В настоящее время образование, в котором первостепенное значение имеет содержание и когнитивные навыки в абстрактных ситуациях, в то время как ключевую часть развития специалиста составляют знания и критическое мышление, а также способности решать проблемы в сложном мире, в современных условиях не является достаточным. Желание быть креативным исходит из глубинной внутренней мотивации человека, исходящей из ценностных ориентаций личности на творчество и самовыражение.
Актуализация ценностных ориентаций на познание и творчество в образовательном пространстве университета способствует развитию и реализации креативности студентов, которая выражается в изменении способа решения возникающих междисциплинарных вопросов на основе ценностно-ориентированного мышления.
В данной статье мы сконцентрировали внимание на выявленных нами закономерностях развития креативности студентов университета, соглашаясь с тем, что закономерность в отличие от закона не носит всеобщего характера, проявляется не устойчиво и зависит от ряда условий.
Закономерность обусловленности. С одной стороны развитие креативности студентов университета обусловлено опережающим развитием их ценностных ориентаций на познание, учебно-познавательную деятельность, творчество, самовыражение и самореализацию, с другой стороны имеющимися знаниями, опытом учебной, социальной, научной и креативной деятельности. Опытно-экспериментальная работа показывает, что устойчивые ценностные ориентации служат своеобразными векторами, по которым личность сверяет желательность действий, выстраивая поведение и определяя цели. Синтез междисциплинарных знаний выступает базисом креативности, причем, чем шире диапазон знаний, тем больший простор возникает для ассоциаций, которые имеют огромное значение для креативности. Развитие креативности студентов в значительной мере обусловлено резонансным креативно-ценностным взаимодействием «преподаватель-студент-группа» в образовательной среде университета, в которой происходит гармоническое совпадение внешних условий среды и внутренних потребностей субъектов образовательного процесса, при котором наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности и креативные способности каждого субъекта, а коллективная деятельность субъектов образовательного процесса обогащается взаимными ценностями, знаниями и опытом и приводит к созданию креативного продукта. Креативная компетентностно-ориентированная образовательная среда, создающая условия для научно-исследовательской деятельности, использования доступных информационных технологий, эффективного саморазвития всех субъектов образовательного процесса как в учебной, так и внеучебной деятельности, способствует развитию креативности студентов, равно как и креативно-ценностными образовательными технологиями. Аксио-креативный потенциал преподавателя выражается в готовности к созиданию, выдвижению и реализации креативных идей и к развитию креативного потенциала студентов.
Закономерность становления. Креативность является механизмом развития личности студентов, с одной стороны, и аксиологическим ресурсом совершенствования качества университетского образования, с другой, включая потенциальную базу (аксио-креативный потенциал) и актуальную базу (актуализированные креативные компетенции). Резонансное креативно-ценностного взаимодействие «преподаватель-студент-группа» приводит к развитию креативности студентов университета, переходящей из образовательной среды во внеучебную, а затем в креативность жизнедеятельности.
Закономерность изменения. Изменения в уровне знаний, умений и ценностных ориентаций на креативную деятельность обусловливают развитие креативности студентов университета. Для того, чтобы быть креативным, студент должен накопить определенный багаж знаний и компетенций для создания креативного продукта. Мы констатируем развитие креативности студентов при условии изменения характера резонансного взаимодействия «преподаватель-студент-группа» от репродуктивного к креативно-ценностному, от индивидуального к коллективному с наращиванием эмоциональной насыщенности совместной учебно-познавательной творческой деятельности. Данный тип взаимоотношений представляет целостность внешних и внутренних условий, отражающая воздействие субъектов друг на друга, способствующее качественному изменению и усилению их аксио-креативного потенциала. Данная закономерность воплощает важные аспекты: креативность является как индивидуальным, так и коллективным качеством, причем ярче всего проявляется именно в коллективной деятельности. Эмоциональная насыщенность совместной учебно-познавательной деятельности способствует развитию креативности студентов.
Закономерность актуализации. Актуализация креативного потенциала студентов университета в компетентностно-ориентированной образовательной университетской среде происходит с различной степенью интенсивности по спирали, в зависимости от ценностных ориентаций студентов на творчество и познание, на самовыражение, а также от имеющегося опыта учебной, социальной, научной деятельности. Самостоятельная работа студентов осуществляется в условиях компетентностно-ориентированной среды, активизация которой происходит с применением креативно-ценностных технологий в процессе междисциплинарного обучения, инвариантного от направления подготовки студентов.
Закономерность результативности. Результатом развития креативности студентов университета является интеллектуально-эвристическое качество, представляющее собой универсальные компетенции, способствующие достижению конкурентного преимущества личности. Устойчивые ценностные ориентации на творчество, познание и самовыражение фиксируются в изменении характера учебно-познавательной самостоятельности студентов, как в учебной, так и внеучебной деятельности, и в жизнедеятельности. Развитие креативности выражается в степени их готовности к решению нестандартных задач и выполнению научно-исследовательской работы, в выдвижении инициатив в различных видах деятельности, как то: социальные практики, театральные представления, конкурсы, фестивали, конкурсы, проекты, гранты.
В своем исследовании мы считаем, что процесс развития креативности в университете можно представить в виде призмы, стоящей на вершине. Плоскости призмы представляют знания, эмоции и деятельность, являющиеся основополагающими в образовательном пространстве университета. Луч света на входе - это креативные способности каждого студента, поскольку мы убеждены, что каждый человек обладает креативными способностями в большей или меньшей степени. Креативные способности студента, преломляясь через призму университетского образования, насыщенного эмоциями, знаниями, совместной творческой учебно-познавательной деятельностью и ценностями саморазвития и самовыражения, меняют свою траекторию, расширяясь в пространстве и времени, и развиваются в широкий спектр креативности, проходящий через витки спирали ценностных ориентаций.
Если провести аналогию с магнитным полем катушки и законами физики, гласящими, что магнитное поле катушки тем сильнее, чем больше сила тока, проходящего по ее виткам, и чем ближе друг к другу расположены витки, то, перенося эти законы в педагогическую плоскость, мы можем утверждать, что, чем более устойчивыми и четкими становятся ценностные ориентации на самовыражение и творчество, тем более развита креативность студента.
Предложенная нами модель, во-первых, иллюстрирует тот факт, что креативность, являясь интеллектуально-эвристическим качеством личности, присуща каждому в той или иной степени. Интенсивность и плотность луча зависит от степени развития креативности студента до поступления в вуз, до погружения в его компетентностно-ориентированную образовательную среду университета.
Во-вторых, данная модель помогает увидеть триаду компонентов, играющих значимую роль в развитии креативности личности, а именно совокупность эмотивного, когнитивного и деятельностного аспекта. Равносторонняя призма подчеркивает равнозначность трех составляющих. Когнитивный компонент образует интеллектуальный базис в структуре исследуемого феномена и включает междисциплинарные фундаментальные и прикладные знания студентов, способы освоения критического мышления, конструирование нового знания. Эмотивный компонент отражает ценностно-смысловое наполнение креативности и фиксирует роль эмоций, интуиции и значимость ценности созидания в креативном процессе. Деятельностный компонент воплощает процессуальность, стадии креативного процесса: подготовка-инкубация-озарение-оценка-оттачивание, и его мотивационно-потребностное наполнение: потребность-эмоции-мотивы-ценности-цель, раскрывающие сдвиг мотива на цель, результатом которой является, как созидание продукта, так и преобразование личности.
В-третьих, плоскость эмоций, через которую проходит луч креативности, показывает важность данного компонента для развития креативности. Эмоции играют важную роль в общей атмосфере университета, эмоциональной насыщенности резонансного креативно-ценностного взаимодействия студентов и преподавателя, студента и группы, преподавателя и группы, а также в усвоении знаний. Кроме того, эмоциональные детерминанты креативного процесса показывают, что в данном процессе имеют значение как положительные, так и отрицательные эмоции.
В-четвертых, когнитивный компонент имеет большое значение в развитии креативности студентов, поскольку создавать что-то новое можно только, опираясь на определенную знаниевую базу, причем для развития креативности существенную роль играет междисциплинарный синтез знаний, поскольку, чем шире горизонт познания, тем свободнее и ярче будут ассоциации, необходимые для креативного мышления. Ценностно окрашенные знания могут привести к созданию инноваций. Обучение возможно при ценностном отношении самого студента к познанию, при наличии готовности творить, прилагать усилия.
В-пятых, модель подчеркивает важность деятельностного компонента в развитии креативности студентов университета. Креативность личности может проявляться только в деятельности, причем мы считаем, что имеет значение как индивидуальная, так и коллективная деятельность. Одним из заблуждений относительно природы креативности является убеждение в том, что креативность проявляется только на индивидуальном уровне. Однако мы считаем, что в процессе коллективной деятельности происходит резонансное взаимодействие членов группы, при котором усиливается креативное мышление, обогащенное разными знаниями, разными точками зрения, разнообразными личностными характеристиками, при этом ярче проявляются индивидуальные способности каждой личности. Кроме того, мы считаем, что резонансное креативно-ценностное взаимодействие представляет собой такой тип взаимоотношений между внешней и внутренней стороной процесса образования, при котором происходит гармоническое совпадение внешних условий среды и внутренних потребностей субъектов образовательного процесса, когда наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности и креативные способности каждого субъекта, а коллективная деятельность субъектов образовательного процесса обогащается взаимными ценностями, знаниями и опытом и приводит к созданию креативного продукта.
В-шестых, модель позволяет увидеть, как преломляясь в креативной образовательной среде, креативность студентов расширяется в пространстве и во времени, выходя за рамки учебной деятельности, когда креативность переходит сначала во внеучебную деятельность, а затем в плоскость жизнедеятельности студента.
Таким образом, совокупность всех перечисленных элементов, составляющих образовательную среду университета, позволяет раскрыть исходную креативность студента, усилить и развить ее. Развитие креативности как интеллектуально-эвристического качества личности студентов университета подчинено закономерностям: обусловленности, становления, изменения, актуализации и результативности позволяют не только осмыслить, но и реализовать его. Выявленные закономерности позволили выделить на их основе механизмы и педагогические условия, которые легли в основу модели развития креативности студентов университета.
Рецензенты:
Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;
Белоновская И.Д., д.п.н., профессор кафедры технологии машиностроения, металлообрабатывающих станков и комплексов, Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.