Многое в физической и духовной организации жизни конкретного человека определяется образом его жизни, стилем поведения, его психологическими особенностями, выражающими в той или иной степени его телесную организацию. Наличие закономерной связи между «определенными формами строения тела и определенными психическими предрасположениями» констатировал еще в 1922 году известный антрополог и психолог Эрнст Кречмер [5].
Беляев А.Н. (2000) выявил, что повышение эффективности занятий физической культурой и спортом достигается при использовании типоспецифических методик и средств достижения каждым человеком его индивидуальной нормы на основе выявления конституционально-типологической принадлежности. Между тем учесть все индивидуально-типологические особенности каждого отдельного индивида нельзя. Тем не менее очень важный шаг в сторону индивидуализации процесса физической подготовки становится достижимым, если в этом процессе учитывать конституциональный тип телосложения студента в единстве с особенностями его темперамента. Данное предположение вытекает из научно установленного факта - двигательные возможности каждого человека зависят не только от его антропометрических данных, но и от психики, в частности, темперамента, интеллектуальных свойств и духовной развитости [1,4,6,7].
Поиск путей индивидуализации и дифференциации физической подготовки ведется давно. Традиционно применяется половозрастной критерий дифференциации. Исследования последних лет позволили выделить и другие основания, при которых учитываются отдельно либо соматические, либо психические факторы [3]. Оздоровительные и педагогические эффекты от сочетания соматических и психических факторов в дифференцированной методике физической подготовки студентов изучены еще мало.
Это обстоятельство сделало актуальным поведение специального научного исследования, в котором проблема разработки и обоснования методики дифференцированной физической подготовки студенческой молодежи на занятиях физической культурой решалась бы на основе учета соотношения их соматических и психологических типов.
Нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, обобщение опыта физического воспитания студентов, педагогическое наблюдение, хронометраж и линейные измерения, антропометрические измерения, оценка конституциональных типов, анамнез, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования. Исследования проводились на базе Волгоградского технологического колледжа. Всего было обследовано 167 человек в возрасте 16-19 лет (основная медицинская группа).
Анализировались показатели морфофункционального развития и физической подготовленности студентов, обусловленные возрастными и половыми различиями, типологическими особенностями телосложения и темперамента.
Проведенные обследования позволили констатировать, что большинство анализируемых показателей подготовленности студентов характеризуются высоким уровнем вариабельности. Разнообразие возрастно-половой изменчивости показателей морфофункционального развития и физической подготовленности связаны с соматическими и психологическими особенностями студентов.
Среди испытуемых было выявлено 28,4 % юношей и 34,7 % девушек, отнесенных к торакальному типу телосложения. Число лиц с мышечным типом телосложения составляет 22,7 % юношей и 19,8 % девушек. К астеноидному типу принадлежит 34,1 % юношей и 32,7 % девушек, а к дигестивному - соответственно 14,8 и 12,8 % контингента.
Анализ соотношения контингента студентов в возрасте 16-19 лет по типам темперамента показал, что 40,2 % обследуемых юношей - флегматики, а 34,3 % девушек - сангвиники. Второе место у юношей занимают испытуемые сангвинического типа темперамента (35,2 %), а у девушек - холерического типа (32,3 %). На третьем месте (21,6 %) у юношей холерический тип темперамента, а у девушек (30,4 %) - флегматический тип. Меланхолическому типу темперамента принадлежит всего по 3,0 % обследуемых юношей и девушек.
Типы телосложения и темперамента являются важными характеристиками индивидуально-типологических особенностей студентов в возрасте 16-19 лет, которые тесно связаны с двигательными возможностями студентов и умением реализовать эти возможности. Данные характеристики становятся одними из ведущих индикаторов индивидуальности человека в студенческие годы.
Распространенность типов телосложения у студентов с различными типами темперамента представлена в таблице 1.
