Исследование предикторов субъективного благополучия носит проблемный характер. В настоящее время единая модель предикции данного сложного психологического явления в научных кругах отсутствует. Рассмотрение периодизации исследований в этом проблемном поле показывает, что первоначально внимание авторов было сосредоточено на отдельных наиболее важных, с их точки зрения, характеристиках личности. В последующем появились более сложные модели, в которых множественность предикции перестала оставлять сомнения. В качестве предикторов благополучия авторами рассматриваются личностные, психофизиологические, культурные, социально-демократические и другие характеристики. Иерархия изучаемых характеристик также выступает проблемным вопросом. Предикция субъективного благополучия в особых условиях социализации также остается малоизученной.
Целью нашего исследования явилось изучение социально-психологических факторов субъективного благополучия курсантов в их системной организации.
В исследовании предикции субъективного благополучия приняли участие 269 курсантов военного института, средний возраст 19,9 лет, SD = 1,69. Объем выборок: 1 курс - n = 55, средний возраст 18,5 года, SD = 1,05; 2 курс - n = 50, средний возраст 19 лет, SD = 0,75; 3 курс - n = 55, средний возраст 19,9 года, SD = 0,94; 4 курс - n = 59, средний возраст 20,4 года, SD = 0,79; 5 курс - n = 50, средний возраст 22,4 года, SD = 1,53.
Для изучения эмоционального компонента субъективного благополучия использовалась шкала Perrudet-Badoux, Mendelssohn и Chiche в адаптации М.В. Соколовой («Шкала субъективного благополучия») [7].
В качестве социально-психологических предикторов были выбраны:
- переменные теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [3];
- переменные «методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной [4];
- ценности методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой [8];
- шкалы модифицированной формы B опросника FPI [6];
- переменные шкалы базовых убеждений Р. Янова-Бульмана в адаптации О. Кравцовой [5].
В качестве зависимой переменной был использован интегральный показатель шкалы субъективного благополучия.
При принудительном включении переменных, как независимых, по отдельным функциям получены следующие результаты:
- смысложизненные ориентации описывают 31,6% вариаций зависимой переменной (R2 = 0,316, F = 24,310 при p=0,000), при этом предикцию проявляют переменные «процесс» (β=-0,215, sig=0,003) и «локус контроля Я» (β=-0,269, sig=0,009);
- свойства личности описывают 24,3% вариаций зависимой переменной (R2 = 0,243, F = 6,855 при p=0,000), при этом предикцию проявляют «спонтанная агрессивность» (β=-0,167, sig=0,026), «эмоциональная лабильность» (β=0,343, sig=0,002) и «раздражительность» (β=0,196, sig=0,025);
- убеждения описывают 20% вариаций зависимой переменной (R2 = 0,200, F = 8,135 при p=0,000), при этом предикцию проявляют переменные «случайность» (β=0,130, sig=0,026) и «ценность Я» (β=-0,230, sig=0,000);
- ценности описывают 13,3% вариаций зависимой переменной (R2 = 0,133, F = 8,135 при p=0,000), при этом предикцию проявляют «свобода» (β=0,159, sig=0,046) и «творчество» (β=0,255, sig=0,013);
- социально-психологические установки описывают 10,9% вариаций зависимой переменной (R2 = 0,109, F = 3,957 при p=0,000), при этом предикцию проявляют переменные «результат» (β=-0,207, sig=0,001) и «эгоизм» (β=0,159, sig=0,046).
При построении общей модели линейный регрессионный анализ методом пошагового отбора позволил выделить семь основных социально-психологических предикторов субъективного благополучия курсантов. Данная модель объясняет более 42% дисперсии (при p<0,01), что позволяет содержательно интерпретировать полученные данные. Уравнение регрессии выглядит следующим образом:
Wb=85.15-4.05LC+2.28EL-2.71PL+1.08VF-2.45BP-0.96RA-0.76VS, где:
- Wb - интегральный показатель шкалы субъективного благополучия;
- LC - локус контроля «Я»;
- ЕL - эмоциональная лабильность;
- PL - процесс жизни;
- VF - свобода как независимость в поступках и действиях;
- BP - доброта людей;
- RA - спонтанная агрессивность;
- VS - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).
Военно-профессиональная социализация курсантов проходит в особых условиях, связанных с большим количеством ограничений, высокой регламентностью, иерархичностью отношений и рядом других факторов, оказывающих значимое влияние на становление личности. Закономерно возникает вопрос о степени обусловленности субъективного благополучия такими условиями. Является вполне очевидным, что для изучения причин данных значимых различий целесообразно сравнение предикции субъективного благополучия в разных условиях социализации. В качестве таковых нами были рассмотрены условия социализации студентов.
При принудительном включении переменных, образующих предикционный комплекс субъективного благополучия студентов, как независимых, по отдельным функциям получены следующие результаты:
- свойства личности описывают 50,2% вариаций зависимой переменной (R2 = 0,502, F = 26,669 при p=0,000), при этом предикцию проявляют переменные «депрессивность» (β=0,637, sig=0,000) и «открытость» (β=0,205, sig=0,044);
- социально-психологические установки описывают 41,9% вариаций зависимой переменной (R2 = 0,419, F = 4,245 при p=0,000), при этом предикцию проявляют переменные «процесс» (β=0,286, sig=0,028), «ориентация на власть» (β=-0,311, sig=0,027) и «ориентация на деньги» (β=0,435, sig=0,005);
- ценности описывают 33,5% вариаций зависимой переменной (R2 = 0,335, F = 1,805 при p=0,078), при этом предикцию проявляют переменные «здоровье» (β=-0,425, sig=0,009) и «друзья» (β=0,380, sig=0,012);
- смысложизненные ориентации описывают 32,4% вариаций зависимой переменной (R2 = 0,338, F = 27,530 при p=0,000), при этом предикцию проявляет переменная «локус контроля жизнь» (β=-0,581, sig=0,000);
- убеждения описывают 29,3% вариаций зависимой переменной (R2 = 0,293, F = 2,431 при p=0,027), при этом предикцию проявляют переменные «справедливость мира» (β=-0,382, sig=0,040), «контролируемость мира» (β=0,362, sig=0,036) и «ценность Я» (β=-0,422, sig=0,007).
Наибольший вклад в благополучие студентов вносят свойства личности и установки (в среде курсантов: смысложизненные ориентации и свойства личности). Поскольку установки имеют социальный характер, то представляется возможным предположить, что различия в их иерархии обусловлены особенностями социализации. Установки, транслируемые курсантам, регламентированы. Закрытые условия социализации оказываются более благоприятными для формирования определенной направленности личности. Следует предположить, что стабильность трансляции обуславливает меньшую эмоциональную восприимчивость установок курсантами.
Свойства личности являются устойчивыми психическими образованиями, их проявление в качестве ведущих предикторов как в среде курсантов, так и в среде студентов вполне закономерно. Кроме того, cоциализация в военном вузе направлена на подготовку личности к выполнению служебно-боевых задач в условиях неблагоприятных внешних факторов. Очевидно, преодоление специально создаваемых условий позволяет выработать определенные свойства, расширяющие пределы готовности и, очевидно, динамического равновесия личности.
Высокая значимость смысложизненных ориентаций в курсантской среде, очевидно, обусловлена внешней мотивацией. Очевидно, что студенты менее мотивированы, что вызывает и меньшую эмоциональную насыщенность при реализации жизненных целей.
Таким образом, полученные нами данные позволили выделить различия в иерархии предикторов субъективного благополучия в зависимости от разных условий социализации.
Обратимся непосредственно к сравнению общих моделей предикции субъективного благополучия. Линейный регрессионный анализ методом пошагового отбора позволил выделить шесть основных предикторов субъективного эмоционального благополучия студентов.
Уравнение регрессии выглядит следующим образом:
Wb=51.19+3,19D-5,17LCL+1,73E+1,74L+1,52AL-4,83SC, где:
- Wb - интегральный показатель шкалы субъективного благополучия;
- D - депрессивность;
- LCL - локус контроля «жизнь»;
- E - эгоизм;
- L - ценность «любовь»;
- AL - ценность «активная жизнь»;
- SC - самоконтроль.
Полученные данные объясняют более 74% дисперсии (при p<0,01), при этом сравнение предикции субъективного благополучия курсантов и студентов показывает, что в полученных общих моделях нет одинаковых переменных.
Среди переменных, характеризующих свойства личности студентов, в качестве предиктора выделена «депрессивность», высокий уровень которой детерминирует эмоциональное неблагополучие. Полученный результат вполне закономерен, поскольку в соответствии с использованной методикой высокие оценки по данной шкале характерны для лиц особо чувствительных к эмоциональной нагрузке, не способных выдерживать длительное интеллектуальное напряжение, у них быстрое утомление, сниженный фон настроения, что может приводить к неприязни и раздражению у окружающих, еще больше усиливающих неблагополучие. Вполне очевидно, что в условиях вуза, где результативность обучения зависит от степени интеллектуального развития, необходимости приложения волевых усилий для овладения знаниями, важны отношения с преподавателями и сверстниками, студенты с низким уровнем депрессивности, характеризующимся гибкостью и многосторонностью психики, непринужденностью в межличностных отношениях, успешностью в выполнении деятельности, требующей активности, энтузиазма и решительности, будут более эмоционально благополучны.
