Сегодня эстетическое направление в системе дополнительного образования детей функционирует как система учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует соответствующую его профилю образовательную среду. Важно понимать, что среда в образовании - это не столько комплект программ и методических рекомендаций по определенным предметам, а сколько своеобразный микросоциум - живая общность обучающихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции выбранного вида искусства. Образовательная среда, в особенности в системе дополнительного образования, является скорее сообществом единомышленников. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности.
Материал исследования
В инфраструктуру учреждений дополнительного образования детей входят учреждения специализирующиеся в области художественного творчества и искусств, технического творчества, туризма, физической культуры и спорта и др.
В последних в настоящее время прослеживается тенденция практически полного доминирования физического воспитания над его остальными видами, притом, что процесс гармоничного и всестороннего воспитания личности заключается не только в физическом воспитании, но и в обязательной эстетической подготовке, которая формирует такие необходимые категории, как «эстетический идеал», «эстетический вкус», «эстетическое чувство».
В последнее время в современном обществе, особенно среди подрастающего поколения, наряду с эмоциональной и волевой подавленностью, деструктивным поведением, наблюдается переоценка данных категорий, способная привести к необратимым последствиям (чрезмерное увлечение стройностью фигуры - анорексия; желание искусственным путем добиться увеличения мышечной массы неестественного вида; повышенный интерес к «эстетике смерти»; телесная модификация и «украшение» татуажем, шрамами, пирсингом, а также алкоголизм, наркомания и другие виды девиантного поведения).
Несмотря на широкий перечень направлений дополнительного образования, современной тенденцией является то, что дети, исходя из ряда объективных и субъективных факторов (недостаточное количество свободного времени, отсутствие материальных возможностей у родителей и др.), как правило, посещают только одно учреждение дополнительного образования. Данные обстоятельства накладывают на эти учреждения новые обязательства, заключающиеся в необходимости максимального насыщения процесса воспитания его различными составляющими. В частности, взаимодействия физического воспитания с эстетическим.
Несомненен тот факт, что эстетическое воспитание средствами искусства современная педагогическая наука рассматривает как одно из ведущих образовательных воздействий, способствующих развитию духовного потенциала, формированию оптимистического мировоззрения, и, наконец, влияющих на формирование личности ребенка.
Хореография обладает огромными возможностями как для эстетического воспитания, так и для полноценного совершенствования личности. Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие не только музыкальных и двигательных навыков, но учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня. Занятия хореографией оказывают благоприятное воздействие на внутреннею и внешнюю красоту личности, а также прививают основы нравственной культуры, этикета и манер поведения в обществе.
Вместе с тем в тех спортивно-профильных учреждениях дополнительного образования детей на отделениях технико-эстетических видов спорта (художественная гимнастика, спортивная акробатика, фигурное катание и др.), где хореография является необходимым компонентом, сегодня наблюдается тенденция снижения воспитательного потенциала хореографии, а тренерско-преподавательский состав ограничивается на формировании, прежде всего, технических навыков обучающихся. Так, по результатам проведенного нами анкетирования тренерско-преподавательского состава по хореографии на отделениях спортивной акробатики и художественной гимнастики в Орловском и Брянском регионах, выявлено, что большинство респондентов (70 %) при проведении занятий не представляют себе методику работы с обучающимися по выявлению выразительных особенностей средствами хореографии, не уделяют достаточного внимания смысловой наполненности воплощения хореографических движений, ограничиваются ее техническим исполнением, что свидетельствует о недостаточном раскрытии потенциала хореографии в учебно-педагогическом процессе.
Все упомянутые выше проблемы актуализируют значимость педагогических исследований процесса эстетического воспитания средствами хореографии обучающихся в учреждениях дополнительного образования спортивного профиля.
Для более качественного и целостного осуществления эстетического воспитания необходимо соблюдать определенные педагогические условия.
Как известно, понятие «педагогические условия» включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения, воспитания и развития: цели, содержание, принципы, методы, формы, средства. В.И. Андреев отмечает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].
Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева дают более обширное понятие педагогическим условиям. На их взгляд, это совокупность мер педагогического процесса, которые направлены на повышение его эффективности. Они отмечают, что условия являются всегда внешними факторами по отношению к предмету [2].
Опираясь на исследования ученых В.И. Андреева, Е.В. Яковлева, Н.О. Яковлевой и учитывая специфику учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования на технико-эстетических видах спорта, мы заключили, что под педагогическими условиями эффективности занятий хореографией в данных учреждениях следует понимать совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит сам процесс развития. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом данного процесса эстетического воспитания. На наш взгляд, эффективность эстетического воспитания обучающихся в процессе занятий хореографией может быть существенно повышена, если будут учитываться следующие педагогические условия: комплексность, последовательность, междисциплинарные связи, дидактическо-техническая оснащенность, а также использование активных форм обучения.
Анализируя труды педагогов-хореографов (А.Я. Вагановой, Г.П. Гусева, Р.В. Захарова, И.А. Моисеева, В.Ю. Никитина, И.В. Смирнова) и исследования ученых, отводящих ключевую роль искусству в процессе эстетического воспитания (Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Т.С.Комаровой, К.В.Тарасовой), можно сделать вывод, что обучение детей и подростков хореографией, в том числе и секциях спортивного профиля, будет осуществляться более эффективно, если будет учитываться условие комплексности. Под комплексностью следует понимать обучение и воспитание, основанное на практических занятиях по изучению всех систем танца и сопутствующих беседах по основам физиологии и эстетики, которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения.
Общепринято, что классический танец является базовым в процессе подготовки спортсменов в артистических видах спорта. Это действительно так, поскольку классический танец формирует правильную осанку, аккуратные линии ног и рук, гармонично развивает всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечнососудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка. Более того, классический танец придает ощущение легкости и грациозности движению [3].
Не менее важное значение имеет и народный (прежде всего русский) танец. Обладая колоссальным разнообразием лексики, эффектностью и зрелищностью, русский народный танец дает представление о специфике мужского и женского характера исполнения, строго разграничивая их. Более того, трюковая техника русского народного танца порой не уступает акробатическим элементам в степени сложности. Элементы русской народной хореографии и хореографии народов мира, изучаемых на уроке, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность.
Однако не стоит недооценивать роль современного танца (модерн-джаз танец, танец модерн и contemporary dance). Не имея кодифицированной лексики, в отличие от классического и народного танца, современный танец расширяет границы в поиске выразительных возможностей тела при раскрытии определенного характера и художественного образа, тем самым позволяет находить неординарные и оригинальные подходы, создавая интересные положения рук, ног, корпуса и головы. Кроме того, современные танцы наиболее привлекательны среди подрастающего поколения.
Изучая ту или иную систему хореографии в учебном процессе, педагогу необходимо понимать, что для наиболее эффективного восприятия материала обучающимися целесообразно будет проводить беседы по физиологическим возможностям организма с демонстрацией видео и фотоматериала (процесс сокращения мышечных волокон, строение позвоночника и др.). Во-первых, это поможет избежать серьезных травм, при длительных и напряженных тренировках, во-вторых, позволит достичь максимального результата при наименьшем усилии, и, в-третьих, сделает ребенка более эрудированным. Как вариант, в подростковых группах, в процессе бесед уместно затрагивать темы о негативном воздействии алкоголя и наркотических веществ на организм, а особенно детский, о его несоизмеримостью со спортом. Демонстрация видеоматериалов только усилит эффект, поскольку, как правило, они сопровождаются неприятными кадрами, например, деформацией и разрушением внутренних органов и др. На наш взгляд, это существенно снизит попытки и процесс употребления алкоголя и наркотических веществ в подростковом возрасте.
Помимо этого технико-эстетические (артистические) виды спорта неразрывно связаны с понятием «эстетический идеал», поэтому в процессе занятий по хореографии рекомендуется проводить беседы и по основам эстетики и демонстрировать видео и фотоматериал (произведения искусства в области живописи и архитектуры, балеты выдающихся хореографов и пр.). К тому же коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.
