Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ASSESSMENT METHODOLOGY COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL SERVICES PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATION MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Maksimov A.N. 1, 1, 2 Maksimova S.I. 2
1 Siberian Federal University
2 Krasnoyarsk State Medical University n.a. Professor V.F.Voyno-Yasenetsky
Consider the category of competitiveness of educational services in the evolution of this market. Identified specific features of competitiveness in various states of balance in this market. Defined trend dynamics of this market as strategic guidelines promote services in the complex scientific and educational, scientific and practical products with many gradation of educational services is personal and subject-oriented focus of. A version of methodology for assessing the effectiveness of educational services with the risk of not receiving services for a full social costs. The analysis of competitiveness of educational services as three component social benefits with application of reproduction approach, allowed to define the perspective directions of use of complex rendering of services. This mechanism of competitiveness of educational services considers is most realistic the process and resultant components embodied in potential, the operating and reprepared labor, the identity of the worker.
the risks of not receiving the results of educational services for the full social costs
structural and functional aspects of reproductive competitiveness of educational services
competitiveness
features
educational services
competitiveness
Развитие рынка образовательных услуг всесторонне исследовано в работах Российских и зарубежных ученых с применением методов структурно-функционального анализа [1, С. 105-127]. Воспроизводственный же подход к изучению данного рынка специфических социальных услуг оказался изученным в меньшей степени, что не способствовало определению сущностных аспектов конкурентоспособности этих услуг в социальной и экономической концепциях воспроизводства работника.

Многообразие вузов по масштабу, профилю, приоритетам финансирования, составивших современную отрасль образования РФ, сформировали одно из свойств образовательной услуги - конкурентоспособность. Понятие «конкурентоспособность» было заимствовано из терминологии научных дисциплин торгово-экономических направлений, что позволило определить структурно-функциональные, отраслевые, корпоративные элементы этого понятия, которые чаще сводятся к  следующим признакам:

  1. Достижение коммерческих целей деятельности предприятия.
  2. Соотношение между ценностью продукции с точки зрения потребителя и ее стоимостью.
  3. Соотношение требованиям определенного рынка либо конкретной группе потребителей.
  4. Уровень удовлетворения потребностей.
  5. Степень превосходства над аналогами [2, С. 66].

Уточнение термина «конкурентоспособность образовательных услуг» позволило выявить ряд: социально-экономических, социально-психологических, технолого-производственных аспектов. Факторы, влияющие на изменение конкурентоспособности образовательных услуг, группируются рядом авторов по восьми, девяти группам [1, С. 32-34].

Целью исследования явилось выявление специфики, появляющейся при использовании воспроизводственного подхода при оценке конкурентоспособности, связанной с этапами воспроизводства работника в его экономических, социальных составляющих. Иначе, в показателях уровня и качества жизни.

Объект исследования: рынок образовательных услуг в ретроспекции с использованием структурно-функционального и воспроизводственного подходов.

Предмет исследования: конкурентоспособность образовательных услуг при специфике современного этапа отрасли российского образования.

Выборка: для проведения анализа рассмотрены методики Н.Ю. Кругловой, Р.А. Фатхутдинова, С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко, И.П. Артюхова и др. по определению конкурентоспособности продукции, в т.ч. и услуг.

Самостоятельность воспроизводственного подхода к выявлению специфики конкурентоспособности образовательных услуг позволяет учитывать наиболее полно особенности данного вида общественного, смешанного и частного блага. Помимо этого, воспроизводство услуги предстает в системе отношений по формированию, развитию, распределению, обмену, опосредующих движение рабочей силы на этапах: потенциальной, действующей, переподготавливаемой рабочей силы.

Воспроизводственный аспект способствует отходу от крайних, односторонних выводов при сужении исследования преимущественно корпоративных аспектов воспроизводства работника в социально-экономических формах персонала организаций, а также «расширении» исследования при самостоятельном изучении воспроизводственных механизмов стиля и образа жизни, различных механизмов социальной и профессиональной миграции.

Воспроизводство образовательной услуги как конкурентоспособного блага, приобрело свойства и признаки: многоуровневости; многоаспектности эффективности; многофункциональности регулирования и управления. Это позволяет учитывать не только субъективно-личностные, оценочные суждения респондентов при определении факторов конкурентоспособности образовательных услуг, но и объективные требования конкурентоспособности, которые определяются: отраслевыми, региональными, районными рынками труда по параметрам задаваемым, прежде всего, предпринимательским сектором экономики.

