Данная проблема стала предметом изучения многих отраслей знаний: социологии, философии, педагогики, психологии и др. В то же время обращает на себя внимание отсутствие по данной проблеме специальных исследований. Отдельные аспекты проблематики семьи как ценности общества рассматриваются в работах О.И. Волжиной, Л.В. Карцевой, Н.В. Кильберг-Шахзадовой, А.А., Магомедова, В.А. Никитина, Б.Б. Хубиева и др. Однако проблема места и роли семьи в структуре социальных ценностей человека в социально-философской литературе не получила достаточного освещения.
Исходя из этого, авторы ставят задачу изучить методами социологии и социальной философии место семьи как ценности общества в структуре индивидуальных ценностей современного человека.
Прежде всего, заметим, что российское общество изобилует столкновением ценностей прошлой эпохи с ценностями новой. Импульс этому, как известно, дали ценности общечеловеческие, которые пока находятся в ситуации осознания общественным мнением. Личностное восприятие этих ценностей реализуется через каналы демократии, свободы, плюрализма и т.д. Эти каналы пока что действуют противоречиво. В частности, согласившись на плюрализм, общество не овладело пока разнообразием ценностного содержания данного феномена. В жизнедеятельности человека проявление плюрализма часто экстраполируют на область семейного взаимодействия, забывая, что семья есть единство взглядов ее субъектов на семью как общественную ценность. Наряду с этим заметим, что социокультурный вектор российских преобразований проходит через институт семьи, отражается на нем и количественно, и качественно, демонстрируя свою историческую устойчивость [1].
Исследователи в области проблематики семьи подчеркивают, что семья представляет собой древнейший социальный институт и одну из форм общности людей. Семья всегда служила показателем аксиологического измерения социума и в структуре ценностей человека играла ведущую роль. Общественная ценность семьи объясняется тем, что она связана с воспроизведением жизни и становлением поколений, трансляцией норм и традиций, систем ценностных ориентаций, формированием социального и личностного сознания.
Исторически семья и семейный уклад жизни являлись универсальным образцом жизнедеятельности людей. Семейные ценности оставались индивидуальными для каждого времени, но не переставая считались первостепенными и важными, и наряду с другими ценностями признавались обществом. Именно в семье на базе таких основных ценностей, как супружество - родительство - родство прививались общественно важные свойства человека: усердность, ответственность, благородство, взаимопомощь, желание приобретения знаний. Важность (значение) семьи в социальной системе определена деятельностью человека по воспроизводству человеческих ресурсов, что определяет роль семьи как первоосновы бытия людей.
Семья всегда рассматривалась социализирующим институтом первичного звена, а также фундаментом развития общества. Она всегда обладала способностью приспосабливаться к изменяющимся социальным условиям, к образу жизни и существующему социальному стандарту. Занимая ведущее положение в системе социальных институтов общества, семья согласованно объединяет собственное существование с продолжением человеческого рода, содействуя развитию социальных институтов общества, обеспечивает их ролевыми и функциональными исполнителями.
Большинство исследователей семью определяют как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Известный отечественный исследователь С.В. Дармодехин характеризует семью следующими ценностными категориями: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений».
Из этих определений видно, что, как ценностная общественная категория, в семье в равной степени заинтересованы личность, общности и общество в целом. Данная координация интересов подразумевает восприимчивость к взаимным нуждам и интересам. Поэтому общество заинтересовано в непрерывном стимулировании института семьи для поддержания собственного существования и развития. Появление и развитие института семьи является итогом исторического взаимодействия культуры и общества. Ю.А. Гаспарян справедливо отмечает: «...как всякое социальное явление институт семьи интегрирует в себе двоякое начало. С одной стороны, оно складывается под воздействием "самовозникающих" влияний, с другой - "предписанными" процедурами как реакция на естественные влечения людей» [3]. На всех этапах мировой истории она объективно воспроизводила себя и обеспечивала преемственность поколений.
Семья представляется как носитель ценностей, сопровождаемый мировоззренческой концепцией с преобладанием духовной доминанты. Являясь базовой социальной ценностью общества, семья воссоздает исключительные смыслы и традиции и ценится у всех социально-демографических групп населения. И это естественно, поскольку каждый человек имеет непосредственную связь с семьей. Сказанное обосновывается исследованиями А.А. Магомедова [6], О.И. Волжиной [2] и др. Данные, полученные ими в различных регионах России, схожи в ответах респондентов относительно высокого престижа семьи, прочности и устойчивости семейных ценностей, норм, обычаев. В частности, Б.Б. Хубиев отмечает, что семья на протяжении всей истории выработала ценности, обеспечивающие ей самодостаточность в реализации индивидуальных и общественных потребностей, ценности, адекватные ее основным функциям. Реагируя на социальные изменения, семья становится отражением исторически определенного типа общества, она содержит в миниатюре те закономерности и противоречия, которые объективно присутствуют и развиваются в обществе. Составляя первооснову человеческого бытия, семья обладает непреходящими ценностями, позволяющими выполнять специфические социальные функции. В ценностях выражается значимость тех или иных явлений, их роль в общественной системе. В процессе культурно-исторического развития общества в условиях семейного бытия формируются ценностные установки, нормы и поведенческие ориентиры личности [8].
