Очередной этап в развитии теории словообразовательного гнезда был ознаменован работами А.Н. Тихонова, которые внесли значимый вклад в русистику [16; 17]. Его публикации стимулировали в 70-90-е гг. XX века направление, связанное с формально-семантической организацией словообразовательного гнезда. «Гнездовой бум» позиционировал различные подходы. В этот период были разграничены такие понятия, как словообразовательное, корневое, лексическое, грамматическое гнездо. В процессе исследования словообразовательных гнёзд разрабатывается их типология, детально рассматриваются конституенты гнезда - словообразовательные парадигмы, словообразовательные цепи, изучаются словообразовательные гнезда имён существительных и прилагательных, глаголов. В этот период в концепциях исследования словообразовательного гнезда утверждается системный подход, нацеленный на изучение языковых единиц.
Если первой наиболее удачной попыткой создать гнездовой словарь русского языка стала публикация А.Н. Тихонова [17], которая значительно продвинула вперед развитие теоретического и прикладного словообразования, то очередной ступенью в развитии дериватологии стала лингвистическая концепция И.А. Ширшова, совместившего в созданном им словаре словообразовательный и лексический аспекты, что позволило создать типы лексикографической информации, нацеленные на представление в словаре лексико-словообразовательных гнёзд. В каждой словарной статье дано толкование, в котором содержатся сведения о связи дериватов с вершинами гнёзд или другими дериватами [19; 20]. Приведём фрагмент из указанного издания.
Мешок, -шка, м. 1. Вместилище для хранения и перевозки сыпучих тел, мелких предметов, сделанное из мягкого материала. Холщовый, кожаный, рогожный, бумажный м. 2. Мера сыпучих тел, равная 3-5 пудам. Купить м. муки. 3. разг. О неуклюжем, неповоротливом человеке. Она не станет танцевать с таким мешком, как он. 4. перен. Полное окружение войск. Вырваться из мешка. 5. спец. Вместилище в теле животного, в растении. Защёчный м. Зародышевый м.
Мешковато, нареч. [мешковат(ый) → мешковат-о]. Признак по прил. мешковатый. Брюки сидели м. Сложен он довольно м.
По Ширшову, лексико-словообразовательное гнездо представляет не механическое соединение лексического и словообразовательного гнезд, а является своеобразным сплавом, органическим единством лексической и словообразовательной подсистем. В случае их раздельного описания целостное представление о языке разрушается [20].
Своеобразным итогом развития структуралистской и семантической парадигм в русском языкознании на материале словообразовательных гнёзд стала институциализация этого направления, зафиксированная в словарях, грамматиках: вузовской, академической. В наибольшей степени данному процессу содействовали работы В.В. Лопатина и И.С. Улуханова [12; 18]. Перспектива развития структурно-семантического направления в словообразовании сегодня заключается в ориентации на более глубокое изучение словообразовательной системы языка и происходящих в ней процессов, на выход в лексическую, морфологическую, синтаксическую системы языка, на исследование её организации с точки зрения словообразовательных взаимосвязей. В этом аспекте показательна монография Е.Л. Гинзбург, в которой исследуются проблемы словообразовательной семантики, рассматриваются различные формы структурирования производных в словообразовательном гнезде, характеризуются типы отношений между компонентами объединений, воплощающих функциональную направленность производных слов и словообразовательных гнёзд, разрабатывается синтаксическое обоснование словообразовательным единицам и конструкциям.
Если структурно-семантическое исследование словообразовательных гнёзд даёт возможность установить взаимовлияние семантики исходных слов и структурной организации гнезда, проанализировать особенности производных, имеющих различную частеречную принадлежность, в гнёздах лексем данных лексико-семантических групп, а также описать влияние семантики исходных слов на продуктивность различных категорий мотивированных лексем, охарактеризовать их на уровне системности, установить закономерности их проявления, то современная теория словообразования, развивающаяся в рамках когнитивного и прагматического направлений, даёт толчок к исследованию лексико-словообразовательных гнёзд как концептов, как комплексных единиц, имеющих фреймовую организацию, связанных с понятиями «дискурс», «концептуализация» и т.п.
В частности, теория фреймового представления, методология и инструментарий её исследования оказались применимыми не только к словообразованию в целом, но и к лексико-словообразовательному гнезду. Так, И.В. Евсеева интерпретирует лексико-словообразовательные гнёзда как фрагмент языковой картины мира [6; 7]. Соответственно исходной посылке, в рамках когнитивного направления она выделяет в русистике новые подходы к описанию словообразовательных гнёзд, в рамках которых словообразовательная единица определяется как выполняющая две функции: 1) единица, содержащая информацию в систематизированном виде и объективирующие данные о мире; 2) единица, включающая знания, порождающая концептуальный и языковой мир. И.В.Евсеева разрабатывает новое направление в истории изучения комплексных единиц, входящих в словообразовательную систему, - когнитивное моделирование словообразовательного гнезда, базирующееся на представлении о том, что любое лексико-словообразовательное гнездо является единицей воспроизведения информации, её хранения и упорядочивания в моделях, связанных с познавательной деятельностью человека.
В когнитивной теории словообразовательного гнезда внимание акцентируется на способности внешней и внутренней языковой формы модифицироваться как пространство бесконечной ментальной деятельности, стимулирующей знаковые потенции производных слов. Сегодня одной из важных проблем когнитивной лингвистики является описание того, как моделируется процесс переработки релевантной информации. Для раскрытия этого вопроса когнитивная наука разработала метаязык, который был использован для обработки информации. Понятийно-категориальный аппарат данного научного направления включает термины «схемы», «фреймы», «слоты», «скрипты» и др. Вполне очевидно, что современная теория словообразовательного гнезда позиционируется как одна из форм синтетического знания, в рамках которого словообразовательные понятия, деривационные гипотезы и совокупность словообразовательных законов теряют свою автономность и преобразуются в компоненты целостной системы.
Этап когнитивно-дискурсивного исследования гнезда наиболее полно отражён в работе М.Н. Образцовой [13], где гнездо позиционируется в качестве дискурсивно обусловленной связи явлений, которые обозначены однокоренными словами. Являясь носителем концептуальной информации, оно предстаёт в виде пространства, моделирующего действительность с помощью системы, представляющей совокупность коррелирующих мотивировочных признаков.
Когнитивное направление, связанное с развитием антропоцентричной парадигмы, пришедшей на смену системоцентричной парадигме, создаёт базу для интегративных исследований в области словообразовательного гнезда. В частности, исследование М.Ю. Казак, интегративное по своей направленности, представляет собой грамматикоцентрическую концепцию языка, восходящую к традиционным описаниям морфологического и словообразовательного уровней как единой, целостной системы [10]. Используемый ею интегративный подход к исследованию закономерностей, которые управляют процессами образования неономинаций, с помощью языковой вертикали (от уровня общекатегориального значения к лексической конкретике), является одним из перспективных подходов. Данная теория - это своего рода доказательство синергетической природы устройства словообразовательных гнёзд, совокупность которых является языковым феноменом, допускающим движение по оси расширение, развитие/ угасание, свёртывание.
Определённым этапом в развитии когнитивного направления являются изыскания в области словообразования ингушской лингвистической школы, в работах которой разрабатывается концепция полинаправленных информационных моделей типовых словообразовательных гнёзд, включающих комплексную информацию о структурно-семантических свойствах и когнитивном потенциале словообразовательного гнезда [4; 5; 9]. Синтетизм подобного подхода представляется актуальным. Он формирует перспективу дальнейшего исследования словообразовательных гнёзд в аспекте их структурных, семантических, когнитивных особенностей.
Таким образом, изучение истории вопроса позволило выявить ряд основных этапов в развитии теории словообразовательного гнезда, которые предстают как закономерная смена парадигм: структуралистской парадигмы, в аспекте которой разрабатывалась аппликативная порождающая модель, направление, связанное с формально-семантической организацией словообразовательного гнезда, теория словообразования, развивающаяся в рамках когнитивной парадигмы, нацеленной на исследование лексико-словообразовательных гнёзд как концептов, как комплексных единиц, имеющих фреймовую организацию, связанных с понятиями «дискурс», «концептуализация», концепция моделирования типовых словообразовательных гнёзд, позиционирующих комплексную информацию, нацеленную на представление структурно-семантических, когнитивных особенностей компонентов, входящих в типовую модель словообразовательного гнезда.
Рецензенты:
Овхадов М.Р., д.фил.н., профессор, зав. кафедрой общего языкознания ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет Министерства образования и науки Российской Федерации», г. Грозный;
Навразова Х.Б., д.фил.н., профессор, декан гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт Министерства образования и науки Российской Федерации», г. Грозный.