Таблица 1
Типы телосложения студентов в зависимости от их типа темперамента
Типы телосложения |
Пол |
Доля студентов в каждом типе телосложения, % |
Доля студентов с данным типом телосложения в зависимости от их типа темперамента, % |
|||
Холери- ческий |
Сангви- нический |
Флегма-тический |
Мелан- холический |
|||
Торакальный |
М |
28,4 |
20,0 |
36,0 |
40,0 |
4,0 |
Ж |
34,7 |
34,3 |
38,0 |
22,9 |
4,8 |
|
Мышечный |
М |
22,7 |
10,0 |
50,0 |
35,0 |
5,0 |
Ж |
19,8 |
35,0 |
36,7 |
25,0 |
3,3 |
|
Астеноидный |
М |
34,1 |
36,7 |
26,7 |
35,5 |
1,1 |
Ж |
32,7 |
38,3 |
30,3 |
30,3 |
1,1 |
|
Дигестивный |
М |
14,8 |
7,7 |
30,8 |
58,9 |
2,6 |
Ж |
12,8 |
7,7 |
30,8 |
58,9 |
2,6 |
|
Всего |
М |
100 |
21,6 |
35,2 |
40,2 |
3,0 |
Ж |
100 |
32,3 |
34,3 |
30,4 |
3,0 |
Внутри половозрастной группы показатели физического развития дифференцируются типом телосложения и темперамента. По нашим данным, студенты в возрасте 16-19 лет различных конституциональных групп существенно различались внутри каждой возрастно-половой группы не только по усредненным значениям тотальных размеров тела, но и по показателям гемодинамики и двигательным возможностям.
Выявлены особенности морфофункционального развития и физической подготовленности у студентов различных конституциональных типов. Данные контингенты различаются по показателям длины тела, но более выражено - по показателям веса тела.
Показатели физического развития, дифференцированные по типам темперамента внутри возрастно-половой группы, имеют также определенную закономерность изменения. Наиболее высокорослые студенты - меланхолического типа: средние показатели длины тела юношей в возрасте 16-19 лет изменились от 177,2 до 181,7 см, а у девушек - в диапазоне 167,1 - 168,5 см, а занимающиеся холерического типа имеют наименьшие весовые характеристики. Эта закономерность прослеживается как у юношей, так и у девушек.
Были определены различия показателей гемодинамики у студентов различных типов телосложения. Наименьшие характеристики систолического артериального давления выявлены у представителей астеноидного типа, а наибольшие - у студентов дигестивного типа телосложения. Только между этими конституциональными типами выявлены существенные межгрупповые различия данных показателей.
Студенты различных конституциональных типов дифференцируются по уровням двигательных возможностей. В большинстве случаев представители мышечного типа телосложения имеют преимущество перед своими сверстниками, особенно в уровнях развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. Наиболее высокий уровень развития координационных способностей и выносливости выявлен у студентов мышечного и торакального типов телосложения. По большинству анализируемых показателей представители дигестивного типа телосложения заметно уступают в результативности двигательных действий.
Студенты различных типов темперамента также дифференцируются по уровням двигательных возможностей. Представители сангвинического типа имеют преимущество перед своими ровесниками в уровнях развития скоростных способностей. Высокий уровень развития скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, скоростной выносливости выявлен у студентов холерического типа нервной системы. Представители флегматического типа темперамента в основном уступают в результативности во многих физических упражнениях учебной программы.
Анализ коэффициентов вариации показателей физического развития и физической подготовленности показал, что классификация данных характеристик на основе принадлежности к определенному типу телосложения и темперамента обеспечивает большую однородность внутри групповых показателей.
Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют, что ведущим фактором изменчивости обсуждаемых показателей у юношей и девушек является тип телосложения. У юношей наиболее существенно значимость данного фактора выражена при изменении показателей бега на 100 м (26,6 %), ОГК (24,2 %) и бега на 30 м (22,7 %). У девушек данная закономерность прослеживается при изменении показателей ОГК (25,5 %), бега на 100 м (24,3 %) и поднимания туловища (21,3 %).
Наибольшее влияние типа темперамента на изменчивость признаков морфофункционального развития и показателей физической подготовленности выявлено у юношей в метании набивного мяча (18.4 %) и в беге на 100м (17,3 %), у девушек - в беге на 30 м (15,3 %) и ЧСС в покое (14,4 %). Наибольшая значимость возрастных особенностей студентов проявилась у юношей при анализе показателей массы тела (16,3 %) и бега на 30 м (15,1 %) и у девушек - характеристики САД (17,7 %) и массы тела (17,4 %).
