Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SERVICE COOPERATIVES AS A PROMISING INSTITUTE OF JOINT ACTIVITIES SMALL FARMS

Afanaseva M.S. 1
1 Federalnoe state budget institution of higher education «Penza State Technological University»
The article analyzes the performance of agriculture and improvement of rural areas in the Russian Federation for the 2000–2012 biennium. Lists the nature and advantages of the organization of joint activities of small farms in the form of service cooperatives, which make it possible to consider them as an alternative to existing commercial organizations to provide rural infrastructure. Reviewed information and consulting cooperative as a promising direction of diversification of organizational forms of consumer cooperatives. The mechanism of the formation of a common information space for small farms available and relevant information. The study shows that minimally acceptable set of elements of a common information space is an information complex with electronic trading platform.
information space
infrastructure
Rural areas
service cooperatives
small business forms

В современных условиях функционирования АПК России наблюдается деградация сельских территорий при низком уровне доходов населения и несоответствии качества жизни на селе общепринятым стандартам. Так, за период 2000–2012 гг. на территории РФ снизилась численность сельского населения, изменилась структура его распределения по основным возрастным группам, уменьшилась посевная площадь и урожайность сельскохозяйственных культур и, как следствие, показатели их валового сбора (таблица 1).

Таблица 1

Показатели сельского хозяйства в РФ за 2000–2012 гг. [8]

Показатель

Российская Федерация

2000г.

2011г.

2012г.

2012 г.,%

к 2000 г.

к 2011 г.

Численность сельского населения на начало года, тыс. чел.

39470,6

37444,2

37314,4

94,5

99,7

Распределение сельского населения по основным возрастным группам, тыс. чел.:

моложе трудоспособного возраста

8796

7027

7096

80,7

101,0

в трудоспособном возрасте

21517

22122

21780

101,2

98,5

старше трудоспособного возраста

8919

8295

8438

94,6

101,7

Посевная площадь сельскохозяйственных культур, тыс. гектаров

84670

76666

76325

90,1

99,6

Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур, тыс. тонн

зерно (в весе после доработки):

картофель

овощи (включая овощи закрытого грунта)

65100

31800

10500

94200

32700

14700

70900

29500

14600

108,9

92,8

139,0

75,3

90,2

99,3

Урожайность основных сельскохозяйственных культур, ц/га посевной площади

зерновые культуры (в весе после доработки)

15,1

22,4

18,3

121,2

81,7

картофель

105

148

134

127,6

90,5

овощи открытого грунта

144

208

211

146,5

101,4

Практика показывает, что в аграрном секторе экономики важную роль играют малые формы хозяйствования, они производят более половины валовой и 40 % товарной продукции сельского хозяйства [3], решают вопросы социальной стабильности на селе, являются одним из главных источников доходов сельского населения, обеспечения продуктами питания и сферой приложения труда в условиях безработицы. Практически каждый сельский житель имеет приусадебное личное подсобное хозяйство и, соответственно, статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, нуждающегося не только в услугах, обеспечивающих производство сельскохозяйственной продукции, но и в услугах по обслуживанию инфраструктуры малых форм хозяйствования и сельских территорий, включающих поддержку этого производства и самой жизнедеятельности сельского населения. При этом на фоне снижения показателей развития сельского хозяйства наблюдается негативная тенденция по благоустройству сельской местности и обеспечению образовательными и культурно-досуговыми учреждениями (таблица 2). Представленные показатели отражают несостоятельность государства в реализации социальной справедливости. В связи с этим актуальность приобретает механизм возмещения части государственных функций в сфере развития инфраструктуры сельских территорий и малых форм хозяйствования за счет организации обслуживающих потребительских кооперативов, которые являются как институтом развития бизнеса, так и фактором улучшения условий жизни на селе [5].

Таблица 2

Показатели благоустройства сельской местности в РФ за 2000–2012 гг. [8]

Показатель

Российская Федерация

2000 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г., %

к 2000 г.

к 2011 г.

Удельный вес сельских населённых пунктов, в %, имеющих:

водопровод

28

32

32

114,3

100,0

канализацию

4

5

5

125,0

100,0

Удельный вес общей площади сельского жилищного фонда (%), оборудованной: водопроводом

39

49

49

125,6

100,0

канализацией

30

39

40

133,3

102,6

отоплением

37

61

61

164,9

100,0

газом

74

74

74

100,0

100,0

горячим водоснабжением

17

26

27

158,8

103,8

Число дошкольных образовательных учреждений в сельской местности, ед.

22700

18000

17800

78,4

98,9

Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности, тыс. чел

854,5

1158,8

1232,2

144,2

106,3

Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности, чел.

62

91

92

148,4

101,1

Число общеобразовательных учреждений в сельской местности, ед.

45400

28600

27400

60,4

95,8

Число библиотек в сельской местности, ед.

38800

33200

31980

82,4

96,3

Число учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, ед.

48100

39700

39552

82,2

99,6

Таким образом, перспективы устойчивого развития сельских территорий заключаются в организации совместной деятельности малых форм хозяйствования и населения на кооперативных принципах с целью решения имеющихся проблем малого аграрного бизнеса и удовлетворения социально-экономических потребностей сельского населения. Кроме того, обслуживающий потребительский кооператив позволяет успешно реализовывать социальную ответственность государства в рамках частно-государственного партнерства, что подтверждается мировой практикой.

Сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив сочетает в себе возможности и достоинства как объединения участников кооперации с целью решения социально-экономических проблем сельских товаропроизводителей и населения, так и бизнес-организации, занимающейся коммерческой деятельностью в рамках кооперативной системы, поддерживаемой государством и инфраструктурными организациями.

Очевидны преимущества развития инфраструктуры сельских территорий на базе совместной деятельности малых форм хозяйствования в форме обслуживающей кооперации: 1) деятельность кооператива как некоммерческой организации не регламентируется требованиями ВТО; 2) кооператив «изнутри» ориентирован на решение действительных проблем товаропроизводителей; 3) выполнение социально-экономически значимых функций с вовлечением в управление и хозяйственную деятельность непосредственных пользователей услуг; 4) прозрачность деятельности (добровольность, демократический контроль и т.д.); 5) возможность совмещения коммерческой и некоммерческой деятельности; 6) возможности кооперативов по привлечению дополнительных финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов в рамках института ассоциированного членства; 7) возможность получения государственной поддержки в виде субсидируемых кредитов, налоговых льгот, участия в региональных программах поддержки малых форм хозяйствования и развития инфраструктуры сельских территорий; 8) возможность применения современных технологий и техники.

В соответствии с перечисленными преимуществами обслуживающую кооперацию можно рассматривать как альтернативу существующим коммерческим организациям в обеспечении инфраструктуры сельской местности. Это утверждение основано на наличие успешного мирового опыта функционирования кооперативов в сфере обслуживания сельхозтоваропроизводителей, а также на нашем опыте создания обслуживающих кооперативов на территории Пензенской области [5, 6, 7].

На данном этапе развития кооперативных организаций по обслуживанию инфраструктуры сельских территорий и малых форм хозяйствования в аграрном секторе России можно выделить тенденции поступательного развития форм кооперации и расширения видов их деятельности, а также установления коммуникационных связей в кооперативной системе с привлечением современных технологий. Данный процесс сопровождается возникновением новой формы обслуживающей кооперации, а именно информационно-консультационных кооперативов.

Мировой опыт подтверждает, что эффективная организация деятельности малого аграрного бизнеса невозможна без повсеместной информационной поддержки, организации обучения и консультирования, так как развитие техники и технологий сельскохозяйственного производства требует наличия высококвалифицированных кадров, а усложнение организационно-экономических механизмов повышает требования к предпринимателям. В развитых странах данный вопрос решается через систему консультационных служб, особенностью которых является то, что инициаторами создания данных структур являлись сами фермеры, а также управление данными службами осуществляют пользователи консультационных услуг [1, 2].

Актуальность создания информационно-консультационных институтов для малых форм хозяйствования в России подтверждается проведенными нами исследованиями, которые показали, что основными источниками информации для них являются: Управление государственной службы занятости населения, средства массовой информации, знакомые предприниматели и интернет-ресурсы. В рамках анкетных обследований выявлено, что только 35 % респондентов полностью информированы о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса. Наряду с данной проблемой для малых форм хозяйствования является актуальным сбыт произведенной продукции. Участники опроса отмечают отсутствие доступной информации о конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации [4].

Задачи деятельности информационно-консультационного кооператива должны включать: 1) предоставление информации о сельскохозяйственном рынке и возможных формах сбыта продукции членами кооператива; 2) решение вопросов бизнес-планирования, подготовка комплектов документов и заявок на получение кредитов и субсидий в составе программ государственной поддержки, оказание правовой поддержки, услуг бухгалтерского аутсорсинга, взаимодействие с налоговыми органами и государственными фондами; 3) представительство, защита прав и интересов членов кооператива в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных организациях; 4) организация консультирования членов кооператива по техническим вопросам; 5) организация обучения и повышения квалификации членов кооператива; 6) повышение информированности членов кооператива за счет привлечения различных средств коммуникации.

