Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TEACHER AS A FACILITATOR OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY

Tatarenkova I.A. 1 Kibets V.N. 1
1 Kursk State Medical University
The facilitative communication contributes to the development of individuality and creative manifestations of students. It creates the conditions to improve the interest and cognitive activity of students, optimizes the development process of their professional identity and formation. The facilitative pedagogics requires the teacher professional competence and the improvement their professional quality. Pedagogical facilitation becomes more effective impact in the practical application in the case of inclusion of the teacher in the innovative activity. Facilitative approach being as a part of personal-oriented training acts as a means of humanization of high school education. Findings of the types of centration of high school teachers and levels of their facilitation are shown in the article. Survey revealed the predominance of methodological, egocentric and conformal centration. More than half of teachers have the average level of facilitation.
pedagogical centration
personal oriented approach
psychological and professional competence
facilitative communication
educational process
innovation
pedagogical facilitation
В настоящее время школа и вуз переживают период радикальных инновационных преобразований, что влияет на характер подготовки квалифицированных кадров. Научная информация расширяется и обновляется с такой скоростью, что сформулированное сегодня изменится ко времени, когда обучающийся соберётся им воспользоваться.

Цель исследования: установить особенности и выявить психотехнологии развития педагогической фасилитации.

Задачи исследования: проанализировать теоретические источники по проблеме развития педагогической фасилитации; определить факторы, влияющие на развитие педагогической фасилитации; определить уровни педагогической фасилитации и выявить условия, необходимые для её развития у преподавателей.

Объект исследования: педагогическая фасилитация.

База исследования: ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Исследованием был охвачен 91 работник из числа профессорско-преподавательского состава КГМУ, среди которых 18% - профессора, 33% - доценты, 20% - старшие преподаватели и 29% - ассистенты и преподаватели.

Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки полученных данных.

Понятие «инновация» охватывает не столько создание и распространение новшеств, сколько характеризует изменения в образе деятельности, жизни, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны. Инновационный процесс связан с переходом в качественно иное состояние, с ревизией устаревших норм и положений, а зачастую и с их пересмотром. Инновационный тип обучения - это, прежде всего, открытость для иного, отличного от собственного мнения. Преподаватели должны усвоить не некий монолит готового и бесспорного знания, а приобщаться к конструктивному общению, иметь установку на признание рационального момента в иной позиции. Психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения в учебном процессе - наиболее важное условие. Именно она и становится главным тормозом внедрения новых технологий. Судьба инноваций напрямую зависит от становления субъектности педагога, так как «личность учителя и его мировоззренческие установки являются непосредственным содержанием образования» [3].

Инновационная деятельность всегда связана с необходимостью изменения социальной среды. Люди оказываются перед необходимостью переоценить свои требования к жизни, поменять взгляд на многие вещи и на самого себя, принять новые межличностные и социальные отношения. Установление новых социальных связей сопряжено с преодолением агрессивности среды, с материально-техническими и психологическими трудностями внедрения нового, с завоеванием статуса в педагогическом сообществе. Мотивы, стремления и ценностные ориентации новаторов наталкиваются на серьёзные препятствия и барьеры, поскольку от людей требуется смена установок, способность реагировать на изменение ситуации. Это сложная внутренняя работа на основе многоуровневой рефлексии, имеющая индивидуальные особенности и индивидуальные границы. Создание, внедрение и принятие инноваций требует от личности эмоционального, интеллектуального и нравственного напряжения, а также педагогической креативности.

В педагогическом взаимодействии большое значение придаётся личности педагога, и от того, какими индивидуально-психологическими особенностями он обладает, зависит эффективность этого взаимодействия. Понятие «фасилитация» происходит от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия [8].

В середине XX века эффектом разорвавшейся бомбы в педагогике становится возникновение нового направления «гуманистическая психология». Одним из её основателей считается Карл Роджерс, представитель двух самых гуманных профессий - врач и учитель. Перед ним и его последователями встал вопрос, как воплотить в образовательный процесс всё, без чего на современном этапе развития общества он невозможен. Вот как объясняет необходимость новых подходов сам Роджерс: «Преподавание (преподнесение) знаний имеет смысл в неизменной среде. Вот почему эта функция не вызывала вопросов на протяжении веков. Но ....мы живём в постоянно меняющейся среде.» [6]. В системе взглядов К. Роджерса работа преподавателя сравнивается с работой терапевта, который не формирует человека, стараясь отлить его в форму, а помогает учащемуся найти в себе то положительное, что в нём уже развито. Именно Карл Роджерс вводит термин фасилитация учения, использует этот механизм на занятиях и считает его высокоэффективным. «... я рассматриваю фасилитацию учения как процесс, посредством которого мы можем и сами научиться жить, и способствовать развитию учащегося. Я считаю, что содействующий тип обучения предоставляет возможность находиться в изменяющемся процессе, пробовать, конструировать и находить гибкие ответы на те серьёзнейшие вопросы, которыми в наши дни озабочено человечество» [6]. Роджерс хотел уйти от названия «учитель» и повсеместно заменить его «фасилитатором», т.е. таким организатором занятия, которого больше всего интересуют потребности и запросы учащихся, который перед занятием думает не о том, как освоить все дидактические единицы, а как создать настолько благоприятную атмосферу, чтобы учащиеся захотели знать, удовлетворили свои интеллектуальные, социокультурные запросы.