В соответствии с представленными данными, в процессе социализации не сочетаются и убеждения студентов. Так, среди студентов предиктором субъективного благополучия выступает «самоконтроль», характеризующий способность управления событиями жизни, высокий уровень которого связан с благополучием. В среде курсантов более благополучные из них связывают свои убеждения с показателем «доброта людей». В таких условиях курсанты, очевидно, связывают формирование собственного благополучия с социальным окружением.
Предикация благополучия студентов показателем «локус контроля - жизнь или управляемость жизни» представляется закономерной. Вполне вероятно, что убежденность в неподвластности жизни сознательному контролю и иллюзорности свободы выбора ограничивают активность личности в достижении критериев, обуславливающих благополучие личности. Напротив, целеустремленные студенты, считающие, что могут управлять событиями своей жизни, более благополучны, поскольку способны ставить перед собой определенные цели и реализовывать их достижение.
Анализ социально-психологических установок показывает, что эгоизм в среде студентов является предиктором эмоционального неблагополучия. Социализация в вузе связана с большим количеством социальных контактов, и, возможно, лица с эгоистической направленностью не способны достичь некоторых аспектов субъективного благополучия ввиду неприемлемости эгоизма в групповых контактах [1].
Среди ценностей студентов предикторами благополучия выступают «активная жизнь» и «любовь», выраженность которых связана с эмоциональным неблагополучием. Вполне очевидно, что в настоящее время активная жизнь (понимаемая большинством студентов как сфера развлечений) требует немалых финансовых затрат, подчас не соизмеримых со стипендией студентов, вынуждая их искать дополнительные источники дохода. Действительно, в анкетных данных тот факт, что работа отвлекает от учебы, указывали более 40% студентов. Не удивительно, что такой образ жизни, в котором связаны между собою получение высшего образование и необходимость работая вести «активный образ жизни», вызывает напряжение, чувство усталости, обуславливая эмоциональное неблагополучие.
Предикция ценности «любовь» закономерна, поскольку в данном возрасте связана с большим количеством переживаний. Следует также отметить, что среди выделенных ценностей нет ни одной, благоприятно влияющей на уровень субъективного благополучия. Отчасти данные результаты могут быть объяснены размытостью и противоречивостью социального пространства ценностных ориентаций современной молодежи, что отмечено многими авторами, в частности Е.К. Казариной-Волшебной, И.Г. Комиссаровой, В.Н. Турченко, И.М. Ильинским и другими [2].
Таким образом, социально-психологическими предикторами субъективного благополучия курсантов являются: локус контроля «Я», «процесс жизни (интерес и эмоциональная насыщенность жизни)», эмоциональная лабильность и спонтанная агрессивность, ценности - свобода (как независимость в поступках и действиях), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) и убеждение в доброте людей. Выделенные предикторы характеризуют благополучного курсанта как сильную, эмоционально зрелую личность, уверенную в себе, мыслящую трезво, не склонную к фантазиям, не ставящую собственные интересы выше интересов окружающих, активно включенную в социум военного института, ценящую познание и не воспринимающую регламентные ограничения военного вуза как ограничение свободы. При этом иерархию социально-психологических предикторов можно оценить путем построения различных регрессионных моделей.
Модель, в которой в качестве зависимой переменной выбран интегральный показатель субъективного благополучия, а независимыми переменными все названные выше, отдельно по функции дает возможность определить величину «вклада» каждой из них (функции) в благополучие. Так, наиболее сильной предикцией обладают смысложизненные ориентации (31,6% дисперсии), затем свойства личности (24,3% дисперсии), убеждения (20% вариаций), социально-психологические установки (10,9%) и ценности (13,3%).
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что благополучие курсантов в большей степени зависит от выраженности активной жизненной позиции, соотнесенной с самоопределением личности, а также свойств личности, наиболее адекватных для адаптации в условиях военной службы.
В результате сравнительного анализа предикторов субъективного благополучия в выборках курсантов и студентов можно сделать вывод о наличии значимых различий между ними, обусловленных условиями социализации. Является очевидным, что такие особенности военно-профессиональной социализации, как гендерная групповая изолированность, иерархичность отношений, регламентность жизнедеятельности, специально создаваемые условия, направленные на выполнение служебно-боевых задач в условиях неблагоприятных внешних факторов, приводят не только к изменению предикционного комплекса субъективного благополучия, но и меняют иерархию его основных компонентов.
Рецензенты:
Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой социальной психологии образования и развития Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов;
Григорьева М.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой педагогической психологии и психодиагностики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.