Отличительной особенностью таких кооперативов является то, что член кооператива вносит только вступительный и обязательный паевой взнос при вступлении в кооператив в размере и в сроки, определенные уставом, а далее принимается решение о характере компенсации за оказываемые услуги. Возможны два варианта: либо члены кооператива вносят членские взносы на компенсацию ежемесячных расходов, либо делают платежи по договору оказания услуг. При работе с не членами кооператива ценовая политика может быть более жесткой, на основании заключаемых договоров оказания услуг [7].

Исследования показали, что организация совместной деятельности малых форм хозяйствования по удовлетворению собственных потребностей в информационно-консультационном обслуживании позволяет снизить издержки на ведение бухгалтерского учета, юридическую поддержку, доступ к достоверной информации и современным программным продуктам в среднем на 45 %.

Актуальной является практика повсеместного использования современных методов и средств распространения информации, которая развивается в направлении глобализации. В связи с этим целесообразно применять механизм функционирования единого информационного пространства, цель которого заключается в создании эффективного инструмента информационного обеспечения с привлечением всех доступных современных средств коммуникаций.

Проведенное исследование показывает, что минимально-допустимым набором элементов единого информационного пространства являются информационный комплекс с электронной торговой площадкой. С целью обеспечения доступности данных информационный комплекс должен быть реализован в виде веб-портала, включающего в себя основные разделы по направлениям деятельности малых форм хозяйствования. Концепция информационного комплекса представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Концепция информационного комплекса

Электронная торговая площадка рассматривается как комплекс информационных и технических решений, способствующий продуктивному взаимодействию покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. В данном случае, продавцами являются кооперативы и малые формы хозяйствования, а покупателями могут выступать они же или представители торговых сетей, государственные учреждения, частные предприниматели и др. Особенностью данной торговой площадки является ее отраслевая принадлежность, доступность для малых форм хозяйствования за счет отсутствия барьера входа. С развитием данного информационного центра потребуется создание оптово-логистических центров для формирования партий, хранения и сбыта продукции.

Доступ к информационному комплексу должен осуществляться бесплатно для малых форм хозяйствования, органов власти, а также всевозможных контрагентов, которые приобретают сельхозпродукцию или поставляют технику, оборудование, сопровождающие средства и материалы для сельскохозяйственных производственных площадок. При успешной работе данного комплекса возможно применение платного входа для контрагентов на торговую площадку с целью самоокупаемости работы единого информационного пространства.

Организация информационного пространства должна проходить в несколько этапов. В первую очередь необходимо создать институты совместной деятельности малых форм хозяйствования по информационно-консультационному обслуживанию в районах субъектов Российской Федерации в форме кооперативов. На втором этапе организуются кооперативные центры информационно-консультационной поддержки на уровне каждого субъекта, в функции которых будет входить работа по консультированию и информационному обеспечению районных кооперативов, взаимодействие с органами власти, финансовыми организациями, ревизионным союзом и образовательными учреждениями по вопросам развития кооперации, учебно-методическая и научно-исследовательская работа, обучение. Обеспечение деятельности информационного пространства необходимо осуществлять на базе информационно-консультационных центров в субъектах Российской Федерации. На уровне регионов Российской Федерации и федеральном уровне должна поддерживаться связь между органами власти и организациями, заинтересованными в развитии сельскохозяйственной кооперации, проводится разработка законодательных проектов, методических и обучающих материалов, научно-исследовательские работы. Такая структура позволит реализовать единое информационное пространство с четким разграничением функций и ответственности по уровням управления и предоставит малым формам хозяйствования возможность не только получать доступ к актуальной и достоверной информации и контролировать данный процесс, но и установить эффективную обратную связь товаропроизводителей с органами государственной власти.

Практика и проведенные исследования показывают, что организация совместной деятельности малых форм хозяйствования в форме обслуживающих информационно-консультационных кооперативов является приоритетным направлением диверсификации организационных форм потребительской кооперации, которая позволит обеспечить высокий уровень правового, бухгалтерского и консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей при снижении транзакционных издержек.

Обслуживающая кооперация в современных условиях агропромышленного комплекса Российской Федерации является перспективным институтом совместной деятельности малых форм хозяйствования в развитии инфраструктуры сельских территорий и повышении качества жизни сельского населения. Применение современных технологий информационного обмена и создание кооперативной информационно-консультационной системы позволит расширить возможности малого аграрного бизнеса в реализации своих интересов не только как участников рынка, но и как сельских жителей.

Рецензенты:

Юняева Р.Р., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и финансы», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Барышников Н.Г., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза.