Особое место среди научных исследований занимают инновации, или инновационная деятельность. В настоящее время в России происходит активное внедрение инновационных процессов в образовании. Исходя из этого, данная область исследования является, на наш взгляд, актуальной и перспективной.
Результатом создания и применения любой инновации является прогресс. Инновационная деятельность в системе образования предоставляет нам неограниченные возможности для улучшения, дополнения, корректировки и совершенствования существующих проектов, программ, методик и технологий на основе современных подходов.
Важнейшим условием развития и совершенствования системы образования, в особенности образовательного и воспитательного процесса, также является поиск инновационных решений. Для создания инновационных решений в образовательной сфере педагогу необходимо понимать определение, а также важнейшие ключевые аспекты понятия «инновация».
Кларин М. В. понимает под инновацией следующее: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [2].
Бургин М. С., Загвязинский В. И., Поляков С. Д., Полонский В. М., Поташник М. М., Юсуфбекова Н. Р. соотносят понятие «новое в педагогике» с такими характеристиками, как: полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое [1].
Мижериков В. А. и Пидкасистый П. И. под педагогической инновацией понимают следующее:
1. Целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
2. Процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);
3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление [3, с. 122].
В соответствии с приведёнными нами выше определениями и характеристиками понятия «инновация» хотим заметить, что под данным термином в образовательной деятельности необходимо понимать не только развитие инновационных технологий, а также информационных технологий. Широкая смысловая составляющая данного термина позволяет нам понимать определение «инновация» как пересмотрение, корректировка, дополнение и улучшение существующих моделей, методик и приёмов обучения и воспитания детей.
В данной статье нам хотелось обратить внимание на важную особенность при работе с детьми и при проведении учебных занятий - умению говорить, вести активный диалог с детьми.
Умение учащихся и педагогов вести коммуникацию позволит повысить эффективность процесса обучения. Это является одним из важнейших условий формирования инновационной образовательной среды в учреждениях как общего, так и дополнительного образования.
Умение вести правильную коммуникацию является, на наш взгляд, важной инновацией в современной образовательной системе, так как способно научить детей техникам и приёмам эффективного общения и открытому творческому мышлению.
Проводя активный поиск существующих инновационных коммуникативных методик, мы изучили и проанализировали исследование Аллана Пиза и Алана Гарнера в области психологии общения и коммуникации [4].
С целью внедрения инноваций в педагогической деятельности, мы считаем необходимым использовать следующие методики эффективного общения, предложенные авторами.
В первую очередь, нам бы хотелось рассмотреть наиболее часто применяемые на практике различного рода клише, метаязык одного слова и метаязык двух слов, являющиеся распространённой ошибкой многих учителей.
Клише - это стандартная фраза, используемая учителем, не отличающимся богатым воображением, или теми педагогами, которые слишком ленивы, чтобы описывать ситуацию так, как они её воспринимают. Например: «Между прочим»..., «К вашему сведению»...
Выражения «о'кей» или «правда» заставляют ученика соглашаться с преподавателем: «Вы ведь согласны с этим, правда?» Ученик просто обязан ответить «да», даже если он и не согласен с точкой зрения учителя. Кроме того, слово «правда» в конце предложения показывает сомнение в способности воспитанника к восприятию и пониманию темы беседы.
Слово «пытаться» обычно используется теми педагогами, которые привыкли к неудачам. Они стремятся заранее сообщить своему воспитаннику, что могут и не добиться успеха в порученном деле или даже ожидают неудачи. Когда человека просят выполнить трудное задание, он может ответить: «Я попытаюсь» - или использовать эквивалентное выражение: «Сделаю всё, что смогу». Обе фразы сигнализируют об ожидании неудачи. В переводе эти выражения означают: «Сомневаюсь, смогу ли я это сделать». Когда подобного ученика действительно постигает неудача, он разводит руками и говорит: «Что ж, я пытался», подтверждая тем самым, что он и раньше сомневался в своих способностях выполнить задание.
«Да, но» - это попытка избежать страха, вызванного имитацией согласия. Данный союз широко используется как учителем, так и учеником. «Но», как правило, является отрицательным союзом, то есть отрицает всё, что было сказано перед ним, или сигнализирует о том, что собеседник лжёт. «Да, но» можно перевести как «однако» или «всё же». Например: «Я понимаю, что вы хотите сказать, но всё же...» (не принимаю).
Одно из наиболее часто используемых учителями в учебной деятельности выражений - это «конечно» или «разумеется», которое имеет три различных значения. «Вы что, с ума сошли, задавать подобный вопрос!» (сарказм), «Мне известно, что я знаю всё, что мне необходимо знать!» (пускание пыли в глаза), «Я знаю, что вы достаточно образованны, чтобы знать это, но я всё же об этом скажу» (вежливость). За словами «конечно» или «разумеется» следует абсолютно нормальное предложение. Этот приём часто применяется для того, чтобы вынудить воспитанника согласиться с вами. Когда ученикам или студентам говорят: «Разумеется, мы не будем устанавливать вам сжатые сроки», то на самом деле вас будут принуждать именно к этому.
Далее нам бы хотелось обратить внимание на некоторые часто распространённые манипуляторы, используемые учителями в учебной деятельности, направленные на то, чтобы без особых усилий и ответственности манипулировать учеником.
