В современных условиях функционирования АПК России наблюдается деградация сельских территорий при низком уровне доходов населения и несоответствии качества жизни на селе общепринятым стандартам. Так, за период 2000–2012 гг. на территории РФ снизилась численность сельского населения, изменилась структура его распределения по основным возрастным группам, уменьшилась посевная площадь и урожайность сельскохозяйственных культур и, как следствие, показатели их валового сбора (таблица 1).
Таблица 1
Показатели сельского хозяйства в РФ за 2000–2012 гг. [8]
Показатель |
Российская Федерация |
||||
2000г. |
2011г. |
2012г. |
2012 г.,% |
||
к 2000 г. |
к 2011 г. |
||||
Численность сельского населения на начало года, тыс. чел. |
39470,6 |
37444,2 |
37314,4 |
94,5 |
99,7 |
Распределение сельского населения по основным возрастным группам, тыс. чел.: моложе трудоспособного возраста |
8796 |
7027 |
7096 |
80,7 |
101,0 |
в трудоспособном возрасте |
21517 |
22122 |
21780 |
101,2 |
98,5 |
старше трудоспособного возраста |
8919 |
8295 |
8438 |
94,6 |
101,7 |
Посевная площадь сельскохозяйственных культур, тыс. гектаров |
84670 |
76666 |
76325 |
90,1 |
99,6 |
Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур, тыс. тонн зерно (в весе после доработки): картофель овощи (включая овощи закрытого грунта) |
65100 31800 10500 |
94200 32700 14700 |
70900 29500 14600 |
108,9 92,8 139,0 |
75,3 90,2 99,3 |
Урожайность основных сельскохозяйственных культур, ц/га посевной площади зерновые культуры (в весе после доработки) |
15,1 |
22,4 |
18,3 |
121,2 |
81,7 |
картофель |
105 |
148 |
134 |
127,6 |
90,5 |
овощи открытого грунта |
144 |
208 |
211 |
146,5 |
101,4 |
Практика показывает, что в аграрном секторе экономики важную роль играют малые формы хозяйствования, они производят более половины валовой и 40 % товарной продукции сельского хозяйства [3], решают вопросы социальной стабильности на селе, являются одним из главных источников доходов сельского населения, обеспечения продуктами питания и сферой приложения труда в условиях безработицы. Практически каждый сельский житель имеет приусадебное личное подсобное хозяйство и, соответственно, статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, нуждающегося не только в услугах, обеспечивающих производство сельскохозяйственной продукции, но и в услугах по обслуживанию инфраструктуры малых форм хозяйствования и сельских территорий, включающих поддержку этого производства и самой жизнедеятельности сельского населения. При этом на фоне снижения показателей развития сельского хозяйства наблюдается негативная тенденция по благоустройству сельской местности и обеспечению образовательными и культурно-досуговыми учреждениями (таблица 2). Представленные показатели отражают несостоятельность государства в реализации социальной справедливости. В связи с этим актуальность приобретает механизм возмещения части государственных функций в сфере развития инфраструктуры сельских территорий и малых форм хозяйствования за счет организации обслуживающих потребительских кооперативов, которые являются как институтом развития бизнеса, так и фактором улучшения условий жизни на селе [5].
Таблица 2
Показатели благоустройства сельской местности в РФ за 2000–2012 гг. [8]
Показатель |
Российская Федерация |
||||
2000 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г., % |
||
к 2000 г. |
к 2011 г. |
||||
Удельный вес сельских населённых пунктов, в %, имеющих: водопровод |
28 |
32 |
32 |
114,3 |
100,0 |
канализацию |
4 |
5 |
5 |
125,0 |
100,0 |
Удельный вес общей площади сельского жилищного фонда (%), оборудованной: водопроводом |
39 |
49 |
49 |
125,6 |
100,0 |
канализацией |
30 |
39 |
40 |
133,3 |
102,6 |
отоплением |
37 |
61 |
61 |
164,9 |
100,0 |
газом |
74 |
74 |
74 |
100,0 |
100,0 |
горячим водоснабжением |
17 |
26 |
27 |
158,8 |
103,8 |
Число дошкольных образовательных учреждений в сельской местности, ед. |
22700 |
18000 |
17800 |
78,4 |
98,9 |
Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности, тыс. чел |
854,5 |
1158,8 |
1232,2 |
144,2 |
106,3 |
Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности, чел. |
62 |
91 |
92 |
148,4 |
101,1 |
Число общеобразовательных учреждений в сельской местности, ед. |
45400 |
28600 |
27400 |
60,4 |
95,8 |
Число библиотек в сельской местности, ед. |
38800 |
33200 |
31980 |
82,4 |
96,3 |
Число учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, ед. |
48100 |
39700 |
39552 |
82,2 |
99,6 |
Таким образом, перспективы устойчивого развития сельских территорий заключаются в организации совместной деятельности малых форм хозяйствования и населения на кооперативных принципах с целью решения имеющихся проблем малого аграрного бизнеса и удовлетворения социально-экономических потребностей сельского населения. Кроме того, обслуживающий потребительский кооператив позволяет успешно реализовывать социальную ответственность государства в рамках частно-государственного партнерства, что подтверждается мировой практикой.
Сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив сочетает в себе возможности и достоинства как объединения участников кооперации с целью решения социально-экономических проблем сельских товаропроизводителей и населения, так и бизнес-организации, занимающейся коммерческой деятельностью в рамках кооперативной системы, поддерживаемой государством и инфраструктурными организациями.
Очевидны преимущества развития инфраструктуры сельских территорий на базе совместной деятельности малых форм хозяйствования в форме обслуживающей кооперации: 1) деятельность кооператива как некоммерческой организации не регламентируется требованиями ВТО; 2) кооператив «изнутри» ориентирован на решение действительных проблем товаропроизводителей; 3) выполнение социально-экономически значимых функций с вовлечением в управление и хозяйственную деятельность непосредственных пользователей услуг; 4) прозрачность деятельности (добровольность, демократический контроль и т.д.); 5) возможность совмещения коммерческой и некоммерческой деятельности; 6) возможности кооперативов по привлечению дополнительных финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов в рамках института ассоциированного членства; 7) возможность получения государственной поддержки в виде субсидируемых кредитов, налоговых льгот, участия в региональных программах поддержки малых форм хозяйствования и развития инфраструктуры сельских территорий; 8) возможность применения современных технологий и техники.
В соответствии с перечисленными преимуществами обслуживающую кооперацию можно рассматривать как альтернативу существующим коммерческим организациям в обеспечении инфраструктуры сельской местности. Это утверждение основано на наличие успешного мирового опыта функционирования кооперативов в сфере обслуживания сельхозтоваропроизводителей, а также на нашем опыте создания обслуживающих кооперативов на территории Пензенской области [5, 6, 7].
На данном этапе развития кооперативных организаций по обслуживанию инфраструктуры сельских территорий и малых форм хозяйствования в аграрном секторе России можно выделить тенденции поступательного развития форм кооперации и расширения видов их деятельности, а также установления коммуникационных связей в кооперативной системе с привлечением современных технологий. Данный процесс сопровождается возникновением новой формы обслуживающей кооперации, а именно информационно-консультационных кооперативов.
Мировой опыт подтверждает, что эффективная организация деятельности малого аграрного бизнеса невозможна без повсеместной информационной поддержки, организации обучения и консультирования, так как развитие техники и технологий сельскохозяйственного производства требует наличия высококвалифицированных кадров, а усложнение организационно-экономических механизмов повышает требования к предпринимателям. В развитых странах данный вопрос решается через систему консультационных служб, особенностью которых является то, что инициаторами создания данных структур являлись сами фермеры, а также управление данными службами осуществляют пользователи консультационных услуг [1, 2].
Актуальность создания информационно-консультационных институтов для малых форм хозяйствования в России подтверждается проведенными нами исследованиями, которые показали, что основными источниками информации для них являются: Управление государственной службы занятости населения, средства массовой информации, знакомые предприниматели и интернет-ресурсы. В рамках анкетных обследований выявлено, что только 35 % респондентов полностью информированы о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса. Наряду с данной проблемой для малых форм хозяйствования является актуальным сбыт произведенной продукции. Участники опроса отмечают отсутствие доступной информации о конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации [4].
Задачи деятельности информационно-консультационного кооператива должны включать: 1) предоставление информации о сельскохозяйственном рынке и возможных формах сбыта продукции членами кооператива; 2) решение вопросов бизнес-планирования, подготовка комплектов документов и заявок на получение кредитов и субсидий в составе программ государственной поддержки, оказание правовой поддержки, услуг бухгалтерского аутсорсинга, взаимодействие с налоговыми органами и государственными фондами; 3) представительство, защита прав и интересов членов кооператива в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных организациях; 4) организация консультирования членов кооператива по техническим вопросам; 5) организация обучения и повышения квалификации членов кооператива; 6) повышение информированности членов кооператива за счет привлечения различных средств коммуникации.
