Разработанная и реализуемая в России стратегия развития педагогического образования, внедрение ФГОС нового поколения, утверждение профессионального стандарта педагога создают необходимую законодательную базу для формирования системы подготовки будущего учителя, адекватной выдвигаемым требованиям и выстраиваемой на основе компетентностного и деятельностного подходов.
В процессе выполнения работ по проекту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», наш коллектив принял участие в разработке модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки». Название модуля было определено государственным заданием, было нами уточнено и стало называться «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов». Все это в совокупности потребовало реконструкции содержания и самого процесса прохождения студентами базового поля дисциплин психолого-педагогического цикла, придания им практико-ориентированного характера, достижения измеримых образовательных результатов в их компетентностном понимании, опоры на интерактивные практики образования, нацеленные не только на побуждение студентов к внешней активности, но и обеспечивающие их творческое саморазвитие в профессиональном поле.
Цель освоения модуля: готовность к конструированию и реализации образовательных процессов в основной школе на базовом уровне.
Задачи модуля: сознавать ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; осуществлять конструирование образовательных процессов с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся; использовать современные методы и технологии обучения и воспитания; осуществлять воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимся.
Характеристика выпускника, освоившего модуль «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов»: конструктор базовых образовательных процессов общего среднего образования, способный к самостоятельному подбору и профессиональному использованию путей и способов их реализации.
Модуль «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов» может являться самостоятельным базовым разделом при профессиональной переподготовке и повышении квалификации работников образования (учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы воспитательной работы, заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе, директора школ). Модуль логически связан с другими модулями основной образовательной программы: опирается на учебные дисциплины образовательных модулей «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике» и «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла: естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике»; изучается параллельно с учебными дисциплинами модуля «Психология и педагогика развития учащихся: практика личностно-ориентированного образования» и является основой для реализации модуля «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: исследовательская и экспериментальная деятельность учителя».
Новизна, предлагаемая разработчиками модуля, заключается: в проектировании программы модуля «от планируемых образовательных результатов»; в пересмотре содержания дисциплин, методов, средств и технологий обучения в целях усиления практико-ориентированной подготовки будущих учителей и увеличения объема на практику; в разработке новых дисциплин базовой и вариативных частей; в построении дисциплин модуля в определенной логике и последовательности, способствующей реализации межпредметных и внутрипредметных связей на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования, позволяющего эффективно осуществлять «вход и выход» в школу и в ВУЗ; в изменении средств и методов оценивания результатов достижения студентов текущей, промежуточной и итоговой аттестации по модулю.
Освоение программы модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов» будет проходить в течение двух семестров. Базовая часть («Феномен педагогической деятельности», «Психология образования», «Управление учебно-воспитательным процессом», «Интерактивные практики образования») должна быть изучена во 2 семестре, трудоемкость базовой части модуля 11 зачетных единиц. Вариативная часть («Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса», «Практикум по конструированию воспитательных программ», «Взаимодействие в образовательном процессе», «Психолого-педагогические основы творческого саморазвития», «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ») должна быть освоена в 3 семестре (выбор 3 из 5 дисциплин), трудоемкость вариативной части 6 зачетных единиц (таблица 1).
Таблица 1
Трудоемкость модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов»
| 
			 №  | 
			
