При разработке деловой игры и определения ее сущности прежде всего необходимо пересмотреть ее назначение, характеристики и ее структуру. Актуальность рассмотрения деловых игр заключается в гуманизации деятельности обучаемого студента своей будущей жизни и умении маневрировать в той или иной ситуации, т.е. данный метод рассматривается как реализация диалогического принципа обучения профессии.
Данная статья посвящена описанию теоретических и методологических аспектов проведения деловой игры в учебном и воспитательном процессах колледжа и вуза.
Итак, еще раз подчеркнем, что актуальность проекта вызвана существующими реалиями современного общества, а именно проблемой трудоустройства выпускников вузов на работу. К сожалению, существующие государственные программы по трудоустройству выпускников неэффективны, в некоторых случаях они просто не работают. В связи с этим выпускник по окончании вуза находится в самом невыгодном положении: имея на руках диплом об окончании вуза, он крайне невостребован. Известно также, что работодатель крайне неохотно берет на работу молодых специалистов, только что окончивших вуз, из-за того, что, как правило, выпускники вузов слабо владеют практическими навыками по выбранной специальности, не умеют ставить управленческие задачи и контролировать сроки их выполнения с использованием современных информационных технологий и многое другое. Разумеется, для решения подобных задач необходима прежде всего практика работы по выбранной специальности. Итак, для преодоления подобных проблем необходимо уже в процессе учебы получать практические навыки по многим областям деятельности, в частности по выбранной специальности.
Проект «Электронное студенческое правительство» (ЭСП) позволяет во многом решать перечисленные выше проблемы в процессе обучения студентов в вузе. При этом студент на примере решения многочисленных реальных практических текущих задач, стоящих перед вузом, получает необходимый начальный опыт в формулировке управленческих задач с необходимым финансово-экономическим обоснованием, контролем сроков их выполнения, отчетности за результаты выполненных работ и др.
Электронное студенческое правительство: методология и принципы построения
Когда формируется модель вуза, возникает вопрос: как можно представить роль и функции студента в обществе? Разумеется, это интеллектуальное будущее любого государства. Следующий вопрос - это какая формула образования реализуется в вузе в современном обществе: «Преподаватель изрекает - студент записывает» или «Преподаватель помогает студенту добывать новые знания и приобретать умения, которые ему помогут в последующей взрослой жизни».
Очевидно, что высшая школа ориентирована прежде всего на то, чтобы студенты после окончания вуза, помимо полученных знаний, смогли бы получить навыки проведения исследовательских задач, четко формулировать конечные и промежуточные цели того или иного проекта, пути достижений этих целей, умение коллективного взаимодействия при решении конкретных практических задач, чтобы у студентов сформировались лидерские качества, чувства ответственности за порученное дело и многое другое. Все это в стандартных вузовских программах, как правило, не предусмотрено в силу разных причин, в том числе острого дефицита времени. Между тем это важно прежде всего для будущей трудовой жизни студента. Как показывает жизнь, успеха в жизни добиваются не круглые отличники, а ребята с выраженными лидерскими качествами, которые способны сплотить вокруг себя однокурсников, правильно поставить задачу коллективу, контролировать качество и сроки выполнения различных поручений.
Предлагаемый проект «Электронное студенческое правительство» как раз и направлен на решение отмеченных выше задач. Деловая игра организовывается самими студентами. Она представляет собой сложную целевую систему. По мнению Вербицкого А.А.: «В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного моделирования, конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности» [8, С. 129].
По мнению ученого, деловая игра - это наложение технологий имитационной и игровой модели. Справедлива следующая его цитата: «Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста» [8, С. 144].
При разработке игры необходимо руководствоваться тем, что следует учитывать только наиболее значимые факторы. В таком случае игра становится наглядной, и участникам легче ее анализировать. Нужно предоставлять игрокам большую свободу выбора, тогда они охотнее включаются в игру.
Необходимо правильно продумать основные стимулы для игроков, которые вовлекают участников. Для этого следует определить идею обратной связи. Это даст возможность правильного развития системы по принципу правильного принятия решения, а также возможность верно дифференцировать игроков.
Очевидно, что игра не будет иметь реальной жизнеспособности, если неправильно регламентирована последовательность поступков и действий, поступки статичны во времени, рутинные операции не автоматизированы, в ходе игры необходимо постоянное вмешательство ведущего.
Итак, мы рассматриваем компьютерную деловую игру, в которой есть четко обозначенные задачи с конкретными сроками выполнения, исполнителями, контролерами. Все это реализуется в единой информационной среде, создаваемой компьютерной системой управления проектами и электронным документооборотом. Лучше всего, на наш взгляд, для этой цели подходит компьютерная система Lement.pro - разработка участника инновационного центра «Сколково» компании «Элемент» [6-7]. Как показывают проведенные исследования, деловые игры в гораздо большей степени способствуют усвоению нового материала и приобретению практических навыков и умений, чем лекции и семинарские занятия.
Важно, чтобы эта игра в максимальной степени отражала реальную действительность. Все вчерашние студенты в своей трудовой жизни в той или иной степени столкнутся с необходимостью знания обустройства системы государственного управления, разграничения полномочий исполнительной и законодательной власти. От того, насколько четко и ясно они будут представлять данные вопросы, во многом будет зависеть успех в дальнейшей жизни. Электронное студенческое правительство - это своего рода мини-правительство страны. Создается кабинет министров в составе ряда министерств. Премьер-министр, министры и сотрудники министерств назначаются из числа студентов. Создается также Наблюдательный (попечительский) Совет Электронного студенческого правительства, в состав которого входят руководство вуза и потенциальные работодатели. Состав министерств и решаемые ими задачи определяются членами Наблюдательного Совета. Проводится конкурс на замещение вакантных должностей премьер-министра и министров. Положение о конкурсе разрабатывается членами Наблюдательного Совета.
В Положении приводятся перечни тех задач и проектов, которые должны решать и реализовывать министерства (в основном в интересах будущих работодателей), критерии оценки победителей, виды и порядок вручения наград победителям и др.
Перед проведением конкурса студенты должны прослушать цикл лекций и принять участие в практических занятиях по использованию компьютерной системы управления проектами и электронным документооборотом в рамках учебной дисциплины «Современные информационные технологии управления проектами и бизнесом» (рабочее название).
Конкурсанты на соискание должностей премьер-министра и министров должны представить программу и подобрать коллектив. В результате проведения конкурса будут определены все участники проекта «Электронное студенческое правительство».
Желательно, чтобы премьер-министр и министры были из числа старшекурсников, а часть сотрудников министерств (руководители департаментов, управлений, отделов и др.) - из студентов младших курсов. В этом случае у студентов младших курсов появляется возможность прохождения всех ступеней по служебной лестнице, начиная с решения простых задач на первых курсах до сложных задач на старших курсах в роли министра или заместителя министра.
Состав министерств и решаемые ими задачи, как было отмечено выше, определяются Наблюдательным советом и должны прежде всего быть ориентированы на потенциальный рынок труда. В качестве примера рассмотрим министерство печати и мультимедийных технологий. Основная задача этого министерства - это выпуск электронной газеты с использованием современных информационных технологий (облачные платформы, мобильные клиентские устройства (iPad, айфон, смартфон). Главным редактором электронной газеты является министр печати и информационных технологий. В составе министерства имеется определенное число корреспондентов, в том числе из числа студентов первых курсов, ответственных за выпуск новостей из жизни вуза или организаций - потенциальных работодателей. Корреспонденты, используя современные мобильные гаджеты в режиме времени, близкому к реальному, формируют в компьютерной системе управления проектами и электронным документооборотом в окне министра печати и мультимедийных технологий новостные ленты определенной направленности, и на основе этого будет оперативно осуществляться выпуск электронной газеты. Помимо этого, в рамках деятельности данного министерства можно предусмотреть выпуск усилиями студентов серии документальных и мультфильмов, например по вопросам охраны окружающей природной среды (наподобие мультфильмов «Ну, погоди!»), в которых отрицательный персонаж загрязняет окружающую природную среду и наносит вред людям, животному и растительному миру, а положительный персонаж, используя современные технические средства, например системы космического мониторинга, следит в режиме реального времени за деятельностью отрицательного персонажа с целью защиты окружающей природной среды. В рассмотренном выше случае студент в качестве корреспондента, начиная с относительно простых задач по сбору информации по определенному направлению деятельности вуза (или потенциального работодателя) и предоставления ее в определенном формате в компьютерную систему управления проектами и электронным документооборотом, постепенно получая более сложные задачи, например формирование отдельной полосы в газете и получая опыт управленческой работы, со временем сможет стать министром - главным редактором электронного студенческого правительства. На таких примерах студентам будет понятно: чтобы стать хорошим руководителем, необходимо пройти ряд должностей по служебной лестнице.