Данная оценка подтверждается тем, что, обеспечивая семейной общности социальную надежность и устойчивость, семья в то же время выступает значимым механизмом становления личности. Благодаря семье осуществляется передача национальных, культурных, моральных норм и ценностей. В то же время, сохраняя статус наиболее консервативного и устойчивого компонента социума, семья совершенствуется в совокупности с ним. Таким образом, она постоянно находится в движении, трансформируется не только под влиянием внешних обстоятельств, но и вследствие внутренних процессов своего развития. Поэтому большинство экономических и социальных проблем современного общества так или иначе касаются семьи, меняются в ее ценностях, и, по мнению подавляющей части ученых, семейные ценности и ориентации характеризуются парадоксальностью, многообразием и сложностью.
Тем не менее в структуре ценностей современного человека семья остается той сферой, в которой он удовлетворяет потребности в воплощении своих потенциальных возможностей, признании, самоактуализации, общении. Это подтверждает и сравнительный анализ, сделанный З.В. Шорановой, согласно которому 75% респондентов независимо от пола, места проживания, социального статуса и уровня образования посчитали брак желанным и необходимым этапом в жизни каждого человека [9]. В то же время общественная и личностная значимость субъективных индивидуальных ценностей обратно воздействует на семью. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «ценности - не вещь, не явление, взятые сами по себе, безотносительно к человеку. Ценности - это вещи, обращенные к человеку с точки зрения их значимости для человека» [7]. При всей социальной объективности существования ценности семьи имеют субъективное значение для каждого индивида.
По критериям временных свойств и особенностей семейные ценности делятся на традиционные, современные и постсовременные. Можно выделить классификацию ценностей, основанную на роли ценностных ориентаций в обеспечении деятельности семьи как неделимой системы, включающую внутрисемейные ценностные ориентации, которые сопряжены с ценностями кровных, родственных и супружеских связей. В то же время внутрисемейные ценности воздействуют на внесемейные ориентации личности, говорящие о ценностях самореализации, личностного и профессионального развития и приобретения на основании этого высокого социального положения.
Авторы - семьеведы методами разных философских подходов: теория социальных изменений, модернизм, постиндустриализм и т.д. - приходят к выводу, что модернизация семьи в историческом контексте фиксирует трансформацию сущности общества от традиционного к современному и от современного к постсовременному. Данные социальные изменения, связанные со сменой одной эпохи другой, характеризуются модификациями в структуре ценностных ориентаций и личности, и семьи. Так, например, ценностные ориентации семьи традиционного общества были связаны с регуляцией жизни и быта, основанной на традициях и обычаях, их успешной трансляции последующим поколениям, сохранением сложившихся социокультурных устоев жизни, авторитетом родителей, целостности семьи. С переходом от традиционного к современному обществу наблюдается популяризация ценностей, связанных с воспитанием стабильной и высоконравственной личности, возрастанием морального и материального внимания детям. С развитием постсовременного общества для большинства семей характерными становятся такие ценности, как индивидуальность, важность личных достижений, самореализация, поддерживание особенностей каждого члена семьи, свобода слова, выбора и т.д. Правы те авторы, которые утверждают, что «...современная семья индивидуализируется, освобождается от груза родственных связей, становится более открытой и гибкой структурой. Перед лицом рынка, в условиях постсоциализма, семья вынуждена выполнять роли универсального института взаимного страхования» [5]. Таким образом, российская семья включена в мировую тенденцию изменений, новый этап которых ознаменован появлением постсовременной семьи.
В структуре ценностей современного человека можно выделить семейные ценностные ориентации, связанные с супружеством, родительством, родством, а также ориентации, которые включают ценности образования, карьеры, предполагающие возможности профессионального роста, внешних успехов, личностное и творческое самосовершенствование. Современное общество характеризуется социально-экономическими, политическими, идеологическими и аксиологическими преобразованиями. В этих условиях специфичной становится парадоксальность, связанная с сохранением традиционности и ценности семьи, ориентацией личности на семейный уклад жизни, с одной стороны, а с другой - формируется личность, ориентированная на индивидуальность, престиж, автономность в поведении, что не всякий раз может гармонировать с эффективным осуществлением семейных обязанностей.
Неоднозначное воздействие современных глобальных метаморфоз на ценностные ориентации современного человека и семью дают основания констатировать то, что процесс их еще не завершен. В некоторой степени это определяет проблемное поле для последующего изучения ценностных ориентаций семьи, а также исследования семейных социальных связей с точки зрения аксиологического подхода, суть которого состоит в изучении семьи с учетом оценок всех ее членов. Применение аксиологического подхода в отношении современной семьи в будущем может способствовать разрешению антагонизма, который наблюдается сегодня между высоким социальным и индивидуальным положением семьи и видимыми дестабилизирующими ориентациями в ее развитии.
В дальнейшем исследовании нуждается также тенденция сегодняшнего дня: нивелировка традиционных ценностей, в том числе семейных, под влиянием привнесенных со стороны ценностей и норм иных культур.
Рецензенты:
Хубиев Б.Б., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик;
Шевлоков В.А., д.ф.н., профессор кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик.