Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN’S ETHNO-CULTURAL AWARENESS

Mukhina S.A. 1 Maltseva E.V. 1
1 Mari State University
The article is devoted to one of the vital problems of education - schoolchildren’s ethno-cultural awareness. It gives theoretical basis of ethno-cultural education, shows different approaches to the notion “ethno-cultural awareness”. The article presents the results of diagnosing the level of ethno-cultural awareness among junior and senior schoolchildren. The level of schoolchildren’s ethno-cultural awareness was found out with due regard for the substantial, emotionally valuable ethical-patriotic components. The results of the diagnostics show that in most cases schoolchildren had a low level of ethno-cultural awareness. Some approaches are considered which presuppose including ethno-cultural values into the educational process of comprehensive schools, focusing on the ethnical material, modern educational technologies including different ways of conducting lessons, among which ethno-tourism for children and teenagers is of great interest.
enthno-tourism
ethno-excursions
developing schoolchildren’s ethno-cultural awareness
diagnosing the level of ethno-cultural awareness
ethno-cultural awareness
ethno-cultural education
В национальной доктрине образования Российской Федерации записано, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России»[5]. В Концепции Государственной национальной политики Республики Марий Эл (в ред. Указа Президента Республики Марий Эл от 23.07.2010 N 140) отмечается, что при формировании и реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл выдвигаются неотложные задачи и приоритеты, в том числе в духовной сфере: укрепление и развитие национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития марийского языка, культуры, как средства воспитания у подрастающего поколения уважения к истории, культуре, языку других народов, формирования чувства солидарности, духовного сотворчества народов республики.

Переосмысливая ценности человечества, общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что, в свою очередь, приводит к необходимости возрождения этнопедагогической культуры, духовно-нравственных ценностей, обычаев и традиций народа.

Этнокультурное образование осуществляют образовательные учреждения, которые обеспечивают преемственность поколений в освоении культурного наследия народа, подводят детей к пониманию и принятию этнического мира. Особое место среди общеобразовательных учреждений занимают школы, гимназии, лицеи, которые обеспечивают духовно-нравственное становление личности ребенка, его социальное и культурное самоопределение. Младший, средний и старший школьный возрасты являются благоприятными для развития этнокультурной осведомленности обучающихся.

Существуют различные подходы к раскрытию понятия «этнокультурная осведомленность».

Так, А. Р. Георгян определяет этнокультурную осведомленность как комплексное личностное качество, характеризующееся, «с одной стороны, становлением позитивной этноидентичности, а с другой - успешным включением в общекультурные процессы полиэтнического общества» [2].

Под этнокультурной осведомленностью также понимается, с одной стороны, степень представленности в сознании индивида знаний о культуре, традициях как своего, так и других народов, проживающих на одном геоисторическом пространстве; с другой стороны - знание об этноинтегрирующих и этнодифференцирующих особенностях своего этноса с родственными и другими культурами, понимание существования и развития этнического многообразия мира с формированием позитивного к нему отношения[6].

В образовании видится главный инструмент построения гуманного общества. Новое педагогическое мышление ставит воспитанника в центр педагогического процесса, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития его способностей. Но без учета этнокультурного контекста жизни воспитанника невозможно формирование личности. Этническая культура личности - это сложное системное образование, складывающееся из интеллектуального компонента (этнические, этнокультурные знания, представления, навыки), эмоционально-ценностного компонента (этническая идентификация, этнические чувства, этническое самосознание), деятельностного компонента (этническое самовоспитание, этническая социализация, этническая деятельность). Представитель каждой этнической культуры характеризуется сформированным этническим стереотипом, этническим самосознанием, образом жизни своей общности, правилами поведения и нормами этикета, характерными для данного этноса, приспособленного к конкретной природной и социокультурной среде своего обитания [1].