Воспроизводство работника не может быть понято без состава, структуры, динамики рынков товаров потребительского назначения, различных видов социальных, медико-социальныхуслуг, составляющих предпосылки воспроизводства работника, семей, домохозяйств, что используется в механизме управления уровнем и качеством жизни. Многими исследователями различных аспектов человеческого капитала отмечается возросшее значение именно внешне организационных, региональных факторов, задающих тренды социальной и профессиональной динамики населения регионов [2, С. 67-68].

В этом аспекте образовательные услуги приобретают признаки успешности социального воспроизводства работника в системе показателей уровня и качества жизни, что рассматривается как социальные условия устойчивости социальных структур и экономической эффективности региональных экономик.

В таком (воспроизводственном) аспекте конкурентоспособность образовательной услуги приобретает ряд признаков социальной привлекательности и экономической достаточности для вхождения в состав и перспективные социальные структуры.

Одним из признаков социальной привлекательности услуг образования помимо того, что определяется  самим этим благом, стало то, что они способствуют формированию перспективных социальных предпочтений.

Образовательные услуги при воспроизводственном подходе приводят к эффектам замещения (происходит вытеснение из структур менее значимых потребительских благ, не соответствующих эффективности воспроизводства работника в условиях смены стиля и образа жизни и введению в потребности и последующее потребление благ соответствующих этим стандартам).

Тренды отраслевых, профессиональных перемещений в региональном работнике, фактические угрозы, возникающие в ряде регионов из-за «оттока» кадров и прежде всего квалифицированных, чаще всего исследуются как самостоятельные аспекты, вне связи с конкурентоспособностью современного этапа образования.

Многоуровневость, многофункциональность и т.п. конкурентоспособности образовательной услуги предполагает оценку ее эффективности в деятельности работников в различных видах, формах современной занятости, при сохранении устойчивого воспроизводства в фактических социальных структурах [3, 4].

Этот тренд конкурентоспособности образовательных услуг в современных условиях помимо наборов профессионально-квалификационных составляющих, приобретает не меньшее значение, отводимое сформированным мотивациям. Именно навыки много мотивационного использования профессионально-квалификационных компонентов становятся одними из направлений конкурентоспособности образовательных услуг, продвигаемых вузами.

Использование вузами конкурентных преимуществ по: компоненту содержания образования; по субъекту оплаты; по составителю образовательных программ и т.п. использовали клиенто-ориентированность образовательных услуг, что соответствовало тем этапам сбалансированности рынка образовательных услуг и механизмов федерального, муниципального уровней управления. Развитие рынка образовательных услуг использовало углубление по самим услугам, дополняемое технологиями наибольшей доступности для потребителя способов получения услуги.

По мере насыщения рынка услугами, часто дублирующих друг друга, происходила разбалансированность данного рынка с неизбежной последующей концентрацией и соответственно предложением образовательных услуг наиболее представительными вузами РФ, региональными лидерами. Данный этап рынка предполагал использование конкурентных преимуществ (конкурентоспособности) по: комплексности образовательных услуг, технологиям получения услуг, научно-образовательной поддержке (образовательной продукции вузов), научно-технологической поддержки, необходимой при формировании и закреплении навыков профессиональной деятельности.

Конкурентоспособность образовательных услуг требовала все большее использование эффектов масштаба и комбинирования от вузов, что приобрело признаки нового этапа данного рынка.

Комплексное предложение образовательных услуг данного этапа рынка - это не только различные виды услуг по получению знаний, освоению технологий в рамках профессиональной направленности, информационному обеспечению учебного процесса, но и по преимуществам воспроизводственного значения всех составляющих воспроизводства работника.

Комплексность определяется, прежде всего, личностно-ориентированной и предметно-ориентированными концепциями предоставления услуг образования, что наиболее эффективно используется в многоступенчатости предоставления образовательных услуг.

Одно из направлений перспективного управления конкурентоспособностью образовательных услуг - формирование и развитие сегмента, уже имеющих одно, два высших образования, но получающих востребованные рынком специализации при различиях предметной и личностно-ориентированных концепций.

Данное направление может предполагать написание, защиту магистерской диссертации; получение специализаций по блоку прикладных и бизнес дисциплин, а так же специализаций по блоку профессионально ориентированным направлениям малого и среднего предпринимательства. Специфика данного вида образовательных услуг, сложность их освоения, креативность при выполнении ряда самостоятельных работ становится реалистичным при предоставлении услуг рекреационной направленности.

