Проблемы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в современной сфере образования являются актуальными. Данные медицинской и педагогической статистики демонстрируют негативную картину увеличения числа детей, имеющих легкую интеллектуальную недостаточность [3, 4]. Педагогическая практика сталкивается с необходимостью создания наиболее полноценных условий для их обучения и воспитания, а научно-методический потенциал специальной педагогики не всегда может удовлетворить ее запросы. В равной мере эти проблемы присущи и адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития. Большой круг его вопросов технологического и методического плана еще нуждается в научном обосновании. Одним из них является проблема коррекции и развития двигательных навыков. Основу двигательной сферы ребенка дошкольного возраста составляют так называемые основные виды движений, к которым относят ходьбу, бег, прыжки, метание и лазание. Высокий уровень сформированности двигательных навыков этих локомоций создает условия для полноценного моторного развития ребенка, становления его здоровья, познания окружающего мира с двигательной позиции [5].
Вместе с тем результаты научных исследований констатируют наличие нарушений в формировании двигательных навыков у детей с ЗПР [1, 3]. Современная педагогическая практика адаптивного физического воспитания сталкивается с необходимостью обеспечения условий для коррекции и развития двигательных навыков у детей этой нозологической группы. Однако научно-методическая база такого педагогического воздействия требует дополнительного обоснования. Исследовательская работа по данному направлению осуществлялась на базе Волгоградской государственной академии физической культуры в соответствии с государственным заказом Министерства спорта Российской Федерации (приказ № 1032 от 17.12.2014).
Методика исследования
Оценка сформированности двигательных навыков у детей с ЗПР осуществлялась в основных видах движения, ведущих локомоциях дошкольного физического воспитания: ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании. Именно по ним оцениваются двигательное развитие ребенка-дошкольника и уровень становления его двигательных навыков. Данное измерение осуществлялось методом экспертных оценок, заключающимся в определении качества движения по пятибалльной шкале. В исследовании принимало участие 118 детей, возраст 4–7 лет, посещавших детские дошкольные учреждения г. Волгограда.
Результаты исследования
Проведенное исследование показало определенные различия особенностей проявления двигательных навыков у детей с ЗПР разных возрастов.
Анализ сформированности изучаемых локомоций у детей 4–5 лет (табл. 1) показал, что в возрастном периоде 4–5 лет изучаемая группа детей демонстрирует небольшое количество отклонений в сформированности двигательных навыков. Значимые отличия наблюдаются в проявлениях прыжков (Р < 0,01) и в проявлениях лазания (Р < 0,01).
Характерными ошибками двигательного навыка прыжка явились: несогласованность движений рук и ног, слабое отталкивание и его одновременность, мягкость приземления. Выявленные отклонения согласуются с научными и данными проведенных ранее исследовательских работ [2, 5]. В некоторой степени нарушения в технике прыжка объясняются особенностями низкой обучаемости детей с ЗПР. Вследствие того что данный вид движения является сложнокоординированным, то ошибки в нем у детей с ЗПР можно рассматривать как закономерные.
Таблица 1
Оценка сформированности двигательных навыков в основных видах движений у детей 4–5 лет (баллы)
| 
			 Контрольные задания  | 
			