Проблеме этнокультурной осведомленности посвящены научные труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Н. Г. Арзамасцевой, Г.Н. Волкова, Л. Б. Зубаревой, Л.В. Кузнецовой, Н. М. Лебедевой, Г. Е. Поторочиной, Т. В. Поштаревой, В. Г. Рощупкина, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой, J. Berry, Р. Pedersen, D. W. Sue, T. Cross и др.

В настоящее время большое внимание уделяется этнокультурному образованию, обеспечивающему духовно-нравственное воспитание личности, формирование этнокультурной идентификации, которая состоит, прежде всего, в развитии положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа.

В ходе исследования нами была проведена диагностика уровня этнокультурной осведомленности школьников г. Йошкар-Ола и районов Республики Марий Эл. В эксперименте приняли участие обучающиеся разных возрастных групп (163 человека): младшие школьники, учащиеся средних и старших классов. Уровень сформированности этнокультурной осведомленности обучающихся определялся с учетом содержательного, эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов.

Содержательный компонент включал в себя объем и полноту знаний о родном крае: особенностях ландшафта мест проживания народа; системе образования и воспитания, жилищном укладе; исторических событиях; здоровьесберегающих традициях; особенностях религии, ритуалов и обрядов, народно-прикладного творчества, фольклора, музыки, изобразительного искусства и др.

В качестве диагностического инструментария были выбраны тестовые задания. Так, например, младшим школьникам нужно было назвать самое крупное лесное животное, которое обитает в Марийском крае, самое глубокое озеро Республики Марий Эл, богатыря земли Марийской и др. Более сложные задания предлагались обучающимся среднего звена школы: выбрать форму рельефа Республики Марий Эл, назвать первого воеводу города, древний музыкальный инструмент народов мари, заповедник в Марийском крае и др. Старшим школьникам также нужно было ответить на вопросы, связанные с историей, географией, биологией, литературой и искусством нашей республики, но содержащие более конкретную информацию (даты, фамилии авторов, названия произведений разных жанров). Например, назвать повесть С. Г. Чавайна о марийском князе и его жене - красавице Чачавий, написанную по мотивам старинных марийских преданий; автора первого марийского гимна; автора и время издания первого букваря на марийском языке; имя поэта, киноактера, сыгравшего роль Мустафы в первом звуковом фильме «Путевка в жизнь» и др.

Для выявления уровня сформированности эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов школьникам предлагалось ответить на вопросы, например: «Чем богат наш край? Как ты относишься к природе и историческому наследию нашего края?», «Какие достопримечательности любишь посещать вместе с родителями?», «Посещал ли ты спектакли в театре оперы и балета им. Э. Сапаева? Назови их. Какие из них тебе понравились больше всего?», «Любишь ли ты читать марийские сказки? Что тебя в них привлекает?» и др.

Подведение итогов результатов исследования по выявлению уровня этнокультурной осведомленности школьников осуществлялось с помощью следующей шкалы: 85% - 100% правильных ответов на вопросы - высокий уровень, 55% - 84% - средний уровень, ниже 55% - низкий уровень.

Высокий уровень содержательного компонента этнокультурной осведомленности младших школьников был выявлен у 18,75% детей, средний - у 75%, низкий - у 6,25% обучающихся. Среди детей среднего школьного возраста средний уровень этнокультурной осведомленности показали 50,8% школьников, низкий - 49,2%, детей с высоким уровнем этнокультурной осведомленности выявлено не было. Диагностика содержательного компонента этнокультурной осведомленности старшеклассников показала следующие результаты: у 2% обучающихся наблюдался высокий уровень, у 36,5 % - средний и у 61,5% юношей и девушек - низкий уровень.

Результаты диагностики сформированности эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов младших школьников выявили средний уровень у 36,7% детей, низкий - у 60% обучающихся, детей с высоким уровнем проявления положительного эмоционального отношения ко всем названным ценностям - 3,3%. Среди школьников средних классов 24,5% учеников показали средний уровень сформированности эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов, 75,5 % - низкий, обучающихся с высоким уровнем не наблюдалось. И, наконец, среди старшеклассников у 20% юношей и девушек был выявлен средний уровень, у 80% - низкий, обучающихся с высоким уровнем сформированности эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов также выявлено не было[7].