К этим услугам относят услуги проживания в современных общежитиях, услуги сети ведомственного общественного питания, услуги бытового сервиса, услуги различных видов досуговой деятельности (услуги спортзалов, спортивных баз, ведомственных баз отдыха, услуги водно-спортивных комплексов и т.п.), а также услуги специализированных подразделений вузов по формированию, развитию перспективных навыков стиля и образа жизни.

Этот этап рынка услуг ориентирован на многоступенчатые технологии позиционирования, продвижения образовательных услуг, продуктов вуза, с применением многоценовой дифференциации, а также продвижению услуг активно формирующих современный стиль и образ жизни.

Для крупных вузов, в том числе региональных лидеров с развитой филиальной сетью, целесообразно продвигать наборы основных, сопутствующих, дополнительных услуг при позиционировании с учетом концепции предметно ориентированной и личностно-ориентированной подготовки будущих специалистов, с дополнительным подкреплением предоставления услуг формирующих современный стиль и образ жизни.

Корреляция спроса на рынке труда и мотивационной составляющей занятого населения отмечается многими исследователями рынка труда, в том числе районных рынков труда региона Красноярского края.

Рынок образовательных услуг современного этапа его развития при выявленных признаках конкурентоспособности услуг, все более требует корреляции результатов услуг с вакансиями рынка труда.

Метод исследования: ретроспективный анализ с использованием структурно-функционального и воспроизводственного подходов, корреляционно-регрессионный анализ конкурентоспособности образовательных услуг.

Одним из вариантов методики управления конкурентоспособностью образовательных услуг с учетом специфики образовательной услуги, как общественного, смешанного, частного блага, а также как средства формирования профессиональных, личностных качеств, может быть формула:

РНОУсУП.О.З. = [Фед. Комп.(∑(Зi х Кф) х (∑(Тi х Вф) + (Тi х Дф) + (Тi х Хф))/ ∑Хi х Рi(Хi)] + [Регион. Комп.(∑(Зi х Кр) х (∑(Тi х Вр) + ∑(Тiх Др) + ∑( Тi х Хр )) / (∑Хi х Рi (Хi )] + [Вуз. Комп.(∑Зi х Кв) х (∑(Тiх Вв) + (Тi х Дв) + ∑(Тi х Хв)) / (∑Хi х Рi (Хi )], [5], где:

РНОУсП.О.З. - риск неполучения образовательных услуг по полным общественным затратам; Зi - затраты (расходы) на образовательные услуги;

Кф - количество образовательных услуг по Федеральному компоненту;

Кр - количество образовательных услуг по Региональному компоненту;

Кв - количество образовательных услуг по Внутривузовскому компоненту;

Тi - экспертные оценки важности образовательной услуги по: Федеральному; Региональному; Вузовскому компонентам с учетом риска неполучения отдачи по П.О.З.; Вф;р;в. - важность атрибута образовательной услуги по: Федеральному; Региональному; Вузовскому компонентам; Дф;р;в. - дифференциация атрибута образовательной услуги по: Федеральному; Региональному; Вузовскому компонентам; Хф;р;в. - характерность атрибута образовательной услуги по: Федеральному; Региональному; Вузовскому компонентам; М = ∑Хi х Рi(Хi) - математическое ожидание (среднее ожидаемое значение спроса по: Федеральному; региональному; Вузовскому компонентам на рынках труда); Хi - результат (применимость профессиональных, мотивационно-стимулирующих компонентов образовательной услуги по Федеральному компоненту); Рi(Хi) - вероятность получения результата Хi (вероятность трудоустройства и самозанятости) при обращении выпускника вуза и сотрудника прошедшего переподготовку и т.п. на различных сегментах рынка труда.

Выводы

Анализ конкурентоспособности образовательных услуг как трех компонентного социального блага с применением воспроизводственного подхода позволил определить перспективные направления использования комплексного предоставления услуг в концептуальных механизмах личностно и предметно ориентированном предоставлении. Данный механизм конкурентоспособности образовательных услуг учитывает наиболее реалистично процессные и результирующие составляющие, воплощенные в потенциальной, действующей и переподготавливаемой рабочей силе, личности работника. Многоуровневость, многоаспектность, многофункциональность продвижения образовательных услуг способствует формированию, развитию мотивационно-стимулирующего механизма, способствующего более эффективной адаптации работников в разнообразных видах, формах занятости.

Рецензенты:

Ноздрачев К.Г., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой управления и экономики фармации с курсом ПО фармацевтического факультета, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск;

Фалалеев А.Н., д.э.н., заведующий кафедрой экономики и управления института Социально-гуманитарных технологий, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.