Важно также понимать, что одним из основных стимулов активного участия студентов в проекте «Электронное студенческое правительство» является возможность формирования портфолио для последующего трудоустройства выпускника вуза. Проект «Электронное студенческое правительство» такую возможность предоставляет.
Министерство науки и технологии электронного студенческого правительства под руководством членов Наблюдательного совета, в том числе и представителей организаций-работодателей, формирует План перспективных исследований и проектов, ориентированных прежде всего на решение насущных проблем и на возможность объективного отбора наиболее подготовленных студентов. В тематику Плана перспективных исследований и проектов целесообразно включение тем выпускных квалификационных и магистерских работ. План перспективных исследований и проектов выкладывается в компьютерную систему управления проектами и электронным документооборотом и становится доступным всем участникам электронного студенческого правительства. Помимо этого, выкладываются информация о научных руководителях проектов и их контактные данные.
После того как за каждым проектом будут закреплены студент и научный руководитель, в рамках деятельности профильного министерства начинается реализация выбранного проекта. Причем научный руководитель, используя возможности компьютерной системы управления проектами и электронным документооборотом, может дистанционно ставить конкретные промежуточные задачи, контролировать качество и сроки их выполнения. При этом сама компьютерная системы управления проектами и электронным документооборотом напоминает научному руководителю и студенту о приближении сроков выполнения отдельных заданий в рамках проекта, что является немаловажным, учитывая, что научный руководитель является, как правило, очень занятым человеком.
Компьютерная система управления проектами и электронным документооборотом имеет в своем составе электронный архив. Это позволяет руководителю объективно оценивать динамику роста качества и обоснованность предлагаемых студентом предложений в течение всего периода реализации проекта, что является весьма важным при оценке потенциала того или иного студента.
Таким образом, у потенциального работодателя появляется реальная возможность, используя ресурсы компьютерной системы управления проектами и электронным документооборотом, в течение длительного времени наблюдать за динамикой профессионального роста того или иного студента, его умением ставить и оперативно решать поставленные задачи в установленные сроки и, как следствие этого, принимать взвешенное и обоснованное решение о трудоустройстве того или иного выпускника вуза. При этом следует ожидать повышение эффективности деятельности вуза по такому критерию, как трудоустройство выпускников вуза.
Заключение
Сегодня не требуется доказывать, что состояние системы образования в государстве объективно отражает его общее социально-экономическое положение. Однако вопросы, связанные с изучением механизмов взаимодействия экономики, управления и образования, остаются открытыми и обсуждаемыми. Как правило, в периоды оживления экономики актуализируются теории, утверждающие первостепенность образования как основного фактора экономического роста. И, наоборот, во время экономических кризисов возрастает популярность идей, подвергающих сомнению вклад образования в экономический рост.
Современный этап развития - это этап преобразования концепции человеческого капитала в концепцию качественных рабочих мест, где работник рассматривается как специалист, требующий особых практических навыков. Необходимо помнить, что человеческий капитал становится капиталом тогда, когда он соединяется с практическими навыками. В этой связи рассматриваемые в статье вопросы повышения качества человеческого капитала за счет внедрения новых форм организации управленческой деятельности применительно к такой важной компоненте для экономики будущего, как активная студенческая молодежь, приобретают первостепенное значение. Проект «Электронное студенческое правительство» является попыткой соединения в единое целое творческой энергии, исполнительской дисциплины и активной жизненной позиции студентов с использованием современных информационных технологий.
Рецензенты:
Баринова И.И., д.п.н., профессор кафедры географического образования инновационных и космических технологий МИОО, г. Москва;
Оржековский П.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики обучения химии Государственного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования» Департамента образования г. Москвы, г. Москва.