В современной России одним из приоритетных направлений социальной политики является возрождение национальных видов спорта. Население, а также руководство страны способствуют таким тенденциям [4]. Следует отметить, что разработана целевая государственная программа, согласно которой к 2015 году в России доля населения, активно занимающегося спортом, должна возрасти до 30 %. На 2004 год доля таких граждан составляла 11,4 %. По данным показателям Россия отстает от Китая, где планируется в ближайшее время выйти на уровень 40 % граждан, активно занимающихся физической культурой [2].
Основная характеристика физической культуры – массовость. Во многих государствах на развитие спорта направлены целые национальные программы. Большинство жителей нашей планеты хотя бы раз в жизни занимались спортом, хоть и на любительском уровне, спорт знаком многим. Государственные программы ставят перед собой задачу сделать спорт массовым, сделать людей привычными к занятиям спортом. В последние пятилетие в России наблюдается поддержка федеральным и местными правительствами спортивной активности молодежи. Многие спортивные фестивали и мероприятия финансируются за счет средств федерального бюджета[3].
Одним из наиболее распространенных национальных видов спорта является гиревой спорт.[4] Зародился гиревой спорт примерно в середине 19 века в качестве военной дисциплины по подготовке артиллеристов. Так называемые «упражнения с ядром» быстро стали популярны и среди народа.
А к концу 19 века различные спортивные клубы и общества стали вводить в программу тренировок упражнения с гирей. На сегодняшний день гиревой спорт включен в программу Всемирных спортивных игр.
Если раньше Чемпионаты мира проводились только на территории бывшего Советского Союза, то с 2011 года они стали проводиться в странах Евросоюза, а также на территории США. Это является показателем возрастающей популярности и перспективности гиревого спорта. Дальнейшее развитие данный вид спорта может получить с включением его в программу Олимпийских игр [2].
Для успешного развития гиревого спорта в России необходима его пропаганда в средствах массовой информации. Сейчас одним из наиболее эффективных инструментов пропаганды является интернет. Развивая порталы, посвященные гиревому спорту, вкладывая средства в интернет-рекламу, можно повысить уровень интереса к данному виду спорта. Также эффективна реклама в социальных сетях. Со страниц и групп в социальных сетях, можно привлекать аудиторию на сайты.
В процессе исследования перед нами стоит задача определить, каков уровень интереса молодежи к гиревому спорту на данный момент, основываясь на поисковых запросах и статистике региональных и студенческих соревнований. Исследуя поисковые запросы, можно определить, что именно ищут пользователи в сети. На основе полученных данных возможно составить стратегию пропаганды гиревого спорта в интернете.
На сегодняшний день сборная России по гиревому спорту является лидирующей в мире [1]. Стоит уделять внимание не только сохранению позиций в мировых рейтингах в данном виде спорта, но и развитию гиревого спорта в регионах Российской Федерации. Всероссийская Федерация Гиревого Спорта (ВФГС) составляет рейтинги по регионам России, основой которых являются результаты соревнований, как региональных, так и всероссийских. Рассмотрим, к примеру, рейтинг, составленный за 2012 год (рис. 1). Лидирующее место занимает Тюменская область, Омская область на втором месте. Далее в рейтинге следуют 3 региона из европейской части России.
На рисунке в рейтинге приведены только лидирующие регионы. Следует отметить, что в рейтинге оцениваются как количественные показатели по подготовке спортсменов, участию в соревнованиях, проведению соревнований, так и качественные показатели, отражающие уровень спортсменов, выступающих за регион.
Для развития гиревого спорта необходима также пропаганда, пробуждающая интерес к данному виду спорта у различных слоев населения [5]. Региональные власти могут способствовать освещению событий и соревнований в СМИ и интернете. Также важно анонсирование мероприятий, связанных с гиревым спортом, в образовательных учреждениях, в спортивных секциях.
Рис. 1. Рейтинг регионов России за 2012 г. по данным ВФГС
По данным Росстата доля граждан России, пользующихся интернетом, достигла 51 %. Популяризация спорта в интернете стала сопоставима с пропагандой спорта в СМИ. Чтобы оценить популярность информации, связанной с гиревым спортом, среди людей, пользующихся интернет-ресурсами, мы воспользовались системой Вордстат от корпорации Яндекс. Это позволяет оценить количество поисковых запросов в поисковой системе Яндекс, связанных с гиревым спортом. По данным сервиса LiveInternet, 65 процентов пользователей сети в России используют Яндекс.
Разделим регионы по федеральным округам. В центральной Росии за месяц поступило более 7 тысяч запросов, связанных с гиревым спортом. На втором месте Поволжье с показателем в 5 тысяч запросов. Третье место занимает Сибирь, здесь люди вводили запросы, связанные с гиревым спортом, около 4 тысяч раз. На рис. 2 приведена диаграмма, отражающая количество запросов по федеральным округам.
Если рассматривать относительную популярность, учитывая численность населения в федеральных округах, то картина изменится. Гиревой спорт наиболее популярен на Урале. В рейтинге ВФГС именно Тюменская область занимает первое место. Сибирь занимает второе место по популярности гиревого спорта. Из рейтинга ВФГС на рис. 1 видно, что Омская область занимает второе место.
Рис. 2. Абсолютное количество поисковых запросов
А такие регионы Западной Сибири, как Новосибирская и Томская области занимают высокие места на фоне всех регионов России. Также, исходя из рейтинга, гиревой спорт популярен в Центральной России, Северо-Западном ФО и Поволжье. Наименьший интерес к гиревому спорту проявляют жители юга России и Дальнего Востока.
Рис. 3. Популярность занятий гиревым спортом в регионах относительно численности населения
В современном мире интернет постепенно замещает все остальные средства массовой информации. Социальные программы, ориентированные на развитие спорта в России, должны предполагать пропаганду в сети Интернет. Из проведенного исследования видно, что в регионах, занимающих лидирующие места в рейтинге ВФГС, больше пользователей сети ищут информацию, связанную с данным видом спорта.
Проведение интернет-исследований помогает выявить эффективность распространения информации в сети. Для достижения целей по оздоровлению населения, поставленных государством, требуется эффективно пропагандировать любительские секции, а также профессиональный спорт. Из данных, полученных при исследовании, видно, что пользователи сети проявляют интерес к гиревому спорту. Следовательно, необходимо создавать удобные и информативные сайты и порталы, отвечающие требованиям пользователей.
Рецензенты:
Шульпина В.П., д.п.н., профессор кафедры «Теория и методика режиссуры» ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск;
Трещёва О.Л., д.п.н., профессор кафедры «Физическое воспитание и спорт» ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омск.