Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FIXING OF TOLERANT VALUES THROUGH THE ACTIVITY OF BACHELORS – FUTURE TEACHERS VOCATIONAL TRAINING

Bezotechestvo L.M. 1
1 Siberian Federal University
The article considers the problem of the formation of tolerance bachelors - the future teachers of vocational training in the educational process of the university. The features of the teaching activities, requirements for teacher realizing this activity in today´s educational environment, actualizing the stated problem. Proposed implementation of the process of formation of tolerance as a key value through teacher orientation on the values of tolerance, adopting and its fixing in the activities, in particular, details the stage fixing tolerant values by engaging students in a specially organized interactive activity. The author describes the implementation of one of the training methods by which students are involved in The author describes the implementation of one of the training methods by which students are involved in activities tolerant activities. Theoretically founded assumptions confirmed by the results experimental practices to promote tolerance bachelors - the future teachers of vocational training in the educational process of the university.
tolerance
tolerance educator
teaching tolerance
teaching activities
development of tolerance
the educational process of the university
interactive educational technology
Педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в системе образования в целом. Невозможно переоценить значение подготовки педагогов, способных вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения в условиях многообразия современного мира, взаимопроникновения и столкновения различных культур.

Формирование педагогической толерантности как необходимое условие совершенствования педагогического образования рассматривают как на теоретическом (Л.А. Занина, Н.П. Меньшикова), так и на практическом уровнях (С.А. Ляушева, Т.Ю. Фадеева) [5,6,9]. Актуальность проблемы определяется той ролью, которую толерантность играет в деятельности педагога. Для выявления этой роли необходимо рассмотреть феномен педагогической деятельности. В рамках исследуемой проблемы формирования толерантности ценным является замечание о том, что деятельность есть выражение внутренних жизненных смыслов субъекта, отражение ценностных предпочтений личности. Педагогическая деятельность как вид деятельности, обладающий особенностями её элементов (субъекта, объекта, средств, результата) и определяющаяся как целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, целью которого является создание условий для  личностного, интеллектуального и деятельностного развития и саморазвития обучающегося и воспитывающегося, что и определяет актуальность толерантности для человека, реализующего эту деятельность.

Профессия педагога традиционно считается достаточно сложной для освоения и реализации. Между тем эта профессия является одной из важнейших, без которой человеческое общество не в состоянии поддерживать своё существование, реализуя преемственность поколений. Педагог должен иметь не только интерес к своей деятельности, но и соответствующую предрасположенность, определённые личностные качества, на основе которых возможно его развитие в профессиональном плане. В.А. Сластенин подчеркивает, что построение модели специалиста должно опираться на тщательный анализ задаваемых обществом требований, которые отображаются на внутреннюю структуру образовательной деятельности [8].

Мысль о тесной взаимосвязи между процессами, происходящими в обществе, и требованиями к личности педагога подчеркиваются многими учеными. Зачастую указывается на детерминирующую роль социального заказа. Так, В.А. Адольф, И.Ю. Степанова утверждают, что «Общество», «задавая» направление педагогической деятельности, как бы «подтягивает» педагогический процесс, стремится установить соответствие между имеющимися условиями жизни и обучающей средой ...» [1].

Одним из современных подходов, определяющих эти требования, является личностно-ориентированный, концентрирующий внимание на целостной личности человека. Человек в нём представляется творцом своей жизни, а не управляемой извне сущностью. В рамках этого подхода система образования не только развивает и воспитывает, но и создаёт условия для саморазвития личности. Происходит это за счет реализации субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, его деятельностного, активного характера, замену педагогического воздействия, рассматриваемого в классическом подходе, педагогическим взаимодействием. В этой ситуации к педагогу, осуществляющему это взаимодействие, предъявляются несколько иные требования, чем в технократическом подходе, где ученик представляется объектом воздействия. В данном исследовании в первую очередь мы придерживаемся личностно-ориентированного подхода в трактовке образовательного взаимодействия, построенного на субъект-субъектном восприятии. Признавая равноценность участников образовательного процесса, основанную на толерантном отношении между его субъектами, диалог признаётся основной формой коммуникации. Именно диалогическое построение педагогического взаимодействия определяет требования к современному преподавателю. Педагог в условиях современной образовательной среды является не только транслятором знаний, но и формирует личностные качества студента. Педагог сам должен являться примером толерантно действующей личности. Гуманистическая ориентация всей системы образования, субъект-субъектный подход в обучении, усиление межкультурных взаимодействий - всё это требует от педагога реализации толерантного поведения, повышающего эффективность образовательного процесса.