Манипулятивный метаязык отражает намерение преподавателя подтолкнуть своего воспитанника к той мысли или тому действию, которых он от него и добивается. Например: «Вы так не думаете?», «Чувствуете?», «Не так ли?» - все эти вопросы подразумевают однозначно положительный ответ, что позволяет учителю с лёгкостью манипулировать учеником. В учебной деятельности также можно заметить следующие фразы: «Вы можете быть уверены» или «Вне всяких сомнений». Они направлены на ту же реакцию - то есть ученику дают понять, что он достаточно умён, чтобы быть уверенным, или намекают, что он и так уже всё знает. «Должен» переводится как «по моему мнению» и является одним из самых распространённых манипуляторов в школе. Если учитель обращается к ученикам следующим образом: - «Вне всякого сомнения, вы понимаете, что должны выполнить задание правильно», он наверняка подразумевает под этим «Сделайте так, как я хочу!».
«Надеюсь» - это более умный способ скрыть своё мнение, хотя сказанное прозвучит именно как собственное мнение. Часто употребляемое учителями в школе слово «надеюсь» часто означает «при нормальной ситуации» и выражает их пожелание, однако, по всей вероятности, они этого и не ожидают.
Следующие выражения, которые нам бы хотелось отметить в данной статье, направлены на заинтересованность и убеждение и являются также очень распространёнными выражениями в учебной деятельности.
Две фразы, которые отталкивают даже самого позитивно настроенного ученика или студента, это: «Почему бы нам не...» и «А что, если нам...», сопровождаемые позитивным предложением. Фраза «Почему бы нам не устроить завтра субботник?» мобилизует все умственные способности воспитанника на поиски причин для отказа, в то время как скажи вы: «Давайте устроим завтра субботник!», ученики наверняка бы согласились. Формулировка «Почему бы нет!» является негативной формой позитивного предложения.
«Полагаю, мы договорились» - это попытка убедить ребёнка или студента согласиться и не спорить, в то время как слова «Давайте только проясним одно обстоятельство» показывает неуважение к собеседнику и сомнение в его способности понять предмет разговора.
Мы считаем полезным и необходимым привести также несколько часто встречающихся на практике раздражителей для ребёнка, после употребления которых он практически полностью теряет интерес к чему-либо. Дело в том, что дети обычно очень чувствительны к метаязыку, так как они легко читают язык тела. Родители и учителя, пытающиеся разговаривать с детьми на взрослом языке, часто раздражаются из-за того, что дети пользуются метавыражениями. Данное раздражение, как правило, выливается в клише вроде: «И не спорь со мной!», чтобы последнее слово в разговоре осталось за взрослым. Любое общение с ребёнком можно задушить в зародыше, стоит лишь сказать: «Когда я был в твоём возрасте...» Дети просто не верят, что взрослые тоже когда-то были детьми. «Если ты не прекратишь, то...» и «Сколько раз тебе говорить, чтобы ты этого не делал!» - вот два сильнейших раздражителя для ребёнка.
В данной статье мы также хотели рассмотреть такую важную технику общения, как правильная формулировка вопросов, необходимую для получения максимальной эффективности обучения.
Успех в образовательной сфере напрямую связан с умением педагогов задавать корректные вопросы и добиваться необходимых ответов.
Вопросы задают все, но лишь немногие знают, как это делать правильно, чтобы беседа пошла в нужном направлении. Когда учителя на свои вопросы получают от учеников односложные ответы, то вполне возможно, что дело не в том, что их это не интересует. Скорее всего, учитель просто выбрал не тот тип вопросов или задал их не тем тоном.
Существуют два типа вопросов - открытые и закрытые.
Закрытые вопросы строятся по принципу «истина - ложь» или по принципу множественного выбора - то есть они требуют односложного ответа. Например: «Вы будете сегодня отвечать?», «Какой город является столицей Великобритании?»
Закрытые вопросы полезны, чтобы заставить человека раскрыть какие-либо факты, с тем, чтобы вы могли использовать их для построения дальнейшего разговора. Например: «Я родился в городе, но вырос в деревне», «Да, я каждый день пробегаю по пять километров». Когда они уже выполнили свою роль, закрытые вопросы делают беседу скучной и унылой, поэтому Аллан Пиз и Алан Гарнер советуют чередовать закрытые вопросы с открытыми для того, чтобы разговор был интересным и глубоким.
Открытые вопросы подразумевают, что ответ обязательно будет состоять из нескольких слов. Подобные вопросы нуждаются в объяснениях, развитии. Задавая такой вопрос, учитель даёт понять своему ученику, что он заинтересован в его словах и стремится узнать больше. Например: «Как вы планируете использовать компьютер в данном проекте?», «Как вы считаете, лучше провести детство в деревне или в городе?»
Подводя итог, мы хотим отметить большой потенциал приведённых выше приёмов и методик эффективного общения. На наш взгляд, искусство коммуникации является сегодня важной и перспективной инновацией, позволяющей повысить эффективность учебного процесса, способствующей лучшему усвоению учащимися и студентами учебного материала и создающей более комфортное и тёплое общение учителей со своими воспитанниками.
Рецензенты:Козлова П.П., д.п.н., профессор, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;
Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.