Различают два типа учения: бессмысленное и осмысленное. Учение первого типа - принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое извне, направленное на усвоение знаний. Напротив, учение второго типа - свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, влияющее на всю личность, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Основная задача преподавателя - фасилитация (стимулирование и инициирование) осмысленного учения.

Существует фасилитация социальная и педагогическая. Социальная - это повышение продуктивности деятельности личности вследствие актуализации в ее сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями. Педагогическая - повышение продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога. Объединяет эти оба вида то обстоятельство, что фасилитация способствует повышению продуктивности любой, в том числе и педагогической деятельности. Различие - в том, что в социальной сфере это происходит посредством наблюдения за действиями субъекта, а в педагогической - за счёт особого стиля общения педагога с обучающимися, влияния на них его личности.

Педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу обучения, так и к личности преподавателя, особенно к его умению строить взаимоотношения со студентами. Суть педагогической фасилитации в профессиональном образовании состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за обучающимися исполнительской функции. Это позволит уйти от формирования специалиста-функционера к подготовке активного, способного к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений выпускника.

При фасилитации обучения преподаватель получает возможность использовать не догматические методы и приёмы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» со студентами и не бояться при этом быть обвинённым в «незнании существующих на практике проблем», которые анализируются в ходе курса и часто подвергаются сомнению. Таким образом, он остаётся исследователем и не теряет своего лица как учёный, не надевает на себя маску педагога-догматика, дающего однозначные ответы на все без исключения вопросы учебной программы. Всё это вместе взятое создаёт условия для повышения интереса и познавательной активности студентов, оптимизирует процесс развития их профессионального самосознания и становления.

Для овладения технологией фасилитации необходим достаточный уровень развития таких качеств преподавателя, как эмпатия, рефлексия, лидерство и коммуникативность [1]. Но, кроме этого, должна быть потребность обучающегося к овладению профессией, к совершенствованию профессиональных качеств личности. Ключевыми приёмами и техниками фасилитационного общения является:

  • уважение и позитивное принятие обучаемого как личности, способной к самоизменению и саморазвитию;
  • проявление педагогического такта, основанного на доверии без попустительства, простоте общения без фамильярности, воздействии без подавления самостоятельности, юморе без насмешки;
  • создание ситуаций успеха, авансирование похвалы, обращение к обучаемому по имени.

Всё это направлено на совершенствование системы оценки качества образовательных результатов в условиях модернизации современного образования. Педагогическая фасилитация приобретает более эффективное воздействие в практическом применении в случае включения педагога в организованную инновационную деятельность. Инновационность как характеристика педагогического процесса относится не только к изменению психологического облика педагога и обучаемого, но также характеризует дидактическое построение процесса и способов его организации. В работах педагогов-новаторов показано, что активное развитие студента прямо зависит от профессионально-педагогических умений преподавателя создавать соответствующий эмоциональный тонус процесса обучения [4]. Заинтересованное отношение преподавателя в условиях нарастающего прагматизма, снижения мотивации учения и чрезмерной информатизации играет ключевую роль. Эмоциональному потенциалу преподавателя-фасилитатора отводится решающее значение в воспитании увлечённой, ответственной, способной к сопереживанию и творчеству личности. Только преподаватель-фасилитатор может противостоять чрезмерной информатизации и "потери в ней человеческого начала". Принцип личностной ориентации обучения студента любого вуза в условиях информатизации и компьютеризации реализуется средствами фасилитационного общения, а сам личностно-деятельностный подход предполагает, в первую очередь, изменение позиции преподавателя-информатора на позицию фасилитатора.

Основными интересующими нас параметрами были микроклимат на занятии, способствующий творческой деятельности, дискуссии, умение вызвать и поддержать интерес к образовательной области, способность снять напряжение и усталость, умение наладить контакт с группой и каждым студентом, умение справедливо решать споры и конфликты, доброжелательность, тактичность, объективность в оценивании деятельности учащихся, заинтересованность в их успехе, внимательное отношение к студентам при выполнении учебных заданий.

Результаты исследования

Наши исследования среди профессорско-преподавательского состава КГМУ подтверждают выводы ученых [2] о том, что педагогов-фасилитаторов весьма немного - 29%.

Такой педагог очень критично относится к себе, пытается во всем определить причину и следствия, хорошо работает в коллективе и для коллектива, легко устанавливает и поддерживает контакты, воспринимает студентов как значимых, открыт в общении, жизнерадостен, экстраверт, с ярко выраженными лидерскими качествами. Педагог чувствителен к нуждам и проблемам окружающих, великодушен, с неподдельным интересом относится к людям, эмоционально отзывчив, стремится к поддержанию хороших отношений с людьми, всегда готов прийти на помощь другим.