Данные требования отражены во ФГОС ВПО (федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования), который определяет образовательный процесс бакалавров - будущих педагогов профессионального обучения (специальность 051000.62 «Профессиональное обучение (Информатика и вычислительная техника)), через перечень общекультурных компетентностей, в содержание некоторых из которых имплицитно включена толерантность.

Интегративность толерантности предполагает, что ситуация, в которой будет  проявляться, не влияет на степень и способ её выраженности. Нельзя быть толерантным в религиозном плане и интолерантным в возрастном - толерантный человек реагирует одинаково на разные аспекты поликультурного взаимодействия. Так, педагогическая толерантность выделяется как проявление толерантности специфическими субъектами - педагогами в образовательном процессе. Целесообразность выделения этого вида проявления толерантности заключается в специфики субъектов образовательного процесса и взаимодействия, ими реализуемого. В нашем понимании [2,7] толерантность выступает как интегративное качество личности, при высоком уровне сформированности проявляющееся во всех аспектах деятельности человека. Таким образом, будучи толерантным в одних ситуациях  нельзя быть не толерантным в другом.

Так, толерантность как ценность выражается в поведении, реализующемся во многих аспектах жизнедеятельности человека. Толерантность рассматривается как конкретное деятельное проявление ценностной ориентации,   ценностного отношения человека. В соответствии с ценностью толерантности субъект общения, имея свою жизненную позицию, уважает и признаёт право другого на иное, отличное от своего, мировоззрение и поведение. Исходя из родового определения толерантности [2,3,7] и рассматривая педагогическую толерантность как ценность, будем понимать под ней следующее:

Педагогическая толерантность - интегративное динамическое профессиональное личностное качество, проявляющееся в деятельности педагога, являющееся основанием для его личностного и профессионального развития, ценностного отношения ко всем субъектам образовательного процесса, в соответствии с которым педагог, имея собственную жизненную позицию, уважает и признает право другого воспринимать, мыслить и действовать иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие с учетом различных точек зрения участников образовательного процесса.

Таким образом, показано, что в педагогической деятельности толерантность играет важную роль, позволяя результативно реализовать педагогическое взаимодействие при личностно-ориентированном подходе к образовательному процессу. Это актуализирует проблему формирования толерантности у бакалавров - будущих педагогов профессионального обучения в образовательном процессе вуза.

В рамках исследования проблемы формирования толерантности бакалавров - будущих педагогов профессионального обучения определяется наличный уровень сформированности этого личностного качества. Так, исследование студентов 1-4 курсов специальности 051000.62 «Профессиональное обучение (Информатика и вычислительная техника)» Сибирского федерального университета показало, что большинство из них имеют примитивный уровень сформированности толерантности, и, кроме того, этот уровень падает к окончанию обучения (табл.1).

Таблица 1

Количество студентов 1-4 курсов, имеющих определённый уровень сформированности толерантности, %

 

Тест-опросник В. В. Бойко

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

Уровень

Критический

Примитивный

Допустимый

Критический

Примитивный

Допустимый

I курс

10

67

23

0

91

9

II курс

0

60

40

0

100

0

II курс

13

74

13

0

93

7

IV курс

45

55

0

27

73

0

Для оценивания уровня сформированности толерантности использовались тест-опросник В. В. Бойко и экспресс-опросник «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой [4]. Анализ результатов тестирования позволяет сделать вывод о том, что имеющийся потенциал образования недостаточен для её формирования, что не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к деятельности педагога. Таким образом, назревает необходимость в выявлении педагогических условий, способствующих формированию педагогической толерантности бакалавров - будущих педагогов профессионального обучения.

Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов является предметом изучения ряда ученых: В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, Г.А. Чижакова и др. Так, рассматривают ценности как «специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности» [8]. В данном определении важным является то, что ценности регулируют деятельность субъекта, определяют его поведение и ориентируют на принятие тех или иных решений. Авторы разделяют понятия «ценность» и «ценностное», вводя категории «ценностная ориентация», «ценностное отношение» и «ценностное поведение». Только при сформированной ценностной ориентации и ценностном отношении ценности действительно становятся ориентирами деятельности. При определении сущности ценностной ориентации подчеркивается, что это направленность личности на принятие тех или иных ценностей, ценностного отношения - внутренняя позиция личности, отражающее взаимосвязь личного и общественного, ценностного поведения - целенаправленные действия, внутренними регуляторами которых являются ценностное сознание, ориентации и отношения. Таким образом, формирование толерантности как ценности у бакалавров - будущих педагогов в образовательном процессе вуза можно организовать, исходя из данных этапов: формирование толерантной ориентации, толерантного отношения и закрепление его в толерантной деятельности. Сформированная таким образом толерантность будет проявляться в различных ситуациях, в том числе в их будущей профессиональной деятельности, что будет способствовать повышению её качества.

В связи с ограниченностью объёма статьи подробнее рассмотрим этап закрепления ценности толерантности в деятельности, как завершающий этап формирования данного личностного качества. Данные этап, предполагающий вовлечение студентов в деятельность, целесообразно реализовать, используя интерактивные педагогические технологии, которые предполагают самостоятельное и групповое разрешение студентами задаваемых педагогом ситуаций, что способствует  переживанию каждым студентом толерантных ценностей, их проживанию и принятию. Ценностные ориентации, регулирующие их деятельность, выходят на первый план, что позволяет реализовать закрепление и интериоризацию этих ориентаций. Экспериментально реализовано формирование толерантности было в процессе обучения бакалавров по специальности 051000.62 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» на базе Сибирского федерального университета (г. Красноярск). На данный момент в исследовании приняли участие 103 человека.

Одном из способов закрепления ценности толерантности явилась деловая игра «Стереотипы. Кто этот человек?». Она позволила студентам почувствовать, насколько стереотипы управляют их жизнедеятельностью, принятием суждений и созданием картины мира. Суть игры следующая: один из студентов должен угадать персонажа, фотографию которого преподаватель показывает аудитории. При этом он может задавать вопросы, на которые можно отвечать только «да», «нет» или «не знаю». Игра позволяет осознать, насколько стереотипы руководят нами в повседневной жизни. Для отгадывания были выбраны Л.Н. Толстой, президент США Б. Обама и Далай Лама XIV Н. Л. Т. Гьямцхо. К примеру, при отгадывании Далай Ламы, после стандартных вопросов, позволяющих определить, пол, возраст и время жизни персонажа, речь зашла о его национальной принадлежности. Зафиксировав азиатское происхождение персонажа, ведущий задал вопрос: - «Он китаец?» - на что получил одобрение большинства в аудитории. И только некоторые студенты возмутились: - «Да ведь нет, он совершенно другой национальности, у них с китайцами очень большая культурная разница!» - ссылаясь на то, что Тибет, как центр Буддизма, находится с Китаем в очень напряженных отношениях. После того, как персонаж всё-таки был отгадан, в аудитории разгорелась дискуссия, результатом которой стало признание культурного многообразия и значительных отличий не только между расами, но внутри них, и даже у народов, издревле соседствующих и развивающихся параллельно. Анализируя прошедшую игру, некоторые студенты признали, что во многом они пока ещё мыслят стереотипами и с лёгкостью навешивают ярлыки на людей, не разобравшись в ситуации.

Результаты проведённого эксперимента по формированию толерантности бакалавров - будущих педагогов профессионального обучения позволили заключить, что именно реализация означенных этапов формирования ценности толерантности способствует позитивному изменению уровня (статистическая значимость различия измерений 5 % подтверждена с использованием φ-критерия Фишера) сформированности толерантности студентов (табл. 2), так как в контрольных группах уровень толерантности статистически значимых позитивных изменений не претерпел.

Таблица 2

Динамика сформированности толерантности бакалавров - будущих педагогов профессионального обучения

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

Тест-опросник В. В. Бойко

Уровень сформированности толерантности студентов

 

Критический

Примитивный

Допустимый

Критический

Примитивный

Допустимый

Экспериментальная группа 1

До

0

91

9

9

69

22

После

0

60

40

0

36

64

Экспериментальная группа 2

До

8

84

8

16

61

23

После

0

58

42

0

45

55

Контрольная группа 1

До

0

100

0

0

60

40

После

11

89

0

11

56

33

Контрольная группа 2

До

0

93

7

13

74

13

После

0

93

7

0

81

19

Тем не менее, абсолютное большинство бакалавров всё ещё не имеет допустимого уровня сформированности толерантности, что согласуется с теоретическими положениями о формировании ценностей как продолжительному по времени процессу. Выявленная закономерность требует продолжения процесса её формирования на протяжении всего обучения бакалавров - будущих педагогов профессионального обучения в вузе, в том числе актуализируя имеющийся потенциал содержания некоторых дисциплин основной образовательной программы посредством использования методических рекомендаций «Формирование толерантности студентов - будущих педагогов в образовательном процессе вуза: методические рекомендации», составленных Л.М. Безотечество [4].

Рецензенты:

Осипова С.И., д.п.н., профессор, профессор-наставник кафедры ФЕО ИЦМиМ ФГАОУ ВПО СФУ,  г. Красноярск;

Гафурова Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры ППО ИППС СФУ, г. Красноярск.