Следовательно, возраст и пол, общепринятые факторы при разработке нормативов, не являются исчерпывающими для числовых значений обсуждаемых показателей морфофункционального развития и физической подготовленности. Внутри возрастно-половой группы величины этих показателей дифференцируются типами темперамента и телосложения. Поэтому для рациональной организации учебного процесса по физической культуре важны сведения об особенностях взаимосвязи показателей морфофункционального состояния и физической подготовленности студентов различных конституциональных типов и типов темперамента.
Анализ показателей морфофункционального состояния и уровня развития физических способностей у студентов и студенток различных типов телосложения показывают разные варианты распределения результатов, что, безусловно, необходимо учитывать в учебном процессе по физической культуре.
Во всех анализируемых случаях нами выявлено от двух до четырех независимых групп показателей, что затрудняет решение комплексных задач по формированию двигательных умений и навыков, развитию физических способностей, снижает эффективность оздоровления студентов средствами физического воспитания.
Изучение связи результатов выполнения двигательных заданий из учебной программы с показателями и характеристиками структуры физической подготовленности студентов различных соматических и психологических типов позволило выявить, что структура физической подготовленности занимающихся разного пола в основном не совпадает. Характерными особенностями взаимосвязи показателей физической подготовленности обладают студенты одного пола, но различных типов телосложения и темперамента.
Вместе с тем у студентов разного пола, но одного типа телосложения или темперамента различия в структуре физической подготовленности менее выражены.
Таблица 2
Оценка показателей физической подготовленности студентов в 100-балльной шкале
№ п/п |
Упражнения |
Юноши |
Девушки |
1. |
Бег 100м |
(14,95-х).16,97+50,0 |
(17,48-х).22,58+50,0 |
2. |
Прыжок в длину с места |
(х-200,6).1,25+50,0 |
(х-155,0).1,10+50,0 |
3. |
Бег 3000м (девушки) |
(813,8-х). 0,42+50,0 |
(697,7-х).0,48+50,0 |
4. |
Подтягивания (девушки - поднимания туловища) |
(х-7,25).4,71+50,0 |
(х-32,6).0,93+59,0 |
Примечание: х - индивидуальные показатели (бег 100 м,с; прыжок в длину с места, см; бег 3000м или 2000м, с; подтягивания, кол-во раз; поднимания туловища, кол-во раз).
Для успешного выполнения учебной программы нами в каждом двигательном задании определены наиболее значимые физические качества для студентов различных соматических и психологических типов. Ведущие компоненты структуры подготовленности студентов разных конституциональных типов и типов темперамента не совпадают даже при выполнении одного двигательного задания учебной программы. Наличие такой информации помогает преподавателю подбирать адекватные средства и методы, давать объективные оценки студентам.
Проведенное исследование позволяет заключить, что у студентов, имеющих различные типы телосложения и темперамента, выявлены различия в морфофункциональном развитии и двигательной подготовленности, отчетливо выражена спецификация структуры их физической подготовленности. Даже в одном упражнении учебной программы ведущие компоненты физической подготовленности не совпадают у студентов с различными типами телосложения. Информативность показателей физической подготовленности в различных тестовых заданиях учебной программы у студентов разных типологических групп в основном существенно различается.
В результате проведенного исследования впервые выделено шесть типоспецифических групп студентов с характерной взаимосвязью типов телосложения и темперамента. Для каждой из таких групп разработаны модельные показатели физической подготовленности, выявлены структуры взаимосвязи показателей морфофункционального развития, физической и психологической подготовленности. Определены ведущие компоненты физической подготовленности, эффективность реализации двигательного потенциала, а также обоснована педагогическая целесообразность развития ведущих физических качеств у студентов каждой типоспецифической группы.
Обнаруженная в ходе исследования закономерная зависимость ускоренного развития двигательных способностей и укрепления здоровья студентов от применения на занятиях физической культурой дифференцированной методики физической подготовки студентов, учитывающей типологические особенности телосложения и темперамента, расширяет и дополняет содержание теории и методики физического воспитания студентов.
Рецензенты:Шамардин А.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики футбола ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;
Максимова С.Ю., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.