Исследование показало, что у большинства обучающихся наблюдается низкий уровень этнокультурной осведомленности и лишь у небольшой части - средний. Задачей педагогов является построение учебно-воспитательного процесса с учетом формирования национального самосознания, развития у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, своего этноса в мировом историческом процессе.Необходимо внедрение системы этнокультурного воспитания с использованием наиболее эффективных подходов современной педагогической теории и практики.

Рассмотрим некоторые из таких подходов, предусматривающих включение этнокультурных ценностей в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений:

1. Ведение учебных предметов, удовлетворяющих языковые права и этнокультурные потребности обучающихся, в соответствии с учебным планом общеобразовательной школы: «История культуры Республики Марий Эл», «Марийский язык и литература», «Марийский (государственный) язык».

2. Разработка учебно-методического обеспечения для осуществления качественного учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование этнокультурной осведомленности школьников. Это написание программ учебных дисциплин, элективных курсов, учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций, создание банка тестовых и олимпиадных заданий по истории и культуре народов мари.

3. Включение материала, направленного на развитие этнокультурной осведомленности, в содержание дисциплин, непосредственно не связанных с изучением истории культуры Республики Марий Эл. Наиболее эффективно применение легенд, мифов, сказок, примет и обычаев марийского народа на уроках окружающего мира. Следует отметить, что данный материал должен использоваться постоянно, с определенной периодичностью. Например, одному из этапов урока можно дать название «Минуты знаний о родном крае». Это способствует прочному усвоению информации о родном крае, формированию экоцентрического типа экологического сознания младших школьников. На уроках математики в младших и средних классах предлагать учащимся задачи с использованием этнокультурного компонента[3]. Большую практическую значимость в республике имеет учебное пособие «150 задач по математике о заповеднике «Большая Кокшага», представляющее собой сборник математических заданий для обучающихся на базе уникального материала о заповеднике «Большая Кокшага» Республики Марий Эл. Включение в сборник природоведческого материала, сведений об истории и географии края, позволяет при выполнении различных математических заданий в интересной форме ознакомить учащихся с флорой и фауной Республики Марий Эл, расширить их кругозор. Например, «В заповеднике «Большая Кокшага» обитают птицы различных видов. Среди них воробьиных - 12 видов, дятлов - 6 видов, куриных - 3 вида, водоплавающих - 7 видов, ночных хищников - 4 вида. Между числами 12 6 3 7 4 расставь скобки и знаки действий «+», «-», «∙» так, чтобы получилось всего 32 вида» [4, с.51].

4. Использование современных образовательных технологий обучения, в основе которых лежит преобладание самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Например, технологию обучения в сотрудничестве можно использовать при рассмотрении темы «Животный мир Марийского края». Учащиеся делятся на группы, участникам каждой группы предлагается карточка с информацией о животном, его местообитании, особенностях питания, с преданиями и пословицами мари о нем, легендами или сказками о данном животном. После изучения данной информации эксперты каждой из групп обмениваются полученными знаниями, а затем сообщают сведения о животных, которые узнавали в других группах, учащимся своей команды. После этого проводится проверка знаний каждого ученика с помощью тестовых вопросов или выполнения практических упражнений, с целью определения степени усвоения приобретенной информации. Другой технологией, используемой при проведении уроков окружающего мира, явилось создание творческих проектов с применением этнического и краеведческого компонентов под названием «Жемчужины Марийского Края». Задачи проекта: 1) формировать этнические и краеведческие знания о природных объектах Республики Марий Эл; 2) способствовать экологическому воспитанию учащихся, а также формированию сознания экоцентрического типа; 3) воспитать любовь к родному краю и его природе. Каждая из групп представляла свой природный объект (озеро «Морской Глаз», озеро «Чуркан», «Дуб Пугачева», озеро «Глухое», «Зеленый Ключ», «Марьян Памаш»).