Сверх того, педагог-хореограф на личном примере, используя пластику своего тела, может продемонстрировать различные категории эстетики: прекрасное - безобразное, трагическое - комическое. Данные категории отображают наиболее существенные стороны эстетической деятельности человека. Дети, изучая эти категории, приобретают не только навыки познания и оценки действительности, но и формируются как высоконравственные личности, что в современном социуме встречается все реже.
Эффективность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от условия последовательности, опирающегося на возрастные и психофизиологические возможности детей. Данное условие базируется на постепенном расширении и существенном углублении знаний, развитии умений и формировании устойчивых навыков у детей, путем последовательного прохождения по схеме обучения по принципу от простого к сложному (разучивание отдельных элементов той или иной системы танца, далее разучивание фраз и комбинаций на лексическом материале определенной системы, затем разучивание полной композиции с передачей заданного художественного образа).
В секциях технико-эстетических видах спорта, как правило, педагог-хореограф работает совместно с тренерами-преподавателями по различным спортивным дисциплинам, закрепленными на общих группах. Это абсолютно логично, поскольку каждый из них является специалистом в своей дисциплине. Однако все чаще такое сотрудничество носит формальный характер, когда и хореограф, и тренер не могут профессионально контактировать друг с другом и вынуждены работать сами на себя [4].
Вместе с тем именно обучающиеся зачастую испытывают на себе негативные последствия конфликтов тренерско-преподавательского состава, что приводит к крайне неприятным результатам. Поэтому междисциплинарные связи, подразумевающие совместную деятельность тренеров-преподавателей по спортивным дисциплинам и хореографов, грамотно владеющих своей профессиональной деятельностью, а также имеющих высокий общекультурный уровень развития, педагогические навыки при работе с обучающимися, обладающих педагогическим тактом и способных контактировать друг с другом, избегая конфликтных ситуаций, являются необходимым педагогическим условием.
Следующим важным условием, способствующим развитию эстетического восприятия, формированию эстетической оценки, является дидактическо-техническая оснащенность помещения, в котором проводятся занятия. Это означает, что уроки должны проводиться в специально оборудованных стендами, наглядными пособиями, дидактическим материалом классах и залах, оснащенных станками, зеркалами, свето и звукотехникой.
Формирование творческой личности - важнейшая цель эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить [5].
Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. Используя специально подобранные активные формы обучения на основе интеграции разнообразных форм деятельности (игровые занятия, творческие соревнования, обсуждение художественного образа в композиции, создание эскиза костюма, сочинение сценарной драматургии и т. д.), педагог сможет направлять обучающихся к поиску и развитию неординарного мышления, творческой активности, способствующей повышению самооценки уверенности в собственных силах и возможностей, а также формировать творческую личность.
Заключение
Cпецифика эстетического воспитания средствами хореографии обучающихся в учреждениях дополнительного образовании спортивного профиля заключается в особых педагогических возможностях выразительных средств всех систем хореографического искусства, реализуемых в эстетически направленных коллективных и индивидуальных занятиях хореографией. В их процессе обучающиеся обогащают свои знания в области культуры и искусства, осознают сущность понятия «эстетический объект» и «эстетика поведения», переживают чувства личной сопричастности к ним, вырабатывают социально-нравственные способы взаимодействия в коллективе и специальные технические навыки, которые позволяют сформировать у воспитанников высокий уровень эстетической воспитанности и творческой самореализации в дальнейшей жизни.
Рецензенты:Зива В.Ф., д.п.н., профессор, проректор по дополнительному профессиональному образованию и учебно-методическому объединению вузов РФ, ФГБОУ ВПО МГХПА им. С.Г. Строганова, г. Москва;
Паршиков Н.А., д.п.н., профессор, ректор Орловского государственного института искусств и культуры, ФГБОУ ВПО «ОГИИК», г. Орел.