			 
			Статистические показатели (  | 
			
			 t  | 
			
			 P  | 
		|
| 
			 ЗПР (n =20)  | 
			
			 Н (n =20)  | 
		|||
| 
			 Ходьба  | 
			
			 3,43 ±0,24  | 
			
			 3,69 ± 0,25  | 
			
			 0,4  | 
			
			 Р > 0,05  | 
		
| 
			 Бег  | 
			
			 3,78 ± 0,28  | 
			
			 3,91 ± 0,24  | 
			
			 0,3  | 
			
			 Р > 0,05  | 
		
| 
			 Прыжок в длину с места  | 
			
			 2,61 ± 0,19  | 
			
			 3,34 ± 0,18  | 
			
			 3,04  | 
			
			 Р < 0,01  | 
		
| 
			 Метание вдаль сильнейшей рукой  | 
			
			 2,85 ± 0,17  | 
			
			 3,26 ± 0,22  | 
			
			 1,5  | 
			
			 Р > 0,05  | 
		
| 
			 Лазание по гимнастической стенке  | 
			
			 2,13 ± 0,31  | 
			
			 3,32 ± 0,18  | 
			
			 3,5  | 
			
			 Р < 0,01  | 
		
Примечание: ЗПР – дети с задержкой психического развития; Н – дети массовых дошкольных учреждений; t – достоверность различий между группами; Р – уровень значимости достоверности отличий.
Основными ошибками в лазании у детей 4–5 лет с ЗПР явились: несогласованность движений рук и ног, одноименность перемещений (одновременная работа только правой рукой и ногой и наоборот), медленный темп реализации двигательного акта. Именно эти негативные характеристики и обусловили низкие балльные оценки.
В таких локомоциях, как ходьба, бег, метание, у детей 4–5 лет с ЗПР грубых нарушений в двигательных навыках не было выявлено, и их балльные оценки не имеют достоверных отличий от оценок детей массовых дошкольных учреждений (Р > 0,05).
Статистическая обработка полученных результатов позволяет увидеть, что из пяти изучаемых двигательных навыков дети 5–6 лет с ЗПР имеют нарушения в проявлениях:
прыжков (Р < 0,01), метания (Р < 0,01), лазания (Р < 0,01).
Полученные констатирующие факты согласуются с данными научно-методической литературы [1, 2]. Дети этой возрастной группы не имеют отклонений лишь в проявлениях ходьбы и бега, т.е. в естественных локомоциях. В локомоциях, требующих проявления высокого уровня координационных способностей, у них имеются нарушения. Основной негативной характеристикой и прыжков, и метания, и лазания является несогласованная работа различных частей тела. Именно ее отсутствие обусловливает низкий уровень изучаемых двигательных навыков. Их низкая результативность в некоторой степени обусловлена и невысокими показателями силовых способностей. Так, в метании низкий результат вызван слабостью силы ведущей руки, а в прыжке в длину с места – слабостью силы мышц ног.
Результаты оценки сформированности двигательных навыков у детей 5–6 лет приведены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка сформированности двигательных навыков в основных видах движений у детей 5–6 лет (баллы)
| 
			 Контрольные задания  | 
			
			 
			Статистические показатели (  | 
			
			 t  | 
			
			 P  | 
		|
| 
			 ЗПР (n =40)  | 
			
			 Н (n =40)  | 
		|||
| 
			 Ходьба  | 
			
			 3,91 ±0,31  | 
			
			 3,98 ± 0,21  | 
			
			 0,1  | 
			
			 Р > 0,05  | 
		
| 
			 Бег  | 
			
			 4,18 ± 0,28  | 
			
			 3,79 ± 0,22  | 
			
			 1,1  | 
			
			 Р > 0,05  | 
		
| 
			 Прыжок в длину с места  | 
			
			 2,84 ± 0,17  | 
			
			 3,55 ± 0,21  | 
			
			 4,04  | 
			
			 Р < 0,01  | 
		
| 
			 Метание вдаль сильнейшей рукой  | 
			
			 3,35 ± 0,17  | 
			
			 4,16 ± 0,21  | 
			
			 3,2  | 
			
			 Р < 0,01  | 
		
| 
			 Лазание по гимнастической стенке  | 
			
			 2,43 ± 0,28  | 
			
			 3,7 ± 0,19  | 
			
			 3,9  | 
			
			 Р < 0,01  | 
		
Примечание: ЗПР – дети с задержкой психического развития; Н – дети массовых дошкольных учреждений; t – достоверность различий между группами; Р – уровень значимости достоверности отличий.
Весьма интересным является тот факт, что в этом возрастном периоде ни одна из изучаемых групп детей не демонстрирует высокие баллы в таких естественных локомоциях, как ходьба и бег. Балльная оценка двигательного навыка ходьбы и воспитанников коррекционных групп, и детей массовых дошкольных учреждений составляет 3,91 и 3,98 балла. Аналогичная картина проявляется и при оценке двигательного навыка бега (группа ЗПР – 4,18 балла, группа норма – 3,79 балла).
Результаты оценки двигательных навыков основных видов движений у детей 6–7 лет представлены в таблице 3.
Анализ приведенных табличных данных позволяет увидеть, что дети с ЗПР 6–7 лет демонстрируют более низкий, чем дети массовых дошкольных учреждений, уровень сформированности двигательных навыков в движениях: ходьбы (Р < 0,05); бега (Р < 0,05); прыжков (Р < 0,01), метания (Р < 0,05), лазания (Р < 0,001).
Таблица 3
Оценка сформированности двигательных навыков в основных видах движений у детей 6–7 лет (баллы)
| 
			 Контрольные задания  | 
			
			 
			Статистические показатели (  | 
			
			 t  | 
			
			 P  | 
		|
| 
			 ЗПР (n =40)  | 
			
			 Н (n =40)  | 
		|||
| 
			 Ходьба  | 
			
			 4,15 ± 0,24  | 
			
			 4,85 ± 0,11  | 
			
			 2,9  | 
			
			 Р < 0,05  | 
		
| 
			 Бег  | 
			
			 4,03 ± 0,24  | 
			
			 4,61 ± 0,14  | 
			
			 2,2  | 
			
			 Р < 0,05  | 
		
| 
			 Прыжок в длину с места  | 
			
			 3,36 ± 0,26  | 
			
			 4,33 ± 0,16  | 
			
			 3,4  | 
			
			 Р < 0,01  | 
		
| 
			 Метание вдаль сильнейшей рукой  | 
			
			 3,68 ± 0,24  | 
			
			 4,34 ± 0,21  | 
			
			 2,2  | 
			
			 Р < 0,05  | 
		
| 
			 Лазание по гимнастической стенке  | 
			
			 2,99 ± 0,25  | 
			
			 4,31 ± 0,17  | 
			
			 4,5  | 
			
			 Р < 0,001  | 
		
Примечание: ЗПР – дети с задержкой психического развития; Н – дети массовых дошкольных учреждений; t – достоверность различий между группами; Р – уровень значимости достоверности отличий.
Во всех изучаемых видах движений воспитанники коррекционных групп не демонстрировали должного уровня двигательных навыков. В проявлениях ходьбы наблюдались такие нарушения, как вялая осанка, отсутствие ритма локомоции, легкости шага. Низкую балльную оценку в беге обусловили тяжелый шаг, бег на полной стопе, сбивчивый ритм движения. В метании, лазании, прыжках основные нарушения были связаны с координацией движения, а именно согласованностью работы рук и ног.
Более наглядно картина двигательного развития детей дошкольного возраста с ЗПР просматривается на рисунке.
 
Оценка сформированности двигательных навыков в основных видах движений у детей дошкольного возраста (баллы)
Анализ представленного рисунка наглядно демонстрирует, что самый высокий уровень нарушений двигательного характера демонстрирует возрастная группа 6–7-летних детей с ЗПР. Наименьшие отклонения от возрастной нормы просматриваются в младшей возрастной коррекционной группе. При реализации двигательных навыков таких локомоций, как ходьба и бег, отмечается наименьшее количество отклонений. При возрастании координационной сложности движений (лазание) число отклонений от возрастной нормы больше всего. Двигательный навык этого вида движения у детей с ЗПР сформирован хуже, чем у детей массовых дошкольных учреждений, и это просматривается во всех возрастах. Чуть более благоприятная картина просматривается в метании и прыжках. Полученные в настоящем исследовании сведения не только доказывают необходимость коррекции адаптивного физического воспитания для детей данной категории, но и служат обоснованием для его целенаправленной перестройки.
Выводы
1. Проведенный констатирующий эксперимент показал наличие нарушений в сформированности двигательных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР. Самые значительные из них связаны со сложными координационными локомоциями – прыжками, метанием мяча вдаль сильнейшей рукой, лазанием по гимнастической стенке. Одной из ведущих причин отмеченной несогласованности работы звеньев опорно-двигательного аппарата является низкая способность к обучению детей с ЗПР.
2. Выявленная негативная картина требует модернизации педагогического процесса адаптивного физического воспитания с целью коррекции негативных характеристик двигательного характера.
Рецензенты:
Кудинов А.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Теория и история физического воспитания» ФБГОУ ВПО ВГАФК, г. Волгоград;
Карпов В.Ю., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания и спорта Российского государственного социального университета, г. Москва.