5. Организация внеурочной деятельности школьников, направленной на формирование этнических и краеведческих знаний, привитие любви к малой родине. Это проведение различных экскурсий в природу, этнотуристических походов, посещение национальных и краеведческих музеев, а также национальных парков и памятников природы, развитие этнотуризма для детей и юношества. При организации этнотуристических маршрутов детям можно рассказать об этнических традициях разных районов республики. О единстве марийца с природой говорят песни «Глухой лес - отец мой, зеленый луг - мать моя, голубое небо, яркая зарница - любимые мои друзья».

6. Создание различных типов цифровых образовательных ресурсов и их применение на уроках истории культуры Республики Марий Эл в общеобразовательной школе, что дает возможность более глубокого усвоения материала посредством полисенсорной активности обучаемого, увеличения степени визуализации и реализации принципа наглядности в учебной деятельности. Цифровые образовательные ресурсы обладают уникальной возможностью знакомства с культурой, традициями и бытом коренных народов, включая посещение этнографических музеев, участие в народных праздниках, знакомство с местными народными промыслами, прикладным искусством. Организация туристических троп в рамках этнографического туризма дает уникальную возможность приобщить школьников к природным и культурным ценностям родного края.

7. Включение элементов устного народного творчества в урочную и внеурочную деятельность. Фольклор марийцев - уникальный образец бережного сохранения векового «нематериального» наследия, традиционной духовной культуры предков. Использование сказок народа мари, пословиц, загадок способствует формированию знаний школьников о марийской культуре, национальных героях, воспитанию любви к родному краю. Устное народное творчество является важной составляющей традиционной экологической культуры любого региона.

8. Организация воспитательной работы, направленной на удовлетворение этнокультурной потребности обучающихся, должна предусматривать включение в систему полезных дел, построенных на традиционных национальных ценностях (создание экологических отрядов, общественно-полезный труд, забота о престарелых людях и др.), формирование полезных привычек. Большую значимость в этнокультурном воспитании школьников имеет организация среды жизнедеятельности (формирование соответствующей психологической и нравственной атмосферы в школе, активная роль школьного музея, понимание важности задач этнокультурного воспитания в семье, внешкольная среда с ее многочисленными взаимосвязями и отношениями, оформление интерьера школы, связанного с этнокультурой) [1].

9. Активное взаимодействие с семьей, общественными организациями и другими ведомствами в этнокультурном воспитании школьников. В большей степени в семье школьники получают знания о культуре своего народа, его традициях и обычаях, ценностях родного края. В связи с этим, необходимо включение родителей в различные виды как урочной, так и внеурочной деятельности с детьми (круглые столы, вечера, кружки, экскурсии, походы и др.).

Таким образом, успешному формированию этнокультурной осведомленности школьников будет способствовать специально организованная образовательная деятельность, построенная с учетом выше указанных направлений. При формировании этнокультурных понятий, организации этнотуристических маршрутов рекомендуется использовать разнообразные формы, методы и приемы ознакомления с культурными традициями и ценностями марийского народа. Педагогу необходимо выстраивать свою деятельность по этнокультурному воспитанию на основе возрастных и индивидуальных особенностей школьников, поэтому содержание используемого этнического материала должно быть доступным и образным для восприятия и запоминания детьми. Применение этнического материала необходимо в настоящее время для того, чтобы преодолеть потребительское отношение к природе, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Посредством привития любви к родному краю необходимо формировать уважительное отношение к местной этнической группе и повышать интерес к обычаям и традициям жителей республики Марий Эл.

Рецензенты:

Морова Н.С., д.п.н., профессор, директор института педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Федорова С.Н., д.п.н., профессор кафедры дошкольной и социальной педагогики, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.