Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INDEPENDENS OF STUDENTS IN NONLINEAR EDUCATIONAL PROCESS OF INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Gordiyanova G.V. 1
1 North-Kazakhstan state university named after M. Kozibaev
In the article a concept "еducational independence" is considered and specified students in the conditions of nonlinear educational process. The distinguishing features of nonlinear educational process, assisting development of educational independence, are described: possibility of choice student educational courses from variant part of curriculum in accordance with the reasons, necessities, capabilities and possibility of construction by the student of individual educational route. Abilities, making educational independence of students to that we attributed, are educed: diagnostic and analytic, put on aim, organizationally-carrying out and control-evaluation skills. The worked out and described in the article course on a choice, teaching students independently to execute the different types of educational and research activity, is called development of the adopted abilities. The course worked out by us performs the cognitive duty in development of educational independence of students.
self-administration skills
non-linear educational process
educational independence
Образовательная парадигма постиндустриального общества изменяет цели учения, его мотивы, методы и формы учебно-познавательной деятельности, а также позицию обучающегося и само понимание учебно-познавательной деятельности. Актуальным становится рассмотрение вопроса развития учебно-познавательной деятельности в связи с проблемой формирования обучающегося как субъекта этой деятельности. При этом студент осознает мотивы, цели, приемы процесса учения, а следовательно, себя как субъекта в образовательном процессе, который самостоятельно организует, направляет и контролирует процесс учения. Идентифицируя себя в учебно-познавательной деятельности, самоопределяясь в ее ценностях, осознавая свои потребности и цели, обучающийся приобретает опыт самостоятельного управления собственной учебно-познавательной деятельностью и развивает свою образовательную самостоятельность.

Понятие «образовательная самостоятельность» неоднозначно рассматривается в психолого-педагогической науке. Цукерман Г.А. определяет самостоятельность как умение обучающегося выявлять, каких знаний ему недостает для выполнения поставленной задачи, и способность находить их [5]. Воронцов А.Б. рассматривает образовательную самостоятельность как поиск способов действия в новых ситуациях. Автор акцентирует внимание на том, что образовательная самостоятельность требует обращения обучающегося к рефлексии, т.е. пониманию того, что неизвестно, и умения искать, обращаясь при этом к информационным источникам либо к знающему человеку [3]. Мезенцева Л.В. в своем диссертационном исследовании определяет образовательную самостоятельность как качество личности обучающихся, выражающееся в умении приобретать новые знания, используя при этом различные источники, а также овладение способами учебно-познавательной деятельности и творческого решения образовательных задач [4]. М.Б. Баликаева рассматривает самостоятельность обучающихся как умение ставить учебные задачи в соответствии со своими потребностями, подбирать соответствующие средства для их решения, осознавать критерии и самостоятельно определять собственный уровень развития компетенций, свои возможности как будущего профессионала; владение способами самостоятельной познавательной деятельности [2].

Обобщая названные трактовки понятия «образовательная самостоятельность», выделим его основные характеристики:

  1. образовательная самостоятельность есть целенаправленная деятельность студентов по поиску и приобретению профессиональных знаний;
  2. в основе самостоятельности обучающихся лежит осознанное внутреннее побуждение обучающихся к приобретению знаний;
  3. развитие образовательной самостоятельности обучающихся связано с умением целеполагания и планирования собственной деятельности по приобретению знаний, овладением способами образовательной деятельности.

Образовательная самостоятельность обучающихся предполагает наличие у них таких самоуправленческих умений, которые необходимы для того, чтобы активно осваивать ресурсы образовательной среды вуза и развивать профессиональные знания. Данные умения мы объединили в четыре группы: первую группу составили диагностико-аналитические умения, к которым мы относим умение использовать ресурсы образовательной среды для приобретения и развития профессиональных знаний и умение определять и преодолевать собственные трудности в учебно-познавательной деятельности. Вторая группа - умения целеполагания, связанные с умениями обучающихся ставить близкие и далекие цели в приобретении профессиональных знаний. К третьей группе мы отнесли организационно-исполнительские умения, включающие умения планирования процесса приобретения знаний, построения ИОМ, владение стратегиями, помогающими оптимизировать процессы получения и хранения знаний. Контрольно-оценочные умения, входящие в четвертую группу, связаны с умениями самостоятельно контролировать и оценивать обучающимися результаты собственной учебно-познавательной деятельности.

Для развития вышеназванных умений, составляющих образовательную самостоятельность студентов в образовательном процессе, необходимо создание условий, где обучающийся становится субъектом учебно-познавательной деятельности, а следовательно, и субъектом процесса формирования профессиональных компетенций. Нелинейный образовательный процесс, характеризующийся такими свойствами, как нелинейность и вариативность, создает необходимые условия для развития исследуемого нами качества личности студентов. Вопросы нелинейного образования исследованы в педагогической науке в работах О.В. Акуловой, А.П. Тряпициной, О.В. Даутовой, А.Н. Вакурова, Л.Я. Зориной, Е.Н. Зориной, Е.Н. Князевой, С.П. Кудрюмова и др. Исследователи отмечают, что нелинейный образовательный процесс отличается большой свободой выбора обучающимися дисциплин, личным участием каждого обучающегося в формировании своего индивидуального плана, обеспеченностью всеми необходимыми методическими материалами, введением академических консультантов, оказывающих помощь в построении индивидуального образовательного маршрута и продвижении по нему. Так, например, О.В. Акулова отмечает, что в нелинейном образовательном процессе разветвленные образовательные программы предоставляют студенту возможность самостоятельного построения индивидуального образовательного маршрута на основе его мотивационных установок, индивидуальных особенностей и интересов [1]. Возможность выбора студентом цели, содержания, способов и форм учебно-познавательной деятельности создает условия, при которых развивается образовательная самостоятельность обучающихся, определяемая в условиях нелинейного образовательного процесса как качество личности студента, позволяющее осуществлять построение индивидуального образовательного маршрута, соответствующего его образовательным целям и соответствующего его возможностям, мотивации и интересам.

