Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DYNAMICS OF VALUES OF THE FAMILY IN STRUCTURE OF SOCIAL VALUES OF THE MODERN PERSON

Gaunova I.B. 1 Rymar O.S. 1 Shoranova Z.V. 1
1 Тhe Kabardino-Balkarian state university by Kh.M. Berbekov
The article deals with the questions, actual for modern society related to the transformation of the institute of the family and the dynamics of family values. In the conditions of transformation of all social institutes of society becomes ripe need of consideration of the role and the status of a family in the structure of values of the modern person. The importance of changes in an orientation of family way of life of people under the influence of historical changes is underlined. The existence of institute of a family is caused not only performance of the vital functions for existence of society, and, first of all, by personal needs and interests of the individual. Fading and weakening of these requirements and motives shows pluralism in family relationship and systems of valuable orientations. Valuable confrontation to the personality and society, the process of destruction of the traditional norms of behavior in the field of family relations and views on the status and roles in the family to promotes by propaganda the values of individualism, democracy and freedom. In this connection application of valuable approach is necessary in studying of the modern family for resolution of conflicts between high social and individual status of a family and the obvious destabilizing tendencies in its development.
social institute
institute of a family
family values
matrimony-parenthood-relationship
social changes
transformation
individualism
Актуальность исследования проблемы обусловлена усилением тенденций инновационного семейного поведения индивида, появлением альтернативных форм семейного бытия человека. Отмеченные новации обуславливают необходимость переосмысления места семьи в структуре ценностей современного человека и общества в целом.

Данная проблема стала предметом изучения многих отраслей знаний: социологии, философии, педагогики, психологии и др. В то же время обращает на себя внимание отсутствие по данной проблеме специальных исследований. Отдельные аспекты проблематики семьи как ценности общества рассматриваются в работах О.И. Волжиной, Л.В. Карцевой, Н.В. Кильберг-Шахзадовой, А.А., Магомедова, В.А. Никитина, Б.Б. Хубиева и др. Однако проблема места и роли семьи в структуре социальных ценностей человека в социально-философской литературе не получила достаточного освещения.

Исходя из этого, авторы ставят задачу изучить методами социологии и социальной философии место семьи как ценности общества в структуре индивидуальных ценностей современного человека.

Прежде всего, заметим, что российское общество изобилует столкновением ценностей прошлой эпохи с ценностями новой. Импульс этому, как известно, дали ценности общечеловеческие, которые пока находятся в ситуации осознания общественным мнением. Личностное восприятие этих ценностей реализуется через каналы демократии, свободы, плюрализма и т.д. Эти каналы пока что действуют противоречиво. В частности, согласившись на плюрализм, общество не овладело пока разнообразием ценностного содержания данного феномена. В жизнедеятельности человека проявление плюрализма часто экстраполируют на область семейного взаимодействия, забывая, что семья есть единство взглядов ее субъектов на семью как общественную ценность. Наряду с этим заметим, что социокультурный вектор российских преобразований проходит через институт семьи, отражается на нем и количественно, и качественно, демонстрируя свою историческую устойчивость [1].

Исследователи в области проблематики семьи подчеркивают, что семья представляет собой древнейший социальный институт и одну из форм общности людей. Семья всегда служила показателем аксиологического измерения социума и в структуре ценностей человека играла ведущую роль. Общественная ценность семьи объясняется тем, что она связана с воспроизведением жизни и становлением поколений, трансляцией норм и традиций, систем ценностных ориентаций, формированием социального и личностного сознания.

Исторически семья и семейный уклад жизни являлись универсальным образцом жизнедеятельности людей. Семейные ценности оставались индивидуальными для каждого времени, но не переставая считались первостепенными и важными, и наряду с другими ценностями признавались обществом. Именно в семье на базе таких основных ценностей, как супружество - родительство - родство прививались общественно важные свойства человека: усердность, ответственность, благородство, взаимопомощь, желание приобретения знаний. Важность (значение) семьи в социальной системе определена деятельностью человека по воспроизводству человеческих ресурсов, что определяет роль семьи как первоосновы бытия людей.