			 Дисциплина  | 
			
			 Зачетные ед.  | 
			
			 Часы всего  | 
			
			 Лекц. часы  | 
			
			 Семинары/Практикум  | 
			
			 Сам. работа часы  | 
		|
| 
			 1  | 
			
			 Феномен педагогической деятельности  | 
			
			 2  | 
			
			 72  | 
			
			 10  | 
			
			 26  | 
			
			 36  | 
		|
| 
			 2  | 
			
			 Психология образования  | 
			
			 3  | 
			
			 108  | 
			
			 10  | 
			
			 44  | 
			
			 54  | 
		|
| 
			 3  | 
			
			 Управление учебно-воспитательным процессом  | 
			
			 3  | 
			
			 108  | 
			
			 16  | 
			
			 38  | 
			
			 54  | 
		|
| 
			 4  | 
			
			 Интерактивные практики образования  | 
			
			 2  | 
			
			 72  | 
			
			 10  | 
			
			 26  | 
			
			 36  | 
		|
| 
			 5  | 
			
			 Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса  | 
			
			 2  | 
			
			 72  | 
			
			 8  | 
			
			 28  | 
			
			 36  | 
		|
| 
			 6  | 
			
			 Практикум по конструированию воспитательных программ  | 
			
			 2  | 
			
			 72  | 
			
			 4  | 
			
			 32  | 
			
			 36  | 
		|
| 
			 7  | 
			
			 Взаимодействие в образовательном процессе  | 
			
			 2  | 
			
			 72  | 
			
			 10  | 
			
			 26  | 
			
			 36  | 
		|
| 
			 8  | 
			
			 Психолого-педагогические основы творческого саморазвития  | 
			
			 2  | 
			
			 72  | 
			
			 10  | 
			
			 26  | 
			
			 36  | 
		|
| 
			 9  | 
			
			 Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ  | 
			
			 2  | 
			
			 72  | 
			
			 2  | 
			
			 34  | 
			
			 36  | 
		|
| 
			 10  | 
			
			 Учебная практика (рассредоточенная)  | 
			
			 4  | 
			
			 144  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		|
| 
			 11  | 
			
			 Итоговое учебное событие (Педагогическая ярмарка)  | 
			
			 1  | 
			
			 36  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		|
| 
			 13  | 
			
			 Всего  | 
			
			 25  | 
			
			 900  | 
			
			 80  | 
			
			 280  | 
			
			 360  | 
		|
*Объем часов (900ч.) включает общее количество часов по базовой и вариативной части модуля (по 5 дисциплинам, без учета выбора дисциплин - 3 из 5).
Всего на освоение программы модуля предусмотрено 25 зачетных единиц, включая обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося - 360 часов, в том числе: лекции - 80 часов (22 %), практико-ориентированные занятия (семинарские и практические занятия, лабораторные практикумы) - 280 час. (78 %); самостоятельную работу обучающегося - 360 часов; учебную практику - 144 часа (4 з.е.); итоговое учебное событие «Педагогическая ярмарка» -36 часов (1 з. е.).
Модуль имеет практико-ориентированный характер и состоит из множества учебных событий, завершающих распределенную учебную практику, в том числе вводных (деловая игра «Образ успешного учителя», работа Педагогических мастерских), промежуточных (Посвящение в педагогическую профессию) и аттестационных (конкурс «Мозаика педагогических идей», «Педагогическая ярмарка»). Реализация модуля опирается на практико-ориентированный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Пройдя через серию учебных событий, профессиональных проб студент пройдет этапы своего личностного и профессионального становления: от рефлексивного педагога до педагога-практика, реализующиеся в системе четырех «П» усвоения знаний: 1. получить; 2. понять; 3. применить; 4. преобразовать. Учебное событие рассматривается нами как часть целостного образовательного процесса, которое является результатом предшествующих событий и причиной последующих и обеспечивает вхождение в образовательное пространство модуля и выход из него.
Вход в модуль начинается с учебно-ознакомительной практики, завершающейся учебным событием - проведение деловой игры «Образ успешного учителя», которая проводится в рамках изучения учебных дисциплин «Феномен педагогической деятельности» и «Психология образования» с приглашением учителей-супервизоров сетевых школ в качестве экспертов. Деловая игра позволяет выявить насущные проблемы подготовки учителя и провести рефлексию студентами имеющихся у них личностных качеств, помогающих освоить данную профессию. Также рефлексивную роль играет и эссе «Мои первые шаги в профессию». Изучение дисциплины «Феномен педагогической деятельности» завершается промежуточным событием - «Посвящение в профессию учителя». Практикум реализуется через интерактивные формы и методы: деловые игры, практические занятия, дискуссии.
Изучение учебной дисциплины «Психология образования», где формируются личностно и профессионально значимые качества студента как будущего учителя, позволяет обеспечить целостное представление студентов о психолого-педагогических основах педагогической деятельности, а также успешное освоение педагогических дисциплин на последующих этапах обучения. При освоении данной дисциплины формируются трудовые действия, связанные со способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом индивидуально-типологических особенностей, управлять учебными группами с целью вовлечения учащихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
Вход в изучение учебной дисциплины «Управление учебно-воспитательным процессом» начинается с учебного события «Работа Педагогической мастерской». Для студентов проводится проблематизация полученных знаний и показывается необходимость новых знаний, которые нужны будущему учителю для успешного управления учебно-воспитательной деятельностью учащихся. Для этого проводится «Педагогическая мастерская» с участием учителей-супервизоров сетевой школы, где они покажут мастер-классы по управлению учебно-воспитательной деятельностью учащихся. Основой для изучения данного раздела модуля являются ранее изученная дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» и его преподавание связано с учебными дисциплинами «Психология образования», «Интерактивные практики образования». Изучение раздела «Управление учебно-воспитательным процессом» является базой для ряда дисциплин педагогической направленности вариативного блока, дисциплины «Теория и методика обучения предмету» (по профилю) и создает необходимые условия для профессионального роста и совершенствования личности студента.