53% преподавателей имеют средний уровень педагогической фасилитации. Средний уровень фасилитации выражается в том, что педагог не всегда контролирует свои действия и поступки, не всегда критично оценивает их. Поведение таких педагогов устойчиво, они не считают нужным его изменять в зависимости от ситуации. Пытаясь выявить причины возникших проблем, они обвиняют других и не находят, что сами являются главным источником этой проблемы. Эти педагоги недостаточно открыты в общении, необходимость новых контактов иногда выводит их из равновесия. У них недостаточно развиты лидерские качества, они склонны к подавлению других, к конфликтам. Эти педагоги не относятся к числу особо чувствительных людей, в межличностных отношениях склонны судить о других по их поступкам, им не чужды эмоциональные проявления, они слегка зажаты, что мешает полноценному восприятию людей. Педагог начинает анализировать затруднения в ходе осуществляемой деятельности, т.е. рефлексия ему присуща как действие.

Низкий уровень педагогической фасилитации выявлен нами у 18% преподавателей. Педагог с низким уровнем фасилитации слышит только себя, проявляет к окружающим эмоциональную холодность, не контролирует свои действия и поступки, некритичен по отношению к самому себе, небрежен в отношениях с людьми, непредсказуем в силу закрытости личности. У педагогов отмечается рефлексивно-пассивная позиция к деятельности, что очень часто приводит к распространению чувства самодостаточности и беспроблемности в своей деятельности; значимым является экономическое благополучие и склонность к постоянному самоутверждению.

Фасилитационный подход, являясь частью личностно-ориентированного обучения, выступает эффективным средством гуманитаризации и гуманизации вузовского образования.

Психологи отмечают, что способность к фасилитационному общению прямо зависит от типа педагогической центрации. Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Содержательная интерпретация типов центрации приведена в работе К.М. Левитана [5]. Им выделяются 6 типов центрации:

  • конформная - центрация на интересах, мнениях своих коллег;
  • эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего "Я";
  • гуманистическая - центрация на интересах учащихся;
  • центрация на интересах и требованиях администрации, присуща педагогам с нереализованными индивидуальными потребностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;
  • центрация на интересах родителей;
  • методическая, или познавательная, центрация, то есть сосредоточенность на средствах и методах преподавания.

Анализируя типы педагогической центрации преподавателей КГМУ, мы пришли к выводу, что преобладает центрация методическая, эгоцентрическая и конформная. Не более 40% преподавателей имеют гуманистическую центрацию. Именно эти преподаватели озабочены своим профессиональным педагогическим развитием, совершенствованием своей предметной квалификации; владеют коммуникативно-режиссёрскими умениями; обладают психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для реализации развивающей функции педагога высшей школы. Эти преподаватели личностно готовы к инновационной деятельности, пробуют себя на самых трудных участках работы.

Отметим, что социально и профессионально важные качества, обуславливающие готовность преподавателя к инновационной деятельности находятся в прямой зависимости от социальной и профессиональной востребованности этих качеств, а не только от экономической и финансовой ситуации в вузе. Нельзя ставить рост уровня профессионализма отдельных преподавателей и всего профессорско-преподавательского состава в целом в зависимость от материально-технической базы, финансирования, стиля межличностных отношений на факультете. Ценностные и мотивационные установки, которые способствуют достижению вершин профессионализма, гораздо более значимы в этом случае.

Утверждение личностно-ориентированных технологий обучения в вузовском образовании - это реалии и неизбежность сегодняшнего дня. А раз так, то востребованными становятся педагоги-фасилитаторы и инноваторы. Результатом перехода педагога на диалоговое и фасилитационное общение служат:

  • рост аутопсихологической компетентности;
  • развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности;
  • изменение ценностных ориентаций мотивационных установок;
  • осознание собственной оптимистической профессиональной перспективы;
  • повышение культуры управления;
  • преодоление профессиональных кризисов, стагнаций, деформаций, сопротивление "эмоциональному выгоранию" [7].

Умение целенаправленно формировать себя как творческую личность, соответствующую новой образовательной парадигме, является требованием сегодняшнего дня. Активность позиций преподавателя и студента в процессе инновационного обучения состоит в том, что каждый из них в той или иной мере выступает в качестве субъекта управления как своей собственной деятельности и поведения, так и деятельности и поведения других участников учебного процесса.

Теоретическое исследование проблемы педагогической фасилитации и результаты проведенного эксперимента позволили сформулировать следующие выводы:

1. Проблема фасилитации является актуальной в практической психологии. Фасилитация рассматривается как условие развития профессионализма педагога и готовности к деятельности, соответствующей требованиям современного образовательного процесса, ориентированного на развитие и саморазвитие.

2. Наиболее интенсивное развитие педагогической фасилитации происходит в специально организованной инновационной деятельности; одним из условий ее развития является применение эффективных технологий, прежде всего, личностно ориентированного тренинга.

Рецензенты:

Гонеев А.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск;

Запесоцкая И.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Курск.