Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит целью наравне с развитием личности обучающихся развитие личности педагога. В связи с этим обостряется проблема разработки диагностических методик для оценки уровня сформированности личностных и профессиональных качеств педагога, определения ресурсов для его развития.
Как известно, в психологии деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др., [4]) выделены типы ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, творческая деятельность подростка (С.И. Гессен [1]), профессиональная деятельность.
Каждый тип ведущей деятельности формирует определенные деятельностные способности, что определяет по закону микрогенезиса (Х. Вернер [4]) развитие соответствующих компонентов деятельности. Тип ведущей деятельности – непосредственно-эмоциональное общение способствует формированию познавательного интереса, базового доверия к миру (Эриксон, [2]), мотивации, эстетической восприимчивости, что закладывает основы для формирования эмоционально- психологического компонента деятельности. Тип ведущей деятельности – предметно-манипулятивная деятельность преимущественно развивает способности к деятельности по образцу, планированию и организации деятельности, формирует регулятивный компонент деятельности. Игровая деятельность развивает, прежде всего, коммуникативные качества, умения работать в коллективе, усваивать моральные нормы, способности к работе с информацией и определяет формирование социального компонента деятельности. Учебная деятельность закладывает способности к анализу и рефлексии, формирует основы нравственности, способствует развитию аналитического компонента деятельности. Творческая деятельность подростка, развивая такие качества, как креативность, мобильность, способствует формированию творческого компонента деятельности. И, наконец, профессиональная деятельность, развивая все компоненты деятельности, формирует преимущественно компонент самосовершенствования, способности к саморазвитию и совершенствованию в профессиональной деятельности. Данные компоненты характерны для любой деятельности субъекта, анализ их сформированности позволяет определить ресурсы для развития и личностных, и профессиональных качеств человека.
На анализе сформированности компонентов деятельности, отражающих взаимосвязь личностных и профессиональных характеристик субъекта деятельности, основана методика «Диагностика уровня сформированности личностных и профессиональных качеств педагога по компонентам деятельности» (автор – Темняткина О.В.), позволяющая определить ресурсы для развития, прежде всего, профессиональных качеств педагогических работников, и вследствие этого и личностных (субъектных) качеств.
Для определения наличного уровня развития субъектных качеств педагога используется анкета, которую заполняет сам педагог или заместитель директора по учебной или научно-методической работе образовательной организации.
Таблица 1
Диагностика уровня сформированности субъектных качеств педагога (базовые компетенции)
№ |
Компонент деятельности |
Показатели
|
0 |
1 |
2 |
3 |
Сумма |
1. |
Эмоционально –психологический |
Владение эмоциональными способами поведения |
|
|
|
|
|
Расположенность к окружающим, чуткость |
|
|
|
|
|||
Работа с увлечением |
|
|
|
|
|||
2. |
Регулятивный |
Аккуратность, исполнительность |
|
|
|
|
|
Ответственность |
|
|
|
|
|||
Организованность |
|
|
|
|
|||
3. |
Социальный |
Умение работать с информацией, разносторонность знаний |
|
|
|
|
|
Умение работать в коллективе |
|
|
|
|
|||
Доброжелательность к коллегам |
|
|
|
|
|||
4. |
Аналитический |
Способность к теоретическому анализу информации |
|
|
|
|
|
Способность к рефлексии, анализу собственного поведения |
|
|
|
|
|||
Готовность к постоянному обновлению знаний |
|
|
|
|
|||
5. |
Творческий |
Способность генерировать идеи |
|
|
|
|
|
Умение принимать решения в различных ситуациях |
|
|
|
|
|||
Умение нестандартно подходить к решению проблемы |
|
|
|
|
|||
6. |
Самосовершенствования |
Способность к оценке и самооценке |
|
|
|
|
|
Умение извлекать пользу из полученного опыта |
|
|
|
|
|||
Желание самосовершенствоваться, расти профессионально |
|
|
|
|
Количественные показатели:
0 баллов – качество не проявляется, 1 балл – качество проявляется на низком уровне, 2 балла – качество проявляется не всегда на высоком уровне, 3 балла – качество ярко выражено.
Для анализа уровня сформированности профессиональных качеств педагога используется следующая анкета, которая предложена в качестве экспертного листа в рамках аттестации педагогических работников на первую и высшую категорию в Свердловской области [3].