Анализ теоретической литературы и практики по организации нелинейного образовательного процесса позволил выявить условия нелинейного образовательного процесса, способствующие развитию образовательной самостоятельности студентов.

Первым педагогическим условием является развитие у студентов ценностно-смысловой составляющей овладения профессиональными знаниями. Осознание студентами ценности знаний и осмысленность в их приобретении помогает осваивать ресурсы образовательной среды вуза и оказывает влияние на остальные компоненты образовательной самостоятельности. Наличие у обучающегося устойчивых учебно-познавательных, профессиональных мотивов, мотивов самосовершенствования может служить важным механизмом в развитии образовательной самостоятельности студентов. В целях развития у студентов ценностно-смысловой составляющей учебно-познавательной деятельности в рамках образовательного процесса необходимо, на наш взгляд, разъяснение студентам возможностей практического использования полученных знаний, построения успешной профессиональной карьеры, организация учебной, научно-исследовательской деятельности и других видов работ в контексте будущей профессиональной деятельности. Немаловажным фактором развития ценностно-смысловой составляющей овладения профессиональными знаниями мы считаем моделирование ситуации успеха для студентов путем привлечения их к участию в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах, а также своевременную и адекватную оценку этого успеха.

Вторым педагогическим условием выступает спроектированное индивидуальное образовательное пространство обучающегося, способствующее построению индивидуального образовательного маршрута. Образовательная среда вуза, как известно, является одним из наиболее значимых ресурсов приобретения и развития профессиональных знаний. Это среда, в которой представлены ресурсы учебной, внеучебной, научной, исследовательской и других видов образовательной деятельности студентов. Активное использование обучающимися образовательной среды вуза способствует самостоятельному выбору, самоопределению в образовательном пространстве, создает условия для приобретения обучающимися опыта в управлении своей учебно-познавательной деятельностью. Предметное насыщение образовательной среды вуза способствует выбору студентом собственного пути развития. С этой целью необходима разработка вариативной части учебного плана, элективных курсов по выбору, из которых студент выстраивает индивидуальный образовательный маршрут. Важно использовать возможности и других видов деятельности: внеучебной, научной, исследовательской деятельности, в которых студент может приобретать необходимые знания, участвуя в студенческих научных обществах, семинарах, конференциях, клубах по интересам.

Третьим педагогическим условием является внедрение в нелинейный образовательный процесс интерактивных и проектных технологий, способствующих развитию образовательной самостоятельности. Главной целью использования данных методов являлось повышение активности и самостоятельности обучающихся в приобретении и развитии профессиональных знаний, формировании их субъектного отношения к учебно-познавательной деятельности. Этому способствует создание на занятиях проблемных ситуаций, выполнение обучающимися проектов, использование диалоговых форм обучения, а также технологий, предполагающих изучение и оценку явлений с разных позиций, осуществление обоснованного выбора в различных образовательных ситуациях («Дебаты», проблемный диалог, кейс-технологии).

Четвертым педагогическим условием является наличие мониторинга успешности развития образовательной самостоятельности студентов. Важным фактором, оказывающим влияние на развитие образовательной самостоятельности, является самооценка ее хода и результатов. Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности позволяет обучающемуся определять границы собственных знаний, области незнаемого, вносить необходимые коррективы в свою учебно-познавательную деятельность. Для развития умения обучающихся оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности использовалась технология критериального оценивания. Самооценка обучающегося складывается из составляющих (критериев), которые отражали их достижения по разным направлениям развития их учебно-познавательной деятельности. Критерий в данном случае представлялся как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев - определение степени приближения обучающегося к заданной цели. Каждый из критериев имеет качественное и количественное содержание. Количественное содержание критериев определяется баллами (или уровнями достижений). Качественное содержание критериев отражает различные стороны деятельности студентов с учетом специфики предметов. Каждая работа оценивается по ряду критериев и инструкций к ним. Критерии и инструкции разрабатываются в ходе общего договора.

Таким образом, выявленные нами педагогические условия: развитие у студентов ценностно-смысловой составляющей овладения профессиональными знаниями, спроектированное индивидуальное образовательное пространство обучающегося, внедрение в образовательный процесс интерактивных и проектных технологий, мониторинг успешности развития образовательной самостоятельности студентов - призваны обеспечить развитие умений, слагающих образовательную самостоятельность студентов.

Рецензенты:

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Далингер В.А., д.п.н., профессор, ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.