Параллельно с учебными дисциплинами «Психология образования» и «Управление учебно-воспитательным процессом» изучается дисциплина «Интерактивные практики образования», которая также предполагает входное учебное событие - знакомство в ходе работы педагогических мастерских с использованием учителями в своей педагогической практике интерактивных форм и методов обучения и воспитания. Завершающее базовую часть модуля учебное событие - конкурс «Мозаика педагогических идей», играет еще и аттестационную роль, с приглашением учителей-супервизоров и руководителей сетевых школ в качестве экспертов для оценки промежуточных образовательных продуктов. «Интерактивные практики образования» являются ведущей учебной дисциплиной для формирования трудовых действий, определяемых ПСП (реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности). Учебная дисциплина «Интерактивные практики обучения» способствует разработке, конструированию, организации и проведению урочных и внеурочных мероприятий будущим учителем в школе. Содержание дисциплины представляет собой систематизацию используемых в практике обучения форм, методов, приемов интерактивного обучения. Данная учебная дисциплина взаимосвязана с изучением дисциплин «Управление учебно-воспитательным процессом», «Психология образования» и является основой для изучения таких областей знаний как «Методика обучения предмету» (по профилю).
Вариативная часть модуля направлена на углубленную подготовку будущего учителя и начинается с входного события работа Педагогической мастерской, где преподаватели ВУЗа и школы проводят мини-мастер-классы с целью мотивирования студентов на изучение дисциплин по выбору данной части модуля. Студенты имеют право выбрать 3 из 5 предложенных дисциплин. Завершает изучение учебного модуля учебное событие Педагогическая ярмарка, где студенты предлагают сетевой школе свои наработки в виде общеобразовательных программ, программ воспитания и саморазвития. Учителя сетевых школ выступают в роли экспертов для оценки качества итоговых образовательных продуктов студентов.
Вариативная часть модуля содержит учебные дисциплины: «Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса», «Практикум по конструированию воспитательных программ», «Психолого-педагогические основы творческого саморазвития», «Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе», «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ».
Учебная дисциплина «Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса» способствует расширению, обобщению и систематизации у обучающихся знаний, умений и навыков о наиболее актуальных средствах оценивания результатов обучения и воспитания и направлена на формирование трудовых действий ПСП - организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Программа учебной дисциплины «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ» обеспечивает углубленное освоение студентами технологии конструирования и реализации общеобразовательных программ и развивает трудовые действия ПСП - разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы и осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Изучение данной дисциплины базируется на предметах базовой части учебного модуля «Управление учебно-воспитательным процессом», «Психология образования», в ходе которых обучающиеся знакомятся с трактовками таких понятий, как «образовательная программа», «технология в образовании», приобретают опыт работы с основной образовательной программы (ООП) образовательной организации.
Учебная дисциплина «Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе» направлена на расширение социально-педагогической и коммуникативной компетентности будущих учителей, повышение уровня их этического взаимодействия с учащимися, формирование позитивной направленности, эмпатийности, рефлексии и направлена на формирование трудовых действий, определяемых ПСП (реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся).
В рамках учебной дисциплины «Практикум по конструированию воспитательных программ» обеспечивается углубленное развитие трудовых действий - реализация воспитательных программ, и продолжается формирование умений и навыков будущих учителей по применению различных форм, методов, приемов и средств организации жизнедеятельности учащихся для создания вариативных воспитательных программ.
Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие учащихся, но полноценно развивать учащегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития, что и обусловило необходимость изучения учебной дисциплины «Психолого-педагогические основы творческого саморазвития», которая направлена на дальнейшее формирование трудовых действий - развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и формирование системы саморегуляции поведения и деятельности обучающихся.
Данный модуль апробируется в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета.
Рецензенты:
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор декан инженерно-технического факультета Елабужского института ФГАОУ ВПО «Казанского федерального университета», г. Елабуга;
Павлов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.