Отличительной особенностью таких кооперативов является то, что член кооператива вносит только вступительный и обязательный паевой взнос при вступлении в кооператив в размере и в сроки, определенные уставом, а далее принимается решение о характере компенсации за оказываемые услуги. Возможны два варианта: либо члены кооператива вносят членские взносы на компенсацию ежемесячных расходов, либо делают платежи по договору оказания услуг. При работе с не членами кооператива ценовая политика может быть более жесткой, на основании заключаемых договоров оказания услуг [7].
Исследования показали, что организация совместной деятельности малых форм хозяйствования по удовлетворению собственных потребностей в информационно-консультационном обслуживании позволяет снизить издержки на ведение бухгалтерского учета, юридическую поддержку, доступ к достоверной информации и современным программным продуктам в среднем на 45 %.
Актуальной является практика повсеместного использования современных методов и средств распространения информации, которая развивается в направлении глобализации. В связи с этим целесообразно применять механизм функционирования единого информационного пространства, цель которого заключается в создании эффективного инструмента информационного обеспечения с привлечением всех доступных современных средств коммуникаций.
Проведенное исследование показывает, что минимально-допустимым набором элементов единого информационного пространства являются информационный комплекс с электронной торговой площадкой. С целью обеспечения доступности данных информационный комплекс должен быть реализован в виде веб-портала, включающего в себя основные разделы по направлениям деятельности малых форм хозяйствования. Концепция информационного комплекса представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Концепция информационного комплекса
Электронная торговая площадка рассматривается как комплекс информационных и технических решений, способствующий продуктивному взаимодействию покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. В данном случае, продавцами являются кооперативы и малые формы хозяйствования, а покупателями могут выступать они же или представители торговых сетей, государственные учреждения, частные предприниматели и др. Особенностью данной торговой площадки является ее отраслевая принадлежность, доступность для малых форм хозяйствования за счет отсутствия барьера входа. С развитием данного информационного центра потребуется создание оптово-логистических центров для формирования партий, хранения и сбыта продукции.
Доступ к информационному комплексу должен осуществляться бесплатно для малых форм хозяйствования, органов власти, а также всевозможных контрагентов, которые приобретают сельхозпродукцию или поставляют технику, оборудование, сопровождающие средства и материалы для сельскохозяйственных производственных площадок. При успешной работе данного комплекса возможно применение платного входа для контрагентов на торговую площадку с целью самоокупаемости работы единого информационного пространства.
Организация информационного пространства должна проходить в несколько этапов. В первую очередь необходимо создать институты совместной деятельности малых форм хозяйствования по информационно-консультационному обслуживанию в районах субъектов Российской Федерации в форме кооперативов. На втором этапе организуются кооперативные центры информационно-консультационной поддержки на уровне каждого субъекта, в функции которых будет входить работа по консультированию и информационному обеспечению районных кооперативов, взаимодействие с органами власти, финансовыми организациями, ревизионным союзом и образовательными учреждениями по вопросам развития кооперации, учебно-методическая и научно-исследовательская работа, обучение. Обеспечение деятельности информационного пространства необходимо осуществлять на базе информационно-консультационных центров в субъектах Российской Федерации. На уровне регионов Российской Федерации и федеральном уровне должна поддерживаться связь между органами власти и организациями, заинтересованными в развитии сельскохозяйственной кооперации, проводится разработка законодательных проектов, методических и обучающих материалов, научно-исследовательские работы. Такая структура позволит реализовать единое информационное пространство с четким разграничением функций и ответственности по уровням управления и предоставит малым формам хозяйствования возможность не только получать доступ к актуальной и достоверной информации и контролировать данный процесс, но и установить эффективную обратную связь товаропроизводителей с органами государственной власти.
Практика и проведенные исследования показывают, что организация совместной деятельности малых форм хозяйствования в форме обслуживающих информационно-консультационных кооперативов является приоритетным направлением диверсификации организационных форм потребительской кооперации, которая позволит обеспечить высокий уровень правового, бухгалтерского и консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей при снижении транзакционных издержек.
Обслуживающая кооперация в современных условиях агропромышленного комплекса Российской Федерации является перспективным институтом совместной деятельности малых форм хозяйствования в развитии инфраструктуры сельских территорий и повышении качества жизни сельского населения. Применение современных технологий информационного обмена и создание кооперативной информационно-консультационной системы позволит расширить возможности малого аграрного бизнеса в реализации своих интересов не только как участников рынка, но и как сельских жителей.
Рецензенты:
Юняева Р.Р., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и финансы», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;
Барышников Н.Г., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза.