для организации данного учебного процесса разработаны и используются учебное пособие [5] и электронные учебно-методические комплексы. Использование электронных учебников упрощает выполнение прикладных задач, связанных с получаемой специальностью. Эти учебники размещены в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде «Moodle» [6] и доступны для работы в любое время и в любом месте.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) позволили расширить информативную емкость учебного процесса и проводить его в различных формах (занятия-тренинги, практикумы...), активно вовлекать обучаемых в познавательную деятельность, расширить постановку учебных задач, видоизменить контроль (занятия-зачеты, экзамены, тесты), сформировать рефлексию своей деятельности. На нашей кафедре уже давно практикуется дистанционное обучение как для очной, так и для заочной форм обучения. Наряду с традиционными формами контроля знаний используются средства «Moodle» как в качестве промежуточного, так и итогового контроля, например, при промежуточном контроле обучаемые после изучения лекционных курсов в «Moodle» сразу же могут оценить степень восприятия и понимания материала, пройдя тест. При положительном результате обучаемый имеет возможность продолжить в дальнейшем изучение материала, а в случае неудовлетворительной оценки знаний - вернуться к ранее изученному.

Эффективное освоение метода проектов будущими учителями возможно лишь в том случае, если они сами оказываются вовлеченными в проектную деятельность. Именно поэтому преподавание дисциплины «Использование современных ИКТ в учебном процессе» на 4 курсе очного отделения факультета русской филологии и документоведения реализуется на основе проектной методики.

Выбор курса, на котором читается эта дисциплина, был совершенно осознанным. Дело в том, что для освоения метода проектов требуется серьезная предшествующая подготовка. Необходимо хорошее знание, в первую очередь, предметных дисциплин, однако важно знать и психолого-педагогические дисциплины, иметь представление о методах традиционного преподавания русского языка и литературы. Кроме того, необходим довольно высокий уровень владения компьютером, который становится эффективным инструментом для освоения проектного метода и продуктивного решения профессиональных задач студентами-филологами.

Именно поэтому перед четверокурсниками поставлена задача создания собственных проектов на материале школьных учебных программ по русскому языку и литературе в 5-11 классах, так как для преподавания на основе проектной методики необходимо иметь личный опыт создания проектов.

Разработка собственного проекта - это первый этап в овладении будущими словесниками метода проектов. На этой стадии преподаватели факультета используют собственные разработки материалов, основанные на средствах программного пакета MicrosoftOffice 2003. В процессе обучения, создавая собственный проект, студенты работают с мультимедиа- и Интернет-ресурсами, учатся использовать базовые информационные технологии в повседневном учительском труде. Кроме того, в ходе разработки собственного проекта студенты создают учебно-методический пакет документов (УМП), на основе разработанных нами шаблонов и образцов, без которого реализация проекта в условиях школы невозможна, В состав УМП входят следующие необходимые документы: план-конспект урока русского языка и литературы в рамках учебной программы с использованием презентации на нем, сама презентация этого урока, электронный учебник в виде веб-сайта по разделу, в который входит разработанный конспект, электронный проверочный тест к данному уроку.

На профессиональном этапе решаются задачи углубления знаний и умений студентов в области ИТ с учётом специфики преподаваемого предмета, формирования эмоционально-психологической установки на педагогическую деятельность, максимально приближенную к реальной профессиональной деятельности. Это и последующий этап обучения методу проектов - попытка внедрения разработанного проекта в школе, на уроках русского языка и литературы. Лишь студенты 4 курса имеют реальную возможность опробовать этот метод в процессе преподавания, так как в нашем университете обязательной для четырехкурсников является активная педагогическая практика, когда они в течение двух месяцев работают в качестве учителей русского языка и литературы. Таким образом, работа в школе дает студентам тот необходимый методический базовый материал, без которого проекты могли бы уйти в виртуальную реальность, они не были бы соотнесены с практикой преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях.

Так основными видами деятельности являются: написание курсовых работ и выпускной квалификационной работы, учебная и производственная практики. При этом важно обобщать опыт, полученный студентами в ходе проведения отчётной конференции по практике, рассматривать и анализировать ситуации применения ИТ. Анализ деятельности учащихся, собственной деятельности в роли учителя, полученных результатов способствует поиску новых технологий и приёмов в области обучения. На этом же этапе осуществляется коррекция индивидуального стиля использования ИТ в соответствии с требованиями к профессиональной деятельности и уровнем профессионального развития студента. Во время консультаций студент получает ответы на конкретные вопросы, связанные с использованием ИТ при обучении русскому языку и литературе. В этот период осуществляется создание индивидуальной образовательной траектории студента, повышение уровня готовности к использованию ИТ в учебном процессе, формирование умений самостоятельно выбирать информационные средства и методы для реализаций задач обучения. Необходимо помнить, что учитель осуществляет свою деятельность в постоянно меняющихся условиях информационного общества, поэтому уровень готовности, сформированный за время обучения в вузе, в скором времени окажется недостаточным. Поэтому важно уделить внимание навыкам самостоятельного приобретения знаний в области ИТ, умениям соединять имеющиеся усвоенные знания с новыми.

Таким образом, формирование готовности к использованию ИТ в профессиональной деятельности - сложный целостный процесс, который протекает успешно в том случае, если в учебной деятельности создаются педагогические условия, отвечающие потребностям и интересам будущих учителей.

Рецензенты:

Богатырева Ю.И., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула;

Привалов А.Н., д.т.н., профессор ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.