Диагностика уровня сформированности профессиональных качеств педагога
(профессиональные компетенции)
Компоненты деятельности |
Показатели (0 баллов – показатель не проявляется; 1 балл – единичное проявление показателя; 2 балла – оптимальное проявление показателя) |
Баллы |
Сумма |
Эмоционально-психологический |
1.Создает благоприятный психологический климат при организации образовательного процесса, атмосферу взаимопонимания, толерантности, взаимопомощи |
|
|
2.Организует и поддерживает разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающихся |
|
||
3. Формирует учебно - познавательную мотивацию обучающихся |
|
||
4. Обладает педагогическим тактом, культурой речи |
|
||
Регулятивный |
5.Обосновывает педагогическую деятельность с позиции нормативно-правовых документов |
|
|
6.Ориентирует цели профессиональной деятельности на достижение предметных и метапредметных результатов, личностное развитие обучающихся |
|
||
7. Реализует рабочую программу (программы) по предмету деятельности |
|
||
8. Имеет стабильные результаты освоения всеми обучающимися образовательных программ |
|
||
Социальный |
9. Развивает коммуникативные качества у обучающихся, формирует коллектив обучающихся |
|
|
10. Применяет дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и воспитанию, сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями |
|
||
11. Использует в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии |
|
||
12.Имеет свидетельства общественного признания профессиональных успехов (грамоты, благодарности, публикации в СМИ и др.) |
|
||
Аналитический |
13.Эффективно внедряет в образовательный процесс современные образовательные технологии (проектные, исследовательские, развивающие) |
|
|
14. Разрабатывает дидактические и методические, контрольно – измерительные материалы в соответствии с требованиями Основной общеобразовательной программы ОУ |
|
||
15.Имеет показатели динамики достижений обучающихся выше средних в Свердловской области |
|
||
16. Осуществляет мониторинг образовательных достижений обучающихся на уровне сформированности универсальных учебных действий, личностного развития обучающихся |
|
||
Творческий |
17. Вносит личный вклад в повышение качества образования на основе инновационной деятельности |
|
|
18. Обучающиеся вовлечены во внеурочную проектную деятельность |
|
||
19. Обучающиеся становятся победителями или призерами районных, городских олимпиад и конкурсов |
|
||
20. Участвует в муниципальных или региональных профессиональных конкурсах |
|
||
Самосовершенствования |
21. Активно распространяет собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания |
|
|
22. Обобщает опыт проектно – исследовательской деятельности в научно - методических разработках, публикациях на уровне района, города, области |
|
||
23. Повышает уровень профессиональной квалификации |
|
||
24. Является экспертом по профилю профессиональной деятельности на уровне района, города |
|
Суммы баллов по каждому компоненту наносятся на лепестковую диаграмму. Сопоставление результатов развития личностных и профессиональных качеств педагога по компонентам деятельности на итоговой лепестковой диаграмме может выглядеть следующим образом:
Примеры итоговых лепестковых диаграмм по компонентам деятельности
Рис.1. Результаты обследования педагога А
Рис. 2. Результаты обследования педагога В
Рис. 3. Результаты обследования педагога С
Проведем анализ полученных результатов диагностики.
Принципы анализа результатов заключаются в следующем: совпадение оценок развития субъектных и профессиональных качеств характеризует правильное формирование соответствующего компонента деятельности, гармоничное развитие личности педагога в профессиональной деятельности. Разрыв в оценках, а именно, больший балл в оценке личностных (субъектных) качеств по сравнению с оценкой профессиональных компетенций означает наличие ресурса в развитии педагога и как личности, и как профессионала в направлении соответствующих компонентов деятельности.
Анализ результатов педагога А показывает незначительные расхождения в оценке сформированности компонентов деятельности с позиции развития личностных (субъектных) качеств и профессиональных компетенций, кроме компонента самосовершенствования. Такая закономерность характерна для педагогов с большим стажем работы, и ресурс для развития этих компонентов деятельности у данного контингента педагогических работников небольшой. Успехов может достичь педагог А, развивая, в первую очередь, компонент самосовершенствования, занимаясь активным распространением собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания, обобщая опыт проектно-исследовательской деятельности в научно-методических разработках, публикациях на уровне района, города, области.
Анализ результатов педагогов В и С показывает небольшую разницу в оценке сформированности личностных и профессиональных качеств у этих педагогов по эмоционально-психологическому, регулятивному и социальному компонентам деятельности. Такая ситуация характерна для педагогов репродуктивного стиля преподавания. Значительный разрыв в оценке так называемых «продуктивных» компонентов деятельности свидетельствует о мощном ресурсе для развития этих педагогов в направлении аналитического, творческого компонентов деятельности, компонента самосовершенствования.
В качестве рекомендации для гармоничного развития творческого компонента деятельности педагогу В можно предложить вовлекать обучающихся во внеурочную проектную деятельность, участвовать в муниципальных или региональных профессиональных конкурсах, педагогу С – вносить личный вклад в повышение качества образования на основе инновационной деятельности, эффективно внедрять в образовательный процесс современные образовательные технологии (проектные, исследовательские, развивающие и др.), осуществлять мониторинг образовательных достижений обучающихся на уровне сформированности универсальных учебных действий, личностного развития обучающихся.
Данные рекомендации помогут заместителю директора по учебной или научно- методической работе образовательной организации выстроить индивидуальную работу с педагогом по развитию не только профессиональных компетентностей, но и совершенствованию личностных деятельностных способностей, что будет способствовать повышению качества и общего, и профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Рецензенты:
Зеер Э.Ф., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально- педагогического университета, г. Екатеринбург;
Сыманюк Э.Э., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и психологии управления Уральского федерального университета, г. Екатеринбург.