Семья всегда рассматривалась социализирующим институтом первичного звена, а также фундаментом развития общества. Она всегда обладала способностью приспосабливаться к изменяющимся социальным условиям, к образу жизни и существующему социальному стандарту. Занимая ведущее положение в системе социальных институтов общества, семья согласованно объединяет собственное существование с продолжением человеческого рода, содействуя развитию социальных институтов общества, обеспечивает их ролевыми и функциональными исполнителями.

Большинство исследователей семью определяют как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Известный отечественный исследователь С.В. Дармодехин характеризует семью следующими ценностными категориями: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений».

Из этих определений видно, что, как ценностная общественная категория, в семье в равной степени заинтересованы личность, общности и общество в целом. Данная координация интересов подразумевает восприимчивость к взаимным нуждам и интересам. Поэтому общество заинтересовано в непрерывном стимулировании института семьи для поддержания собственного существования и развития. Появление и развитие института семьи является итогом исторического взаимодействия культуры и общества. Ю.А. Гаспарян справедливо отмечает: «...как всякое социальное явление институт семьи интегрирует в себе двоякое начало. С одной стороны, оно складывается под воздействием "самовозникающих" влияний, с другой - "предписанными" процедурами как реакция на естественные влечения людей» [3]. На всех этапах мировой истории она объективно воспроизводила себя и обеспечивала преемственность поколений.

Семья представляется как носитель ценностей, сопровождаемый мировоззренческой концепцией с преобладанием духовной доминанты. Являясь базовой социальной ценностью общества, семья воссоздает исключительные смыслы и традиции и ценится у всех социально-демографических групп населения. И это естественно, поскольку каждый человек имеет непосредственную связь с семьей. Сказанное обосновывается исследованиями А.А. Магомедова [6], О.И. Волжиной [2] и др. Данные, полученные ими в различных регионах России, схожи в ответах респондентов относительно высокого престижа семьи, прочности и устойчивости семейных ценностей, норм, обычаев. В частности, Б.Б. Хубиев отмечает, что семья на протяжении всей истории выработала ценности, обеспечивающие ей самодостаточность в реализации индивидуальных и общественных потребностей, ценности, адекватные ее основным функциям. Реагируя на социальные изменения, семья становится отражением исторически определенного типа общества, она содержит в миниатюре те закономерности и противоречия, которые объективно присутствуют и развиваются в обществе. Составляя первооснову человеческого бытия, семья обладает непреходящими ценностями, позволяющими выполнять специфические социальные функции. В ценностях выражается значимость тех или иных явлений, их роль в общественной системе. В процессе культурно-исторического развития общества в условиях семейного бытия формируются ценностные установки, нормы и поведенческие ориентиры личности [8].

Данная оценка подтверждается тем, что, обеспечивая семейной общности социальную надежность и устойчивость, семья в то же время выступает значимым механизмом становления личности. Благодаря семье осуществляется передача национальных, культурных, моральных норм и ценностей. В то же время, сохраняя статус наиболее консервативного и устойчивого компонента социума, семья совершенствуется в совокупности с ним. Таким образом, она постоянно находится в движении, трансформируется не только под влиянием внешних обстоятельств, но и вследствие внутренних процессов своего развития. Поэтому большинство экономических и социальных проблем современного общества так или иначе касаются семьи, меняются в ее ценностях, и, по мнению подавляющей части ученых, семейные ценности и ориентации характеризуются парадоксальностью, многообразием и сложностью.

Тем не менее в структуре ценностей современного человека семья остается той сферой, в которой он удовлетворяет потребности в воплощении своих потенциальных возможностей, признании, самоактуализации, общении. Это подтверждает и сравнительный анализ, сделанный З.В. Шорановой, согласно которому 75% респондентов независимо от пола, места проживания, социального статуса и уровня образования посчитали брак желанным и необходимым этапом в жизни каждого человека [9]. В то же время общественная и личностная значимость субъективных индивидуальных ценностей обратно воздействует на семью. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «ценности - не вещь, не явление, взятые сами по себе, безотносительно к человеку. Ценности - это вещи, обращенные к человеку с точки зрения их значимости для человека» [7]. При всей социальной объективности существования ценности семьи имеют субъективное значение для каждого индивида.

По критериям временных свойств и особенностей семейные ценности делятся на традиционные, современные и постсовременные. Можно выделить классификацию ценностей, основанную на роли ценностных ориентаций в обеспечении деятельности семьи как неделимой системы, включающую внутрисемейные ценностные ориентации, которые сопряжены с ценностями кровных, родственных и супружеских связей. В то же время внутрисемейные ценности воздействуют на внесемейные ориентации личности, говорящие о ценностях самореализации, личностного и профессионального развития и приобретения на основании этого высокого социального положения.

Авторы - семьеведы методами разных философских подходов: теория социальных изменений, модернизм, постиндустриализм и т.д. - приходят к выводу, что модернизация семьи в историческом контексте фиксирует трансформацию сущности общества от традиционного к современному и от современного к постсовременному. Данные социальные изменения, связанные со сменой одной эпохи другой, характеризуются модификациями в структуре ценностных ориентаций и личности, и семьи. Так, например, ценностные ориентации семьи традиционного общества были связаны с регуляцией жизни и быта, основанной на традициях и обычаях, их успешной трансляции последующим поколениям, сохранением сложившихся социокультурных устоев жизни, авторитетом родителей, целостности семьи. С переходом от традиционного к современному обществу наблюдается популяризация ценностей, связанных с воспитанием стабильной и высоконравственной личности, возрастанием морального и материального внимания детям. С развитием постсовременного общества для большинства семей характерными становятся такие ценности, как индивидуальность, важность личных достижений, самореализация, поддерживание особенностей каждого члена семьи, свобода слова, выбора и т.д. Правы те авторы, которые утверждают, что «...современная семья индивидуализируется, освобождается от груза родственных связей, становится более открытой и гибкой структурой. Перед лицом рынка, в условиях постсоциализма, семья вынуждена выполнять роли универсального института взаимного страхования» [5]. Таким образом, российская семья включена в мировую тенденцию изменений, новый этап которых ознаменован появлением постсовременной семьи.

В структуре ценностей современного человека можно выделить семейные ценностные ориентации, связанные с супружеством, родительством, родством, а также ориентации, которые включают ценности образования, карьеры, предполагающие возможности профессионального роста, внешних успехов, личностное и творческое самосовершенствование. Современное общество характеризуется социально-экономическими, политическими, идеологическими и аксиологическими преобразованиями. В этих условиях специфичной становится парадоксальность, связанная с сохранением традиционности и ценности семьи, ориентацией личности на семейный уклад жизни, с одной стороны, а с другой - формируется личность, ориентированная на индивидуальность, престиж, автономность в поведении, что не всякий раз может гармонировать с эффективным осуществлением семейных обязанностей.

Неоднозначное воздействие современных глобальных метаморфоз на ценностные ориентации современного человека и семью дают основания констатировать то, что процесс их еще не завершен. В некоторой степени это определяет проблемное поле для последующего изучения ценностных ориентаций семьи, а также исследования семейных социальных связей с точки зрения аксиологического подхода, суть которого состоит в изучении семьи с учетом оценок всех ее членов. Применение аксиологического подхода в отношении современной семьи в будущем может способствовать разрешению антагонизма, который наблюдается сегодня между высоким социальным и индивидуальным положением семьи и видимыми дестабилизирующими ориентациями в ее развитии.

В дальнейшем исследовании нуждается также тенденция сегодняшнего дня: нивелировка традиционных ценностей, в том числе семейных, под влиянием привнесенных со стороны ценностей и норм иных культур.

Рецензенты:

Хубиев Б.Б., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик;

Шевлоков В.А., д.ф.н., профессор кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик.